СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоподготовка уроков "Чтение - лучшее учение"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Чтение – лучшее учение»

Форма : беседа  с игровыми элементами. Цель: развивать правильную речь, внимание, мышление, терпеливость; формирование  потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании; воспитывать доброжелательность, способствовать расширению кругозора детей.  

Просмотр содержимого документа
«Самоподготовка уроков "Чтение - лучшее учение"»

Открытая самоподготовка уроков

Тема: «Чтение – лучшее учение»

Форма : беседа с игровыми элементами.
Цель: развивать правильную речь, внимание, мышление, терпеливость; формирование потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании; воспитывать доброжелательность, способствовать расширению кругозора детей.
Задачи:
- пропаганда ценности чтения и книги, формирование информационной культуры личности;
- подготовка молодого читателя к индивидуальной читательской
деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в досуговом и самообразовательном чтении.
Оборудование: разрезанные пословицы, высказывания о книгах и чтении, изображения сказочных героев, книги, презентация по теме.

Участники: воспитанники и педагоги.

План

1.1 Вводная часть «Приветствие»

Вступительное слово воспитателя

- раскрытие смысла темы

-озвучивание цели

- представление участников и гостей.

1.2. Разминка. Викторина «Кто много читает, тот много знает».

2. Основная часть «Грамоте учиться – всегда пригодится».

2.1. Рассказ с беседой «История создания книги»

2.2. Подготовка домашнего задания по литературному чтению
2.3.Собери пословицу.

2.4. Работа над заданием «Узнай автора».

2.5. Игра «Пословицы-перевертыши».

2.6. Игра «Исправь сказку».

3. Заключительная часть «Мудрое путешествие»

- Рефлексия

- Подведение итогов

- Заключительное слово

Ход мероприятия:

1. Организация начала занятия

1.1. Вводная часть «Приветствие»

Вступительное слово воспитателя

- раскрытие смысла темы

-озвучивание цели

- представление участников и гостей.


Ведущий : Добрый день! У нас с вами сегодня самоподготовка на такую важную тему, без которой не представляется жизнь человека.

- Ребята, отгадайте загадку:
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга)
- Молодцы!

Мы сегодня поговорим о книгах и о том, почему чтение – это лучшее учение.

Самоподготовка будет у нас в необычном формате, немного импровизированная, так как детки в нашей группе все разновозрастные, с 1 по 10 класс и поэтому мы будем говорить о чтении так, чтоб было интересно и понятно всем.

Мы приготовили учебные принадлежности, у кого в порядке книжки и тетрадки?

В ходе занятия мы разберем задание по литературному чтению у____________.


Вопрос : Представляете ли вы себе жизнь без умения читать?

Представьте на миг, что вы не знаете алфавит и не умеете складывать слоги в слова. Легко ли вам будет?

Взрослые, сможете ли вы прочитать необходимые документы на работе, квитанции коммунальные, сможете ли вы написать в сети Интернет сообщения своим детям и родственникам?

Дети, сможете ли вы найти нужную вам информацию в ваших любимых соцсетях, в играх и переписываться друг с другом? Сможете ли сделать домашнюю работу по математике , русскому языку и другим предметом, не умея читать? (Ответы взрослых и детей)


Сегодня Вы также узнаете, когда и почему появилась первая книга и какой она была раньше, узнаете, как нужно обращаться с книгой, чтобы сохранить.
- А вы любите читать книги? (Ответы присутствующих). Можете вспомнить последнюю прочитанную книгу?

А сейчас мы проверим , кто у нас начитанный.
1.2. Разминка. Викторина «Кто много читает, тот много знает»
- Проведем викторину «Кто много читает, тот много знает», которая покажет ваши знания по литературным произведениям.
1. У кого из сказочных персонажей есть пропеллер на спине? (У Карлсона)
2. В какой сказке посуда убежала от хозяйки? («Федорино горе»).
3. У кого в голове одни опилки? (Винни-Пух).
4. Автор сказок «Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др. (Пушкин).
5. Добрый доктор из сказки К.Чуковского? (Айболит).
6. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд).
7. Автор сказок «Дюймовочка», «Русалочка», «Принцесса на горошине». (Г.-Х. Андерсен).
8.Человечек деревянный, на земле и под водой ищет ключик золотой? (Буратино).

