Самообразование как условие профессионального роста педагога
Учитель живет до тех пор, пока он учится,
как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель.
К.Д. Ушинский
Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Мы должны знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.
Суть самообразования
Давайте попробуем представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов. У нас получится: читать, изучать, апробировать, участвовать, анализировать, наблюдать, исследовать и писать.
Что же нас к этим действиям побуждает?
На очередном заседании МО УНК мы определили составляющие потребности самообразования, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
•Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят врачу: «Исцелися сам!». Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Таким образом, самообразование и саморазвитие педагога носит ярко выраженный индивидуальный характер.
Направления и формы самообразования
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:
Направления самообразования:
- профессиональное (предмет преподавания);
- психолого-педагогическое и психологическое;
- методическое;
- эстетическое;
- в области ИКТ;
- в области формирования ЗОЖ
• …
Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель. В МО УНК нашей гимназии входит 18 учителей начальных классов.
Индивидуальная работа наших учителей по самообразованию включает в себя:
-научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- изучение научно-методической и учебной литературы;
-участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
-посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
-теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов;
-анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе, проводимой в профессиональном учебном заведении научными организациями;
-разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий, подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекции я т. д.
Учителя нашего МО в начале учебного года составляют творческий план самообразования по темам.
Темы учителя выбирают разнообразные.
Например,
"Формирование УУД младших школьников в рамках УМК «Начальная школа 21 века"
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности через компетентностный подход в условиях реализации ФГОС.
«Формирование орфографической зоркости на уроках в начальных классах»
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
«Формирование экологической культуры младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»
«Применение прием кластер технологии развития критического мышления"
«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
«Формирование мотивации к учёбе у неуспевающих младших школьников»
«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках в условиях реализации ФГОС»
«Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»
«Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»
«Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения»
«Развитие учащихся в процессе формирования УУД»
«Ментальная арифметика как средство развития интеллектуальных способностей в условиях реализации ФГОС»
«Особенности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС»
"Повышение эффективности современного урока через применение современных методов обучения и современных технологий»
«Развитие исследовательской деятельности у учащихся в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»
Методическая работа по составлению и реализации программы самообразования педагогов предусматривает несколько этапов.
1. Выбор методической темы. Анализ собственного опыта работы. Для выбора темы самообразования, как правило, педагог ставит перед собой вопросы: что является проблемой? Насколько проблема актуальна (в частности для данного педагога)? Какие возможности открываются при решении данной педагогической проблемы для педагога и его учеников? Какими ресурсами нужно обладать? Каков итог? Анализируются аспекты профессиональной деятельности педагога, применяемые методики, анализируются результаты предыдущей деятельности педагога.
2. Диагностико-прогностический этап. На этом этапе происходит анализ затруднений, выявление противоречий, изучение литературы по проблеме, прогнозирование результатов.
3. Организационно-практический этап. Составление плана действий по реализации программы, подготовка материально-технической и методической баз, непосредственно реализация собственно программы и методик, отслеживание промежуточных результатов.
4.Коррекционно-обобщающий этап. Проведение контрольно-диагностических процедур, корректировка действий, соотнесение полученных результатов с планируемыми, описание результатов.
5. Итоговый этап. Применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности, распространение данной технологии, методик, подведение итогов. По окончании работы над темой каждый учитель пишет отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Все учителя нашей гимназии а соответствии с Законом об образовании своевременно проходят курсовую подготовку в институтах повышения квалификации. ( 1 раз в 3 года)
В нашей гимназии при проведении МО УНК используем разнообразные формы работы (мастер-классы, деловые игры, тренинги и другие мероприятия по обмену опытом.)
Отдельно можно выделить новую форму организации самообразования учителей-это сетевые педагогические сообщества.
Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный не только пользоваться методическим наработками других педагогов, не только пассивно наблюдать за работой форумами, но и стать активными участниками сообщества, создать свой блог, а также для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Примеры сетевых сообществ.
Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.
Педсовет.org (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.
Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.
Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов.
Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.
Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок.
Результаты самообразования.
Что дает самообразование?
Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Результат
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?
Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?
-повышение качества проводимой с детьми работы;
-разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
-разработка новых форм, методов и приемов обучения;
-доклады, выступления;
-разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
-выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;
-разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования;
-проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.
Заключение
Итак, педагог — одна из важнейших фигур в становлении гражданина, его социализации, развитии его творческих способностей. Поэтому очень важно, чтобы педагог, который работает с детьми, был человеком творческим, был личностью неповторимой и особенной, обладал высоким профессиональным мастерством, был «на одной волне» с детьми. Стать авторитетным — значит стать компетентным в современных вопросах, интересующих как педагогический коллектив, так и школьников. И поэтому современный педагог— это непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового. Это человек, который готов не только учить, но и учиться сам.
Уровень образования современных школьников в прямо пропорциональной зависимости от уровня самообразования учителя. Ведь чем больше знает и может учитель, тем больше знаний и умений может получить его ученик. Актуальность самообразования для учителя обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям, педагог должен владеть современной и перспективной информацией. Таким образом, учитель сможет собственным примером побуждать к самостоятельной работе своих учеников. Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы сформировать такую же потребность у своих учеников. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция учителя, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его воспитанников.
Список литературы
1. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997.
2. Педагогика: Учебное пособие / под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002.
3. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.
6