СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сборник дидактических материалов. Швейное дело"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая игра это форма обучения и управления познавательной деятельностью обучающихся на уроке.  Она имеет дидактическую задачу, игровые действия, правила игры, результат. Дидактическая задача игры определяется учителем и отображает его обучающую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«"Сборник дидактических материалов. Швейное дело"»


Швейное дело



«Учимся

с

удовольствием»


















Дидактические игры,

применяемые на уроках швейного дела.



Участие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и прогнозирования шансов на успех.

Цель игр, проводимых на уроках швейного дела - пробудить интерес обучающихся к познанию, к предмету, к труду.

Дидактическая игра это форма обучения и управления познавательной деятельностью обучающихся на уроке. Она имеет дидактическую задачу, игровые действия, правила игры, результат. Дидактическая задача игры определяется учителем и отображает его обучающую деятельность. Она реализуется через игровую задачу и осуществляется детьми. Игровая задача определяют игровые действия, а эти действия становятся задачей самого ученика. Ведь игровая деятельность является основой игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интересней для обучающихся сама игра. Тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.



Тема: Тренажёры для учащихся, имеющих трудности в обучении швейному делу.


Аннотация

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».

В.А. Сухомлинский




Тренажёры для уроков швейного дела, служат в качестве дидактического пособия для учащихся с проблемами усвоения программного материала по предмету .Благодаря своим интересным и увлекательным заданиям, ярким, красочным аппликациям и симпатичными персонажами – работа с применением тренажёров, заинтересовывает детей, делает занятия эффективными, увлекательными, разнообразными и продуктивными.

Тренажёры изготовлены из картона

Описание проблемы

Проблему отсутствия аналогичных дидактических пособий для данной категории детей попыталась решить с помощью разработки и изготовления тренажёров:

  • работа с пряжей (развитие мелкой моторики);

  • выполнение ручных стежков;

  • пришивание пуговиц.



Актуальность, новизна дидактического материала:



Актуальность дидактического пособия заключается в принципе индивидуализации работы на уроке с детьми. Наличие тренажёров позволяет организовывать систематическую самостоятельную работу, работу по профилактике затруднения усвоения материала и его закрепления, для развития мелкой моторики. Данное пособие соответствует принципам ФГОС, оно содержательно – насыщено, полифункциональное, доступно, трансформируемо и главное безопасно.



Новизна пособия определяется тем потенциалом, что разработана для конкретного ученика.

Практическая значимость разработки:

Тренажёры помогают поддержать интерес к выполнению заданий. Способствуют развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, развитию речи, пространственного воображения, мышления, внимания, памяти, усидчивости, аккуратности.



Научность, соответствие разработки современным научным подходам.

Происходящее изменение в системе современного образования затронуло все сферы образовательного процесса, коснулось и средств обучения. Средства обучения существенно влияют на умственное развитие учащихся, но не прямо, а в процессе выполнения познавательной деятельности, в органическом единстве с познавательными действиями и операциями. ФГОС предъявляют новые требования к методам обучения. Одним из них является личностно – ориентированный подход, который в полной мере относится к коррекционным школам, так как учащиеся нуждаются в выработке таких механизмов как: самостоятельность, адаптация, самозащита.

Эксклюзивность методической разработки заключается в том, что тренажёры составлены для конкретных учащихся.



Цель дидактического пособия: разностороннее развитие ребенка.

Задачи:

  • Развивать у ребенка интеллектуальные качества: память, внимание, логическое

мышление, пространственное воображение, фантазию;

  • Развивать умение отыскивать зависимости, систематизировать материал, способность комбинировать элементы, умение искать ошибки и отличия;

  • Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;

  • Учить детей выполнять ручные швы, пришивать пуговицы.




Содержание разработки

Разнообразие тренажёров охватывает образовательные области, представляющие определённые направления развития.

Дидактический материал разработан в нескольких вариантах упражнений. Разметка на тренажёрах позволяет учащимся точно выполнить задания. В конечном результате ребёнок может использовать данный тренажёр в качестве игрушки. Они могут самостоятельно рассматривать, трогать на ощупь, манипулировать персонажами. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребёнка, ему захочется ещё раз возвратиться к этому заданию, чтобы выполнить и поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого повторить пройденный материал. Работать с пособием легко и удобно, оно мягкое, безопасное, «подвижное».

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, становления сознания, развитие воображения и творческой активности. Формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом).

Речевое развитие направлено на овладение речью как средством общения, обогащения активного словаря, развитие связной речи.

Физическое развитие предполагает развитие мелкой моторики.



Коррекционная направленность дидактического пособия:

В пальцах рук находится множество нервных окончаний, которые посылают импульсы прямо в головной мозг. А известный педагог В.А. Сухомлинский сказал, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Ведущие специалисты в области медицины, психологии и педагогики уверены, что развивая мелкую моторику и воздействуя на нервные окончания ладони и пальцев, можно добиться значительных результатов при лечении многих заболеваний. Наука не стоит на месте, и в мире проводиться масса исследований по изучению развития головного мозга. Уже точно можно сказать, что развитие мышц кистей рук влияет на развитие зрения и речи. Помимо вышеуказанной зависимости, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые лучше владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются. Доказано, что сочетание «Глаз-рука» является очень сильным стимулятором развития речи и интеллекта ребенка. И, чем больше будут «раздражаться» кончики пальчиков ребенка, тем больше импульсов будет посылаться в головной мозг.




