|
Рабочая программа по русскому языку 7 класс |
Разработчик: Малютина Мария Анатольевна, учитель русского языка и литературы |
|
Раздел I. Пояснительная записка.
1.1. Общая характеристика программы
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, авторской программы Савчук Л. О. Русский язык: программа: 5 – 9 классы общеобразовательных учреждений / Л. О. Савчук; под ред. Е. Я. Шмелёвой. – М.: Вентана-Граф) к учебнику Русский язык 6 класс»/ под ред. А.Д. Шмелёва. - М.: Вентана-Граф.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010 г.) и примерной программой по русскому (родному) языку для основной школы.
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования, осуществляя преемственность со ступенью начального образования. Курс русского языка выстраивается с учётом коммуникативно-деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению. В русле которых овладение основными видами речевой деятельности сопровождается сознательным освоением языковой системы, основанным на современных представлениях о языке и речи, и развитием личностных, регулятивных, познавательных и коммуниктивных действий, соответствует социальному заказу родителей.
Формирование системы универсальных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личности и познавательной сферы подростка. Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии универсальных учебных действий в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую учебную задачу для основной школы «учить ученика учиться в общении». В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Концептуальные положения данной программы обеспечивают:
преемственность содержания обучения русскому языку на ступенях начального общего и основного общего образования;
сознательное освоение системы опорных знаний по русскому языку и формирование функциональной грамотности учащихся на основе их активной учебно-познавательной деятельности;
развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий в рамках создания социальной среды развития обучающихся;
вклад результатов освоения программы по русскому языку в формирование личности учащегося и его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
В программе отражены системный подход к освоению знаний о языке и речи, направленность содержания курса на формирование культуры общения через овладение языком как средством общения в разных сферах и ситуациях общения; воспитание бережного отношения к русскому языку как к одной из основных культурно значимых ценностей российского народа. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представления о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определённых ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.
Программа учитывает требования Стандарта по обеспечению перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся, к практической направленности обучения на основе системно-деятельностного подхода с сохранением воспитательной функции образовательного процесса. Значительная роль отводится организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, нацеленной на развитие познавательных способностей учащихся, овладение практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач, формирование умений ставить и решать проблемные задачи. Проектные формы работы, направленные на решение конкретной проблемы (задачи), позволяют нацеливать обучающихся на создание определённого продукта, реализовать межпредметные связи, соединять теорию и практику, осуществлять совместно с учителем планирование деятельности.
1.2. Место предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования. В 7 классе – 140 часов в год (4 часа в неделю), в том числе внутрипредметный модуль «Секреты грамотности» (34 часа), направленный на достижение одной из важных составляющих главной цели обучения русскому языку - сформировать умения и навыки грамотного письма.
1.3. Вклад предмета «Русский язык» в достижение образовательных целей основного общего образования
Русский язык является родным языком для русского народа и одновременно средством межнационального общения для народов многонациональной Российской Федерации. Являясь государственным языком в нашей стране, русский язык становится главным фактором консолидации государства, основой формирования гражданской идентичности и толерантности в условиях поликультурного общества.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Задачи обучения:
1) формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, вооружать их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развивать языковой и эстетический идеал, т.е. представления о прекрасном в языке и речи;
2) формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах программных требований);
3) обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4) обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
5) воспитывать учащихся средствами данного предмета.
1.4. Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; планируемые предметные результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; календарно- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в т.ч. на к/р, пр/р, с/р, экскурсии и т.д., административные к/р (входной, полугодовой, промежуточная аттестация).
1.5. Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
познавательные универсальные учебные действия(формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.
1.6. Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы
Чтобы пробудить у обучающихся интерес к урокам русского языка, к анализу речевого материала необходимо опираться на основные принципы, определяющие содержание и построение программы:
Принцип системности обусловливает отбор, интерпретацию и организацию теоретических сведений.
Принцип изоморфизма позволяет использовать одни и те же методы и приемы при изучении разноуровневых языковых единиц.
Принцип интеграции языка и речи.
Структурно-семантический принцип определяет многоаспектное освещение языковых единиц, учета формы, смысла, функции единиц языка.
Принцип историзма позволяет связать прошлое с настоящим, показать источники обогащения словарного состава, объяснить многие фонетические явления.
Функциональный принцип требует учета функций единиц языка при обучении речи.
Принцип внимания к переходным явлениям заставляет размышлять над живыми языковыми процессами.
Изложенные принципы способствуют развитию мышления учащихся, их познавательной деятельности. Логические операции анализа и синтеза в практике преподавания проявляются в наблюдении над речевым материалом, в формировании умения производить разные виды анализа, обобщать выводы, аргументировать их.
