Учим словарные слова. 3 класс. (часть 1 «дорожный»)
Склярова Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 1
г. Новокуйбышевск, Самарской области.
ш осс е
Шоссе
- Составь словосочетание с новым
словарным словом.
- Запомни! Слово шоссе не изменяется.
шоссейный
- С новым словом составь предложение по данной схеме.
- П – подлежащее,
- С – сказуемое,
- В – второстепенный член предложения.
П С
В В
В
Учим словарные слова. 3 класс. Склярова Н.А.
п асса жир
Слово о слове.
- Слово пассажир образовалось от французского слова пассаж , что означает «приезд».
- Как нужно вести себя в общественном транспорте?
- Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
- Не так давно я участвовал в испытательном рейсе сверх-звукового п….жирского самолёта.
2) Вода у мыса бурлила, и судорожная, хотя и недолгая, качка выматывала п….жиров и раздражала м.ряков.
3) Рейс был срочный , и капитан приказал п….жиров не брать.
Учим словарные слова. 3 класс. Склярова Н.А.
Слово о слове.
В ок зал
- Слово вокзал заимствовано из английского языка. Ещё в конце XVIII века некая Джейн Во превратила свою усадьбу в место общественных гуляний, которое получило название «Вокс-холл» (холл – «зал»), или «Зал госпожи Во». В конце XIX века воксхолл, или воксал, стал означать «концертный зал на железнодорожной станции» . В русском языке это слово превратилось в вокзал и стало означать «здание станции на путях сообщения».
- Образуй слова со следующими значениями: «принадлежащий вокзалу », «расположенный рядом с вокзалом ».
- Как были образованы слова? Какой частью речи они являются? Составь словосочетания.
Вокзальный, привокзальный.
Учим словарные слова. 3 класс. Склярова Н.А.
Слово о слове.
В а гон
- Слово вагон заимствовано из английского языка, куда в свою очередь пришло из немецкого : ваген - «телега, повозка» .
- Образуй слова со следующими значениями:
«относящийся к вагону », «маленький вагон », « небольшой вагон для перевозки грузов на узкоколейных или подвесных дорогах», « водитель трамвайного вагона , «работник вагонного завода», «узкие доски для обшивки стен (первоначально) пассажирских вагонов»
Вагонный, вагончик, вагонетка, вагоновожатый,
Вагонник, вагонка.
Учим словарные слова. 3 класс. Склярова Н.А.
Слово о слове.
б а гаж
- Слово багаж первоначально было образовано от древнескандинавского багги - «узел». Французы превратили его в баг - « пакет», а затем произвели от него слово багаж со значением - «разные тюки с вещами.»
- В каких значениях употреблено слово
багаж в словосочетаниях?
Ручной б.гаж , сдавать в б.гаж , б.гаж знаний.
- Произведи фонетический разбор слова. Сравни произношение и написание слова.
Багаж – ба-гаж – 2 слога.
[ б а г а ш ]
5 букв,5 звуков.
- Образуй слова со следующими значениями «относящийся к багажу », «приспособление у велосипеда, мотоцикла, автомобиля для перевозки багажа ».
Багажный, багажник.
- Как были образованы слова?
Учим словарные слова. 3 класс. Склярова Н.А.
- Произведи фонетический разбор слова.
б и лет
Билет – би-лет – 2 слога.
[б , и л , э т ]
5 букв,5 звуков.
- В каких значениях может употребляться слово билет ? Какие бывают билеты.
- От слова билет образуй однокоренные слова, разбери их по составу и объясни значение.
Билет, билетик, билетер, билетерша, билетный, билетопечатающий,
билетно-кассовый.
- Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
1 ) Старик купил у входа б.лет и пош.л искать Мирзука. 2) Берите б.леты! Берите б.леты! Сейчас на Юпитер уходят р.кеты.
Учим словарные слова. 3 класс. Склярова Н.А.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
ав т о м о биль
Слово о слове.
- Слово автомобиль образовано от двух слов: греческого ауто - «сам» и латинского мобилис, что означает «движущийся, подвижный».
- Восстанови словообразовательную цепочку. Вставь пропущенные буквы.
Объясни образование слов.
А.т.м.биль а.т.м.б.листка.
а.т.м.б.лист
- Какие ещё известные тебе слова начинаются, как слово автомобиль , с части авто- . Напиши.
Автограф, автобиография, автозавод, автобаза, автокран, автопарк,
авторучка, автосалон, автошкола, автомодель, автопилот.
Учим словарные слова. 3 класс. Склярова Н.А.
- Образуй слова со следующими значениями. Определи часть речи образованных слов.
«принадлежащий кораблю », «маленький корабль », « корабл естроитель».
к о рабль
Корабельный, кораблик, корабел.
- С новым словом составь предложение по данной схеме.
- П – подлежащее,
- С – сказуемое,
- В – второстепенный член предложения.
