Мастер класс
Добрый день коллеги. Я, Семенцова Анна Михайловна, учитель начальных классов первой квалификационной категории. Представляю вашему вниманию тему «Самоопределение к учебной деятельности через постановку цели, задач урока в первом классе».
Вчерашний дошколёнок становится первоклассником. Заставка из мультфильма «Маша и медведь» серия «Первый раз в первый класс» (11 серия)
С поступлением ребёнка в первый класс у него начинается новый период в жизни. Наша цель по новому федеральному государственному образовательному стандарту состоит не только в том, чтобы дать ребёнку знания, умения и навыки, а в том, чтобы ребёнок имел компетенцию получать знания, умения и навыки, то есть умел учиться. Современная педагогика ориентирована на развитие личности, утверждении ребёнка в роли активного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. Взаимодействие «учитель-ученик» регулируют нормативные требования – принципы обучения.
По моему мнению, на начальном этапе обучения из основных принципов в 1 классе является принцип наглядности, который я связываю с игровой деятельностью через тактильный приём и использую проблемно-поисковую технологию.
В обычной структуре урока после актуализации знаний мы определяем тему урока, ставим цель и задачи, выдвигаем гипотезу. Это вызывает большие затруднения в связи с отсутствием необходимого навыка. Предлагаю решить проблему следующим способом.
И так, первый учебный день. Полное погружение в данном направлении.
Давайте отгадаем загадку:
Утром нас встречает
Путь в школу освещает. (Солнышко)
Почему именно оно? Потому что у солнышка лучиков много, они способны осветить вопросы, на которые нам надо найти ответы.
А куда нам надо направляться? При помощи чего можно показать направление? (Стрелочка) – наша цель.
Чтобы достичь цели, мы ставим перед собой определённые задачи, а чтобы их быстрее преодолеть, предлагаю двигаться на этом:
В дождь, метель, жару, мороз
Мчит трудяга… (Паровоз)
Уже в начале пути мы делаем предположения о том, что нас ждёт в конце, гипотеза – это дымок паровозика, потому что она такая же зыбкая.
А чтобы наше предположение подтвердилось или опровергалось надо прицепить нужные вагончики-задачи. Представление вагончиков (СЛЫШАТЬ,ВИДЕТЬ,НАБЛЮДАТЬ, ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ,ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ, ПРОВЕСТИ ОПЫТ, ЭКСПЕРИМЕНТ)…
На последующих уроках мы работаем по этой технологии. Дети, запомнив последовательность, уже сами называют следующего героя, выходят и цепляют его на доску.
Прошло несколько учебных дней, перемотаем плёнку… начало октября. Первый адаптационный период пройден.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. Уже изучены темы: наша речь устная и письменная, предложение, слово, слог, ударение. Звук гласный, согласный обозначаем буквой. (Звукарики с башмачками, шляпкой, звоночком и министр ударения)
Используем, случайный выбор предложите страницу для работы на сегодня…
Откроем страницу, что сегодня будем изучать в Азбуке? Нам надо познакомиться с новым звуком (звук) и научиться обозначать его буквой (звукарик с вопросом). Кто согласен покажите знак согласия.
Цель: изучение нового звука и новой буквы. Знак согласия.
Паровозик нас ждёт - задачи, какие будем решать, чтобы дойти до поставленной цели? (выберите нужные вагончики). Знак согласия.
Предположим, что наш звук, какой (гипотеза – облачко). Звукарики с башмачками, шляпкой, звоночком и министр ударения. Знак согласия.
Выделение и анализ звука. Знак согласия. Обозначение буквой.
Чтение слогов, слов, текста в Азбуке. (Кто научился читать с новой буквой, погладьте себя по голове). Сопоставление печатной буквы с письменной, обучение письму буквы (конкурс красоты), слогов. Отработка соединений, написание слов, предложений (оценивание по светофору).
Все задачи выполнены? Добились ли мы поставленной цели. Подтвердилась ли наша гипотеза.
Рефлексия
+ | - | Я научился |
+ | - | Я научился сам и могу, научить другого |
+ | - | Мне нужна помощь |
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и, может быть, я запомню.
Сделай меня соучастником, и я пойму.
Китайская пословица
Спасибо за внимание!