Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Веденка»
Дальнереченского района Приморского края
ЭПИТЕТЫ В МОЕЙ ЖИЗНИ.
Коллективный проект учащихся 6 класса МОБУ
«СОШ с. Веденка»
Руководитель проекта: Михальчук Л.Д.,
учитель русского языка и литературы
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...………… ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ …………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ. Наши отзывы об участии в проекте «Эпитеты в моей жизни»……………...……………………………… ……. | 2 4 6 7 8 |
ВВЕДЕНИЕ.
Идея проекта возникла на уроке русского языка при изучении темы «Деепричастие», когда на уроке развития речи нужно было описать природу.
Работая над заданиями, часто обращались к словарику эпитетов, который есть в третьей части учебника С.И. Львовой, В.В. Львова «Русский язык». 6 класс». Но ограниченность словарных статей заставляла обращаться к другим словарям, Интернету. На поиски уходило много времени. А нам предстояло писать сочинение –описание весенней природы, где без эпитетов не обойтись. Ведь эпитеты – одно из средств выразительности речи.
Тут перед нами встала проблема: как написать сочинение – описание природы с низким словарным запасом на «5»?
Мы задумались: возможно, такая проблема существует только у нас – незнание эпитетов и неумение ими пользоваться. Провели анкетирование среди ребят школы и своих родителей. Ребята, принявшие участие в анкетировании (37 человек), учащиеся 5 – 11 классов. Взрослые – наши родители – 17 человек. Вопросы, предложенные в анкете, следующие:
Знаете ли вы, что такое эпитет?
Часто ли в своей речи пользуетесь эпитетами?
Обработали анкету. На первый вопрос почти все ответили положительно. Результаты ответов на второй вопрос отражены в диаграмме. Мы предположили: редкое употребление эпитетов в речи связано с низким словарным запасом взрослых и детей.
И актуальность проблемы стала очевидной: сегодня многие ребята и взрослые художественную литературу, которая способствует пополнению словарного запаса, читают очень мало. Они предпочитают телевизор и Интернет.
Гипотезы: Вариантов решения проблемы несколько. Можно постоянно «заглядывать» в Интернет, но нет гарантии, что там найдёшь нужный эпитет (с таким мы сталкивались). Можно постоянно носить с собой словари. Но это тяжело. И, как обычно бывает, в нужный момент словаря с собой не окажется. А можно попытаться создать собственный словарь. Какой же вариант выбрать?
Наша цель: создать иллюстрированный словарь эпитетов «Весна».
Для достижения цели мы поставили перед собой задачи:
-проанализировать словари эпитетов;
- произвести отбор существительных, к которым нужно написать словарные статьи;
- составить словарь эпитетов к отобранным существительным;
- подобрать поэтический, живописный и музыкальный иллюстративный материал;
- оформить работу и презентацию для защиты проекта.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Мы начали работу с коллективного обсуждения вопроса: как назовем будущий словарь. Затем мы составили план работы:
1. Выбор темы и уточнение названия проекта.
2. Сбор информации по теме «Эпитеты».
3. Определение основных этапов работы над словарём:
1) отбор существительных, к которым нужно написать словарные статьи;
2) подбор и просмотр текстов художественной литературы (поэзии и прозы) о весенней природе с целью нахождения авторских эпитетов;
3) работа со словарями эпитетов в Интернете и библиотеке с целью пополнения эпитетами собственного словаря;
4) подбор поэтического и живописного иллюстративного материала;
5) углубление и систематизация знаний о составлении словарной статьи в словарях эпитетов;
6) составление словаря.
4. Оформление письменной части проекта.
5. Подготовка защиты проекта.
Затем под руководством учителя для каждого этапа работы мы определили способы работы, что умеем и что не умеем, сроки. Эту информацию мы заносили в специальную таблицу по мере выполнения проекта.
