СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский и советский патриотизм глазами И.А. Ильина. Волкова Ю.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа Волковой Юлии была представлена на II Ильинские чтения.

Просмотр содержимого документа
«Русский и советский патриотизм глазами И.А. Ильина. Волкова Ю.»

II ИЛЬИНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ



Доклад





Русский и советский патриотизм глазами И.А. Ильина.



Выполнил:____Волкова Юлия Геннадьевна______________



Контактный телефон_____________89106309078_____________



Электронный адрес: __ustimenrjtatjana@rambler.ru___________________



Населённый пункт:__с._Исады Спасского района Рязанской области



Учебное заведение МБОУ “Исадская СОШ”













2018

Мы живём в очень непростое и, я бы сказала, странное время. Время, когда, казалось бы, давно устоявшиеся понятия неожиданно меняют своё значение, а то, что всегда воспринималось однозначно, вдруг приобретает множество смыслов и трактовок. Вот и слово «патриотизм», как я заметила, в устах разных людей имеет разное звучание. Для кого-то это предельная концентрация всех нравственных качеств, вдохновляющая человека на служение Отечеству (для такого человека быть патриотом почётно и значимо), для кого-то – верноподданническая подчинённость государству, граничащая с раболепием перед представителями оного (в устах такого человека само слово «патриот» становится почти ругательным).

Для меня сейчас очень важно определить собственную позицию в отношении многих вопросов, в том числе, и моего понимания патриотизма. Поэтому тема эта в трудах такого глубокого и, в то же время, искреннего мыслителя, как Иван Александрович Ильин, не могла оставить меня равнодушной.

Будучи сам пламенным патриотом России, Иван Александрович очень во многих своих трудах обращался к теме любви к родине. Так, в работе «Путь к возрождению» он вступает в полемику с теми, кто считал, что у христианина не должно возникать привязанности к земной родине, что для него не может существовать национальных интересов, так как его душа устремлена к Небесному Царству, в котором и видит он своё истинное Отечество0.

Ильин доказывает, что для человека, формирующегося в определённых национальных, природных, культурных условиях естественно привязываться к этому окружению. Эту привязанность мыслитель называет инстинктивным патриотизмом. По мнению философа, такое чувство формируется у всех людей, за крайне редким исключением. Но оно может быть крайне опасным, так как носит чисто эмоциональный характер и легко может выродиться в шовинизм, национальную гордыню и жажду завоеваний. Инстинктивный патриотизм должен быть облагорожен духом. Родина по Ильину – это духовная реальность. Её необходимо обрести, то есть через личный духовный опыт взрастить свою любовь к ней.

Но эта духовная любовь возможна лишь тогда, когда через духовный поиск человек обрёл в Родине ту святыню, которая обладает безусловным достоинством и делает её прекрасной в глазах Божьих. Тогда любовь эта будет незыблемой и неподдельной0.

«В основе патриотизма, - пишет Ильин, - лежит акт духовного самоопределения»0. Я понимаю это так: каждый человек, проходя путь духовного становления, находит в природе, культуре, истории своего народа, в жизни и быте своей семьи те безусловные для него ценности, которые определяют его отношение к своей стране. Он начинает чувствовать себя сопричастным этим ценностям, и эта причастность – его свободный выбор. Можно и не обрести Родину. Прожив жизнь на, казалось бы, своей земле, в своей этнической среде, не ощутить той общности, которая делает тебя сыном своего народа.

Но однажды обретя Родину, её уже невозможно утратить, считает Ильин. Став частью Родины, даже будучи разлучен с нею обстоятельствами, человек остаётся её плотью и кровью, несёт в себе её дух0

Истинный патриот любит не просто народ, а народ, ведущий духовную жизнь. Народ же, духовно разложившийся, не есть по Ильину «родина». Таким образом, настоящий патриот любит не «родину» вообще, а те здоровые, чистые и созидательные силы своего Отечества, которые направлены на духовно-творческие процессы и проявляются в служении Богу.

Вне бога Ильин не мыслит Родины, а значит, и патриотизма. В Родине философ видит дар Духа Святаго: «Тот, кто говорит о родине, разумеет (сознательно или бессознательно) духовное единство своего народа. Это есть единство, возникшее из инстинктивного подобия, общения и взаимодействия людей в их обращении к Богу, к данной от Бога внешней природе и друг к другу»0.

Каждому народу даётся от природы и от Духа, и каждый народ в ходе своего исторического пути должен освятить Духом природу и себя самого. В этом его религиозный долг и историческое предназначение. И там, где утрачено это Божье благословение, эта одухотворенность, там начинается разложение, там не может быть истинного патриотизма.

Таковы взгляды Ивана Александровича Ильина на русский патриотизм.

