СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 2 класс. Алфавит. Написание большой буквы в словах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык 2 класс.

Алфавит.     Написание  большой буквы в словах.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 2 класс. Алфавит. Написание большой буквы в словах.»

1


Русский язык 2 класс.

Алфавит. Написание большой буквы в словах.


Тема: Написание слов типа орёл и Орёл.

Цель:

развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании

слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

Этап урока


Цель

Методы и приёмы работы

ФОУД

I.Организационный момент. Создание эмоционального настроя.





  1. Эмоциональный настрой.

Игра « Сортировщик».

- Давайте настроимся ,чем мы будем заниматься и какими будем на уроке.

  • Чем похожи слова каждой группы?

  • Какое слово лишнее?

  • Почему так считаете?

а) Думать, сравнивать, дремать , предполагать.

б) Дружные, активные, ленивые, внимательные, догадливые.

-Откройте тетрадь.

-Запишите число.

-«Классная работа».

2.Чистописание.

  • Запишите заглавную букву для каждого слова. ДСПАВ

  • Расположите в алфавитном порядке. АВДПС


Подготовить учащихся к работе на уроке, создать доброжелательную атмосферу. 


Презентация

(слайд №,2)



Настроится на продуктивную работу.

Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу; готовность учащихся к уроку; быстрое включение учащихся в рабочий ритм.


ΙI. Актуализация знаний.


3.Мини-опрос.

Расшифруйте фразу.

СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ СТРАНА БОЛЬШИХ БУКВ

-Какая допущена ошибка?

  • Вспомните, когда слова пишутся с заглавной буквы?

– Какие вы знаете имена собственные?

Имена, фамилии, клички, города, всё с заглавной буквы пишется всегда.

- Значит, о чём будем говорить?


4. Словарная работа.

– Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки.

Стреляный _____________,

считать ___________,

_________на хвосте принесла,

как___________ на сене.

(Воробей, ворон, сорока, собака.)


– Что означают эти выражения?

-Некоторые дети получили задание посмотреть перед уроком в фразеологическом словаре , что означают эти выражения .


Стреляный воробей-опытный, поживший человек. Обмануть или провести его не так то просто.

Считать ворон – ротозейничать, глазеть по сторонам.

Сорока на хвост принесла- о неизвестном источнике сообщения, новости.

Как собака на сене - собаки сено не едят. Мне ни к чему, но и тебе не дам

-обеспечить мотивацию изучения новых знаний;



- актуализировать субъектный опыт учащихся;


- создать условия для формирования умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;


- способствовать формированию грамотного письма,

каллиграфического письма.


Коллективный метод


Наглядно-иллюстративный


Работа с информацией


Работа с интерактивной

доской


Презентация (слайды №3,4,5,6,7)


Коллективная

Форма

обучения


Ответы на вопросы, письмо, сопоставление. анализ, умозаключения, формулирование (совместно с учителем) темы и цели урока.

Готовность учащихся к активной учебной деятельности; определение и формулирование темы и цели урока; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала;

расширение кругозора за счёт изучения фразеологических оборотов, на основе выявления особенностей, признаков объектов умение делать выводы, умозаключения.




Записать слова в столбик.(Воробей, ворон, сорока, собака.)


– С какой буквы написали эти слова?

– Что они называют? (Животных.)


4. Написание большой буквы в кличках животных.

– Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички.

- Какую вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке?

– Что такое кличка для животного? Зачем она нужна?

(Это как «имя» для человека, по нему отличают животное, зовут его, разговаривают с ним.)

– Как же нужно их писать? Запишите придуманные клички животных:

воробей Чив, ворона Кара, сорока Цыпа, собака Булька.

– А теперь сравните их с названиями животных. Что вы заметили? (Названия животных пишутся с маленькой буквы.)

Сделайте вывод: клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы.

– Надо тщательно выбирать кличку животному, чтобы не получилось так же смешно как в стихотворении.

Учитель читает стихотворение (оно может быть размещено на слайде


Жили-были

Дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё была у них

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачка Мурка,

А ещё – два козла –

Сивка да Бурка!

(Ю.Черных)

кошка Жучка

жеребёнок Хохлатка

курица Бурёнка

собачка Мурку

Сивка

( Дети соединяют пары на доске и параллельно записывают в тетрадь словосочетания.)

кошка Жучка

курица Хохлатка

собачка Мурка

жеребёнок Сивка

корова Бурёнка.

(Кошка Мурка, курица Хохлатка, собачка Жучка, жеребёнок Сивка, корова Бурёнка.)

- Имена собственные это орфограмма, подчёркиваем одной чертой.

-Кто остался без пары? Кому можно дать эту кличку?

– Любую ли корову можно назвать Бурёнкой? Подберите однокоренные слова и тогда ответите правильно. (Бурёнка, бурая, т.е. серовато-рыжая окраска.)

Вывод: кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.

– Есть ли у животных имена, фамилии, отчества? (Нет. Это у людей, а у животных – клички.)













III.Физми

нутка

Тренажёр «Коррекция зрения»

-Наши газа устали отдохнём.






ΙV. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Открытие нового знания.


1.Проблемная ситуация.

– Запишите предложение под диктовку.

У меня есть шарик.

Взаимопроверка. Работа в парах.

-Поменяйтесь тетрадями, проверьте , все ли одинаково написали?

У одних так, у других так.

У кого написано не так как у товарища?

(Возможные ответы: да или нет.)

– А о чём вы подумали? (О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.)

Если в классе только один вариант ответа – все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? (О собаке.)

– Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь.

У меня есть воздушный шарик.

У меня есть собака Шарик.

- Записать предложения с комментированием в тетрадь.


