Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Составитель: Ишаева А. В.
Краснодар
2020 г.
Ишаева А. В. Сборник дидактических игр на развития логического мышления на уроках математики в начальной школе / под ред. Коростель К. И., - Краснодар, 2020
Сборник является приложением к выпускной квалификационной работе Ишаевой А. В. «Организационно-методические условия развития логического мышления у обучающихся младшего школьного возраста на уроках математики при использовании дидактических игр» / под ред. Коростель К. И., - Краснодар, 2020.
Предлагаемые игры помогут педагогам начальных классов развивать у обучающихся основные логические операции мышления. Сборник будет полезен учащимся педагогических колледжей и родителям.
Ишаева А. В., 2020
ГБПОУ КК КПК, 2020
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития логического мышления в настоящее время особенно актуальна. Сегодня как никогда в стране остро ощущается дефицит специалистов высокого уровня, способных глубоко и самостоятельно мыслить. Но, как известно, всё начинается со школьной скамьи. Поэтому весь груз ответственности за будущее детей ложится на плечи учителя.
В современной образовательной ситуации целесообразно проведения с младшими школьниками игровых занятий, специально направленных на развитие их логического мышления.
Мышление - это процессуальное единство знаний и умений, т.е. способность человека анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать разнообразные данные, устанавливать причинно-следственные отношения, делать общие выводы на основе своего и чужого опыта, выводить общие выводы из имеющихся уже знаний.
Логическое мышление – процесс мышления, в котором умозаключение основывается на правильных суждениях.
Логическое мышление включает в себя такие логические операции как:
- анализ
- синтез
- сравнение
- абстрагирование
- обобщение
- конкретизация
Анализ - логическая операция разделения некоторого сложного или составного объекта на отдельные части, элементы, из которых он состоит.
Синтезом называют логическую операцию объединения частей или элементов в некоторое сложное целое.
Сравнение - это логическая операция, в результате которой два или несколько разных объектов сравниваются между собой с целью установить, что общее и различное имеется в них.
Абстрагированием (иногда для обозначения этой операции применяется термин «абстракция») называется такая логическая операция, в результате которой выделяется и рассматривается какое-либо частное свойство одного или нескольких разных объектов, причем такое свойство, которое в действительности как отдельное и независимое от соответствующих объектов не существует.
Обобщение - это логическая операция, в результате которой некоторое частное утверждение, справедливое в отношении одного или нескольких объектов, переносится на другие объекты или приобретает не частный, конкретный, а обобщенный характер.
Конкретизация - это логическая операция, противоположная обобщению. Она проявляется в том, что некоторое общее утверждение переносится на какой-либо конкретный объект, то есть ему приписываются свойства, присущие многим другим объектам.
Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры.
Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов
Эти игры специально создаются педагогикой в учебно-воспитательных целях. По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на предметные, настольно-печатные и логические, словесные.
Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагают в качестве исходных.
Помня о том, что развитие умственных возможностей детей возможно только при положительной познавательной мотивации, нужно учитывать ряд правил:
учитывать предпочтения детей и развивать их интеллект на материале, который им интересен;
выбирать посильные задания, но такие, которые требовали от детей определенных усилий;
обязательно разъяснять ошибки, делать выводы, для дальнейшего предотвращения подобных ошибок;
поощрять успех детей.
Исходя из вышеуказанных правил в этом сборнике были подобраны возможные дидактические игры для развития логического мышления
Игра "Аукцион"
Цель: развивать у детей мыслительные операции анализа и синтеза.
Ведущий аукциона - педагог или кто-то из детей. Он предлагает "участникам" аукциона назвать как можно больше окружающих их предметов, которые могут быть охарактеризованы одним и тем же словом, например, "круглый". Слова следует называть по одному, не повторяясь и не ожидая своей очереди - знака ведущего аукциона. Он, в свою очередь, строго придерживается "правил торгов" и в том случае, когда основной поток слов иссякнет, а паузы между ними станут более длинными, начинает отсчет: "Круглый - раз! Круглый - два! Круглый...".
Если же не найдется желающий назвать еще одно слово, ведущий произносит: "Три!" Победителем считается тот, кто назвал последнее слово.
Игра "Знаете ли вы себя?"
