Муниципальное общеобразовательное учреждение Каменская средняя общеобразовательная школа №2 Дмитровского района Московской области |
| | |
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО __________ /М.В. Киселева 30 августа 2021 года Протокол №1 от 30 августа 2021 года | Согласовано Заместитель директора по УВР __________/ Е.Н. Любогощинская 31 августа 2021 года | Утверждаю Директор школы ______________ /Л.П. Савкевич 31 августа 2021 года Приказ № 117-1 от 31 августа 2021 года |
План подготовки к ЕГЭ
«Практикум по решению задач по
Информатике и ИКТ»
по предмету «Информатика»
10 и 11 класс
2021-2022 учебный год
Учитель Мельниченко Дмитрий Петрович
1. Пояснительная записка
План подготовки к ЕГЭ «Практикум по решению задач по информатике и ИКТ» по информатике и информационно – коммуникационным технологиям для 10-11 класса составлен на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования. В его основе лежат примерные программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационно – коммуникационным технологиям, а так же авторская рабочая программа учителя Кудрявцевой Т.Д.
План подготовки направлен на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в формате ЕГЭ. Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к ЕГЭ по информатике и ИКТ, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ЕГЭ.
Курс рекомендован учащимся 10-11 класса старшей школы, для:
овладения конкретными знаниями по информатике и ИКТ, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
подготовке учащихся, сдающих ЕГЭ по информатике и ИКТ.
При составлении плана использовалась нормативно-правовая база:
Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 (или 2004 год).
2. Авторская программа учителя информатики Кудрявцевой Т.Д.
3.Основная образовательная программа МОУ Каменской СОШ №2.
Цели реализации плана подготовки
Использование плана подготовки направлено на расширение содержания среднего образования по курсу информатики и ИКТ для повышения качества результатов ЕГЭ.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
изучение структуры и содержания контрольных измерительных материалов по информатике и ИКТ;
повторение методов решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике и ИКТ;
формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
формирование умения оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке.
отработка навыка решения заданий ЕГЭ.
Задачи реализации плана подготовки:
сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
повторить методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам ГОСа по информатике и ИКТ;
тренировать навык решения тестовых заданий в формате ЕГЭ;
сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате ЕГЭ.
Данная программам адресована обучающимся 10-11 класса с разноуровневой подготовкой. Рабочая программа обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения обозначенной учебной дисциплины (курса) в рамках освоения образовательной программы основного общего образования и с учетом целей, задач основной образовательной программы.
Ожидаемые результаты реализации плана подготовки:
В результате изучения обучающиеся должны
знать:
аппарат математического анализа к решению задач;
цели проведения ЕГЭ;
особенности проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ;
структуру и содержание КИМов ЕГЭ по информатике и ИКТ.
уметь:
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике и ИКТ.
2. Общая характеристика плана подготовки
В структуре изучаемого курса выделяются следующие три раздела:
«Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике и ИКТ»,
«Тематические блоки»
«Тренинг по вариантам».
Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.
Содержание раздела «Тематические блоки» включает основные темы курса информатики и информационных технологий: «Информация и её кодирование», «Алгоритмизация и программирование», «Основы логики», «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Программные средства информационных и коммуникационных технологий», «Технология обработки графической и звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии», «Технологии программирования».
Каждое занятие тематических блоков может быть построено по следующему алгоритму:
Повторение основных методов решения заданий по теме,
Совместное решение заданий ЕГЭ,
Самостоятельная работа учащихся по решению тестовых заданий с хронометражем.
Курс завершается итоговым тестированием.
Последний раздел посвящен тренингу учащихся по вариантам, аналогичным КИМам текущего учебного года. Важным моментом данной работы является анализ полученных результатов.
3. Место предмета в учебном плане
При составлении плана была использована авторская программа базового курса «Практикум по решению задач» для 10-11 класса, рассчитанная на 34 часа. На изучение базового курса «Информатика и ИКТ» в универсальных классах отводится 1 час в 10-11 классе.
Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике и ИКТ»
1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ.
ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений учеников 10-11 класса. Особенности проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике и ИКТ. Основные термины ЕГЭ.
Раздел 2 «Тематические блоки»
2.1. Тематический блок «Информация и ее кодирование»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.
2.2. Тематический блок «Системы счисления»
Позиционные системы счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления.
2.3. Тематический блок «Элементы теории алгоритмов»
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.
2.4. Тематический блок «Основы логики»
Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.
2.5. Тематический блок «Моделирование и компьютерный эксперимент»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на моделирование и формализацию.
2.6. Тематический блок «Архитектура компьютеров и компьютерных сетей»
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Виды программного обеспечения. Операционные системы. Понятие о системном администрировании. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение,
технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Решение тренировочных задач по теме.
