Самоанализ урока по финансовой грамотности Трушиной О.И.
Данный урок проводился в 10 классе. В классе 17 учеников. 10 девочек, 7 мальчиков. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика.
Тема урока «Страхование». Проводится в рамках единых уроков, недели финансовой грамотности, реализация проекта Министра финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ» Это был первый урок знакомства с этой темой.
Цель урока: формирование осознанного отношения у обучающихся к страхованию, познакомиться понятием страхования, научиться выбирать страховую компанию.
Задачи урока реализовала через следующие аспекты:
Образовательный: формирование представления о понятии страхования как деятельности и его предназначении; повысить интерес к страхованию.
Развивающий: формирование навыков познавательной и исследовательской деятельности, умения анализировать делать самостоятельные обоснованные выводы; развивать коммуникативные способности учащихся; совершенствование навыки самостоятельной и групповой работы; развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией; расширение лексического запаса.
Воспитательный: формировать интерес к финансовой грамотности, формирование способности к экономическому развитию, реализация творческого потенциала и моральных норм; овладение формами и методами самовоспитания: самокритика; формировать ответственное отношение к страхованию.
Социализации: приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.
Планируемые результаты
Личностные:
• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в сфере страхования
Предметные:
•понимать преимущества использования страхования;
• различать виды страхования;
Метапредметные:
• осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения
поставленных задач;
• самостоятельное выражение своих мыслей
• работать в команде.
6. Результаты.
Личностные результаты: (личностные УУД)
- понимание культурного многообразия мира, уважения к истории других народов мира;
- формирование устойчивого познавательного интереса;
- понимание истории как одной из базовых наук.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать исторические термины в соответствии с задачами коммуникации; планирование и регуляция своей деятельности.
Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-ти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией;
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
- осуществление индивидуальной образовательной траектории;
- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять её результаты; анализировать вопросы, формулировать ответы; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок;
- вступление в речевое общение; планирование способа взаимодействия.
Предметные: (знания, умения, представления)
Научатся: самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное.
Получат возможность научиться: давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.
УУД личностные: Л3 – ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: Р1 – целеполагание и планирование своей деятельности; Р2 – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р3 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: П1 – определяют основную и второстепенную информацию; П2 – строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
УУД коммуникативные: К1 – приобретают опыт работы в группе; К2 – практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества.
7. Оборудование.
Использовала на уроке презентацию, видеофрагменты, раздаточный материал, он-лайн работа с интернетом, данные социологических опросов и исследований.
Оборудование: проектор; мультимедийная презентация к уроку, выход в интернет.
Тип урока: освоение новых знания. Осуществляла данные подходы:
Форма занятия: исследование в процессе деятельности.
Технология: проблемное обучение.
Методы и приемы: Активные методы обучения: кейс-метод, проблемный метод; синквейн, групповое обучение, кластер.
Текстоориентированный (выбор необходимой информации из текста)
Коммуникативный (работа в группах, развитие связной речи)
Интегрированный (связь с информатикой, обществознанием, правом)
Личностно-ориентированный (привитие финансовой просвещённости)
Урок старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между учителем и детьми.
Структура урока включала в себя следующие этапы:
На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе. При определении темы урока использовала поисково-исследовательский метод.
Мотивация и активизация опорных знаний: мотивация к учебной деятельности с элементом актуализации знаний (просмотр видео фрагмента: который помог смотивировать учащихся на тему урока).
Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)
Предполагает готовность к восприятию новых знаний, определение целей урока с выходом на самостоятельное изучение нового материала.
На начальном этапе изучения темы проводилась работа с понятиями, способствующая развитию абстрактного и логического мышления.
На заключительном этапе урока практико – аналитическое задание способствовал развитию личностных и коммуникативных УУД.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) проходит в форме самооценки «Чемодан, мясорубка, корзина».
Урок прошёл в оптимальном темпе, части урока логически связаны друг с другом и сопровождались ярким, информационно-насыщенным презентационным материалом.
При изучении нового материала использовалась технология коллективного способа обучения. Обучающиеся шли к усвоению новых знаний, умений, навыков через самостоятельный поиск информации; развитие способностей аналитического творческого мышления в условиях групповой работы.
Деятельность учащихся носила познавательный, развивающий и обучающий характер: «учусь сам - учу другого».
В результате активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая, основной материал усвоен в достаточном объёме, дана перспектива дальнейшего обучения, а также закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия (умение работать в группе, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности).
На протяжении всего урока прослеживаются межпредметные связи (обществознание, право), развивается понятийный аппарат, применяются различные методы организации и самоорганизации образовательного процесса:
наглядный метод обучения, частично-поисковый метод с опорой на наглядность, исследовательский метод с опорой на сравнение, словесно-индивидуальный при эвристической беседе, ведущей к выводу;
Возможные риски: Есть учащиеся, которые не уверены, что справятся с работой на уроке. Не всем учащимся класса интересен предмет. Отсутствие развитых навыков четкого изложения текста, неразвитая устная речь. Кто-то активен весь урок, а некоторые, в силу различных причин, пытаются «отсидеться» в тени .
На уроке проводилась коррекционная работа: Доброжелательный настрой самого учителя и эмоциональная поддержка. Обратить внимание на аналогичные темы, изученные ранее.
Считаем, что поставленные цели и задачи на уроке были реализованы.
3