Самоанализ урока литературы в 5 классе «Два героя – две судьбы» (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)»
Данный урок по теме является 3 в цикле уроков, отведенных на изучение произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Урок проводился в соответствии с требованиями программы по учебному курсу «Литература. 5 класс» в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов согласно тематическому планированию.
Разрабатывая данный урок, я ставила перед собой цель: решить проблемный вопрос «Кто может называться кавказским пленником» посредством сопоставления характеристик персонажей.
Для решения этой цели урок запланирован и проведен с использованием технологии проблемного обучения.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны следующие формы организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.
В ходе урока поставленная цель была реализована: учащиеся осмыслили поднятую автором проблему нравственности в художественном произведении, сравнили двух героев и сделали вывод.
Также были решены следующие задачи.
Предметные задачи:
Учащиеся анализировали содержание прочитанного произведения, сравнивали характеры героев произведения, понимали зависимость поступков от качеств характера, давали нравственную оценку поведению и поступкам героев.
Личностные:
Учащиеся проводили самооценку личности на основе прочитанного. Формировали эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.
Регулятивные УУД
Определяли и формулировали цель на уроке с помощью учителя; планировали своё действие в соответствии с поставленной проблемой; вносили необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД
Слушали и понимали речь других; оформляли свои мысли в устной и письменной форме.
Познавательные УУД
Ориентировались в своей системе знаний; осуществляли анализ объектов; находили ответы на вопросы в тексте, преобразовывали информацию из одной формы в другую, составляли ответы на вопросы.
Все этапы учебного занятия соответствовали требованиям к современному уроку по ФГОС, были ориентированы на новые образовательные результаты, на формирование УУД.
Организационный момент, включивший в себя просмотр картин художников на тему «Кавказ», создал эмоциональный и одновременно деловой настрой.
На этапе постановки учебной проблемы дети были мотивированы, достаточно чётко сформулировали тему и цель урока.
Создание проблемной ситуации
Проблемная ситуации была продумана, проблема посильна для разрешения в рамках урока, коммуникативное взаимодействие было на высоком уровне.
В основу этого этапа была положена поисковая деятельность. Обучающиеся определяли в эпизодах произведения качества характера, которые необходимы для решения главной учебной задачи урока.
Реализация и структурирование полученных знаний осуществлялись через разнообразные приёмы активизации деятельности обучающихся, в том числе анализ эпизодов произведения, работу с пазлами, составление кластеров, работа со словарём и интернет-ресурсами.
Обучающиеся продемонстрировали хорошее владение навыками смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста и умение работать с ней: систематизировать, обобщать, классифицировать. Проводя исследовательскую деятельность (заполнение сравнительных таблиц «Жилин и Костылин»), мы смогли реализовать промежуточную цель урока - зафиксировать новый литературоведческий термин - антитеза.
Домашнее задание
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение, используя в качестве эпиграфа пословицу «Не тот пропал, кто в плен попал, а тот пропал, кто духом упал». Объем домашнего задания не превысил допустимый уровень сложности.
Считаю, что в ходе урока сохранила на всех этапах высокий темп и продуктивную мотивацию учения, при этом избежала перегрузки и переутомления обучающихся.