СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема нашего проекта «Эпитеты в моей жизни». Идея проекта возникла на уроке русского языка при изучении темы «Деепричастие», когда на уроке развития речи  нужно было описать природу.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 6 класс»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Веденка»

Дальнереченского района Приморского края







ЭПИТЕТЫ В МОЕЙ ЖИЗНИ.


Коллективный проект учащихся 6 класса МОБУ

«СОШ с. Веденка»



Руководитель проекта: Михальчук Л.Д.,

учитель русского языка и литературы








СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...…………

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ……………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ. Наши отзывы об участии в проекте

«Эпитеты в моей жизни»……………...……………………………… …….


2

4

6

7


8

ВВЕДЕНИЕ.

Идея проекта возникла на уроке русского языка при изучении темы «Деепричастие», когда на уроке развития речи нужно было описать природу.

Работая над заданиями, часто обращались к словарику эпитетов, который есть в третьей части учебника С.И. Львовой, В.В. Львова «Русский язык». 6 класс». Но ограниченность словарных статей заставляла обращаться к другим словарям, Интернету. На поиски уходило много времени. А нам предстояло писать сочинение –описание весенней природы, где без эпитетов не обойтись. Ведь эпитеты – одно из средств выразительности речи.

Тут перед нами встала проблема: как написать сочинение – описание природы с низким словарным запасом на «5»?

Мы задумались: возможно, такая проблема существует только у нас – незнание эпитетов и неумение ими пользоваться. Провели анкетирование среди ребят школы и своих родителей. Ребята, принявшие участие в анкетировании (37 человек), учащиеся 5 – 11 классов. Взрослые – наши родители – 17 человек. Вопросы, предложенные в анкете, следующие:

  1. Знаете ли вы, что такое эпитет?

  2. Часто ли в своей речи пользуетесь эпитетами?


Обработали анкету. На первый вопрос почти все ответили положительно. Результаты ответов на второй вопрос отражены в диаграмме. Мы предположили: редкое употребление эпитетов в речи связано с низким словарным запасом взрослых и детей.

И актуальность проблемы стала очевидной: сегодня многие ребята и взрослые художественную литературу, которая способствует пополнению словарного запаса, читают очень мало. Они предпочитают телевизор и Интернет.

Гипотезы: Вариантов решения проблемы несколько. Можно постоянно «заглядывать» в Интернет, но нет гарантии, что там найдёшь нужный эпитет (с таким мы сталкивались). Можно постоянно носить с собой словари. Но это тяжело. И, как обычно бывает, в нужный момент словаря с собой не окажется. А можно попытаться создать собственный словарь. Какой же вариант выбрать?

Наша цель: создать иллюстрированный словарь эпитетов «Весна».

Для достижения цели мы поставили перед собой задачи:

-проанализировать словари эпитетов;

- произвести отбор существительных, к которым нужно написать словарные статьи;

- составить словарь эпитетов к отобранным существительным;

- подобрать поэтический, живописный и музыкальный иллюстративный материал;

- оформить работу и презентацию для защиты проекта.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Мы начали работу с коллективного обсуждения вопроса: как назовем будущий словарь. Затем мы составили план работы:

1. Выбор темы и уточнение названия проекта.

2. Сбор информации по теме «Эпитеты».

3. Определение основных этапов работы над словарём:

1) отбор существительных, к которым нужно написать словарные статьи;

2) подбор и просмотр текстов художественной литературы (поэзии и прозы) о весенней природе с целью нахождения авторских эпитетов;

3) работа со словарями эпитетов в Интернете и библиотеке с целью пополнения эпитетами собственного словаря;

4) подбор поэтического и живописного иллюстративного материала;

5) углубление и систематизация знаний о составлении словарной статьи в словарях эпитетов;

6) составление словаря.

4. Оформление письменной части проекта.

5. Подготовка защиты проекта.

Затем под руководством учителя для каждого этапа работы мы определили способы работы, что умеем и что не умеем, сроки. Эту информацию мы заносили в специальную таблицу по мере выполнения проекта.


Этапы работы

Способы работы

Мы умеем

(имеющиеся ресурсы)

Мы не умеем

(недостающие ресурсы)

Сроки работы

1

Уточнение названия и содержания словаря

коллективная беседа для выбора лучшего варианта названия словаря;

отбор имён существительных на тему «Весна»

+


03.02.

2

Изучение литературы об эпитетах.

сравнение определений эпитетов, которые дают разные лингвисты.

есть определения, умеем сравнивать.

не знаем классификации и типологии эпитетов.

04.02.

3

Работа с художественной литературой на тему «Весна».

подбор и просмотр текстов художественной литературы (поэзии и прозы) о весенней природе.

.

есть тексты, умеем выбирать


нужно учиться печатать в Word на компьютере.

05.02- 07.02

4

Работа со словарями эпитетов.

анализ имеющихся словарей


не хватает информации, нужно научиться искать ее в Интернете

08.02- 09.02.

5

Подбор живописного иллюстративного материала

просмотр иллюстраций картин художников-пейзажистов

умеем находить и отбирать


владеем малым запасом информации о художниках-пейзажистах и месте хранения картин

10.02.-11.02.