Литература

1. Гаврина С. Е. Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать. "Академия развития", 1998.

2. https://infourok.ru/kompleks-individualnih-zanyatiy-s-autichnim-rebyonkom-3320679.html

3. https://obuchalka-dlya-detey.ru/wp-content/uploads/UCHEBNYIE-UPRAZHNENIYA-DLYA-AUTICHNYIH-DETEY.pdf
























Приложение 1

Упражнения для детей с ОВЗ являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.

Требовать от ребенка выполнения неинтересных или более сложных заданий следует осторожно и дозировано, так как постоянное напряжение приводит к психологическим проблемам. На уроках технологии ребенок с ОВЗ может получить первые впечатления того, что он работает вместе со всеми, понять, что его действия имеют реальный результат. Это очень важно для него. Учитывая неловкость рук такого ребенка, задания должны подбирать для него так, чтобы он чувствовал в них свою состоятельность, чтобы работа не была особенно трудной, а эффект был ярким



Тренажёры для развития мелкой моторики

  1. Работа с пряжей.

Цель: развивать мелкую моторику.

Ход работы:

а) наматывание пряжи по образцу;

б) самостоятельное наматывание пряжи:

в) заплетание косичек;

г) изготовление игрушек из пряжи.









Результат работы. В ходе работы с пряжей у учащихся развивается моторика рук, движение становятся более плавными, пряжу наматывают равномерно. Развивается глазомер, ориентируются в цветовой гамме.



Ручные стежки и строчки



  1. Ручные стежки

Цель: научить согласно техническим требованиям выполнять смёточный, петельный и обмёточный стежок на образце.

Ход работы:

а ) выполнение стежков по сквозным отверстиям;

б) выполнение стежков по разметке;

в) выполнение стежков на ткани.
















В ыполнение сметочного стежка по разметке






Выполнение петельного стежка по разметке

Вывод: в ходе систематических упражнений, которые выполняются в игровой форме, учащиеся отрабатывают навыки выполнения ручных швов и строчек. Первоначально учимся отмерять нить по размеру, вдевать нитку в ушко иглы, завязывать узелок (для таких детей, эта работа вызывает большие трудности) и только после продолжительной тренировки, начинает получаться. До их сознания начинает доходить, что ткань нужно прокалывать насквозь, как правильно выводить иглу с изнаночной стороны на лицевую. Что по размеру стежки должны быть не более 10 мм.








Пришивание пуговиц

Для детей с ОВЗ, отчетливый смысл приобретает все, что отражает и объясняет их личный опыт. Нужно не просто разложить интересные предметы и привлечь внимание к игре с ними.

Важно обеспечить для ребенка связь между этими предметами и его реальной жизнью (актуальными впечатлениями, пережитыми эмоциями, возникающими желаниями, имеющимися навыками). Эта связь крайне важна. Если ее проигнорировать, у ребенка разовьются лишь зрительно-моторные функции, эффективно действующие на уровне непроизвольных автоматизмов. Необходимо подвести до понимания смысла выполняемых действий.

Умения и навыки пришивания пуговиц отрабатываем в игровой форме, отталкиваясь от навыков и сенсорных предпочтений ребёнка. Используя пуговицы разных размеров, цветов, форм, материалов (пластик, металл, дерево, ткань), обладающие разной текстурой (гладкие, плоские, рельефные). По количеству отверстий на пуговицах. Детально познакомив с разновидностями пуговиц, работу следует начинать с пришивания пуговиц больших размеров в игровой форме.

Пуговка, ты пуговка,

Маленькие ножки.

Захотела убежать

По прямой дорожке.

Мы тебя сейчас поймаем

И на место пришиваем.

Богатое разнообразие пуговиц позволяет сделать такую игру очень веселой и захватывающей. Ребёнок с желанием приступит и к работе по пришиванию пуговиц.

Цель: научить пришивать пуговицы к изделию.

Задание 1

а) подберите пуговицы по размеру головы с 4 отверстиями;

б) посчитайте, сколько пуговиц нужно для одной руки, двух рук, подберите п о размеру пуговицы с двумя отверстиями;

в) сколько пуговиц нужно взять для двух ног;

г) какая фурнитура будет служить туловищем;

д ) посчитай общее количество пуговиц






Задание 2. Согласно инструкции пришейте пуговицы человечку



























Контрольные задания

Задание 1. Контрольное задание на закрепление материала по трём темам

а) обработать края деталей головы и туловища петельным швом;

б) приметать детали глаз смёточным стежком;

в) пришить пуговицы с двумя отверстиями;

в) изготовить волосы в форме двух помпонов, пришить.








 



Задание 2. Одень куклу по сезону

 

Вывод: лишь кропотливая, увлекательная работа может заинтересовать ребёнка к выполнению какого - либо действия. При правильно подобранных методах обучения можно добиться положительных результатов работы. И в конечном результате у ребёнка появляется интерес сшить изделие на себя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!