В связи с этим в программе выделяются следующие разделы:
- «О языке и речи»
- «Повторение изученного в 5-6 классе»
- «Правописание и орфография»
- «Текст»
- «Функциональные разновидности языка»
- «Общие сведения о языке»
- «Язык и культура»
- «Культура речи»
- «Словообразование»
- «Лексикология»
- «Фразеология»
- «Синтаксис»
- «Морфология»
Раздел II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Обучающийся научится:
п о ф о н е т и к е и г р а ф и к е: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом и использовать его знание при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в SMS-сообщениях, в частности в работе со словарями;
п о о р ф о э п и и: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарем;
п о л е к с и ке и ф р а з е о л о г и и: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; группировать слова по тематическим группам; соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); пользоваться различными видами лингвистических словарей (толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др и использовать полученную информацию в различных видах деятельности;
п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; различать изученные способы словообразования; анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов;
п о м о р ф о л о г и и: опознавать самостоятельные части речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное, глагол, включая причастия и деепричастия) и их формы; анализировать слово с точки зрения его принадлежности к изученным частям речи; употреблять формы слов изученных частей речи в соответствии с нормами современного литературного языка; применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач;
п о с и н т а к с и с у: опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; применять синтаксические знания и умения в практике правописания;
п о о р ф о г р а ф и и и п у н к т у а ц и и: соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Раздел III. Содержание учебного предмета
№ п/п
Наименование раздела/темы
Кол-во часов
Содержание
Формы организации учебных занятий
Основные виды учебной деятельности
Глава 1. Что такое языковые семьи?
14
(в т.ч. Рр 1+ адм. к/р 1 + ВПМ 2)
О языке и речи
1
1
Русский язык - один из индоевропейских языков.
1
Русский язык как один из индоевропейских языков.
Урок «открытия» нового знания
Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков.
Система языка (повторение изученного в 5-6 классе)
5
2
Сильные и слабые позиции звуков
1
Виды морфем. Чередование звуков в морфемах.
Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов.
Сращение сочетания слов в слово.
Типичные способы образования слов разных частей речи.
Словообразовательные и морфемные словари русского языка
Урок общеметодологической направленности, урок рефлексии
Осознавать роль морфем в процессах формо- и словообразования.
Опознавать морфемы и их варианты с чередованием гласных и согласных звуков; членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.
Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования слов различных частей речи; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; характеризовать словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов. Определять род сложносокращённых слов.
Использовать морфемный, словообразовательный словари. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ
3
Виды морфем, способы словообразования
1
4
Сращение как способ словообразования. Переход из одной части речи в другую.
1
5
Именные части речи
1
6
Глагол и его формы
1
Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»
2
7
ВПМ Правописание окончаний прилагательных и причастий
1
Орфографические правила, связанные правописанием окончаний прилагательных и причастий, суффиксов существительных
Урок рефлексии
Иметь представление об орфографии как о системе правил правописания слов и их морфем. Обладать орфографической зоркостью.
Корректно использовать орфографические правила, связанные правописанием окончаний прилагательных и причастий, суффиксов существительных. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
8
ВПМ Правописание суффиксов существительных
1
9
Входной контроль. Контрольная работа
1
Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Урок развивающего контроля
Владеть письменной формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения грамматических заданий.
Осуществлять самопроверку.
10
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму и пунктограмму
Урок рефлексии
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы над ошибками.
Текст
1
11
Рр Беседа и спор
1
Спор как один из основных жанров разговорного языка, его особенности.
Урок «открытия» нового знания
Урок развития речи
Вести спор со сверстниками в соответствии с целью и ситуацией общения, нормами речевого этикета с использованием адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. Участвовать в обсуждении (текстовый форум) с использованием возможностей Интернета.
Язык и культура. Культура речи.
1
12
Правила эффективного общения
1
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
Урок «открытия» нового знания
Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.
Осознавать необходимость речевого самосовершенствования, значение родного языка в процессе получения школьного образования.
Повторение
2
13-14
Комплексное повторение материалов 1 главы
2
Определение уровня усвоения учащимися изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Урок рефлексии
Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий.
Глава 2. Какие языки-предки были у русского языка?
21
(в т.ч. Рр 3+ к/р 1 + ВПМ 6)
О языке и речи
1
15
Происхождение русского языка
Происхождение русского языка
Урок «открытия» нового знания
Иметь представление о происхождении русского языка, об отечественных лингвистах
Система языка
7
16
Однозначные и многозначные слова. Группы слов в лексике языка
1
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса.
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка.
Этимологические словари.
Фразеология. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами.
Фразеологические словари.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии
Урок «открытия» нового знания, урок общеметодологической направленности
Овладеть основными понятиями лексикологии; знать общие принципы классификации словарного состава русского языка.