Составление словарной статьи и словаря эпитетов

систематизация найденного материала, знакомство с общими требованиями к составлению словаря углубление знаний по…

умеем составлять словарь в алфавитном порядке

как вставить репродукцию картины в текст и подписать её

12.02- 14.02.

6

Оформление письменной части проекта

формулирование темы, проблемы, цели, задач и плана работы во введении;

описание всех этапов работы над проектом в основной части;

оценка проделанной работы и формулирование выводов в заключении

учитель предоставил шаблон для написания и помогает напечатать текст письменной части


15.02.-17.02.

7

Подготовка защиты проекта

1) выборы представителей коллектива, которые будут защищать проект

+


18.02

2) составление плана устной защиты проекта


познакомиться с правилами защиты проекта

18.02.

3) определение содержания презентации, сопровождающей устное выступление;

подготовка слайдовой презентации


учитель знакомит с работой в программе PowerPoint и помогает оформить презентацию

получить представление о работе в программе PowerPoint;

научиться пользоваться презентацией для защиты проекта

19.02.

4) репетиции защиты проекта и выступление перед одноклассниками; самооценка всей проделанной работы; оценка со стороны одноклассников и учителей


познакомиться с правилами устного публичного выступления

20.02.



Текст в словаре должен быть печатным, поэтому мы познакомились с компьютерной программой Microsoft Word. Некоторые из нас ещё плохо знают клавиатуру, поэтому долго искали нужные буквы. Было трудно. Но мы справились и смогли напечатать тексты словарных статей.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чтобы составить словарь, нам пришлось как следует потрудиться и узнать много нового.

Во-первых, мы пополнили свои знания об эпитетах. Во-вторых, узнали, как правильно пишутся статьи для словаря эпитетов. В-третьих, подбирая поэтический и иллюстративный материал, познакомились с творчеством многих современных поэтов и художников. В-четвёртых, познакомились с компьютерной программой Microsoft Word и смогли напечатать в ней тексты словарных статей. В-пятых, научились вставлять репродукцию картины в текст и подписывать её.


И, наконец, мы получили опыт создания коллективных проектов и научились работать вместе для достижения общей цели. Мы с радостью помогали друг другу, если что-то не получалось. И в итоге у нас получился замечательный словарь. Конечно, он далеко не совершенен. Мы планируем продолжить работу над ним.

Мы достигли своей цели: создали иллюстрированный словарь эпитетов! По нашему решению, он будет храниться в кабинете русского языка и литературы, и любой желающий сможет воспользоваться им. Мы не только достигли цели, но и поработали в роли учёных, наборщиков, дизайнеров.

Каждый из нас вел дневник работы над проектом. На последней странице дневника в разделе «Самооценка» мы описали свои впечатления о получившейся книге и об участии в проекте [Приложение].

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Литература:

Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. - М., 2001.

Ведерников Н.В. Краткий словарь эпитетов русского языка. - Л., 1975.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. -М., 1993.

Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. -Л., 1979.

Евгеньева А.П. Очерки по языку русской устной поэзии в записях XVII - XX веков. -М., Л.

Жирмунский В.М. К вопросу об эпитете //Памяти П.Н. Сакулина.- М.

Квятковский А.П. Поэтический словарь. -М.

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс. В 3 ч. -М., 2008.

Павлович Н.В. Словарь поэтических образов: на материале русской художественной литературы XVII - XX вв.: В 2т. - М., 1999.

Словарь синонимов русского языка: в 2 т./ под ред. А.П. Евгеньевой. -Л., 1980.

Томашевский Б.В. Эпитет в русском народном творчестве. – М., 1980.

Интернет-ресурсы:

http://сезоны-года.рф

http://mirslovarei.com

http://rifmovnik.ru

http://epithet.slovaronline.com




ПРИЛОЖЕНИЕ


Наши отзывы об участии в проекте «Эпитеты в моей жизни».

Мне очень понравилось составлять словарь! Я с удовольствием печатала на компьютере. А ещё мне понравилось вчитываться в тексты и выискивать эпитеты. Они были самыми неожиданными! Я чувствовала себя учёным, который вот-вот сделает потрясающее открытие!

Мне понравилось работать на компьютере. Я терпеливо вставлял иллюстрации в текст словаря, а они постоянно «убегали»! Также трудно было «заставить» остаться подпись под иллюстрацией, но я победил!

Мне понравилось быть генератором идей! Я видела, как ребята подхватывают мои мысли, и у нас всё получалось! Это здорово! Я хочу новый проект!

Я теперь чувствую себя за компьютером гораздо увереннее, узнала много нового, научилась хорошо печатать, копировать из Интернета материал и работать с иллюстрациями.

Я не могла оторваться от книг, из которых мы подбирали иллюстрации! Хочу всё это увидеть своими глазами! Я поразилась талантам пейзажистов, и сама захотела рисовать!

Мне очень понравилось работать над словарём! Выискивать эпитеты в текстах, особенно незнакомых авторов – это супер! Я радовалась каждому найденному слову!

Мне понравилась наша дружная команда, никто не смеялся над неудачами других, а старались помочь. Я работала увлечённо, не замечая, как быстро бежит время. Мне понравилось всё!!!

Я научилась работать в команде, чувствовала себя очень уверенно. Спасибо ребятам за это!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!