9. Герой какой книги воюет с ветряными мельницами? (Дон Кихот в романе Мигеля Сервантеса де Саавердры)

10.Откуда эти слова : “Любви все возрасты покорны” (А.С.Пушкин, “Евгений Онегин”)

11.Самая крохотная девочка в сказках? (Дюймовочка)

12.Какое яичко снесла курочка Ряба? (Золотое)

13.Кто сломал всю мебель трём медведям? (Девочка)

14.Кто съел Колобка? (Лиса)

15.Кого унесли Гуси-лебеди в сказке? (Мальчика)

Вы убедились, что много знает тот, кто любит читать?


2. Основная часть «Грамоте учиться – всегда пригодится»

2.1. Рассказ с беседой «История создания книги»
- Давным-давно, в такие стародавние времена, что теперь и не вспомнишь, люди не умели ни читать, ни писать. Но даже тогда они умели складывать сказки. Человеческая память не совершенна, а людям хотелось, чтобы их произведения и знания дошли до потомков. И они придумали буквы, правда, первые буквы были похожи на рисунки, но это неважно. Если первые буквы были так необычны, то, как выглядела первая книга? А была она каменной.
- Книгам уже несколько тысяч лет, и за это время они принимали разный облик. В древней Месопотамии появилась первая глиняная книга. Похожа она была на наш современный кирпич. На плитках из мягкой глины выдавливали особые значки острой палочкой. Потом глиняные таблички сушили или обжигали. Кирпичик-страничка застывал и хранился долго-долго. Один кирпич – одна страничка.
- Из табличек составлялись книги, и даже целые библиотеки. Так книги дошли до наших дней. В одном древнем государстве жил некогда царь. Его библиотека состояла из глиняных книг. Однажды во дворце случился страшный пожар. Дворец и все вещи были полностью уничтожены огнем. После пожара остались... только книги!
- В стране пирамид появились книги из папируса. Папирус – речной тростник с высоким, до 5 метров, толстым стволом. Этот ствол разрезали на полосы и высушивали. На листах папируса писали палочками. Листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка, обычно длиной около 6 метров. После чтения свиток сворачивали и хранили в особом футляре.
В Древней Греции появилась книга из пергамента. И надо сказать, что она была уже похожа на нашу с вами современную книгу.
- В древнем городе Пергам, откуда и пошло название материала, пергамент выделывали из шкур животных. На изготовление одной такой книги уходило целое стадо баранов. Писали эту книгу от руки несколько лет. Были они очень дорогие.
- Древний Китай подарил миру множество изобретений, в том числе и бумагу. Считается, что изобрёл бумагу китайский учёный по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот материал сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги хранились китайцами почти пять столетий.
- В Древней Руси писали на берёзовой коре – бересте. Буквы на бересте процарапывались острым железным стержнем. Позднее создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили оно дорого.
- В 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Фёдоров.
- В наши дни, наряду с новыми книжными новинками появилась электронная книга. С книжными новинками вы можете познакомиться в библиотеке.
- Сегодня вы узнали, какой долгий путь прошла книга от древности до наших дней. Сколько труда и времени потребовалось людям, чтобы книга стала такой, какой мы с вами привыкли её видеть. Поэтому, давайте будем беречь наши книги и учебники.
Ведущий :

- Книги помогают понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо внимательно, не спеша, не пропуская страниц, не повреждая их. Мы бережно должны относиться к книге.
- Какие правила вы можете назвать по бережному отношению к книгам?

(не трогать грязными руками, не писать на книге ни ручкой, ни карандашом, пользоваться закладкой, обворачивать, не рвать страницы).

А вы знаете, что картон и бумагу делают из дерева? Если мы будем беречь книги, то сохраним леса и красоту нашей планеты.


2.2. Подготовка домашнего задания по литературному чтению.


Ведущий : А сейчас ребята продемонстрируют свои аккуратные учебники чтения и мы разберем домашнее задание у ____________.

(Чтение отрывка, ответ на вопросы по тексту).


2.3.Задание «Собери пословицу».
Ведущий :

- Люди во все времена очень бережно относились к книгам. Веками собиралась народная мудрость и выражалась в пословицах. Я вам тоже предлагаю собрать пословицы.
Ребята собирают пословицы из двух частей и зачитывают их.
- С книгой жить – век не тужить.
- С книгой поведёшься, ума наберёшься.
- Хорошая книга – лучший друг.
- Чтенье – лучшее ученье.
- Книга – твой друг, без неё как без рук.

Молодцы! И мы с вами можем сложить народную мудрость!


2.4. Работа над заданием «Узнай автора».

Ведущий : А теперь мне нужна ваша помощь. Следующее задание «УЗНАЙ АВТОРА»

1.Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший. (Агния Барто.»Мишка»)

2.Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

«Нет, твой голос нехорош.