Наблюдать за использованием устаревших слов и неологизмов в языке художественной литературы, разговорной речи. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски.
Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей устаревших слов и использовать её в различных видах деятельности.
Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи
17
Группы слов в лексике языка.
1
18
Лексика исконная и заимствованная
1
19
Старославянизмы
1
20-21
Устаревшая лексика
2
22
Неологизмы
1
Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»
6
23
ВПМ Правописание корней с чередованиями оро/ра, ере/ре, оло(еле), ла(ле)
1
Орфографические правила, связанные с правописанием двойных согласных, корней с чередованием, гласными после шипящих и Ц
Урок «открытия» нового знания, урок общеметодологической направленности, уро рефлексии
Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической зоркостью. Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова. Знать и корректно использовать орфографические правила.
Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
24
ВПМ Двойные согласные
1
25
ВПМ Гласные после шипящих и Ц
1
26
Рр Свободное изложение (упр.59)
1
Создание письменных высказываний с
использованием выразительных средств языка
в соответствии
с коммуникативной задачей
Урок развития речи
Создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли).
Осуществлять редактирование текста, в котором нарушена последовательность частей.
Владеть письменной формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
27-28
Правописание Н и НН в разных частях речи
2
Орфографические правила, связанные с правописанием Н и НН в разных частях речи
Урок рефлексии, урок общеметодологической направленности
Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической зоркостью. Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова. Знать и корректно использовать орфографические правила.
Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
29-30
Рр Сочинение на тему «Зимний сад» (упр.61)
2
Структура сочинения-описания.
Создание письменных высказываний с
использованием выразительных средств языка
в соответствии
с коммуникативной задачей
Урок развития речи
Создавать собственные тексты (описание по картине) с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли).
Осуществлять редактирование текста, в котором нарушена последовательность частей.
Владеть письменной формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
31
Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи
1
Орфографические правила, связанные с дефисным написанием самостоятельных частей речи
Урок рефлексии, урок общеметодологической направленности
Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической зоркостью. Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова. Знать и корректно использовать орфографические правила.
Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
Текст
1
32
Рр Конспект
1
Основные виды информационной переработки текста: план (простой, сложный, тезисный), конспект. Особенности написания тезисов, конспекта.
Урок «открытия» нового знания
Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде конспекта. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста. Различать темы и подтемы текста. Создавать собственные тексты (конспект).
Язык и культура. Культура речи
1
33
Выразительные средства языка
Изобразительные средства языка художественной литературы. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, выразительности речевого общения.
Урок общеметодологической направленности
Осознавать необходимость речевого самосовершенствования, значение родного языка в процессе получения школьного образования.
Находить в текстах изученные изобразительные средства художественной литературы. Оценивать правильность и уместность употребления в речи выразительных средств языка; в случае необходимости корректировать речевые высказывания.
Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка
Повторение
1
34
Комплексное повторение материалов 2 главы
1
Определение уровня усвоения учащимися изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Урок рефлексии
Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий.
35
Контрольная работа № 1
1
Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Урок развивающего контроля
Владеть письменной формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения грамматических заданий.
Осуществлять самопроверку.
Глава 3. Какие языки-родственники есть у русского языка?
23
(в т.ч. Рр 5+ адм. к/р 1 + к/р 2 + ВПМ 8)
О языке и речи
1
36
Русский язык в кругу других славянских языков
1
Русский язык в кругу других славянских языков.
Урок «открытия» нового знания
Иметь элементарные представления о роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Система языка
6
37
Наречие как часть речи
1
Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи. Наречие как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические признаки, синтаксические функции. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.
Урок «открытия» нового знания, урок общеметодологической направленности
Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте.
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать наречия разных разрядов; приводить соответствующие примеры. Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени. Различать грамматические омонимы.
38
Словообразование наречий
1
39
Разряды наречий.
1
40
Степени сравнения наречий
1
41-42
Рр Контрольное изложение (упр.28)
2
Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Урок развивающего контроля
Урок развития речи
Осуществлять информационную переработку текста. Выделять главную и избыточную информацию.
Создавать и корректировать текст. Владеть письменной формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Осуществлять самопроверку.
43
Морфологический разбор наречия
1
Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи. Наречие как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические признаки, синтаксические функции. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении.
Урок «открытия» нового знания, урок общеметодологической направленности
Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте.
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать наречия разных разрядов; приводить соответствующие примеры. Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени.Различать слова категории состояния и наречия.Различать грамматические омонимы.
44
Слова категория состояния
1
45
Рр Сочинение (упр.39)
1
Структура сочинения-описания.
Создание письменных высказываний с
использованием выразительных средств языка
в соответствии
с коммуникативной задачей
Урок развития речи
Создавать собственные тексты (описание по картине) с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли).
