Самоанализ урока по изобразительному искусству в 5 классе.
Учитель: Конантьева Кснения Игоревна.
Дата проведения: 15.11.2019 г.
Тема урока: «Сказочная Гжель.»
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, практический.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная
1. Характеристика класса
Урок проведен в 5 классе. В классе 9 учащихся .Дети уже многое умеют, но еще не теряют интерес к искусству в силу изменений ведущей деятельности с познавательной на коммуникативную. Занимаются изобразительным искусством пятый год, класс среднего уровня, мотивированный, есть сильный лидеры, проявляющих интерес к предмету.
2.Тема урока: «Сказочная Гжель».
Урок был проведён по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Данная программа является целостным интегрированным курсом, позволяющим обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, создавая тем самым необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья.
При планировании урока я исходила из общеобразовательного минимума, поэтому задания предложенные на уроке, доступны для всех учащихся.
Урок продолжает цикл уроков 2 четверти «Связь времен в народном искусстве». Четверть очень интересна ребятам, они всегда с удовольствием изучают народные промыслы, здесь все просто, логично, любая тема выстраивается на единстве формы и декора, на основе элементов данного вида росписи, но сложно тем, кто недостаточно хорошо владеет кистью, до сих пор не научился правильно брать краску или тем, кто ленится.
3.Цели урока:
-по содержанию: знать об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи;
-по способу работы: освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи..
Предполагаемые результаты обучения:
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи..
здоровьесберегающие – сохранять здоровье детей путём чередования труда и активного отдыха, была проведена физминутка под народную музыку (связь с темой) Эти методы выбраны не случайно. Использование интерактивных средств обучения повышают интерес к предмету, повышают познавательную деятельность учащихся. Все этапы урока взаимосвязаны между собой и плавно переходят друг в друга.
Замысел урока:
Идеей урока было привлечь внимание учащихся к красоте народных промыслов, показать как трудолюбие и талант мастеров одухотворяет мир неживой природы, мир вещей в нашем доме, делая его радостным и красивым, освоить простейшие элементы росписи гжели. Стараюсь очень условно обозначить тему и цели урока, чтобы они сами дошли до понимания, что нам нужно изучить и зачем.
В ходе урока использовались следующие методы обучения и формы познавательной деятельности учителя: беседа, демонстрация презентаций и обсуждение их содержания, показ мотивов и приемов гжельской росписи. Большую роль в уроке играет показ учителем приемов работы гуашью, отработка элементов гжельской росписи. Была организована выставка работ.
Развитие художественного вкуса осуществлялось путем демонстрации различных изображений – работ художников и рисунков, разнообразной посуды мастеров Гжели. Развитие воображения и фантазии путем создания учащимися своего образа волшебного узора для украшения.
Главный этап урока - выполнения практического задания. Предшествующие этапы урока хорошо мотивировали детей на самостоятельную творческую работу, были направлены на то, чтобы образ сформировался, но несколько учащихся испытывали затруднения в выполнении упражнений, была оказана индивидуальная поддержка, ребята захотели большего, стали решать композиционные задачи.
Во время практической работы для создания эскиза гжельской росписи ребята учатся овладевать следующими операциями: пользоваться основными элементами росписи, определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги, использовать средства художественной выразительности в декоративном оформлении композиции.
Один из наиболее успешным этапом урока я считаю этап актуализации, ребята приятно удивили, хорошо подготовились, показали знание декоративно прикладного искусства, а также практическую работу, которая помогла выявить творческие способности каждого ребенка и выявила желание детей выполнить работу на более высоком уровне. В урок ненавязчиво был включен литературный и музыкальный ряд Замечательным фоном был музыкальный ряд - песня Надежды Филатовой «Незабудковая гжель» , Музыка В. Темнова Стихи О. Левицкого - Вокально-хореографическая композиция «СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ».
На уроке сложилась атмосфера сотрудничества между учениками и учителем. На итоговом этапе учащиеся развивали умение оценивать результаты художественно-творческой деятельности одноклассников, выполнивших наиболее интересные работы. Урок закончили со звонком.
Результативность: организована выставка работ. Ребята ушли с урока с радостным настроением, довольные своими работами.
Я удовлетворена проведенным уроком. Но мне есть еще над чем работать.
Кредо моего урока можно определить следующими словами:
«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня и я пойму!». Формирование творческих способностей на уроке изобразительного искусства - это главная цель моей работы.