СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник дидактических задач для уроков математики в начальной школе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сборник дидактических задач для уроков математики в начальной школе»

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»

















СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Составитель: Ишаева А. В.










Краснодар

2020 г.
















Ишаева А. В. Сборник дидактических игр на развития логического мышления на уроках математики в начальной школе / под ред. Коростель К. И., - Краснодар, 2020

Сборник является приложением к выпускной квалификационной работе Ишаевой А. В. «Организационно-методические условия развития логического мышления у обучающихся младшего школьного возраста на уроках математики при использовании дидактических игр» / под ред. Коростель К. И., - Краснодар, 2020.

Предлагаемые игры помогут педагогам начальных классов развивать у обучающихся основные логические операции мышления. Сборник будет полезен учащимся педагогических колледжей и родителям.






Ишаева А. В., 2020

ГБПОУ КК КПК, 2020


ВВЕДЕНИЕ


Проблема развития логического мышления в настоящее время особенно актуальна. Сегодня как никогда в стране остро ощущается дефицит специалистов высокого уровня, способных глубоко и самостоятельно мыслить. Но, как известно, всё начинается со школьной скамьи. Поэтому весь груз ответственности за будущее детей ложится на плечи учителя.

В современной образовательной ситуации целесообразно проведения с младшими школьниками игровых занятий, специально направленных на развитие их логического мышления.

Мышление - это процессуальное единство знаний и умений, т.е. способность человека анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать разнообразные данные, устанавливать причинно-следственные отношения, делать общие выводы на основе своего и чужого опыта, выводить общие выводы из имеющихся уже знаний.

Логическое мышление – процесс мышления, в котором умозаключение основывается на правильных суждениях.

Логическое мышление включает в себя такие логические операции как:

- анализ

- синтез

- сравнение

- абстрагирование

- обобщение

- конкретизация

Анализ - логическая операция разделения некоторого сложного или составного объекта на отдельные части, элементы, из которых он состоит.

Синтезом называют логическую операцию объединения частей или элементов в некоторое сложное целое.

Сравнение - это логическая операция, в результате которой два или несколько разных объектов сравниваются между собой с целью установить, что общее и различное имеется в них.

Абстрагированием (иногда для обозначения этой операции применяется термин «абстракция») называется такая логическая операция, в результате которой выделяется и рассматривается какое-либо частное свойство одного или нескольких разных объектов, причем такое свойство, которое в действительности как отдельное и независимое от соответствующих объектов не существует.

Обобщение - это логическая операция, в результате которой некоторое частное утверждение, справедливое в отношении одного или нескольких объектов, переносится на другие объекты или приобретает не частный, конкретный, а обобщенный характер.

Конкретизация - это логическая операция, противоположная обобщению. Она проявляется в том, что некоторое общее утверждение переносится на какой-либо конкретный объект, то есть ему приписываются свойства, присущие многим другим объектам.

Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов

Эти игры специально создаются педагогикой в учебно-воспитательных целях. По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на предметные, настольно-печатные и логические, словесные.

Главная цель работы  по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагают в качестве исходных.

Помня о том, что развитие умственных возможностей детей возможно только при положительной познавательной мотивации, нужно учитывать ряд правил:

  • учитывать предпочтения детей и развивать их интеллект на материале, который им интересен;

  • выбирать посильные задания, но такие, которые требовали от детей определенных усилий;

  • обязательно разъяснять ошибки, делать выводы, для дальнейшего предотвращения подобных ошибок;

  • поощрять успех детей.

Исходя из вышеуказанных правил в этом сборнике были подобраны возможные дидактические игры для развития логического мышления


Игра "Аукцион"

Цель: развивать у детей мыслительные операции анализа и синтеза.

Ведущий аукциона - педагог или кто-то из детей. Он предлагает "участникам" аукциона назвать как можно больше окружающих их предметов, которые могут быть охарактеризованы одним и тем же словом, например, "круглый". Слова следует называть по одному, не повторяясь и не ожидая своей очереди - знака ведущего аукциона. Он, в свою очередь, строго придерживается "правил торгов" и в том случае, когда основной поток слов иссякнет, а паузы между ними станут более длинными, начинает отсчет: "Круглый - раз! Круглый - два! Круглый...".