Осуществлять редактирование текста, в котором нарушена последовательность частей.
Владеть письменной формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»
8
46
ВПМ Правописание букв после шипящих на конце наречий
1
Орфографические правила, связанные с правописанием букв после шипящих на конце наречий, правописание А и О на конце наречий, Н и НН в наречиях, НЕ с наречиями, дефис в наречиях, правописание отрицательных наречий, слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений
Урок «открытия» нового знания, урок общеметодологической направленности
Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической зоркостью. Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова. Знать и корректно использовать орфографические правила, связанные с правописанием наречий.
Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
47
ВПМ Буква А и О на конце наречий
1
48-49
ВПМ Правописание Н и НН в наречиях
2
50
ВПМ Правописание НЕ с наречиями
1
51
ВПМ Правописание отрицательных наречий
1
52
ВПМ Дефис в наречиях
1
53
ВПМ Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений.
1
Текст
2
54
Рр Использование наречий в текстах разных типов
1
Основные грамматические нормы русского литературного языка, использование наречий в текстах разных типов
Варианты норм
Урок «открытия» нового знания
Создавать собственные тексты (отзыв) с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли). Осуществлять редактирование текста, в котором нарушена последовательность частей.
55
Рр Отзыв
1
Культура речи
1
56
Употребление наречий в речи.
1
Употребление наречий в речи
Урок «открытия» нового знания
Осознавать необходимость речевого самосовершенствования, значение родного языка в процессе получения школьного образования.
Оценивать правильность и уместность употребления в речи изученных наречий; в случае необходимости корректировать речевые высказывания.
Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного язы
Повторение
1
57
Комплексное повторение материалов 3 главы
1
Определение уровня усвоения учащимися изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Урок рефлексии
Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий.
58
Контрольная работа № 2
1
Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Урок развивающего контроля
Владеть письменной формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения грамматических заданий.
Осуществлять самопроверку.
Глава 4. Как изменяются языки?
22
(в т.ч. Рр 2+к/р 1 + ВПМ 6)
О языке и речи
1
59
Изучение письменных памятников.
1
Изучение письменных памятников. Отражение в языке культуры истории народа.
Урок «открытия» нового знания
Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, проявлять уважение к истории, культурным и историческим памятникам, традициям страны.
Система языка
10
60
Предлог - служебная часть речи.
1
Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
Союз как часть речи.
Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды.
Союзы простые и составные.
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий.
Звукоподражательные слова.
Переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные и т. п.)
Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Урок «открытия» нового знания, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля
Различать предлог, союз, частицу.
Проводить морфологический анализ предлога.
Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи.
Наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами.
Правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с производными предлогами.
Проводить морфологический анализ союза.
Распознавать союзы разных разрядов по значению и строению. Производить морфологический анализ частицы.
Распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению.
Определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки.
Определять грамматические особенности междометий. Распознавать междометия разных семантических разрядов.
Различать грамматические омонимы.
Владеть письменной формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения грамматических заданий.
Осуществлять самопроверку.
61
Группы предлогов
по структуре.
1
62
Полугодовая контрольная работа
1
63
Морфологический разбор предлога.
1
64
Союз – служебная часть речи.
1
65
Разряды союзов.
1
66
Морфологический разбор союза.
1
67
Частица - служебная часть речи.
1
68
Морфологический разбор частицы.
1
69
Междометие и звукоподражательные слова.
1
Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»
6
70
ВПМ Правописание предлогов
1
Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание частиц не и ни со словами разных частей речи. Правописание предлогов, союзов, частиц.
Урок «открытия» нового знания, урок общеметодологической направленности
Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической зоркостью. Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова. Знать и корректно использовать орфографические правила, связанные с правописанием служебных частей речи.
Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
71
ВПМ Правописание союзов
1
72-73
ВПМ Правописание частиц НЕ и НИ
2
74
ВПМ Раздельное и дефисное написание частиц
1
75
ВПМ Правописание междометий
1
76
Контрольная работа № 2
1
Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Урок развивающего контроля
Владеть письменной формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения грамматических заданий.
Осуществлять самопроверку.
Текст
2
77
Рр Служебные части речи как средство связи в предложений в тексте
1
Лексические, грамматические, смысловые средства связи предложений и частей текста
Урок «открытия» нового знания
Создавать собственные тексты (статья) с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли). Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.
Конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов. Использовать средства связи предложений и частей текста в собственных устных и письменных текстах
78
Рр Статья
1
Язык и культура. Культура речи
1
79
Стилистическая роль служебных частей речи
1
Стилистическая роль служебных частей речи
Урок «открытия» нового знания
Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями. Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков. Наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы.
Повторение
1
80
Комплексное повторение материалов 4 главы
1
Определение уровня усвоения учащимися изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Урок рефлексии
Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий.
