Cамоанализ педагогической деятельности учителя
Воронежской Юлии Сергеевны.
Воронежская Юлия Сергеевна, 21. 12 1967 г.р. окончила в 1990 г. Шахтинский технологический институт бытового обслуживания, (ИСО и П), специальность конструктор – технолог изделий из кожи. В Приморской школе работаю с ноября 1994 г. Принята на должность учителя изобразительного искусства, позже пройдя курсы обучения и повышения квалификации получила право вести предмет «Технология». Стаж работы в данном учебном заведении 24,5 г. (за вычетом декретного отпуска 21,5 г.).
В данный момент мне присвоена высшая квалификационная категория (в ноябре 2015г). В системе повышаю свою профессиональную и специальную компетентность как в форме самообразования, так и в форме прохождения курсовой подготовки. В 2017 и 2018 году мною были пройдены курсы при УИПК ПРО. Моя учебная нагрузка за последние 5 лет составляла от 21 до 24 часов. В этом учебном году работаю с нагрузкой 24 часа в 4, 5-8 классах и 11 классах. Развёрнутое тематическое планирование составлено по ФГОС. Использую учебники, входящие в Федеральный перечень учебников. На протяжении многих лет являюсь руководителем МО «Технология», в работе которого руководствуюсь современными направлениями, инновационными методиками в области технологического и художественно-эстетического курса.
В своей деятельности осуществляю личностно – ориентированный подход, использую нестандартные решения, поддерживаю инициативу обучающихся. Владею современными общенаучными знаниями по педагогике, психологии, знакома с работой с детьми ОВЗ. Методикой преподавания ИЗО и Технология владею на профессиональном уровне. Умею и стремлюсь работать творчески, систематически изучаю особенности учащихся и применяю индивидуальный подход в процессе обучения, дифференцирую объём и сложность заданий, регулярно осуществляю помощь слабоуспевающим, работаю с одарёнными детьми. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. На уроках технологии я решаю эту проблему, ставя задачи освоения учащимися технологических знаний, основ культуры созидательного труда, выработки представлений о технологической культуре на основе включения в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий; овладения общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов.
Для активизации деятельности учащихся на уроках изо тщательно отбираю формы и методы обучения. Повышаю интерес к обучению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу, дифференцированный подход, создание ситуации успеха, самостоятельную работу. Применяя те или иные методы и приемы активизации, учитываю имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося. Сложные познавательные задачи предъявляю лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей.
Цель профессиональной деятельности:
Освоение технологических и художественных компетенций, овладение технологической культурой и эстетической направленностью на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно и общественно-значимых продуктов труда.
Задачи:
показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;
рассмотреть основные приемы, методы и технологии, пробуждающие у учащихся интерес к решению творческих задач;
воспитывать обучающегося, способного понимать учебный материал, ставить цели, видеть и решать проблемы, владеть приемами управления деятельностью, проводить анализ выполненного;
создавать на уроке оптимальные условия для личностного развития каждого школьника.
Таким образом, поставленные цель, задачи моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, так как методическая тема нашей школы «Создание условий для творчества, максимальной самореализации всех участников образовательного процесса»
Одним из направлений модернизации системы образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение информационных компьютерных технологий в самостоятельной деятельности обучающихся через выполнение творческих заданий и проектов облегчает не только усвоение учебного материала, но и предоставляя новые возможности для развития творческих способностей учащихся. А именно:
- повышает мотивацию детей к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышления и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
- создаёт условия для профессионального самоопределения в будущем.
Очень часто на уроках изобразительного искусства возникает потребность в смене наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В данном случае я считаю целесообразным использование электронной презентации. Презентации и видеоролики позволяют создать у детей образное представление об изучаемом предмете. Демонстрация на уроке материалов из источников, не доступных всем ученикам, позволяет им успешно изучать новый материал, так как с помощью мультимедиа, иллюстраций, более ярко отображаются образы, демонстрируемые на экран. Мною разработан большой банк материалов в программах Power Point для наглядного сопровождения уроков. Компьютерные технологии применяю не только при объяснении нового материала, но и на других этапах урока: при актуализации знаний и умений учащихся, при закреплении нового материала, при обобщении и контроле знаний.
В своей работе широко применяю активные методы обучения. Наиболее удачным из них считаю метод проектов, при котором обучающийся сам ставит проблему, находит пути ее решения, оформляет и представляет результат. Данная технология позволяет учитывать образовательные потребности учащихся в творчестве, самовыражении, самореализации. Начинаю применение данной технологии с 5 класса, учитывая возрастные особенности учащихся. Так, в каждый период обучения работу усложняю, и, к 9 классу ученики сами определяют задачи, формулируют основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирают содержание, формулируют выводы. Наиболее плодотворно применение проектов после прохождения разделов. Ребята защищают проекты, систематизируя и обобщая пройденный материал. Проекты учащиеся создают как в групповой, так и в индивидуальной форме. Проектное обучение даёт развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения. Этот метод позволяет учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности детей.
Творческий проект (в предмете «Технология») состоит из 2-х частей: создания пояснительной записки и изготовления изделия. Пояснительная записка содержит несколько разделов. Во введении указывается цель работы, и даются основные понятия по теме. Историческая справка — это исследовательская работа ученика по направлению творческого проекта. При выполнении данного раздела выявляется мировая практика, традиции, т.е. закладывается база для дальнейшего проявления собственного творчества. Проектно-конструкторский раздел содержит рисунки, чертежи, перечень материалов и инструментов, необходимых для выполнения работы. Технологический раздел содержит алгоритм изготовления изделия, технологические карты. В результате выполнения экономического раздела школьники знакомятся с азами экономики, знакомятся с такими понятиями, как себестоимость, калькуляция, ценообразование. Выполняя рекламу, ученик проявляет способности в умении представить свою работу с наилучшей стороны. Используя данный метод на протяжении многих лет работы, я убедилась в том, что он позволяет развивать исследовательские, креативные, изобразительные способности школьников и создавать новые духовные ценности.
Применение проектного, проблемного и поисково-исследовательского методов, всегда положительно влияет на качественные изменения личности обучаемого, такие как сообразительность, мышление, воображение, ответственность, память, внимание, сила воли, интеллект и творческие возможности человека.
Развитию школьников способствует выделение их в творческую группу и работа по индивидуальным заданиям, привлечение к разработке конкурсных работ, участие в мастер – классах и их проведение для младших школьников. Мои ученики на протяжении многих лет участвуют и занимают призовые места в районных, областных и всероссийских конкурсах детского творчества и рисунка, по проектированию, награждены грамотами, сертификатами, имеют благодарности.
28/03 2019 г.