Слишком громко ты поёшь!» (Самуил Маршак. «Сказка о глупом мышонке»)

3. Дядя Степа сквозь туман

Смотрит вдаль, как капитан.

Видит - льдина. А на льдине

Плачет бабка на корзине. (Сергей Михалков. «Дядя Степа»)


2.5. Игра «Пословицы-перевертыши».

Ведущий :

- А сейчас поиграем в «пословицы перевёртыши». Я предлагаю вам пословицы, в которых каждое слово зашифровано наоборот. А вы должны их расшифровать. Например, я говорю «Счастье перемещается кучами», а вы: «Беда не приходит одна».

1.У смелости уши малы. ( У страха глаза велики.)

2.Ниже пяток не отпустишься. ( Выше головы не прыгнешь.)

3.Чужая кофта дальше от рук. ( Своя рубашка ближе к телу.)

4. Лысина – мужское безобразие. (Коса – девичья краса.)

5.Уйти от новой стиральной машины. ( Остаться у разбитого корыта.)


Спасибо ! Вы супер-знатоки пословиц!


2.6. Игра «Исправь сказку».

Ведущий: (Обращается к участникам).

- Знаете ребята, иногда бывают вот такие неправильные читатели- (надевает шапочку «Читатель» на одного из ребят)

- Читатель ,а расскажи-ка нам какую-нибудь сказку, а мы будем хлопать в тех местах, где ты собьёшься, и исправлять тебя.

Читатель:

Что ж, попробую...

1..Жила была девочка. Звали её Красная Кепочка (Шапочка). Позвала как-то девочку тётушка (матушка) и говорит ей:

- Дочка моя, Красная Кепочка! Пойди сегодня к дедушке (бабушке), отнеси ему (ей) футбольный мяч и кеды (пирожок и горшочек масла).

- Хорошо, - сказала Красная Шапочка, собралась и отправилась в город Стерлитамак (в другую деревню).

Идёт она через болото (лесом), а навстречу ей - крокодил Гена (серый Волк).

2.Посадил дед дыньку (репку). Выросла репка малюсенькая – премалюсенькая (большая – пребольшая). Стал дед репку из земли выкапывать (тянуть). Тянет - потянет, вытянуть не может. Позвал дед медведя (бабку). Вершки и корешки делить.

3.Жил старик со своей старухой

У самого синего леса (моря).

Жили они в роскошной вилле (ветхой землянке)

Ровно тридцать лет и четыре (три) года.

Старик пахал (ловил) неводом репку (рыбу).

Старуха пряла паутину (свою пряжу).

Ведущий : Молодцы! Какие вы начитанные! Вижу – вы на нашем занятии не случайные гости!
3. Заключительная часть «Мудрое путешествие»

- Рефлексия

- Узнали что-то новое? Было интересно? Что запомнили?
- Вспомните, какими материалами для письма пользовались люди до изобретения бумаги? (береста, таблички из глины, пергамент из шкуры животных, папирус)
- Какими были первые книги? (большими, дорогими)
- Кто на Руси напечатал первую книгу? (Иван Федоров)
- Какой вывод сделаем из всего увиденного и услышанного? (Люди очень много сделали для того, чтоб появились книги и мы могли читать, поэтому надо книги беречь и больше читать )

- Подведение итогов

- Сегодня, когда вы берёте в руки книгу, прекрасно оформленную, не забывайте, сколько людей над ней работало: это писатели, художники, издатели, редакторы, печатники. Вспомните, какой непростой путь длинною в пять тысяч лет прошла книга, чтобы стать такой, какой вы её сейчас видите.
- Заключительное слово

- Хочу закончить наше занятие притчей «Зачем читать книги».

Притча «Зачем читать книги»
Спросил у мудреца человек:
-Зачем ты читаешь книги, ведь ты уже и так мудр?
На что мудрец ответил встречным вопросом:
-А зачем ты ел сегодня, ты же ел вчера?
Человек, подумав, сказал:
-Чтобы поддерживать жизнь в теле, я ем, чтобы не умереть.
Мудрец сказал:
-Да. Вот и я, читая книги, поддерживаю жизнь своего духа, питая его мудростями. Чтобы дух мой не умер…


- Как вы думаете, что означают слова «поддерживать жизнь своего духа»?




























ГБУ РБ Центр «Петровский»

Ишимбайский район РБ













Открытая самоподготовка уроков



Беседа-игра

«Чтение-лучшее учение»









Подготовила и провела:

воспитатель Базулина Н.Н.

















2022 год
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!