Глава 5. Как появился русский литературный язык?
20
(в т.ч. Рр 2+ к/р 1+ ВПМ 6)
О языке и речи
1
81
Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка
1
Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка.
Урок «открытия» нового знания
Иметь элементарные представления о роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Система языка
7
82
Словосочетание как единица синтаксиса.
1
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Номинативная функция словосочетания и коммуникативная функция предложения. Виды и средства синтаксической связи. Основные признаки словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Урок «открытия» нового знания, урок общеметодологической направленности
Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознавать (понимать) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др. Распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания. Анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.
83
Грамматическое значение словосочетаний.
1
84
Виды подчинительной связи в словосочетании. Согласование
1
85
Управление
1
86
Примыкание
1
87
Схема словосочетания.
1
88
Нечленимые словосочетания.
1
Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»
6
89
ВПМ Употребление прописных и строчных букв
1
Орфографические правила, связанные с употреблением прописных и строчных букв, суффиксов глаголов и глагольных форм
Урок рефлексии, урок общеметодологической направленности
Иметь представление об орфографии как о системе правил правописания слов и их морфем. Обладать орфографической зоркостью.
Опираться на морфологический разбор при выборе правильного написания суффиксов глаголов и глагольных форм.
Корректно использовать орфографические правила, связанные с употреблением прописных и строчных букв. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
90
ВПМ Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм
1
91
ВПМ Глаголы с суффиксами –ова-//-ева-, -ыва-//-ива-, -ва
1
92-94
ВПМ Суффиксы причастий
3
95
Рр Изложение (упр.52)
1
Создание письменных высказываний с
использованием выразительных средств языка
в соответствии
с коммуникативной задачей
Урок развития речи
Создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли).
Осуществлять редактирование текста, в котором нарушена последовательность частей.
Владеть письменной формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Текст
1
96
Рр Деловые бумаги: расписка.
1
Жанры официально-делового стиля: расписка, её особенности.
Урок «открытия» нового знания
Урок развития речи
Выявлять стилистические особенности и языковые средства официально-делового стиля речи на примере расписки.
Язык и культура. Культура речи
1
97
Синтаксические нормы: употребление словосочетаний
1
Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.
Урок «открытия» нового знания
Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам. Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания. Осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.
Повторение
2
98-99
Комплексное повторение материалов 5 главы
2
Определение уровня усвоения учащимися изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Урок рефлексии
Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий.
100
Контрольная работа № 3
1
Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Урок развивающего контроля
Владеть письменной формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения грамматических заданий.
Осуществлять самопроверку.
Глава 6. Как связаны история народа и история языка?
23
(в т.ч. Рр 3+ к/р 4 + ВПМ 4)
О языке и речи
1
101
Исторические изменения в лексике русского языка
1
Исторические изменения в лексике русского языка. Основные причины появления устаревших слов в процессе развития языка. Этимологические словари.
Урок «открытия» нового знания
Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, проявлять уважение к истории, культурным и историческим памятникам, традициям страны. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей устаревших слов и использовать её в различных видах деятельности.
Система языка
12
102
Предложение - основная единица языка.
1
Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Интонация, её функции. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Их интонационные и смысловые особенности. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Простое двусоставное предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения.
Урок «открытия» нового знания, урок общеметодологической направленности, урок рефлексии
Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.
Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.
Опознавать (находить) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные.
Распознавать главные и второстепенные члены предложения.
Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.
Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные
103
Виды предложений по цели высказывания.
1
104
Виды предложений по эмоциональной окраске.
1
105
Простое двусоставное предложение.
1
106
Подлежащее двусоставного предложения.
1
107
Типы сказуемого простого двусоставного предложения.
1
108
Простое глагольное сказуемое.
1
109
ВПР
1
110
Составное глагольное сказуемое.
2
111-112
Составное именное сказуемое
2
Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»
4
113
ВПМ Знаки пунктуации
1
Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении.
Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении: знаки законченности/незаконченности высказывания.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире в неполном предложении
Урок «открытия» нового знания, урок общеметодологической направленности, урок рефлексии
Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи.
Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем
114-115
ВПМ Тире между подлежащим и сказуемым
2
116
ВПМ Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым
1
Текст
3
117
Рр Цитирование в тексте
1
Цитирование в тексте, виды цитирования
Урок «открытия» нового знания
Формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения.
118-119
Рр Контрольное сочинение (упр.59)
2
Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Урок развивающего контроля
Урок развития речи
Создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли).
Владеть письменной формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Осуществлять самопроверку.
Язык и культура. Культура речи
1
120
Выбор формы сказуемого в предложении
1
Выбор формы сказуемого в предложении. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.
