СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия на рубеже XIX-XX вв.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Россия на рубеже XIX-XX вв.»

Технологическая карта урока

Предмет: История

Курс 1

Тема урока: Россия на рубеже XIX-ХХ вв. Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: лекция

Цели:

Образовательная- познакомить обучающихся с ситуацией в Россиийской империи в конце 19- начале 20вв.

Развивающая - способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

- развивать навыки коллективной и самостоятельной работы;


Воспитательная - способствовать воспитанию творческой активности учащихся;

- воспитать культуру делового общения.




Универсальные учебные действия

Познавательные: разобрать материал про Россию конца 19- начала 20вв, русско-японскую войну, революцию 1905-1907 годов с использованием учебной литературы

Регулятивные: изучение материала согласно плану

Коммуникативные: умение слушать и понимать других

Личностные: уметь осуществлять самооценку

Основное содержание темы, термины и понятия


Организация образовательного пространства

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы: рабочие тетради, учебник


ХОД УРОКА


Планируемые результаты

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

I этап Организационный момент

Умение слушать и понимать других.

Приветствует, проверяет готовность обучающихся к уроку, организует внимание.

Слушают, записывают дату в тетрадь.

II этап Постановка цели и задач учебного занятия (7 мин.)

Развитие умения формулировать тему и задачи урока. Формирование умения прогнозировать свою работу.

Давайте вспомним какие значимые события произошли в России в середине- второй половине 19 века.

Объяснение вкратце обучающимся что такое середина- вторая половина 19 века для России.

Отвечают на вопрос

Записывают за преподавателем

III этап Исследовательская работа

Умение анализировать ситуацию.

Объяснение обучающимся ситуации с начала правления Николая II (1894г.) по 1904 год.

В 1894 г. царём стал Николай II. Он продолжил консервативный курс своего отца Александра III. Эта политика вела к обострению противоречий внутри страны. Ситуация в деревне постоянно ухудшалась. В 1900-1904 гг. произошло 670 крестьянских выступлений (за предыдущее пятилетие — всего 82). В сознании крестьянства переплетались революционные идеи и вера в «хорошего» царя, до которого «не доходит правда».

Николай II в 1903 г. издал Манифест, провозглашавший незыблемость общинной собственности на землю. Витте был отстранён от поста министра финансов и назначен на почётный, но не дающий реальной власти пост главы Комитета министров.

В 1904 г. в результате покушения В.К. Плеве был убит. Министром внутренних дел стал князь П.Д. Святополк-Мирский, выступивший с инициативой проведения реформ. В частности, он предлагал включить в Государственный совет (совещательный орган при царе) выборных представителей от земств и городских органов самоуправления, расширить рамки избирательного права на местном уровне. Он также предлагал расширить права крестьянства.

В ноябре 1904 г. на съезде представителей земств в Петербурге была принята резолюция с требованием принятия конституции страны, проведения политической амнистии, прекращения административного произвола властей.

12 декабря 1904 г. Николай II издал Указ, по которому расширялись права земств, смягчалась цензура, крестьянство уравнивалось в правах с другими сословиями. Были отменены телесные наказания крестьян и круговая порука (совместная ответственность членов сельской общины за уплату налогов), облегчён выход из общины зажиточному крестьянству. На большее, не подорвав основы собственного существования, самодержавный режим пойти не мог.

С середины 1890-х гг. наметился рост рабочего движения. В 1901-1904 гг. забастовки рабочих охватили большинство губерний. Изменился и характер рабочих выступлений. Экономические стачки, направленные на улучшение материального положения, условий труда и быта, сменились политическими. В 1903 г. более половины стачечников выдвигали политические требования. Забастовки всё чаще сопровождались манифестациями под лозунгами введения демократических свобод.





Записывают за преподавателем

Высказывают своё мнение

IV этап Освоение новых знаний

Познакомиться с ситуациями в России начала 20 в.

Русско-японская война 1904-1905 гг. В начале XX в. резко обострилась международная обстановка на Дальнем Востоке, где на путь территориальных захватов вступила Япония.

В 1896 г. был заключён секретный договор между Россией и Китаем. Дав обязательство соблюдать территориальную целостность Китая, Россия получила право строительства железной дороги на Владивосток через Маньчжурию — провинцию на северо-востоке Китая. Участок дороги, проходивший по территории Маньчжурии, назывался Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД). За Пекином оставалось право выкупить её через 36 лет. Был также подписан договор об аренде Россией военно-морской крепости Порт-Артур сроком на 25 лет. Россия, таким образом, овладела незамерзающей морской базой на южной оконечности Ляодунского полуострова.

Опираясь на контроль над Маньчжурией, царские чиновники начали распространять российское влияние на Корею, получив там лесные концессии. Это вызвало возмущение в Японии, считавшей Корею своей сферой влияния. Переговоры оказались бесплодными.

Война началась с внезапного нападения 27 января (9 февраля) 1904 г. японского флота на русскую эскадру, стоящую на рейде своей главной базы — крепости Порт-Артур. Одновременно у порта Чемульпо (Корея) были потоплены крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».