2.7. Тематический блок «Технология обработки графической и звуковой информации»
Повторение принципов векторной и растровой графики, в том числе способов компьютерного представления векторных и растровых изображений. Решение задач на умение оперировать с понятиями «глубина цвета», «пространственное и цветовое разрешение изображений и графических устройств», «кодировка цвета», «графический объект», «графический примитив», «пиксель».
2.8. Тематический блок «Технология обработки числовой информации»
Основные правила адресации ячеек в электронной таблице. Понятие абсолютной и относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм.
2.9. Тематический блок «Технология поиска и хранения информации»
Повторение принципов организации табличных (реляционных) баз данных и основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля», а также технологии хранения, поиска и сортировки информации в БД. Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка.
2.10. Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»
Технология адресации и поиска информации в Интернете.
2.11. Тематический блок «Технологии программирования»
Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач средней сложности на составление собственной эффективной программы (30-50 строк).
Раздел 3. «Тренинг по вариантам»
3.1. Единый государственный экзамен по информатике и ИКТ.
Выполнение тренировочных заданий части. Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов.
5. Календарно-тематическое планирование
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практические занятия |
Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике» | | | | |
1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике. | 1 | 1 | - | |
Раздел 2. «Тематические блоки» | | | | |
2.1. Тематический блок «Информация и ее кодирование» | 3 | 1 | 2 | Провер.раб. |
2.2. Тематический блок «Системы счисления» | 4 | 1 | 3 | |
2.3. Тематический блок «Элементы теории алгоритмов» | 4 | 1 | 3 | Провер.раб. |
2.4. Тематический блок «Основы логики» | 4 | 1 | 3 | Провер.раб. |
2.5. Тематический блок «Моделирование и компьютерный эксперимент» | 2 | 1 | 1 | |
2.6. Тематический блок «Архитектура компьютеров и компьютерных сетей» | 2 | 1 | 1 | |
2.7. Тематический блок «Технология обработки графической и звуковой информации» | 2 | 1 | 1 | |
2.8. Тематический блок «Технология обработки числовой информации» | 3 | 1 | 2 | |
2.9. Тематический блок «Технология поиска и хранения информации» | 2 | 1 | 1 | |
2.10. Тематический блок «Телекоммуникационные технологии» | 1 | - | 1 | |
2.11. Тематический блок «Технологии программирования» | 2 | 1 | 1 | Провер.раб. |
Раздел 3. «Тренинг по вариантам». | | | | |
3.1. Единый государственный экзамен по информатике. | 4 | 1 | 2 | Контр. тестирование |
ВСЕГО: | 34 | 12 | 22 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Раздел | Тема | Количество часов |
1 | 1 | Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике и ИКТ |
Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ. | 1 |
| Тематические блоки | |
2-4 | 2 | Информация и ее кодирование | 3 |
5-8 | 2 | Системы счисления | 4 |
9-12 | 2 | Элементы теории алгоритмов | 4 |
13-16 | 2 | Основы логики | 4 |
17-18 | 2 | Моделирование и компьютерный эксперимент | 2 |
19-20 | 2 | Архитектура компьютеров и компьютерных сетей | 2 |
21-22 | 2 | Технология обработки графической и звуковой информации | 2 |
23-25 | 2 | Технология обработки числовой информации | 3 |
26-27 | 2 | Технология поиска и хранения информации | 2 |
28 | 2 | Телекоммуникационные технологии | 1 |
29-30 | 2 | Технологии программирования | 2 |
31-33 | 3 | Тренинг по вариантам | 3 |
3 | Единый государственный экзамен по информатике (тренировочная работа) |
34 | 1-3 | Анализ работы. Итоговое занятие | 1 |
6. Перечень учебно-методических средств:
учебно-методическое обеспечение
Самылкина Н.Н. и др. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 298 с.
Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2016. – 160 с.
ЕГЭ - 2021. ИНФОРМАТИКА. Методические материалы.М.: Эксмо, 2021.
ЕГЭ 2021. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.-сост. П.А. Якушкин, С.С.Крылов. – М.: Эксмо, 2021. – 128 с.
Репетитор по информатике для подготовки к ЕГЭ/ Молодцов Валерий, Рыжикова Наталья - М., Феникс, 2017.
ИНФОРМАТИКА. ЕГЭ-это очень просто!/ Молодцов В.А. - М., Феникс, 2018.
Чуркина Т.Е. ЕГЭ 2021. Информатика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ /Т.Е. Чуркина. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 182.
http:/edu.ru/, Федеральный портал «Российское образование».
http://www.fipi.ru/ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ (ФГБНУ «ФИПИ»).
http://statgrad.mioo.ru/, Москва.
http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm - сайт К.Ю. Поляков.