Урок «открытия» нового знания
Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённым словом; определения с определяемыми словами; использовать в речи синонимические варианты выражения подлежащего и сказуемого.
Повторение
1
121
Комплексное повторение материалов 5 главы
1
Определение уровня усвоения учащимися изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Урок рефлексии
Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий.
46
Контрольный работа № 4
1
Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Урок развивающего контроля
Владеть письменной формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения грамматических заданий.
Осуществлять самопроверку.
Глава 7. Как лингвисты изучают историю языка?
18
(в т.ч. Рр 1+ адм. к/р 1 + ВПМ 2)
О языке и речи
1
123
Историческая лингвистика
1
Выдающиеся отечественные лингвисты. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Урок «открытия» нового знания
Иметь элементарные представления о роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Иметь представление об отечественных лингвистах
Система языка
9
124
Нераспространенные и распространенные предложения
1
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия). Способы выражения второстепенных членов предложения.
Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
Предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные.
Урок «открытия» нового знания, урок общеметодологической направленности, урок рефлексии
Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.
Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.
Опознавать (находить) второстепенные члены предложения и дифференцировать их.
Распознавать главные и второстепенные члены предложения.
Определять виды второстепенных членов предложения и способы их выражения.
Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.
Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные
125
Дополнение
1
126-127
Определение
2
128-129
Приложение
2
130-131
Обстоятельство
2
49
Промежуточная аттестация. Контрольная работа
1
Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Урок развивающего контроля
Владеть письменной формой речи в соответствии с грамматическими, орфографическими и синтаксическими нормами родного языка.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий.
Осуществлять самопроверку.
Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»
2
133-134
Дефисное и раздельное написание приложений
2
Правила, связанные с дефисным и раздельным написанием приложений
Урок «открытия» нового знания, урок общеметодологической направленности
Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
Текст
1
135
Рр Способы связи предложений в тексте
1
Способы связи предложений в тексте. Смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста.
Урок «открытия» нового знания
Определять способы развития темы в тексте; виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста.
Язык и культура. Культура речи
1
136
Синтаксические нормы управления и согласования
Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.
Урок «открытия» нового знания
Осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного. Согласование зависимого слова с главным
Повторение
4
137-138
Комплексное повторение материалов 7 главы
2
Определение уровня усвоения учащимися изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Урок рефлексии
Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий.
139-140
Повторение изученного в 7 классе
2
Раздел IV. Календарно- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в т.ч. на к/р, пр/р, с/р, экскурсии и т.д., административные к/р (входной, полугодовой, промежуточная аттестация)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Глава 1. Что такое языковые семьи? | 14 (в т.ч. Рр 1+ адм. к/р 1 + ВПМ 2) | | |
О языке и речи | 1 | | |
1 | Русский язык – один из индоевропейских языков | 1 | 1 | |
Система языка (повторение изученного в 5-6 классах) | 5 | | |
2 | Сильные и слабые позиции звуков | 1 | 1 | |
3 | Виды морфем, способы словообразования | 1 | 1 | |
4 | Сращение как способ словообразования. Переход из одной части речи в другую. | 1 | 1 | |
5 | Именные части речи | 1 | 2 | |
6 | Глагол и его формы | 1 | 2 | |
Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности» | 2 | | |
7 | ВПМ Правописание окончаний прилагательных и причастий | 1 | 2 | |
8 | ВПМ Правописание суффиксов существительных | 1 | 2 | |
9 | Входной контроль. Тест | 1 | 3 | |