Назначенный командующим Тихоокеанской эскадрой адмирал С.О. Макаров намеревался активизировать действия русского флота. Но 31 марта 1904 г. он погиб на эскадренном броненосце «Петропавловск», который подорвался на японской мине при попытке выйти с рейда Порт-Артура.

Высадившиеся в Корее и на Ляодунском полуострове японские войска осадили Порт-Артур, начали наступление в глубь Маньчжурии. В развернувшихся на суше сражениях на реке Ялу, у Ляояна, на реке Шахэ, у Мукдена, обе стороны несли тяжёлые потери. Тем не менее японская армия постепенно продвигалась на север. 20 декабря 1904 г. (2 января 1905 г.) Порт-Артур капитулировал. Русские эскадры, совершившие переход из Балтийского и Чёрного морей в Тихий океан, были 14 (27) мая 1905 г. разгромлены превосходящими силами японского флота в сражении у острова Цусима.

Причины военных неудач России состояли в том, что, несмотря на общее численное превосходство её вооружённых сил, русским приходилось доставлять пополнения, вооружение, амуницию и провиант в Маньчжурию из центральных районов страны по одноколейному Транссибирскому пути. Японцы же получали всё это морским путём со своих баз, расположенных поблизости. Большую роль играли техническая оснащённость армии и флота, качество вооружения, в чём у японцев было явное преимущество.

Не на высоте оказался и генералитет России. Главнокомандующий А.Н. Куропаткин оказался сторонником пассивной обороны, ему не удалось выиграть ни одного сражения. Намного хуже, чем у японцев, в русской армии была поставлена и разведка.

Начавшаяся революция заставила правительство пойти на переговоры о мире. На мирной конференции в Портсмуте (США) в 1905 г. страны-посредники — Англия и США не поддержали требования японской стороны о передаче ей всего острова Сахалин и выплате Россией контрибуции. По условиям мира Россия потеряла Порт-Артур, утратила влияние в Южной Маньчжурии, отказалась от всяких претензий на Корею, лишилась Южного Сахалина.

Портсмутский договор оказался несомненным успехом дипломатии России. Тем не менее уступку части территории империи российское общество встретило неодобрительно. Военная неудача во многом способствовала падению престижа царской власти и нарастанию революции.

Кровавое воскресенье и начало революции. 1905 г. открыл в истории России эпоху революционных потрясений. Рубежом начала революции стало Кровавое воскресенье 9 января 1905 г., когда в Петербурге войска расстреляли толпы рабочих, шедших с петицией (обращением) к самодержцу. Идея подать петицию царю от имени петербургского рабочего люда принадлежала Гапону. В петицию включили не только ходатайства об улучшении жизненных условий (8-часовой рабочий день, повышение заработной платы и др.), но и политические требования: свободы слова, печати, рабочих союзов, созыва Учредительного собрания для принятия конституции и др.

Накануне событий власти, знавшие о подготовке шествия, сосредоточили в городе войска. Они встали на пути рабочих колонн, стекавшихся к центру города с хоругвями (полотнищами с изображением святых) и царскими портретами, и дали несколько залпов по манифестантам. Согласно официальному сообщению, на улицах города в этот день погибли 96 и были ранены 333 человека, но число жертв было наверняка большим.

В ответ на устроенную властями бойню в городе началась всеобщая забастовка — не работал ни один завод, на улицах появились первые баррикады, толпа беспощадно избивала военных.

В борьбе за землю крестьянство вступило на путь открытого неповиновения властям. Крестьяне громили помещичьи амбары, делили между собой хлеб и скот, уничтожали долговые расписки и конторские книги; сжигали винокуренные, сахарные, маслобойные заводы, а часто и господскую усадьбу. С наступлением весны крестьяне захватывали помещичьи земли и запахивали их.

Прямой связи крестьянского движения с рабочим не было. Оно развивалось самостоятельно. Огромную роль в подготовке согласованных выступлений сыграла сельская община. Крестьянская организация всероссийского масштаба возникла летом 1905 г. в Москве. Делегаты из 22 губерний Центральной России высказались за создание Всероссийского крестьянского союза. Съезд потребовал немедленного созыва Учредительного собрания на основе всеобщего, равного, тайного и прямого избирательного права, объявления политических свобод, отмены частной собственности на землю и конфискации без выкупа монастырских, церковных, удельных, кабинетских, то есть принадлежавших лично императору, и государственных земель. При конфискации земли у помещиков предусматривалась частичная компенсация. К ноябрю 1905 г. Крестьянский союз объединял около 200 тыс. членов.

Желая успокоить многомиллионное российское крестьянство, правительство в ноябре 1905 г. отменило выкупные платежи, которые с реформы 1861 г. лежали тяжким бременем на сельчанах.

В борьбе с революционным движением власть всё шире использовала войска. Однако брожение охватывало и саму армию, значительная часть которой рекрутировалась из крестьян и разделяла его настроения. Наиболее ярким событием стало восстание на броненосце Черноморского флота «Князь Потёмкин Таврический» в июне 1905 г. Красный флаг подняли и на броненосце «Георгий Победоносец», но вскоре корабль был сдан властям. Впервые за 200-летнюю историю российского флота военные суда оказались в руках мятежников, призывавших к свержению существующего строя.

