СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль учителя истории и обществознания в воспитании личности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль учителя и направления в воспитании при формировании личности

Просмотр содержимого документа
«Роль учителя истории и обществознания в воспитании личности»

Роль учителя истории и обществознания в воспитании личности



Образовательный процесс - это не только обучение. Согласно словам В. И. Даля, образование - есть образование ума и образование нравственности. Обучение и воспитание взаимосвязаны, они неразрывны, особенно когда речь идет о школе.

Главное отличие учителя и преподавателя в том, что учитель в школе не только учит, но и занимается воспитанием детей, в то время как для преподавателя на первом месте стоит задача обучения.

Нельзя обучение в школе сводить лишь к освоению нового учебного материала. К сожалению, нередко в современной школе происходит так, что учителя в первую очередь готовят учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Но сводя историю к тестированию и механическому запоминанию фактов и т.п., мы упускаем вопрос, связанный с тем, как повлияли те или иные события на личность, как оценивает их ученик с гражданской позиции, с точки зрения нравственности и морали.

«Не обижайте детей готовыми формулами, формула - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучайте их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза - главное. Главное - воспитание в человеке человеческого» (Антуан де Сент- Экзюпери)

Очень важно, занимаясь обучением, не забывать о воспитании. И это касается всех уроков. Но наибольшие возможности в формировании личности учащихся, в становлении их гражданской позиции и т.п., на мой взгляд, имеют уроки истории и обществознания.

В своей работе я не делаю упор на какой - то отдельный вид воспитания, например, только гражданско - патриотическое или только нравственное воспитание. Я считаю, что в деле воспитания необходим комплексный подход. Нельзя формируя и развивая одни качества, забывать о других. Поэтому я хотела бы показать возможности уроков истории и обществознания в воспитании всесторонне развитой личности и роль учителя в этом процессе.

Гражданско -патриотическое воспитание формирует ответственное отношение к семье, окружающим людям, своей стране. При изучении тем, связанных с Отечественной войной 1812 года, Великой Отечественной войной, необходимо показать примеры мужества и самоотверженности, подвести детей к тому, что именно героический подвиг наших соотечественников был главным фактором победы в войнах.

На уроках истории и обществознания важно обращаться к историческим личностям, которые внесли большой вклад в развитие страны, сыграли выдающуюся роль в истории нашей страны во все времена. На их примерах учить и воспитывать детей. В учебниках обществознания за 6 и 7 классы под редакцией Л. Н. Боголюбова есть специальная рубрика «Жил на свете человек», посвященная выдающимся личностям, имена которых составляют славу человечества.

Большую роль играют исследовательские работы по изучению прошлого своей малой Родины, своей семьи, так как происходит осознание школьником себя частью страны, частью истории.

Нравственное воспитание формирует понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки, соответствующие социальным нормам. На уроках можно использовать притчи, различные ситуации. Дать возможность детям, чтобы они привели примеры из опыта личной жизни. Ученики 5 -7 классов очень любят рассказывать различные случаи из жизни. Конечно, учитель должен следить за тем, чтобы рассказы учащихся соответствовали теме.

Можно связать с литературой: написать небольшой рассказ о положительном или отрицательном герое, оценивая его поступки, подобрать пословицы на определенную тему и т.д. На помощь могут прийти практикумы, творческие задания, проекты.

Правовое воспитание формирует знание прав и обязанностей, учит нести ответственность за их соблюдение. На уроках обществознания целесообразно организовать работу с документами, например положениями и статьями из Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ и другими нормативно - правовыми актами. Можно проводить ролевые игры, такие как «Юридическая консультация» по обществознанию, «Суд по законам Хаммурапи» по истории и др. Также можно использовать различные ситуации для обсуждения и решения проблемы.

Экономическое воспитание направлено на развитие экономического мышления человека в различных масштабах. Особенно актуально формирование финансовой грамотности в современных условиях жизни общества. В этом помогают онлайн - уроки, организованные Сбербанком, олимпиады по финансовой грамотности, игры «Мой план», «По ступенькам бизнеса» и др., задания по составлению бюджета с последующим анализом.

Экологическое воспитание основано на понимании неоспоримой ценности природы. Помимо рисунков, фотографий и презентаций, необходимо организовать работу, чтобы учащиеся непосредственно внесли вклад в охрану природы.

Эстетическое воспитание формирует и развивает способности видеть и воспринимать прекрасное. На помощь могут прийти прийти Интернет - ресурсы и другие дополнительные источники, а также экскурсия в музей.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию действительности и самопознанию. Различают специальные умения и общий интеллект. К последнему помимо чтения, письма, счета и изложения своих мыслей относят также навыки самостоятельной работы, культуру умственного труда. Ни один наставник, согласно К.Д. Ушинскому, «не должен забывать,что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, чем передача самого предмета.»

Таким образом, на уроках и во внеурочное время не только можно, но и нужно уделять большое внимание воспитанию. Работа по воспитанию не дает результаты за короткое время. Это длительный процесс. Воспитание человека, так же как и социализация, не заканчивается на каком - то определенном этапе, а длится всю жизнь. Только закладывать основу воспитания должен учитель (ну и конечно, семья). А дальше, имея определенную базу, человек будет заниматься самовоспитанием.

Роль учителя в воспитании велика., но она должна быть побудительной и направляющей, но ни в коем случае не навязывающей свои ценности. Для современного воспитания важно умение самостоятельно приобретать знания и пользоваться ими, а не получать всё в готовом виде. А это достигается только трудом, как и всё в жизни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!