10 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | 3 | |
Текст | 1 | | |
11 | Рр Беседа и спор | 1 | 3 | |
Язык и культура. Культура речи | 1 | | |
12 | Правила эффективного общения | 1 | 3 | |
Повторение | 2 | | |
13-14 | Комплексное повторение материалов 1 главы | 2 | 4 | |
Глава 2. Какие языки-предки были у русского языка? | 21 (в т.ч. Рр 4+ к/р 1 + ВПМ 6) | | |
О языке и речи | 1 | | |
15 | Происхождение русского языка | 1 | 4 | |
Система языка | 7 | | |
16 | Однозначные и многозначные слова. Группы слов в лексике языка | 1 | 4 | |
17 | Группы слов в лексике языка. | 1 | 5 | |
18 | Лексика исконная и заимствованная | 1 | 5 | |
19 | Старославянизмы | 1 | 5 | |
20-21 | Устаревшая лексика | 2 | 6 | |
22 | Неологизмы | 1 | 6 | |
Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности» | 6 | | |
23 | ВПМ Правописание корней с чередованиями оро/ра, ере/ре, оло(еле), ла(ле) | 1 | 6 | |
24 | ВПМ Двойные согласные | 1 | 6 | |
25 | ВПМ Гласные после шипящих и ц | 1 | 7 | |
26 | Рр Свободное изложение (упр.59) | 1 | 7 | |
27-28 | ВПМ Правописание Н и НН в разных частях речи | 2 | 7 | |
29-30 | Рр Сочинение на тему «Зимний сад» (упр.61) | 2 | 8 | |
31 | ВПМ Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи | 1 | 8 | |
Текст | 1 | | |
32 | Рр Конспект | 1 | 8 | |
Язык и культура. Культура речи | 1 | | |
33 | Выразительные средства языка | 1 | 9 | |
Повторение | 2 | | |
34 | Комплексное повторение материалов 2 главы | 1 | 9 | |
35 | Контрольная работа №1 | 1 | 9 | |
Глава 3. Какие языки-родственники есть у русского языка? | 23 (в т.ч. Рр 5+ к/р 2 + ВПМ 8) | | |
О языке и речи | 1 | | |
36 | Русский язык в кругу других славянских языков. | 1 | 9 | |
Система языка | 9 | | |
37 | Наречие как часть речи | 1 | 10 | |
38 | Словообразование наречий | 1 | 10 | |
39 | Разряды наречий. | 1 | 10 | |
40 | Степени сравнения наречий | 1 | 10 | |
41-42 | Рр Контрольное изложение (упр.28) | 2 | 11 | |
43 | Морфологический разбор наречия | 1 | 11 | |
44 | Слова категория состояния | 1 | 11 | |
45 | Рр Сочинение (упр.39) | 1 | 12 | |
Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности» | 8 | | |
46 | ВПМ Правописание букв после шипящих на конце наречий | 1 | 12 | |
47 | ВПМ Буква А и О на конце наречий | 1 | 12 | |
48-49 | ВПМ Правописание Н и НН в наречиях | 2 | 12-13 | |
50 | ВПМ Правописание НЕ с наречиями | 1 | 13 | |
51 | ВПМ Правописание отрицательных наречий | 1 | 13 | |
52 | ВПМ Дефис в наречиях | 1 | 13 | |
53 | ВПМ Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений. | 1 | 14 | |
Текст | 2 | | |
54 | Рр Использование наречий в текстах разных типов | 1 | 14 | |
55 | Рр Отзыв | 1 | 14 | |
Культура речи | 1 | | |
56 | Употребление наречий в речи. | 1 | 14 | |
Повторение | 2 | | |
57 | Комплексное повторение материалов 3 главы | 1 | 15 | |
58 | Контрольная работа №2 | 1 | 15 | |
Глава 4. Как изменяются языки? | 22 (в т.ч. Рр 2+ к/р 2 + ВПМ 6) | | |
О языке и речи | 1 | | |
59 | Изучение письменных памятников | 1 | 15 | |
Система языка | 10 | | |
60 | Предлог - служебная часть речи. | 1 | 15 | |
61 | Группы предлогов по структуре. | 1 | 16 | |
62 | Полугодовая контрольная работа | 1 | 16 | |
63 | Морфологический разбор предлога. | 1 | 16 | |
64 | Союз – служебная часть речи. | 1 | 16 | |
65 | Разряды союзов. | 1 | 17 | |
66 | Морфологический разбор союза. | 1 | 17 | |
67 | Частица - служебная часть речи. | 1 | 17 | |
68 | Морфологический разбор частицы. | 1 | 17 | |
69 | Междометие и звукоподражательные слова. | 1 | 18 | |
Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности» | 6 | | |
70 | ВПМ Правописание предлогов | 1 | 18 | |
71 | ВПМ Правописание союзов | 1 | 18 | |
72-73 | ВПМ Правописание частиц НЕ и НИ | 2 | 18-19 | |
74 | ВПМ Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | 19 | |
75 | ВПМ Правописание междометий | 1 | 19 | |
76 | Контрольная работа №3 | 1 | 19 | |
Текст | 2 | | |
77 | Рр Служебные части речи как средство связи в предложений в тексте | 1 | 20 | |
78 | Рр Статья | 1 | 20 | |
Язык культура. Культура речи | 1 | | |
79 | Стилистическая роль служебных частей речи | 1 | 20 | |
Повторение | 1 | | |
80 | Комплексное повторение материалов 4 главы | 1 | 20 | |
Глава 5. Как появился русский литературный язык? | 20 (в т.ч. Рр 2+ к/р 1 + ВПМ 6) | | |
О языке и речи | 1 | | |
81 | Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка | 1 | 21 | |
Система языка | 9 | | |
82 | Словосочетание как единица синтаксиса. | 1 | 21 | |
