Просмотр содержимого документа
«"РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XV — НАЧАЛЕ XVI в. " (технологическая карта к уроку истории в 6 классе)»
УРОК 33. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XV — НАЧАЛЕ XVI в. _______________________________________________________
Основные вопросы изучения материала
1) Православие в начале XV в.
2) Флорентийская уния и Русь.
3) Падение Византии. Независимость Русской православной церкви.
4) Русская православная церковь в ХV в.
5) Иосифляне и нестяжатели
Тип урока Комбинированный
Ресурсы урока Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Русская православная церковь в XV — начале XVI в.»., Фрагменты документов
Основные понятия и термины: Православие. Церковный собор. Уния. Ереси. Секуляризация. Иосифляне. Нестяжатели. Автокефалия
Основные даты 1439 г. — Флорентийская уния. 1448 г. — утверждение независимости Русской православной церкви. 1453 г. — взятие Константинополя турками-османами
Персоналии Патриарх Иосиф II. Епископ рязанский и муромский Иона. Стефан Пермский. Нил Сорский. Иосиф Волоцкий
Домашнее задание Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Русская православная церковь в XV — начале XVI в.». Продолжить составление синхронистической таблицы «История в лицах: современники».
Мини-проекты:
*Задания 3, 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»
Модули урока | Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) | Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно- целевой | Московское государство при Иване III. Сколько времени прошло с тех пор, как на Руси было принято христианство? Изменялись ли положения вероучения, сама Русская православная церковь за 500 лет после Крещения Руси? | Актуализация знаний. Определить длительность исторического периода. Анализировать происходящие сущностные изменения объекта в историческом контексте. | Беседа |
Ориентационный (актуализации/ повторения) | Какие религии вы знаете? Какую роль играла католическая церковь в жизни Западной Европы в Средние века? Как она управлялась? Как боролись с еретиками в Западной Европе в Средние века? Что такое уния, автокефалия? Кто считался главой Русской православной церкви? | Актуализировать знания из курсов истории, ОРКСЭ. Определять значение слов с помощью словаря. | Беседа. Работа со словарём |
Содержательно- операционный | Прочитайте п. 1. текста в учебнике. Укажите, где была резиденция митрополита. Какую цель ставило перед собой византийское посольство, отправившееся из Константинополя в Рим в 1438 г.? Была ли эта цель достигнута? Прочитайте фрагмент обращения Марка Эфесского к православным (см. рубрику «Изучаем документ»). Выпишите незнакомые слова и определите их значение. Какова главная мысль автора обращения? Найдите на карте религиозные центры православия и католичества — Константинополь и Рим. В чём основные различия православия и католичества? (Используйте сравнительную таблицу.) В чём состояла суть спора между иосифлянами и нестяжателями? Систематизируйте сведения в таблице. Кто и почему победил в этом споре? Чья позиция представляется вам более обоснованной? | Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Определять значение слов, понятий. Систематизировать информацию в форме сравнительной таблицы, выделяя общее и различное. | Работа с текстом. Составление сравнительной таблицы |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) | Почему на Руси была отвергнута Флорентийская уния? Прочитайте п. 3 параграфа. Охарактеризуйте результаты Флорентийской унии для тех, кто её признал, а затем для Руси. Узнайте о судьбе Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Какими дополнительными источника- ми информации вы воспользуетесь? Оцените роль светской власти Руси в укреплении церковного могущества. Обоснуйте свою позицию. | Определять причины исторического явления, события. Давать характеристику результатов, выявлять последствия исторического события. Планировать и осуществлять дополнительную познавательную деятельность по определённой теме. Аргументировать суждение, оценку исторического факта. | Работа с текстом. Беседа |
Дополнительный материал
В 1503 г. был созван Церковный собор, который коснулся всех сторон церковного быта, служивших для еретиков поводом к нареканиям на Церковь. Были осуждены пьянство духовенства, непорядки в монастырской жизни. Собор вплотную подошёл к вопросу об отношении к монастырскому вотчинному землевладению. На Соборе выступили крупнейшие церковные деятели того времени — игумен Волоколамский Иосиф (Санин) и игумен Сорский (на р. Сорке, около Белоозера) Нил (Майков).
Нестяжатели | Иосифляне |
Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Феодосий Косой | Иосиф Волоцкий |
Иосифлянами и нестяжателями в исторической литературе называют представителей двух основных течений в русской христианской и общественной мысли, ярко проявивших себя в XV—XVI вв. В качестве примера и те и другие обращались к опыту Сергия Радонежского. И Иосиф Волоцкий, и Нил Сорский были причислены Русской православной церковью к лику святых (первый — в конце XVI в., второй — в начале ХХ в.) |
Настаивали на ликвидации монастырского землевладения, считая его причиной падения нравов в Церкви и её авторитета. Считали, что монахи должны вести аскетический образ жизни, ничего не иметь и питаться лишь плодами собственного труда, подаяниями. Бедность провозглашается основой хозяйственного монастырского уклада, а сребролюбие — самой пагубной страстью. Общежитие Нил Сорский считал менее совершенной формой монашеской жизни по сравнению с особножительством — в скитской форме. Считали, что Церковь должна быть независима от светских властей. | Иосифляне считали, что Церковь должна иметь большие материальные средства для того, чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Отрицали секуляризацию монастырских земель. Светский правитель выполняет божественное предназначение, хотя при этом остаётся простым человеком, который может совершать ошибки. Главная идея — идея неразделимости единого организма Церкви и государства. |