Конкурсно - развлекательная программа
«Весёлые посиделки»
Цели и задачи классного часа:
Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших подростков, сплочение классного коллектива, активизация культурного досуга школьников;
Воспитание уважения к русским народным обычаям, традициям и национальному фольклору
Предварительная работа. В ролях двух Затейников – родители, одетые в русские народные костюмы или их некоторые элементы.
Музыкальное сопровождение - аудиозаписи весёлой музыки, частушечная музыка. Сувениры и сладости.
Класс оформлен в соответствии с традициями русской горницы.
Ход классного часа
Перед классным часом появляются два Затейника,
1-й Затейник: Ах, как весело, друзья,
С шуткой и весельем!
Мы ребята хоть куда,
Лишь бы не безделье.
Я Затейник- Весельчак,
Игр я знаю много.
Кто отправиться сейчас
С нами в путь- дорогу?
2-й Затейник: Мы затейники, вдвоём
Много сказок знаем.
Песни вместе мы споём,
В игры поиграем.
Не скучайте, не ленитесь,
В путь - дорогу соберитесь,
Веселей, смелей, друзья!
Нам сейчас скучать нельзя!
1-й Затейник. Мешкать нечего; пора!
Начинается игра.
Конкурс первый начинаем.
Конкурсно - игровая ситуация
«ВЕСЁЛЫЕ ЗАГАДКИ»
Учитель: Ребята, надеюсь, что вы уже догадались: сегодняшний классный час у нас необычный. Наши сегодняшние гости - весёлые затейники. Они вам объяснили, что вся сегодняшняя конкурсно – развлекательная программа будет состоять из розыгрышей и загадок, конкурсов и игр, русских народных потешек и забав.
Не будем терять время и станем участниками первого конкурса веселых затейников – «Веселые загадки».
Суть нашего первого конкурса состоит в том, чтобы быстро ответить на вопросы. Вопросы лёгкие, сказочные поэтому и отвечать надо быстро. Кто даст больше правильных ответов, тот и победит в первом конкурсе.
■ Что в сказках, всегда побеждает зло? Ответ: Добро.
■ Какими словами начинаются русские народные сказки? Ответ: «Жили-были...» «В некотором царстве, в некотором государстве...».
■ Как называется струнный музыкальный инструмент, под звуки которого древнерусские певцы-сказители исполняли песни, былины и другие произведения устного народного творчества? Ответ: Гусли.
■ Каким ласковым словом очень часто называют своих отцов герои русских сказок? Ответ: Батюшка.
■ Что устраивают в русских сказках знатные люди в честь свадьбы или победы над врагом? Ответ: Пир.
■ Какое самое популярное число в русских народных сказках? Ответ: Три.
■ Какое животное имеет кличку Сивка-Бурка? Ответ: Конь.
■ В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась? Ответ: В сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо».
■ На конце чего находится смерть Кощея бессмертного? Ответ: на конце иглы.
■ Какое самое любимое место Иванушки-дурачка для сна и отдыха? Ответ: Печь.
■ Какого героя провели на пирожках? Ответ: Медведя из сказки «Маша и медведь».
■ Что в русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» называется «живой» и «мертвой»? Ответ: Вода.
■ Что размазала по тарелке лиса и подала как угощение журавлю в русской народной сказке «Лиса и журавль»? Ответ: Кашу.
■ Какой продукт питания помог курочке спасти жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»? Ответ: Масло.
■ Какой страшный предмет, надетый на палку, дала Василисе в качестве источника света Баба Яга? Ответ: Череп.
■ Без которого основного продукта, солдату не удалось бы сварить кашу в сказке «Каша из топора»? Ответ: Без крупы.
■ В чем журавль подал на стол окрошку в русской народной сказке «Лиса и журавль»? Ответ: Кувшин.
· Как по - другому назвать чудо? (Диво)
· « Сказка ложь, да в ней…..»? (намёк)
(Учитель и затейники подводят итоги и поощряют победителей.)
1-й Затейник. Вот на наш весёлый час
Наш фольклор придёт сейчас.
В старину он вас отправит,
Вспомнить многое заставит:
Поговорки, прибаутки,
Сказки русские и шутки.
2-й Затейник. Открывай пошире двери,
Приглашаем на веселье!
Поудобнее садитесь.
Не спешите, соберитесь.
Приглашает вас фольклор
На старинный русский двор!
1-й Затейник. И гостей, и всех ребят
Приглашаем на обряд.
Как давненько наши предки
Собирали посиделки.
Так бывало на Руси,
С шуткой ели калачи.
2-й Затейник: На Руси все наши предки,
Чтобы вечер скоротать,
Собирали посиделки,
Поиграть и поболтать.
1-й Затейник: народ посмотреть
И себя показать.
Хороводы водить,
Песни- нескладухи петь,
Веселы потешки – небылицы сказывать,
Загадки хитроумные загадывать.
Учитель: Наш сундучок старинный
Полон загадок,
Коротких и длинных.
Кто проявит ум, смекалку?
Вот сейчас прочитаю загадку загадку!
По сеням ходит, а в избу не идёт. (Дверь)
Чёрненькая собачка,
Свернувшись, лежит.