П С
В В В
- Объясни значение выражения: «попасть с корабля на бал».
Учим словарные слова. 3 класс. Склярова Н.А.
Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица,
Везёт, а не лошадь.
с а м о лёт
Варит сам с.м.вар Валит сам с.м.свал,
Ходит сам с.а.м.оход ,
Сам летает с.м.лёт .
- Что общего в подчёркнутых словах.
- Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
1) С.м.лётик - с.м.лёт захвати меня в полёт. 2) Если пол.ти-те на с.м.лёте с юга на север, то увидите, что постепенно тайга кончается и начинается край безлесный. 3) Ринулись ввысь с.м.лёты , двинулся танковый строй, с песней стрелковые роты вышли за Род.ну в бой.
Учим словарные слова. 3 класс. Склярова Н.А.
пут е ше ст вие
- Замени выражение одним словом.
- Объясни значение выражения:
Тот, кто путешествует -
путешественник.
путешествовать.
Совершать путешествие -
Женщина- путешественник -
- Определи части речи полученных слов, Есть ли среди них глагол. Измени его по временам.
путешественница.
- Приходилось тебе путешествовать. Дополни план и напиши небольшое сочинение.
1.Подготовка к дороге.
2.
3.
4.Возвращение домой.
Учим словарные слова. 3 класс. Склярова Н.А.
Слово о слове.
р асс т о яние
- Слово расстояние заимствовано из старославянского и произошло от слова расстояти - «стоять в отдалении». Слово расстояние в свою очередь было образовано с помощью приставки рас- от слова стояти («стоять»).
- Просклоняй словосочетание.
И.п. (что?) дальнее расстояние
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
(чего?) дальнего расстояния
(чему?) дальнему расстоянию
(что?) дальнее расстояние
(чем?) дальним расстоянием
(о чём?) о дальнем расстоянии
Преодолевали, р …т.яния , пут.ше..в…ики, б.льшие .
Путешественники преодолевали большие расстояния .
Учим словарные слова. 3 класс. Склярова Н.А.
К и л о метр
К и л о гра мм
- Слова километр и килограмм заимствовано из французского, но первая часть этих слов ( кило-) восходит к греческому языку и означает «тысяча». Опираясь на эти сведения, объясни значение данных слов.
Слово о слове.
- Образуй от данных слов прилагательные и составь с ними словосочетания. Как образованы эти слова?
Километр
Килограмм
километровый
килограммовый
- В каких известных тебе словах пишутся двойные согласные?
-мм-:
-лл-:
Су мм а, гра мм атика, програ мм а, диагра мм а.
Ми лл ион, и лл юстрация, а лл игатор, баци лл а, мета лл
Учим словарные слова. 3 класс. Склярова Н.А.
К и л о метр
К и л о гра мм
- Прочитай. Вставь в нужной форме новые словарные слова. Вставь пропущенные буквы. Сравни подчёркнутые слова.
1 ) Лес на много ………в.круг был мне уже так х.р.шо знаком, что я больше не ощущал себя чужаком.
2) Новорождённый сл.нёнок весит 100 ………, рост его – около метра.
3) Холмогоры стоят через реку, в трёх ……….
4) не малыш, а целый малый – полных восемь ………!
5) Был к.злёнок весел , потому что весил , наскакавшись по п.лям, двадцать……….
Учим словарные слова. 3 класс. Склярова Н.А.
адр е с
- Образуй слова со следующими значениями: «послать что-либо по какому-либо адресу », «тот, кому что-либо адресовано», «тот, что отправляет что-либо по адресу ».
- Как были образованы слова? С одним из слов составь предложение.
Адресовать, адресат, адресант.
- Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
1 ) Поля решила своими силами добираться по записанному на бумажке адр.су . 2) Письма адр.сатам доставляют почтальо-ны. 3) Мы в поисках мечты меняем адр.са , нам дома письма редкие прощ.ют. 4) Я справлялся в адр.сном столе, но там ещё не было вашего адр.са.
«не по адресу» ?
Учим словарные слова. 3 класс. Склярова Н.А.
Он и летом и зимой-
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он всё будет впереди.
г о р и зонт
- Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
1 ) На тёмном фоне гор проносились только отдельные г.р.з.нтальные клочья тумана, но внизу всё ст.яли х.лодные сумерки.
2) Г.р.зонт на в.стоке охватывала хмурая с.нева, а над с.невой слабо горело бледно-фиолетовое отражение заката.
3) Между тем ч.рная туча взмывала на зап.де и мало-помалу охватывала край г.р.зонта .
- Объясни значение выражения: « исчезнуть (пропасть) с горизонта».
- Подбери к нему выражение с противоположным значением.
«Появиться (возникнуть) на горизонте».
Учим словарные слова. 3 класс. Склярова Н.А.
Благодарю за работу.
Учите Русский язык .
Учим словарные слова. 3 класс. Склярова Н.А.