Для усмирения восставших в Одессу была направлена вся Черноморская эскадра. Из Петербурга пришёл грозный приказ: предложить команде «Потёмкина» сдаться, в случае же отказа немедленно потопить судно. Однако броненосец ушёл в Румынию, где восставшие сдали корабль местным властям и сошли на берег.

Осенью 1905 г. состоялось ещё 195 антиправительственных выступлений в армии и во флоте. Самым масштабным оказалось восстание экипажа крейсера «Очаков» в Севастополе, к которому присоединились команды и других судов. Руководил восставшими лейтенант П.П. Шмидт. Революционная эскадра в составе 12 кораблей была разбита 15 ноября сохранившими верность правительству 22 боевыми кораблями Черноморского флота. В марте 1906 г. Шмидта арестовали и вместе с тремя другими лидерами восстания расстреляли. Севастопольский мятеж оказался высшей точкой революционного брожения в армии, миновав которую движение пошло на убыль.

Манифест 17 октября 1905 г. События 1905 г. вызвали подъём массового движения в защиту династии и монархии, получившего название охранительного. Сторонники самодержавия называли себя чёрной сотней в память о событиях Смутного времени, когда движение простого, чёрного, люда спасло царский престол и Россию. На стороне чёрной сотни выступала значительная часть рабочих. Однако монархическая идея в начале XX в. обрела у её защитников весьма неприглядное обличье погромов. С 17 октября по 1 ноября 1905 г. погромы прокатились в 358 населённых пунктах страны, причём большая их часть пришлась на Европейскую Россию. Глубокую неприязнь черносотенцев вызывала интеллигенция. Они считали её основной виновницей революционной смуты. Наиболее частым объектом нападения становилась учащаяся молодёжь.

Местные власти и полиция, как правило, не препятствовали погромщикам, рассматривая их действия как выражение патриотических чувств. Войска брали сторону «патриотических» манифестантов, особенно в их стычках с революционно настроенными студентами. Однако Русская Православная Церковь осудила действия погромщиков, призвав людей одуматься, не пятнать руки кровью.

Противостояние революционной красной, как называли её современники, и охранительной чёрной сотен обостряло положение. Общество всё более раскалывалось на непримиримые враждующие лагери — революционный и правительственный.

В сентябре 1905 г. забастовали рабочие крупнейшей московской типографии И.Д. Сытина. Их выступление послужило прологом всероссийской политической стачки. Сытинцев поддержали московские печатники, в городе перестали выходить газеты. Уличные столкновения с полицией и войсками превращались в настоящие сражения, с обеих сторон насчитывались десятки жертв. В рабочей среде возникли Советы — органы, поначалу руководившие стачечным движением, затем они начали решать вопросы местного самоуправления. Первым в мае 1905 г. возник Совет уполномоченных в Иваново-Вознесенске, возглавивший политическую стачку ткачей.

Своего пика забастовочное движение достигло в начале октября 1905 г., в дни всероссийской политической стачки. За полторы недели октября прекратили работу 1,5 млн рабочих в 120 городах России. В качестве основного лозунга выдвигалось требование свержения самодержавия и созыва Учредительного собрания. 14 октября 1905 г. градоначальник Петербурга Д.Ф. Трепов разослал на места телеграмму с приказом вооружённой силой подавлять любое антиправительственное выступление: «Холостых залпов не давать, патронов не жалеть». Однако справиться с забастовкой не удавалось.

17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», текст которого подготовил С.Ю. Витте. Самодержавие пошло на явную уступку либеральной общественности, дотоле молчаливо одобрявшей политическое движение рабочих. Манифест провозглашал введение демократических свобод и создание избираемой Государственной думы. Одновременно объявлялось об учреждении нового государственного органа — Совета министров во главе с Председателем для объединения деятельности ведомств (до этого каждый министр подчинялся непосредственно царю). Декларируя основы конституционного правления, император требовал положить конец беспорядкам в стране.








Записывают конспект.


V этап Формирование умений и навыков учащихся

Воплощение плана по обретению умений и навыков


Закрепляет полученный материал занятия просмотром конспектов занятия.

Осуществляет выборочный контроль освоения материала (произвести опрос по пройденному материалу, а также оценить работу с раздаточным материалом)

Отвечают на вопросы преподавателя

1. Охарактеризуйте сущность крестьянского вопроса в России начала XX в.

2. Дайте развёрнутый ответ по теме «Русско-японская война 1904-1905 гг.».

3. Назовите причины революции 1905-1907 гг. Являлось ли неизбежным это событие?

4. Охарактеризуйте силы, участвовавшие в революции, их состав и цели, а также методы борьбы различных групп населения.

VI этап Рефлексия


Самостоятельная оценка действий обучающимися

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии

Ставит оценки

Формулируют конечный результат своей работы на занятии.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

VII этап Домашнее задание

Обеспечить понимание обучающимися целей и содержание домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию.


§3-4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!