Не лает, не кусает,
А в избу не пускает. (Замок)
На улице столбом, а в избе - скатертью. (Дым)
И комковато,
И ноздревато, И мягко, и ломко,
А всех милей. (Хлеб)
В воде родится,
А воды боится. (Соль)
Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал –
Там и пропал. (Сахар)
Учитель: Для современных детей считалки – это часть игры. А когда-то считалки не были игрой. Люди в древности верили в числа. Например, число «3» было для многих народов символом полноты, счастливым числом. Тройка стала излюбленным числом в сказках: три поросёнка, три богатыря, три медведя.
С течением времени серьёзный смысл у игры - пересчёта исчез, а считалки стали весёлыми стишками. Все мы с детства помним разные считалки, с помощью которых выбирали, кому водить, когда играли в прятки или жмурки.
А давайте, и мы сейчас воспользуемся этой весёлой игрой и выберем с помощью считалок тех, кто будет участвовать в следующем конкурсе!
(Затейники приглашают ребят вместе с ними прочитать считалку.)
Раз, два, три, четыре-
Жили мушки на квартире.
И повадился к ним друг-
Крестовик- большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь-
Паука мы вон попросим.
К нам обжора не ходи.
Ну-ка, (имя),- води!
Охотники в пещере
Подсели раз к огню
И вспомнили, как зверя
Загнали в западню.
Хобот-раз, бивень- два,
Оказался он у рва.
Стрелы- три, копьё - четыре.
В первобытном трудно мире!
Кто охотник - назови?
Зверя в ров скорей гони!
(Затейники и Хозяин с Хозяйкой объявляют Конкурс скороговорок и пословиц.)
Учитель: Скороговорки учат нас чётко, быстро и правильно говорить. Правильная, красивая, внятная речь нужна не только дикторам и актерам - она помогает в работе каждому человеку любой профессии.
Я приглашаю несколько ребят принять участие в конкурсе скороговорок и пословиц.
1. Сыворотка из - под простокваши.
2. У быка губа тупа.
3. Сидели, свистели семь свиристелей.
4. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.
5. Стоит поп на копне
Колпак на попе,
Копна под полом,
Поп под колпаком.
6. Пришёл Прокоп,
Кипит укроп;
И при Прокопе кипит укроп,
И ушёл Прокоп, кипит укроп,
И без прокопа кипит укроп.
(Затейники определяют победителей и поощряют их.)
Учитель: А теперь я приглашаю несколько желающих поучаствовать в следующем конкурсе пословиц и поговорок.
Условия конкурса: участники игры должны продолжить начатую пословицу, поговорку, а затем объясняют его житейский смысл.
Если участники игры используют при объяснении историческую справку или варианты происхождения этих выражений, им добавляется поощрительный балл. (Затейники вручают символические сувениры победителям конкурсов)
1-й Затейник: Убедились мы вдвоём:
Мастаки вы, мастерицы!
А теперь кто нам споёт
Нескладухи – небылицы.
(Выходят двое ребят – молодец и Девица.)
Ученик: Вы послушайте, девчата,
Нескладуху буду петь:
На дубу свинья пасётся,
В бане парится медведь.
Ученица: Сидит заяц на березе,
При калошах, при часах.
Я спросила: «Сколько время?» -
Не женатый, холостой!
Ученик: Я с высокого забора
Прямо в воду упаду,
Ну, кому какое дело,
Куда брызги полетят!
Ученица: У моего милёнка
Плохая кобылёнка.
Она стояла у горы,
Её заели комары.
Ученик: Запрягу я кошку в дрожки,
А котёнка – в тарантас.
Повезу свою хорошую
Всем людишкам напоказ.
Ученица: Сапоги сшил из рубашки,
А рубашку - из сапог,
Дом поставил из опилок–
Вышел славненький домок.
Ученик: Вы послушайте, ребята,
Нескладуху вам спою:
У ворот стоит телега
И лягает всех подряд.
Ученица: На болоте, на снегу,
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на берёзе,
Умирает со смеху!
Вместе: Нескладухи вам пропели,
Хорошо иль плохо ли.
А теперь хотим, чтоб вы
Дружно нам похлопали!
Хозяин и Хозяйка приглашают гостей поучаствовать в исполнении плясовых припевок и весёлых частушек. Все желающие становятся в круг. Под музыку исполняют известные ребятам частушки.
(Хозяйка и Хозяин благодарят ребят за участие в посиделках.)
1-й Затейник: Подошла пора прощаться.
Делу – время, смеху –час!
Хоть и весело общаться,
Ждут дела, ребята, нас!
2-й Затейник: Мы надеемся, что скоро
Повстречаемся опять.
Было б дело к разговору,
Чтоб порадовать ребят!
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КЛАССНОГО ЧАСА
Учитель: Благодарю всех участников развлекательной программы и гостей за весёлые шутки и прибаутки.
Главный вывод сегодняшней встречи: «Делу – время, потехе – час!» Если отдыхать, то весело, дружно и с пользой для дела; а если заниматься делом, то серьёзно, вдумчиво и сообща.