Самоанализ урока по трудовому обучению по теме «Поздравительная открытка к 8 марта» в 4 классе СКОШ-И VIII вида.
Дата проведения: 6 марта 2006 года.
В классе 7 учащихся: 4 мальчика, 3 девочки. Присутствовали-6, отсутствовал-1 (болел). Все учащиеся обучаются по направлению РМППК. Класс среднего уровня развития. При подготовке к уроку учитывались особенности умственного развития учащихся, индивидуальные особенности развития учащихся. По сложности предложенный материал соответствует типу и развитию класса.
Урок по расписанию третий, что сказалось на психологическом состоянии учащихся в начале урока. Учащиеся подтянуты, собраны. Настроение бодрое.
Тип урока- урок применение знаний и умений.
В соответствии с этим была поставлена цель урока:
научить делать поздравительную открытку из бумаги.
Задачи: 1) Закрепить правила и приемы рациональной разметки (аккуратность, точность, экономное расходование материала).
2) Развивать навыки работы ножницами, с клеем; развивать у детей творческое и художественное воображение.
3) Воспитывать культуру труда, эстетичный вкус, аккуратность и самостоятельность в выполнении работ.
4) Коррекция мелкой моторики пальцев рук.
Формулировка цели урока совпадала с его содержательной реализацией. Использовался оптимальный объем материала для достижения целей урока.
Для решения цели и задач были поставлены следующие подзадачи:
Восприятие - новый материал давать законченным в смысловом отношении.
Осознание - проанализировать с учащимися воспринятое.
Запоминание - выявить имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и организовать деятельность по их устранению.
Применение - обеспечить выполнение самостоятельных работ.
Обобщение - инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности.
Задачи решены при помощи следующих методов, средств, форм и приемов обучения:
- беседа: вступительная, проверочная, заключительная;
- инструктаж: вступительный, текущий, заключительный;
- объяснение: словесное объяснение по практической работе;
- осуществление обратной связи;
- осуществление связи между жизненным опытом учащихся и изученным материалом;
- осуществление индивидуального подхода;
- демонстрация готовых и полученных изделий;
Оборудование: образцы открыток, шаблоны, ножницы, клей, картон, линейка, стерка, кисточка.
На различных этапах урока внимание учащихся было устойчивое. Был обеспечен мотивационный этап, актуализация знаний в начале урока, где прослеживалась взаимосвязь предыдущего и данного урока. Темп урока учитывал для данного класса особенности развития учащихся и был хорошим. Использовались ситуации диалога, обмена мнениями. На данном уроке я реализовала элементы развивающего обучения: проблемность, ведущая роль теоретических знаний, включение наблюдений, дается возможность самим переконструировать эскиз и детали, работа над развитием всех учащихся. Дети усвоили что все работы из бумаги, несмотря на способы выполнения, изготавливаются в определенной последовательности:
- выбор сюжета;
- составление эскиза к картине;
- подбор бумаги по цвету и качеству;
- изготовление деталей;
- раскладывание их по форме;
- наклеивание деталей на фон;
- оформление готовой работы;
Учащиеся с помощью учителя, самостоятельно анализируя и синтезируя предлагаемый материал, повторяют теоретическое знание, что клей наносят на бумажные элементы и затем эти детали наклеивают на фон.
Хорошо работали учащиеся во время практической работы. На уроке велся тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей, учитывается особенности мелкой моторики учащихся. Адекватен был дидактический материал, т.е. наглядность «работала» на детей и учитывала специфику восприятия учащихся. Задания учитывали психологические возможности учащихся. Организован был процесс запоминания учебного материала. Учащиеся воспринимали материал, развивались следующие виды и типы (механической, образной, слуховой и зрительной). Ученики показали неплохую работу. По ходу урока я отслеживала этапы усвоения учащимися материала, учитывала ошибки учащихся при выполнении работ и корректировала их. Контролировался объем усвоения материала учащимися.
Уровень активности был средний. В ходе урока дети на вопросы учителя отвечали по мере своих возможностей, и тем не менее я требовала от них полных ответов. Использовались на уроке вопросы на уточнение понимания материала. Закрепление прошло в виде анализа характерных ошибок и их причин. На протяжении всего урока большое внимание уделялось развитию умения работать ножницами и соединять на клею детали из бумаги; мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта.
Ответы учащихся, сделанные выводы, и устная самостоятельная работа в конце урока свидетельствовали о хорошем усвоении материала. Организация деятельности учащихся вполне адекватна. Были подведены итоги урока, сделаны выводы. Оценки за урок прокомментированы, т.е. На уроке оценен не объем полученной информации, а ее применение их в практической деятельности. Инструктаж деятельный и четкий.
На уроке царила атмосфера сотрудничества. Дети чувствовали положительное отношение со стороны учителя, и старались раскрыть свои потенциальные возможности. Я удовлетворена процессом и результатами моего взаимодействия с учениками. Я «слушала и слышала» каждого ученика. Дети остались довольны своей работой. Было рационально использовано время. Обеспечены были целостность и завершенность урока. Поставленные мною образовательные задачи реализованы, и познавательную деятельность учащихся я считаю успешной. Урок достиг цели.
Вывод: 1) Урок достиг цели.
2) Урок соответствует уровню развития учащихся.
3) Использованы различные виды работы.
4) Каждый ученик включен в деятельность.