83 | Грамматическое значение словосочетаний. | 1 | 21 | |
84 | Виды подчинительной связи в словосочетании. Согласование | 1 | 21 | |
85 | Управление | 1 | 22 | |
86 | Примыкание | 1 | 22 | |
87 | Схема словосочетания. | 1 | 22 | |
88 | Нечленимые словосочетания. | 1 | 22 | |
Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности» | 6 | | |
89 | ВПМ Употребление прописных и строчных букв | 1 | 23 | |
90 | ВПМ Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм | 1 | 23 | |
91 | ВПМ Глаголы с суффиксами –ова-//-ева-, -ыва-//-ива-, -ва | 1 | 23 | |
92-94 | ВПМ Суффиксы причастий | 3 | 23-24 | |
95 | Рр Изложение (упр.52) | 1 | 24 | |
Текст | 1 | | |
96 | Рр Деловые бумаги: расписка. | 1 | 24 | |
Язык и культура. Культура речи | 1 | | |
97 | Синтаксические нормы: употребление словосочетаний | 1 | 25 | |
Повторение | 2 | | |
98-99 | Комплексное повторение материалов 5 главы | 2 | 25 | |
100 | Контрольная работа № 3 | 1 | 25 | |
Глава 6. Как связаны история народа и история языка? | 22 (в т.ч. Рр 3+ к/р 3 + ВПМ 4) | | |
О языке и речи | 1 | | |
101 | Исторические изменения в лексике русского языка | 1 | 26 | |
Система языка | 11 | | |
102 | Предложение - основная единица языка. | 1 | 26 | |
103 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | 26 | |
104 | Виды предложений по эмоциональной окраске. | 1 | 26 | |
105 | Простое двусоставное предложение. | 1 | 27 | |
106 | Подлежащее двусоставного предложения. | 1 | 27 | |
107 | Типы сказуемого простого двусоставного предложения. | 1 | 27 | |
108 | Простое глагольное сказуемое. | 1 | 27 | |
109 | ВПР | 1 | 28 | |
110 | Составное глагольное сказуемое. | 1 | 28 | |
111-112 | Составное именное сказуемое | 2 | 28 | |
Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности» | 4 | | |
113 | ВПМ Знаки пунктуации | 1 | 29 | |
114-115 | ВПМ Тире между подлежащим и сказуемым | 2 | 29 | |
116 | ВПМ Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым | 1 | 29 | |
Текст | 2 | | |
117 | Рр Цитирование в тексте | 1 | 30 | |
118-119 | Рр Контрольное сочинение (упр.59) | 2 | 30 | |
Культура речи | 1 | | |
120 | Выбор формы сказуемого в предложении | 1 | 30 | |
Повторение | 3 | | |
121 | Комплексное повторение материалов 5 главы | 1 | 31 | |
122 | Контрольная работа № 4 | 1 | 31 | |
Глава 7. Как лингвисты изучают историю языка? | 18 (в т.ч. Рр 1 + адм. к/р 1 + ВПМ 2) | | |
О языке и речи | 1 | | |
123 | Историческая лингвистика | 1 | 31 | |
Система языка | 9 | | |
124 | Нераспространенные и распространенные предложения | 1 | 31 | |
125 | Дополнение | 1 | 32 | |
126-127 | Определение | 2 | 32 | |
128-129 | Приложение | 2 | 32-33 | |
130-131 | Обстоятельство | 2 | 33 | |
132 | Промежуточная аттестация. Тест | 1 | 33 | |
Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности» | 2 | | |
133-134 | ВПМ Дефисное и раздельное написание приложений | 2 | 34 | |
Текст | 1 | | |
135 | Рр Способы связи предложений в тексте | 1 | 34 | |
Культура речи | 1 | | |
136 | Синтаксические нормы управления и согласования | 1 | 34 | |
Повторение | 4 | | |
137-138 | Комплексное повторение материалов 7 главы | 2 | 35 | |
139-140 | Повторение изученного в 7 классе | 2 | 35 | |
Перечень учебно-методических средств обучения:
Для ученика (обучающегося)
Обязательная
Русский язык: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ под. ред. А.Д. Шмелёва. – М.: Вентана-Граф, 2017.
Дополнительная
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985
Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь
Для учителя (преподавателя)
Обязательная
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
Русский язык: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/под. ред. А.Д. Шмелёва. – М.: Вентана-Граф, 2017.
Савчук Л.О. Русский язык: 5-9 классы общеобразовательных организаций: программа/Л.О. Савчук; под ред. Е.Я. Шмелёвой. – М. Вентана-Граф, 2014.
Дополнительная
Контрольно-измерителные материалы. Русский язык. 7 класс/Сост. Н.В. Егорова. – М.:ВАКО, 2017.
Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой.
Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.
Халабалджах И.М. Русский язык. 7 класс: планы-конспекты. – Ростов н/Д: Феникс, 2015
Мультимедийные пособия.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
– Диск. Виртуальная школа КМ. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8 класс
Электронные образовательные ресурсы
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html
Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2