СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование как условие профессионального роста педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Мы должны  знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др

Просмотр содержимого документа
«Самообразование как условие профессионального роста педагога»

Самообразование как условие профессионального роста педагога


Учитель живет до тех пор, пока он учится,

как только он перестает учиться,

в нем умирает учитель.

К.Д. Ушинский


Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Мы должны знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.

Суть самообразования

Давайте попробуем представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов. У нас получится: читать, изучать, апробировать, участвовать, анализировать, наблюдать, исследовать и писать.

Что же нас к этим действиям побуждает?

На очередном заседании МО УНК мы определили составляющие потребности самообразования, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Говорят врачу: «Исцелися сам!». Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Таким образом, самообразование и саморазвитие педагога носит ярко выраженный индивидуальный характер.

Направления и формы самообразования

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:

Направления самообразования:

- профессиональное (предмет преподавания);

- психолого-педагогическое и психологическое;

- методическое;

- эстетическое;

- в области ИКТ;

- в области формирования ЗОЖ

• …

Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.


Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель. В МО УНК нашей гимназии входит 18 учителей начальных классов.

Индивидуальная работа наших учителей по самообразованию включает в себя:

-научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

- изучение научно-методической и учебной литературы;

-участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

-посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

-теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов;

-анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе, проводимой в профессиональном учебном заведении научными организациями;

-разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий, подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекции я т. д.


Учителя нашего МО в начале учебного года составляют творческий план самообразования по темам.

Темы учителя выбирают разнообразные.

Например,

"Формирование УУД младших школьников в рамках УМК «Начальная школа 21 века"

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности через компетентностный подход в условиях реализации ФГОС.

«Формирование орфографической зоркости на уроках в начальных классах»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

«Формирование экологической культуры младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

«Применение прием кластер технологии развития критического мышления"

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»

«Формирование мотивации к учёбе у неуспевающих младших школьников»

«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках в условиях реализации ФГОС»

«Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»

«Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»

«Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения»

«Развитие учащихся в процессе формирования УУД»

«Ментальная арифметика как средство развития интеллектуальных способностей в условиях реализации ФГОС»

«Особенности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС»

"Повышение эффективности современного урока через применение современных методов обучения и современных технологий»

«Развитие исследовательской деятельности у учащихся в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»


Методическая работа по составлению и реализации программы самообразования педагогов предусматривает несколько этапов.

1. Выбор методической темы. Анализ собственного опыта работы. Для выбора темы самообразования, как правило, педагог ставит перед собой вопросы: что является проблемой? Насколько проблема актуальна (в частности для данного педагога)? Какие возможности открываются при решении данной педагогической проблемы для педагога и его учеников? Какими ресурсами нужно обладать? Каков итог? Анализируются аспекты профессиональной деятельности педагога, применяемые методики, анализируются результаты предыдущей деятельности педагога.

2. Диагностико-прогностический этап. На этом этапе происходит анализ затруднений, выявление противоречий, изучение литературы по проблеме, прогнозирование результатов.

3. Организационно-практический этап. Составление плана действий по реализации программы, подготовка материально-технической и методической баз, непосредственно реализация собственно программы и методик, отслеживание промежуточных результатов.

4.Коррекционно-обобщающий этап. Проведение контрольно-диагностических процедур, корректировка действий, соотнесение полученных результатов с планируемыми, описание результатов.

5. Итоговый этап. Применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности, распространение данной технологии, методик, подведение итогов. По окончании работы над темой каждый учитель пишет отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.


Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Все учителя нашей гимназии а соответствии с Законом об образовании своевременно проходят курсовую подготовку в институтах повышения квалификации. ( 1 раз в 3 года)

В нашей гимназии при проведении МО УНК используем разнообразные формы работы (мастер-классы, деловые игры, тренинги и другие мероприятия по обмену опытом.)


Отдельно можно выделить новую форму организации самообразования учителей-это сетевые педагогические сообщества.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный не только пользоваться методическим наработками других педагогов, не только пассивно наблюдать за работой форумами, но и стать активными участниками сообщества, создать свой блог, а также для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Примеры сетевых сообществ.

Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме. 
Педсовет.org (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог. 
Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий. 
Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов. 
Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования. 
Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок.

Результаты самообразования.

Что дает самообразование?

Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. 

Результат

Каждая деятельность бессмысленна, если  в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?

Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?

-повышение качества проводимой с детьми работы;

-разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

-разработка новых форм, методов и приемов обучения;

-доклады, выступления;

-разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

-выработка методических рекомендаций по применению новой  технологии;

-разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования;

-проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.


Заключение


Итак, педагог — одна из важнейших фигур в становлении гражданина, его социализации, развитии его творческих способностей. Поэтому очень важно, чтобы педагог, который работает с детьми, был человеком творческим, был личностью неповторимой и особенной, обладал высоким профессиональным мастерством, был «на одной волне» с детьми. Стать авторитетным — значит стать компетентным в современных вопросах, интересующих как педагогический коллектив, так и школьников. И поэтому современный педагог— это непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового. Это человек, который готов не только учить, но и учиться сам.

Уровень образования современных школьников в прямо пропорциональной зависимости от уровня самообразования учителя. Ведь чем больше знает и может учитель, тем больше знаний и умений может получить его ученик. Актуальность самообразования для учителя обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям, педагог должен владеть современной и перспективной информацией. Таким образом, учитель сможет собственным примером побуждать к самостоятельной работе своих учеников. Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы сформировать такую же потребность у своих учеников. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция учителя, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его воспитанников.



Список литературы


1. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997.

2. Педагогика: Учебное пособие / под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002.

3. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!