Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 р.п. Атиг
Принята:
на заседании
школьного методического
объединения учителей
протокол от 27.08.2022 № 6
Руководитель _________________
Герасимова Т.В.
Утверждена:
приказом директора
от 31.08.2022г. №
Директор____________
С.В. Романова
Согласована:
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
________________ И.Ю. Захарова
«_____» _____________2022г.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
Формирование функциональной грамотности
для 5 класса
основного общего образования
Составил: учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №8 р.п. Атиг,
Филиппова И.Г.
2022 г
Содержание
Результаты освоения курса внеурочной деятельности 3
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 5
Тематическое планирование 7
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные:
- формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;
- оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Предметные:
совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи;
для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
-самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач;
- обучающийся получит возможность находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте;
-применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и практических задач;
- формулировать проблему на основе анализа ситуации;
-анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;
-оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания;
- интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы;
- оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения.
Метапредметные:
Уровень узнавания и понимания :
-находить и извлекать информацию из различных текстов
Уровень понимания и применения:
- применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода задач
Уровень анализа и синтеза:
- анализировать и интегрировать информацию, полученную из текста
Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания:
-формулировать собственную позицию по отношению к прочитанному;
- строить прогнозы, предлагать различные пути их решения.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования. Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать информацию в разнообразных контекстах. Занятия факультативного курса развивают умения понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
2. Содержание курса
Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования с многоплановой человеческой деятельностью в современном высокоинтеллектуальном обществе. Функциональная грамотность признана центральным показателем успешности системы образования, потому что умение понимать и использовать информацию, полученную из текстов, существенно влияет и на индивидуальные судьбы, и на благополучие страны.
Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований ФГОС. Уровень овладения читательской грамотностью является одной из важных характеристик современного ученика. Данные, полученные в рамках международных исследований оценки читательской грамотности, показывают, насколько актуальна сегодня эта проблема. Нет необходимости говорить о том, что, не научившись хорошо читать, ребенок не сможет быстро и качественно выполнить задание по любому предмету школьной программы, его грамотность будет оставлять желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Именно чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей.
Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы и виды внеурочной деятельности |
1. | Признаки текста | 10 | Текст. Признаки текста. Анализ текста. Тема и основная мысль текста. Микротема и абзац. Заголовок текста. Типы и стили текстов. | Беседа, ответы на вопросы, самостоятельный поиск информации. Анализ и редактирование примеров текстов. Составление монолога с учетом речевых норм. Решение ситуативных задач. Практикум. |
2. | Чтение текста | 7 | Виды чтения. Процессы внимания и памяти при чтения. Развитие воображения и дальнейшего прогнозирования ситуации. Коммуникативные задачи текста Личная ситуация в тексте. | Поиск информации по теме. Анализ текстов разных по тематике и проблематике. Публичное выступление. Решение тестов на грамотность чтения. |
3. | Анализ текста | 15 | Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная информация. Детальная информация. Обучение маркировки текста. Скрытая информация в тексте. Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Сплошной и несплошной текст. План текста. Виды планов. Способы свертывания текста. Приемы сжатия текста. | Практическая работа с текстами разных стилей речи. Использование приемов сжатия текста Беседа, ответы на вопросы. Анализ текстов разных типов речи. Составление планов текста. Преобразование текста. Решение тестов. |
3. Тематическое планирование
№ урока, дата | Раздел, тема урока | Количество часов |
Введение (2 часа) |
1-2 05.09 __12.09_ | Понятие о функциональной грамотности чтения. Исследование уровня читательской грамотности | 2 |
Признаки текста(10 часов) |
3-4 19.09 19.09_ | Текст и его признаки. Анализ текстов. | 2 |
5-6 _26.09___ _03.10___ | Тема и основная мысль текста. Определение темы и основной мысли в тексте. | 2 |
7-8 ______ ______ | Микротема и абзац. Заголовок текста Как определить микротему? Работа с текстом. | 2 |
9-10 __17.10_ _ 17.10___ | Типы речи Примеры текстов | 1 |
11-12 __24.10_ __31.10__ | Стили речи Примеры текстов | 2 |
Чтение текста (7 часов) |
13-14 07.11__ 14.11___ | Виды чтения Практикум «Понимание прочитанного текста» | 2 |
15-16 ________ | Внимание и память при чтении Тренинг « Причины невнимательности. Наблюдательность» | 2 |
17-18 ________ | Воображение при чтении. Прогнозирование | 1 |
19 ________ | Коммуникативные задачи текста Личная ситуация в тексте. | 2 |
Анализ текста (15 часов) |
20-21 _______ | Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная информация. Детальная информация Обучение маркировки текста | 2 |
22 ________ | Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) | 1 |
23-24 ________ | Что такое вопрос? Виды вопросов. Практикум «Составление вопросов к тексту» | 2 |
25-26 ________ | Что Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. | 2 |
27-28 _________ | Работа со сплошным текстом | 2 |
29-30 _______ | Работа с несплошным текстом: таблицы и карты и другие виды | 2 |
31 ________ | План текста. Виды планов. Составляем план текста | 1 |
32-33 ________ | Способы свертывания текста Приемы сжатия текста | 2 |
34 _______ | Определение авторской позиции в текстах. | 1 |
Итоговый контроль (1 час) |
35 ________ | Диагностическая контрольная работа | 1 |
9