Ильин воспринял революцию как, прежде всего, явление духовное, катастрофическое по своей сути. Богоборческая власть, по его разумению, не могла быть патриотической по определению, а значит, вела русский народ к погибели.

Само словосочетание «советский патриотизм» Ильин считает лишенным смысла, так как патриот «предан своему отечеству, своему народу, его духовной культуре, его национальному преуспеянию, его органическому благоденствию; он желает его международной независимости, он служит его сильной и доблестной самообороне...»0, а понятие «советский» характеризует государственное устройство и не носит национального характера. «Советский патриот» по Ильину – это «патриот» не отечества и народа, а той партийно-государственной формы, в которую большевики облекли Россию.

«Советский патриот» предан власти, а не родине; режиму, а не народу; партии, а не отечеству. Он предан международной диктатуре, поработившей его народ страхом и голодом, открыто отменившей его сущую русскость и запретившей народу называться своим славным историческим именем»0, - пишет философ. Далее он горячо и настойчиво противопоставляет Советский Союз и Россию, подчёркивает международный и антинациональный характер большевизма.

Ильин считает, что Советское государство ни в чём не является преемником государства Российского. Оно не заботится о сохранении и обустройстве территории, а лишь использует её как «поле для его коммунистических опытов, которое он в своем несытом властолюбии стремится расширить на всю вселенную»0. При этом Советы сознательно нарушают права других народов и государств ради расширения своей партийно-государственной модели до масштабов всего мира: «Им (большевикам) нужно было тоталитарное государство, способное завоевать вселенную для социализма. Им нужно было превратить Россию в арсенал мировой революции, а русский народ в нищее, зависимое, застращенное и обезличенное стадо, готовое, подобно стаду бизонов в прерии, ринуться вперед — на другие народы — и растоптать их некоммунистическую культуру...»0.

Анализируя исторический отрезок существования советской власти, мыслитель выделяет направления, в которых двигалось государство, формируя «советский патриотизм», или новую лояльность: «Они принципиально заменили любовь — классовой, а потом и всеобщей ненавистью; смирение — революционным самомнением и гордыней.

Они попрали и опрокинули драгоценное чувство ранга, воспитанное столетиями, ругаясь над лучшими людьми и выдвигая наверх худших: невежественных, свирепых, карьеристов, продажных, болтунов, подхалимов, лишенных совести и самостоятельной силы суждения.

Они заменили благоверную власть — безбожной тиранией и сделали все, чтобы внушить народу, что новая власть не имеет ни доброй, ни справедливой воли.

Они попирают вот уже тридцать лет чувство личного достоинства и чести террором, голодом, доносами и казнями.

Они сделали все, чтобы разложить семью, подорвать ее корни и размножить в стране беспризорных детей, из которых она потом вербовала своих агентов.

Они отменили частную собственность и задушили хозяйственную инициативу»0.

Ильин – непримиримый противник советской власти. Он остаётся таковым до конца.  Многие тезисы, выдвинутые им, я не могу уяснить, очевидно, в силу недостатка знаний. Что-то мне трудно принять. Так, Иван Александрович напрямую обвиняет советское руководство в развязывании Второй мировой войны: «С тех пор разразилась вторая мировая война, искусно спровоцированная Сталиным через союз с Гитлером — союз, развязавший руки этому последнему»0. Но сам факт заключения договора между Советским Союзом и фашистской Германией не был ли вынужденным ответом на политику умиротворения, проводимую западными державами в отношении Гитлера и проявившуюся, в том числе, в Мюнхенском соглашении?

Ильин указывает, что в победе в войне, которая для меня навсегда останется Великой Отечественной, и которую он вряд ли таковою признал бы, заслуга русского народа. Того народа, который «показал и доказал на деле свой русский национальный патриотизм, и мы совершенно не сомневаемся в том, что этот здоровый и глубокий патриотизм инстинкта и духа, спасший Россию от завоевания германцами, преобладает в России и теперь. Мы гордимся этим; мы преклоняемся перед этим и разделяем это чувство»0. Но вот с дальнейшим его утверждением мне трудно согласиться: «Но под гнетом советского террора этот патриотизм приходится выдавать в России за советский: этого требуют сами коммунисты; в этом духе лжет советская пресса, об этом приходится лгать и самим национальным патриотам» 0.

Как мне кажется, многие рядовые граждане нашей страны, особенно те, кто родился и вырос уже после революции, не разделяли в своём сознании понятий «Родина» и «советское государство». Не отрицая ужасов тоталитаризма, на которые указывал Иван Ильин, я не могу не отметить, что среди тех, кто отдавал свои жизни на фронтах, трудился не покладая рук в тылу, едва ли не большинство именно с советской властью связывали свои надежды на грядущую победу.

