СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рыночная экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  данного урока может оказаться полезен учителю для подготовки к уроку и для его проведения и организации самостоятельной/групповой работы обучающихся в классе и дома.

Просмотр содержимого документа
«Рыночная экономика»

П.20. Рыночная экономика.

  1. Повторение (по пп. 17-18-19) – смотрите свои конспекты и словарь в конце этого файла:

  • Затраты

  • Прибыль

  • Экономическая система

  • Рынок

  • Традиционная экономика

  • Рыночная экономика

  • Командная экономика

  • Собственность

  • Цена

  • Главные вопросы экономики

  • Главная проблема экономики

  • Конвейер

  • Генри Форд

  • Адам Смит

  • Разделение труда



  1. Понятия (выучить):

  • Конкуренция

  • Спрос

  • Предложение

  • Рыночное равновесие

  • «Невидимая рука» рынка


  1. Познакомьтесь с теоретическим материалом. Выполните задания.

О бщество использует различные варианты организации экономической жизни (см. тему «Главные вопросы экономики»): традиционная экономическая система, рыночная экономика, командная экономическая система, современная (смешанная) экономика. Один из способов согласования экономической деятельности людей для решения главных экономических вопросов – рыночная экономика.


Перечислите в тетради черты рыночной экономики. Подчеркните слова, которые характеризуют отличия рынка от других экономических систем.


Выпишите в тетрадь условия нормального

функционирования рынка.


С одним из таких условий — со свободным предпринимательством, его видами и формами — вы уже знакомы из курса 7 класса. Поэтому сейчас важно раскрыть значение и сущность двух оставшихся условий.

Приведите пример конкуренции в рыночной экономике.




В спомните, благодаря чему Генри Форд сумел одержать победу в конкуренции на рынке производителей автомобилей. С чем был связан этот успех?




Спрос – желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.

В основе спроса лежат потребности человека, которые, как мы знаем, невозможно удовлетворить полностью: как только удовлетворена одна потребность, человек осознаёт нужду в чём-то другом. Возможность удовлетворения потребностей в экономике ограничивается платёжеспособностью потребителя товаров и услуг, то есть той суммой средств, которую он может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара или услуги.

Представьте ситуацию: вам нужно приобрести клубнику для того, чтобы сварить варенье. На рынке вам предлагают свежую, крупную, красивую ягоду по 500р. за 1кг или помельче, собранную вчера-позавчера ягоду по 250 р. за 1кг.

Что в данной ситуации вы выберете как рациональный потребитель?

Как поступает большинство потребителей в данной ситуации?

Существует ли зависимость спроса от цены товара?

ЗАКОН СПРОСА: спрос находится в обратной зависимости от цены товара. То есть, чем выше цена, тем ниже спрос (меньшее количество потребителей захочет или сможет приобрести товар по высокой цене). И наоборот, чем ниже цена, тем спрос больше.

Проиллюстрируйте примером закон спроса.

На спрос влияет не только цена. Есть и неценовые факторы спроса:

  • вкусы и предпочтения потребителей (вряд ли мы будем покупать лягушачьи лапки вместо курятины, даже если цена на них будет в три раза ниже),

  • уровень доходов населения,

  • использование рекламы,

  • полезность вещи,

  • доступность товара/услуги,

  • количество населения и др.

Проиллюстрируйте примерами неценовые факторы спроса.

Не менее важную роль в рыночных отношениях играет предложениежелание и возможность продавцов продать конкретный товар/услугу в конкретное время и в конкретном месте.

Представьте ситуацию: вы владелец предприятия, которому стало известно, что происходит рост цен на производимый вами товар.

Как изменится предложение, с которым вы выходите на рынок: вы увеличите количество

производимого товара или снизите объёмы производства? Почему вам это будет выгодно?

А если цена на производимые вами товары начнёт снижаться, что вы должны предпринять?

Существует ли зависимость предложения от цены?

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: предложение находится в прямой зависимости от цены. То есть, производитель будет производить много, если цена на рынке высока́. Но если цена снизиться, то это будет невыгодно, поэтому производство сократиться.

Проиллюстрируйте примером закон предложения.

На предложение влияет не только цена. Есть и неценовые факторы предложения:

  • рост или падение затрат на производство товара/услуги (рост цен на ресурсы),

  • использование более эффективной технологии производства, что приводит к росту количества продукции при неизменных затратах на ресурсы,

  • введение налога на продавцов,

  • природные и техногенные катастрофы и др.

Проиллюстрируйте примерами неценовые факторы спроса.


Соотношение спроса и предложения на рынке постоянно меняется, поэтому необходим механизм, регулирующий эти изменения. Свободное ценообразование одно из условий функционирования рынка, при котором продавцы могут свободно устанавливать цены, а покупатели – делать выбор: покупать товар по предложенной цене или нет.

ЦЕНА СВЯЗЫВАЕТ ПРОДАВЦА И ПОКУПАТЕЛЯ И ОПРЕДЕЛЯЕТ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ.





Выпишите определения понятий в тетрадь.








Известный английский экономист Адам Смит сформулировал одну из важных особенностей рынка в вопросе взаимодействия производителей и потребителей, назвав её «невидимая рука рынка»: каждый участник экономики в погоне за своей личной выгодой в итоге увеличивает богатство страны и служит интересам всего общества.

Например, мясник работает на базаре. К нему приходит покупатель, который владеет парикмахерской. Этот покупатель берет мясо, а мясник - прибыль. Обоим это выгодно. Мясник на вырученные деньги купит то, что ему нужно. А человек, который взял мясо, поест то, что ему нравится. При этом мясник из прибыли заплатит за место на рынке. Владелец рыночных торговых мест подучит свою часть прибыли и сможет, например, посетить парикмахерскую покупателя мяса, заплатив ему за услугу. При этом государство получает налоги с продажи товаров и услуг, с помощью которых будет решать общественно важные проблемы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!