-cоздать условия для знаниевого разрыва

знаю-не знаю через проблемную ситуацию;

-добиться совместного вывода по теме урока;

-создать условия для

самостоятельного формулирования учащимися правила выбора строчной и заглавной буквы в написании слов типа Орёл – орёл;

- способствовать развитию чуткости к слову (понимание значения слова);


Проблемно-поисковый


Эвристический


Презентация

(слайды №11,12,13)


Работа в парах


Работа в группах


Искать ответа на проблемный вопрос.


Ответы на вопросы, составление предложения,

писать предложения с комментированием.


Отвечать на вопросы, составлять предложения, работать у доски с комментированием.


Находить правильное осознанное решение проблемы; аргументированный ответ.



- Заметьте, некоторые слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Следовательно, надо следить за значением слов.

2. Открытие нового знания.

Наблюдение над словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному.

Работа проводится в группах.

-А сейчас мы поучим друг друга, поможем понять друг другу, о чём говорим на уроке.

Задание 1. На столе у вас карточки, на которых записаны предложения. В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Ваша задача, посовещавшись, выбрать из двух вариантов правильный и доказать ПОЧЕМУ.


1гр. Задание 1.

Выбрать из двух вариантов правильный и доказать почему.

Вот загорелся зелёный ________________ светофора.

( Огонёк,огонёк)

По зелёному полю мчится резвый конь _______________.( Огонёк,огонёк)


Задание 2.

Составьте два предложения со словами Орёл и орёл, так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов.


2гр. Задание 1.

Выбрать из двух вариантов правильный и доказать почему.

Мою подругу зовут__________

(Лилия, лилия).

В пруду растёт____________

(Лилия, лилия).

Задание 2.

Составьте два предложения со словами Земля и земля,

так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов.

3 гр. Задание 1.

Выбрать из двух вариантов правильный и доказать почему..

В огороде росла зеленая ____________________ (Петрушка, петрушка) В клетке сидел попугай ________________________ (Петрушка, петрушка)

Задание 2.

Составьте два предложения со словами Стрелка и стрелка, так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов.

4гр. Задание 1.

Выбрать из двух вариантов правильный и доказать почему..

Кот ____________ прищурил хитрые глазки.( Пушок ,пушок,)

С тополей летит лёгкий ___________________ .( Пушок ,пушок,)

Задание 2.

Составьте два предложения со словами Рыжик и рыжик, так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов.

5гр. Задание 1.

Выбрать из двух вариантов правильный и доказать почему..

Мой друг ______________ решил задачу.( мишка, Мишка)

Плюшевый ______________ сделан из меха. ( мишка, Мишка)

Задание 2.Составьте два предложения со словами Тигр и тигр

, так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов.

-Посмотрите, что получилось у первой группы……

ПРОВЕРКА (Каждая группа афиширует задание 1, читает составленные предложения из задания 2)

Дети делают предположения от групп. Все версии выслушиваются (можно не повторять все, а только добавлять, если есть отличия). Затем делается вывод (обобщение).

Вывод. Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка и др.), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк, Пушок), город (Орёл, Клин), планету (Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

– А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы.

– Сравните свои выводы с авторским .

-При определении учитывать значение слова и помнить правила.



































Обсуждать в группах, парах, анализировать, делать вывод.


Отвечать на вопросы, активно участвовать в работе группы, поиске решений.







Формулировать правила написания строчной и заглавной буквы в словах типа Орёл – орёл; правильное составление предложений.



V. Развитие умений – применение знания.


1. Работа в тетради.


  • Спишите словосочетания, раскрывая скобки и выбирая нужную букву.

Подчеркните одной чертой большую букву в именах собственных.


(М, м)ать (И, и)люши, (Д, д)ежурный (В, в)итя (К, к)опин, (Д, д)очь (О, о)льги (П, п)етровны, (К, к)орова (Н, н)очка, (Д, д)ождливая (О, о)сень,

(Б, б)ычок (Б, б)уян,(П, п)опугай (П, п)етруша, (С, с)танция (Б, б)еговая,
(Ж, ж)итель (М, м)осквы, (Ч, ч)ёрное (М, м)оре.


(На экране зачеркнуть букву, которую нельзя писать. Выборочно взять тетради на проверку.)




-способствовать

формированию

умения составлять предложения;

-способствовать

развитию речи учащихся;

-установить осознанность понимания изученного материала;

- выявить возможные пробелы первичного осмысления материала;

- провести коррекцию,

- обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности;

- обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления материала.



Презентация

(слайд №14)



Работа с интерактивной доской

Работа в группах



Коллективная форма обучения



Выборочное списывание

Работа в группе.



Работают у доски.



Объяснять

решение орфографических задач.



Находить правильное осознанное решение грамматической

задачи;

давать аргументированный ответ.


V. Итог урока.


знаю

Я запомнил

смог


-достижение поставленной цели урока; качество работы обучащихся;

Презентация (слайды №15)


Беседа

Коллективная форма

Озвучить, достигнута ли цель урока, проанализировать собственное участие на уроке, ответы на вопросы, высказывания..


Установление уровня усвоения нового материала.

VΙ. Этап рефлексии.


«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные шары: красные и зелёные. На доске изображен пес Шарик с воздушными шарами. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите в букет шаров красный шар , если не понравилось, -зелёный».

  • Оценить работу детей на уроке.


-способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно анализировать собственную деятельность;

- создать условия для формирования самооценки.

Самоанализ

Самооценка

«коллаж настроение»

Совместная деятельность учитель-ученик..

индивидуальная

Оценить уровень своего знания-незнания по теме.

Результат самостоятельного оценивания учащимися.

VΙ Ι. Домашнее задание.


Упр.129

«Дидактический материал»

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.


(Инструктаж по д/з)

Презентация (слайды №16)



Слушать, воспринимать


Все учащиеся мотивированы на выполнение домашнего задания.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!