Урок литературного чтения во 3-м классе
Тема: Русская народная сказка «Снегурочка»
Цели и задачи урока:
учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;
способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за вырази-тельными средствами языка;
воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству;
Оборудование: компьютерная презентация, цветные карандаши, индивиду-альные карточки с рисунком Снегурочки, аудиозапись с отрывком из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», дифференцированные карточки-задания.
Ход урока
I. Организационный момент
Психологическая гимнастика.
- Какое сейчас время года? (Зима.)
Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и рассла-бились.
Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас по-лучились.
Вы пришли весёлые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке.
II. Подготовка к усвоению нового материала
Мы сегодня совершим небольшое путешествие по страницам волшебной книги и разгадаем название этой книги и название удивительной страны. (Компьютерная презентация.)
1-я страница (Прочитать, отгадать.)
1. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)
2. Белая скатерть всё поле одела. (Снег.)
- Что мы отгадывали? (Загадки.)
2-я страница (Прочитать.)
1. Много снега – много хлеба.
2. Лето- собериха – зима- поедиха.
3. Зимою вьюга – летом ненастье.
- Можно сказать, что это предложения? (Да.)
- Почему? (Они выражают законченную мысль.)
- А точнее, что это? (Пословицы.)
- Можно ли сказать, что в них выражена народная мудрость? (Пословица – краткое народное изречение с поучительным смыслом.)
3-я страница (Чтение поговорок.)
1. Зима кончается, весна начинается.
2. Чему быть, тому не миновать.
3. Люди рады лету, а пчела цвету.
- Что мы прочитали? (Поговорки – краткое образное устойчи-вое выражение.)
- Как можно объяснить 2-ю поговорку? 3-ю?
4-я страница (Иллюстрация к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- Определите, к какому произведению можно отнести эту иллю-страцию.
На доске:
УСТНОЕ ФОЛЬКЛОР ТВОРЧЕСТВО НАРОДНОЕ
- Разгадайте, как можно назвать удивительную страну, в кото-рой живут эти произведения. (Устное народное творчество.)
- Как по-другому можно назвать устное народное творчество? (Фольклор.)
- Какие жанры в фольклоре вы знаете? (Сказки, загадки, посло-вицы, заклички, былины.)
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Знакомство с темой урока.
Мы сегодня будем работать с фольклорным произведением. Как оно называется, мы должны с вами отгадать.
- Кого мы лепили в начале урока? (Снеговика.)
- Как можно назвать девочку из снега?
Произведение, с которым мы будем работать, называется «Снегурочка». Давайте подберём однокоренные слова к слову Снегурочка. (Снег, снеговик, снежинка...)
- Какая часть слова у них одинаковая? (Корень.)
2. Словарная работа.
Проведём словарную работу с теми словами, которые встретят-ся в тексте.
На доске.
сафьяновые миновала смотрят
атласная нездоровится насмотреться
лелеять
уровень: Чтение по слогам.
уровень: Чтение про себя.
уровень: Прочитать с восклицанием.
3. Работа над лексическим значением слов.
- Какие слова вам встретились впервые, какие из них вам не по-нятны?
4. Индивидуальная работа со словарём.(Работу выполняют учащиеся 3 уровня и готовят сообщение для класса )
Сафьяновые (сапоги) – сафьян – тонкая мягкая окрашенная обычно в яркие цвета кожа, выделываемая из козьих или овечь-их шкур.
Атлас – сорт шёлковой гладкой блестящей ткани.
5. Фронтальная работа.
Лелеять – нежить, заботиться.
Миновало – прошло.
Эти слова нам встретятся в тексте.
IV. Знакомство с новым произведением.
Сейчас я прочитаю вам произведение, а после чтения вы опре-делите, к какому жанру оно относится.
Первичное чтение учителем. (1 и 2 части.)
Итак, к какому жанру относится это произведение? (Сказка.)
Как вы догадались?
Кто автор сказки? (Народ.)
V. Первичная проверка понимания новых знаний.
1. Работа по группам с заданиями.
Дифференцированная работа.
1 уровень– в первой части найдите отрывок, где говорится о забавах детей. Прочитайте.
2 уровень – найдите эпизод, как лепили Снегурочку. Готовьте пересказ отрывка.
3 уровень– найти и прочитать, как ожила Снегурочка. Приду-майте новый конец сказки.
2. Проверка задания 1, 2 групп.
3. Практическая работа.
Возьмите свои рисунки с изображением Снегурочки. Дорисуй-те, как постепенно появлялась Снегурочка.
Покажите, какая у вас получилась Снегурочка. (Выставка ри-сунков.)
4. Проверка задания 3 группы.
VI. Физкультминутка (выполняется под музыку)
Снег, снег, белый снег
Кружит, падает на всех.
Мы из снега ком слепили,
Потом куклу смастерили.
Снег, снег, белый снег,
Вышла кукла лучше всех.
VII. Знакомство с шедеврами мировой культуры
- С каким произведением мы работаем?
- К какому жанру оно относится?
Образ Снегурочки творчески вдохновлял поэтов, писателей, художников и композиторов.
Показ иллюстрации.
Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку и написал её образ к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегуроч-ка».
Полотно художника находится в Третьяковской галерее.
Премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» со-стоялась 29 января 1882 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.
Пожалуйста, сядьте поудобнее, давайте закроем глаза, предста-вим, что мы в XIX веке и послушаем отрывок из оперы. (Про-слушивание арии Снегурочки из оперы Н.А. Римского-Корсакова.)
VIII. Ознакомление с новым материалом.
- Вы хотите узнать окончание сказки?
Чтение заключительной части. (Читают ученики.)
IX. Проверка понимания новых знаний по заключительной части.
1 уровень: Прочитайте, как заканчивается сказка.
2 уровень: Какое настроение вызывает у вас конец сказки?
- Оно меняется при чтении? (Да. От весёлого к грустному.)
3 уровень: Какие изменения произошли в природе в этом тек-сте? Подтвердите свой ответ словами из текста.
X. Закрепление новых знаний
- Во что превратилась Снегурочка? (В облачко.)
- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой может пойти снег, и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку. А ле-том облачко прольётся дождём и на земле распустятся белые, нежные цветы, похожие на Снегурочку.)
XI. Итог урока
1 уровень: Назовите произведение, с которым мы познакоми-лись.
2 уровень: Можно ли сказку считать волшебной? Докажи.
3 уровень: Какие из поговорок, которые мы читали в начале урока, можно отнести к сказке? (Зима кончается - весна начина-ется. Чему быть, того не миновать.)
Спасибо. Молодцы, мне было очень приятно с вами работать.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5