Просмотр содержимого документа
«Русская христианская живопись как средство патриотического воспитания обучающихся 5-11 классов (содержит список картин)»
Русская христианская живопись как средство патриотического воспитания обучающихся 5-11 классов.
На библиотечных уроках и уроках мировой художественной культуры в условиях современной школы необходимо больше внимания уделять отечественному искусству, чтобы донести до наших детей наши лучшие культурные достижения, наши национальные традиции. Общечеловеческие ценности возможно и нужно донести до сознания ребенка через отечественные духовные идеалы.
Путь познания произведений живописи, несущих идеи добра, милосердия, любви может привести обучающегося к осознанному желанию понять идеалы христианства. Эстетические принципы христианства ярко и образно отражены в произведениях живописи христианской тематики.
Идеал духовной живописи воплотился в творчестве М. Нестерова, А. Васнецова. Многие произведения живописи напрямую связаны с текстами Библии:
• Г.И.Семирадский «Христос в доме Марфы и Марии»,1886
• И.И.Глазунов «Распни Его!», 1994
• Н.Г.Чернецов «Призвание первых апостолов», 1866
• Н.А.Бруни «Овчая купель (исцеление расслабленного),1885
• А.А.Иванов «Явление Христа народу»,1857.
• К.П.Брюллов «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба
Мамврийского»,1821
• Н.П.Загорский «Давид играет на гуслях перед Саулом», 1873
Изучая русские иконы, мы можем рассмотреть в сравнении изображения Богоматери и западных Мадонн, за внешней красотой и здоровьем которых видится земная женщина, тогда как образы Богородицы прекрасны в первую очередь красотой возвышенной, духовной, внутренней. Радость материнства Богородицы тесно переплетается на иконах с Любовью ко всему сущему и великой печалью, и кротостью, и смирением. Это образ глубоко одухотворенный, воплощающий в себе идеалы православия.
В творчестве иконописца Андрея Рублева нашел отражение идеал единства и мира, к которому стремились измученные войнами и междоусобицами люди того времени («Троица»). Единство и мир, вера и надежда, любовь – непреходящие идеалы.
Ярко выраженный патриотический потенциал православия наиболее ярко воплощен в следующих картинах:
1. П.Чистяков «Патриарх Гермоген отказывает полякам в подписании грамоты» (2 пол. 19 в)
2. М.И.Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем» 1943
3. К.П.Брюллов «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году», 1843.
Практически все древнерусское искусство пронизано воплощенными идеалами христианства. В памятниках древнерусского искусства и литературы осмыслены исторические события борьбы русского народа против половецких набегов, монголо-татарского ига, за создание и укрепление единого централизованного государства. В искусстве того времени сложился четко прослеживаемый идеал – «прекрасное – это Родина».
Благодаря произведениям живописи обучающиеся могут увидеть и в полной мере ощутить, что воинская доблесть, направленная на защиту родной земли, изображается в искусстве как возвышенная. Так они приходят к мысли о тысячелетней традиции защиты Родины.