№ | Этапы работы | Способы работы | Мы умеем (имеющиеся ресурсы) | Мы не умеем (недостающие ресурсы) | Сроки работы |
1 | Уточнение названия и содержания словаря | коллективная беседа для выбора лучшего варианта названия словаря; отбор имён существительных на тему «Весна» | + | | 03.02. |
2 | Изучение литературы об эпитетах. | сравнение определений эпитетов, которые дают разные лингвисты. | есть определения, умеем сравнивать. | не знаем классификации и типологии эпитетов. | 04.02. |
3 | Работа с художественной литературой на тему «Весна». | подбор и просмотр текстов художественной литературы (поэзии и прозы) о весенней природе. . | есть тексты, умеем выбирать | нужно учиться печатать в Word на компьютере. | 05.02- 07.02 |
4 | Работа со словарями эпитетов. | анализ имеющихся словарей | | не хватает информации, нужно научиться искать ее в Интернете | 08.02- 09.02. |
5 | Подбор живописного иллюстративного материала | просмотр иллюстраций картин художников-пейзажистов | умеем находить и отбирать | владеем малым запасом информации о художниках-пейзажистах и месте хранения картин | 10.02.-11.02. |
| Составление словарной статьи и словаря эпитетов | систематизация найденного материала, знакомство с общими требованиями к составлению словаря углубление знаний по… | умеем составлять словарь в алфавитном порядке | как вставить репродукцию картины в текст и подписать её | 12.02- 14.02. |
6 | Оформление письменной части проекта | формулирование темы, проблемы, цели, задач и плана работы во введении; описание всех этапов работы над проектом в основной части; оценка проделанной работы и формулирование выводов в заключении | учитель предоставил шаблон для написания и помогает напечатать текст письменной части | | 15.02.-17.02. |
7 | Подготовка защиты проекта | 1) выборы представителей коллектива, которые будут защищать проект | + | | 18.02 |
2) составление плана устной защиты проекта | | познакомиться с правилами защиты проекта | 18.02. |
3) определение содержания презентации, сопровождающей устное выступление; подготовка слайдовой презентации | учитель знакомит с работой в программе PowerPoint и помогает оформить презентацию | получить представление о работе в программе PowerPoint; научиться пользоваться презентацией для защиты проекта | 19.02. |
4) репетиции защиты проекта и выступление перед одноклассниками; самооценка всей проделанной работы; оценка со стороны одноклассников и учителей | | познакомиться с правилами устного публичного выступления | 20.02. |
Текст в словаре должен быть печатным, поэтому мы познакомились с компьютерной программой Microsoft Word. Некоторые из нас ещё плохо знают клавиатуру, поэтому долго искали нужные буквы. Было трудно. Но мы справились и смогли напечатать тексты словарных статей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобы составить словарь, нам пришлось как следует потрудиться и узнать много нового.
Во-первых, мы пополнили свои знания об эпитетах. Во-вторых, узнали, как правильно пишутся статьи для словаря эпитетов. В-третьих, подбирая поэтический и иллюстративный материал, познакомились с творчеством многих современных поэтов и художников. В-четвёртых, познакомились с компьютерной программой Microsoft Word и смогли напечатать в ней тексты словарных статей. В-пятых, научились вставлять репродукцию картины в текст и подписывать её.
И, наконец, мы получили опыт создания коллективных проектов и научились работать вместе для достижения общей цели. Мы с радостью помогали друг другу, если что-то не получалось. И в итоге у нас получился замечательный словарь. Конечно, он далеко не совершенен. Мы планируем продолжить работу над ним.
Мы достигли своей цели: создали иллюстрированный словарь эпитетов! По нашему решению, он будет храниться в кабинете русского языка и литературы, и любой желающий сможет воспользоваться им. Мы не только достигли цели, но и поработали в роли учёных, наборщиков, дизайнеров.
Каждый из нас вел дневник работы над проектом. На последней странице дневника в разделе «Самооценка» мы описали свои впечатления о получившейся книге и об участии в проекте [Приложение].
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Литература:
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. - М., 2001.
Ведерников Н.В. Краткий словарь эпитетов русского языка. - Л., 1975.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. -М., 1993.
Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. -Л., 1979.
Евгеньева А.П. Очерки по языку русской устной поэзии в записях XVII - XX веков. -М., Л.
Жирмунский В.М. К вопросу об эпитете //Памяти П.Н. Сакулина.- М.
Квятковский А.П. Поэтический словарь. -М.
Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс. В 3 ч. -М., 2008.
Павлович Н.В. Словарь поэтических образов: на материале русской художественной литературы XVII - XX вв.: В 2т. - М., 1999.
Словарь синонимов русского языка: в 2 т./ под ред. А.П. Евгеньевой. -Л., 1980.
Томашевский Б.В. Эпитет в русском народном творчестве. – М., 1980.
Интернет-ресурсы:
http://сезоны-года.рф
http://mirslovarei.com
http://rifmovnik.ru
http://epithet.slovaronline.com
ПРИЛОЖЕНИЕ
Наши отзывы об участии в проекте «Эпитеты в моей жизни».
Мне очень понравилось составлять словарь! Я с удовольствием печатала на компьютере. А ещё мне понравилось вчитываться в тексты и выискивать эпитеты. Они были самыми неожиданными! Я чувствовала себя учёным, который вот-вот сделает потрясающее открытие!
Мне понравилось работать на компьютере. Я терпеливо вставлял иллюстрации в текст словаря, а они постоянно «убегали»! Также трудно было «заставить» остаться подпись под иллюстрацией, но я победил!
Мне понравилось быть генератором идей! Я видела, как ребята подхватывают мои мысли, и у нас всё получалось! Это здорово! Я хочу новый проект!
Я теперь чувствую себя за компьютером гораздо увереннее, узнала много нового, научилась хорошо печатать, копировать из Интернета материал и работать с иллюстрациями.
Я не могла оторваться от книг, из которых мы подбирали иллюстрации! Хочу всё это увидеть своими глазами! Я поразилась талантам пейзажистов, и сама захотела рисовать!
Мне очень понравилось работать над словарём! Выискивать эпитеты в текстах, особенно незнакомых авторов – это супер! Я радовалась каждому найденному слову!
Мне понравилась наша дружная команда, никто не смеялся над неудачами других, а старались помочь. Я работала увлечённо, не замечая, как быстро бежит время. Мне понравилось всё!!!
Я научилась работать в команде, чувствовала себя очень уверенно. Спасибо ребятам за это!