Эта игра основана на одном из упражнений И.Г. Песталоцци, включенного в "Книгу матери" (1803).
В этой игре педагог предлагает детям, глядя друг на друга, ответить на вопросы о строении человеческого тела.
Цель: учить детей классифицировать, основываясь на их наблюдательности.
Верный ответ детей поощрять фишкой, кто даст большее количество верных ответов.
Вопросы педагога:
что в человеческом теле встречается всего один раз? (Тело имеет одну голову, одну шею, один живот. Голова имеет одно темя, один затылок, одно лицо...);
что в человеческом теле встречается два раза? (Голова имеет два виска, два уха...);
что в человеческом теле встречается четыре раза? (Голова имеет четыре века, четыре ряда ресниц...);
Игра "Сортировщик"
Цель: учить классифицировать по самостоятельно найденному основанию.
Распредели линии, изображённые на рисунке 1, на 3 группы. Назови номера линий, которые вы относите к первой группе, ко второй, к третьей.
Рисунок 1
Ответ:
первое основание - прямые (2, 5, 8);
второе - ломаные (4, 7, 9);
третье - кривые (1, 3, 6).
Игра "Будь внимателен!"
Цель: учить классифицировать по заданным признакам.
Для этой игры необходимо, чтобы у каждого из детей была цветная сигнальная карточка. Педагог произносит число, а дети, в зависимости от того, какое число - четное или нечетное (однозначное, двузначное) - они слышат, поднимают (или не поднимают) карточки.
Выиграет тот, кто ни разу не ошибался, поднимал карточку только в нужной ситуации.
Игра "Род-вид"
Цель: формировать у детей умение устанавливать последовательность подчинения понятий.
Задание: запишите в таблицу следующие слова.
Учитель раздает детям карточки со словами и таблицей (Рисунок 2). Выигрывает тот, кто быстро и безошибочно выполнит задание.
Рисунок 2
Учебник математики, книга, учебник.
Многоугольник, геометрическая фигура, квадрат.
Игры первых трех видов помогают формированию у учеников умений активного и целенаправленного восприятия информации и различных источников посредством слухового и зрительного анализаторов в сочетании с умениями классификации и самоконтроля.
Игра "Что лишнее?"
Цель: учить детей анализировать и обобщать представленную информацию.
Педагог демонстрирует детям заранее подготовленные комплекты предметов и просит в каждом из комплектов выделить лишний, не подходящий к остальным предмет и объяснить, почему он лишний. В комплект могут входить, например, учебные принадлежности, геометрические фигуры, предметы одежды и т.д.
Игра "Наведи порядок"
Цель: учить детей выделить существенные и несущественные признаки
Задание: Ребятам предлагается навести порядок в рядок чисел. Найти "лишнее" число и объяснить свое решение.
10, 20, 30, 40, 55, 60 (55- не круглое)
0, 7, 14, 21, 27 (27- не делится на 7)
1, 2, 31, 4, 5, 6 (31- двухзначное)
24, 11, 13, 15, 17, 12 (24- имеет два десятка)
Игра "Что делать?"
Цель: учить детей обобщать.
В этой игре педагог называет детям несколько слов и предлагает объединить их в группы с помощью обобщающего слова. Вводится правило игры - давать правильный ответ как можно быстрее, но без ошибок.
Вторник и суббота - это ...
Январь и март - это ...
Час и секунда - это ...
Осень и зима - это ...и т.д.
Усложнить игру можно путем введения такого дополнения: перед тем как сказать обобщающее слово, игрок должен добавить к названиям еще 1-2 слова, имеющие отношение к данной группе.
Логическая задача
Цель: развивать логическое мышление.
Ответ:
От 5 квадратов из спичек нужно отнять 3 спички так, чтобы осталось три таких же квадрата.
Игра "Мальчики – Девочки"
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.
По щелчку на экране появляются кружки разного цвета с примерами. Если кружок синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки. Выигрывают те, кто меньше допустил ошибок. Если кружок другого цвета, в классе тишина.
Таким образом, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Методически правильно подобранные и к месту использованные игры способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, логическое мышление, творческие способности; способствуют формированию познавательных интересов, активизируют детей во время прохождения урока. Это означает, что дети постоянно получают "пищу для ума" и это делает уроки математики привлекательными и интересными.