Конечно, это было обусловлено и агитацией, и той системой воспитания, которую сформировали коммунисты в стране. Насаждая собственную идеологию как единственно возможную для граждан своей страны, советские лидеры лишали людей нравственного выбора. Может быть, именно поэтому Ильин и считает, что «Советское государство (держится) духовною слепотою невежественных фанатиков»0.

В статье «Родина и мы», обращаясь к белоэмигрантам, Иван Александрович писал о том, что «главная беда в красных; в тех, для кого покорённая Россия не отечество, а лишь плацдарм мировой революции»0. Основываясь на этой идее большевиков, Ильин, возможно, справедливо, обвиняет их в агрессивных намерениях в отношении других стран0. Но, на мой взгляд, он при этом абсолютно идеализирует дореволюционный период, заявляя, что Россия никогда не вела завоевательных войн. Северная война, целая череда русско-турецких войн, участие в разделах Польши, безусловно, были направлены на поддержание геополитических интересов России, но оборонительными не являлись.

Я пишу об этом не для того чтобы «уличить» свою страну в чём-то неблаговидном. Просто считаю, что процессы, происходившие на всём протяжении нашей истории намного сложнее, чем их может оценить отдельный человек.

Говоря о лживости и поддельности «советского патриотизма», Иван Александрович Ильин анализировал борьбу, современником и участником которой был он сам. Его позиция в этой схватке определяла его бескомпромиссность. Почему мне так сложно принять полностью или полностью отвергнуть его взгляды? Я смотрю на эти события издалека и как бы со стороны. И не могу встать на какую бы то ни было сторону баррикад, так как по обе их стороны есть то, что дорого мне, что составляет для меня лично ту сопричастность к Родине, без которой, как писал сам Ильин, нет истинного патриотизма.

Патриот ли я? Надеюсь, что по праву присваиваю себе это звание. Стремлюсь подтвердить это делами, впрочем, пока весьма малыми. Знакомство с трудами Ивана Ильина открыло для меня огромное количество вопросов, ответы на которые ещё предстоит искать.

Главный вывод, который я для себя сделала, состоит в том, что патриотизм – чувство глубоко личное, являющееся результатом собственных духовных исканий. Поэтому закончить я хочу словами Ивана Александровича Ильина: «Любить можно только самому, искренно, по доброй воле, из глубины. Нельзя любить Бога, родину и людей по приказу и перестать любить в силу запрета. Вынужденное оказательство преданности, расчетливый, казенный патриотизм есть притворство и обман; такое притворство ни к чему хорошему не ведет; такой обман никому не нужен. Любовь не загорается по повелению и не угасает по предписанию; она невынудима; и притом всякая любовь, и ко всему: и к Богу, и к людям, и к делу, и к природе, и к идеям. Отсюда — свобода духовной любви и убеждений»0.



Список источников и литературы

  1. Ильин И. А. Путь духовного обновления.

  2. Ильин И. А. Родина и мы.

  3. Ильин И. А. Россия. Путь к возрождению.

  4. Ильин И. А. Советский Союз – не Россия.// http://rpczmoskva.org.ru/otecheskie-trudy/ivan-aleksandrovich-ilin-sovetskij-soyuz-ne-rossiya.html

0См.: Ильин И. А. Россия. Путь к возрождению. С.73.

0 См.: Там же. С. 75-82.

0 Ильин И. А. Россия. Путь к возрождению. С.83.

0 См.: Ильин И. А. Родина и мы. С. 3-5

0 Ильин И. А. Путь духовного обновления. С 129-130.

0 Ильин И. Советский Союз – не Россия.// http://rpczmoskva.org.ru/otecheskie-trudy/ivan-aleksandrovich-ilin-sovetskij-soyuz-ne-rossiya.html

0 Ильин И. Советский Союз – не Россия.// http://rpczmoskva.org.ru/otecheskie-trudy/ivan-aleksandrovich-ilin-sovetskij-soyuz-ne-rossiya.html

0 Там же.

0 Там же

0 Ильин И. Советский Союз – не Россия.// http://rpczmoskva.org.ru/otecheskie-trudy/ivan-aleksandrovich-ilin-sovetskij-soyuz-ne-rossiya.html

0 Там же.

0 Там же.

0 Там же.

0 Ильин И. Советский Союз – не Россия.// http://rpczmoskva.org.ru/otecheskie-trudy/ivan-aleksandrovich-ilin-sovetskij-soyuz-ne-rossiya.html

0 См.: Ильин И. А. Родина и мы. С. 3-5

0 См.: Ильин И. Советский Союз – не Россия.// http://rpczmoskva.org.ru/otecheskie-trudy/ivan-aleksandrovich-ilin-sovetskij-soyuz-ne-rossiya.html

0 Ильин И. А. Путь духовного обновления. С.46


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!