Если же не найдется желающий назвать еще одно слово, ведущий произносит: "Три!" Победителем считается тот, кто назвал последнее слово.


Игра "Знаете ли вы себя?"

Эта игра основана на одном из упражнений И.Г. Песталоцци, включенного в "Книгу матери" (1803).

В этой игре педагог предлагает детям, глядя друг на друга, ответить на вопросы о строении человеческого тела.

Цель: учить детей классифицировать, основываясь на их наблюдательности.

Верный ответ детей поощрять фишкой, кто даст большее количество верных ответов.

Вопросы педагога:

  • что в человеческом теле встречается всего один раз? (Тело имеет одну голову, одну шею, один живот. Голова имеет одно темя, один затылок, одно лицо...);

  • что в человеческом теле встречается два раза? (Голова имеет два виска, два уха...);

  • что в человеческом теле встречается четыре раза? (Голова имеет четыре века, четыре ряда ресниц...);


Игра "Сортировщик"

Цель: учить классифицировать по самостоятельно найденному основанию.

Распредели линии, изображённые на рисунке 1, на 3 группы. Назови номера линий, которые вы относите к первой группе, ко второй, к третьей.

Рисунок 1

Ответ:

  • первое основание - прямые (2, 5, 8);

  • второе - ломаные (4, 7, 9);

  • третье - кривые (1, 3, 6).


Игра "Будь внимателен!"

Цель: учить классифицировать по заданным признакам.

Для этой игры необходимо, чтобы у каждого из детей была цветная сигнальная карточка. Педагог произносит число, а дети, в зависимости от того, какое число - четное или нечетное (однозначное, двузначное) - они слышат, поднимают (или не поднимают) карточки.

Выиграет тот, кто ни разу не ошибался, поднимал карточку только в нужной ситуации.

Игра "Род-вид"

Цель: формировать у детей умение устанавливать последовательность подчинения понятий.

Задание: запишите в таблицу следующие слова.

Учитель раздает детям карточки со словами и таблицей (Рисунок 2). Выигрывает тот, кто быстро и безошибочно выполнит задание.

Рисунок 2

Учебник математики, книга, учебник.

Многоугольник, геометрическая фигура, квадрат.

Игры первых трех видов помогают формированию у учеников умений активного и целенаправленного восприятия информации и различных источников посредством слухового и зрительного анализаторов в сочетании с умениями классификации и самоконтроля.


Игра "Что лишнее?"

Цель: учить детей анализировать и обобщать представленную информацию.

Педагог демонстрирует детям заранее подготовленные комплекты предметов и просит в каждом из комплектов выделить лишний, не подходящий к остальным предмет и объяснить, почему он лишний. В комплект могут входить, например, учебные принадлежности, геометрические фигуры, предметы одежды и т.д.


Игра "Наведи порядок"

Цель: учить детей выделить существенные и несущественные признаки

Задание: Ребятам предлагается навести порядок в рядок чисел. Найти "лишнее" число и объяснить свое решение.

10, 20, 30, 40, 55, 60 (55- не круглое)

0, 7, 14, 21, 27 (27- не делится на 7)

1, 2, 31, 4, 5, 6 (31- двухзначное)

24, 11, 13, 15, 17, 12 (24- имеет два десятка)


Игра "Что делать?"

Цель: учить детей обобщать.

В этой игре педагог называет детям несколько слов и предлагает объединить их в группы с помощью обобщающего слова. Вводится правило игры - давать правильный ответ как можно быстрее, но без ошибок.

Вторник и суббота - это ...

Январь и март - это ...

Час и секунда - это ...

Осень и зима - это ...и т.д.

Усложнить игру можно путем введения такого дополнения: перед тем как сказать обобщающее слово, игрок должен добавить к названиям еще 1-2 слова, имеющие отношение к данной группе.


Логическая задача

Цель: развивать логическое мышление.

Ответ:




От 5 квадратов из спичек нужно отнять 3 спички так, чтобы осталось три таких же квадрата.


Игра "Мальчики – Девочки"

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.

По щелчку на экране появляются кружки разного цвета с примерами. Если кружок синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки. Выигрывают те, кто меньше допустил ошибок. Если кружок другого цвета, в классе тишина.



Таким образом, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Методически правильно подобранные и к месту использованные игры способствуют развитию у детей  мыслительных  операций: анализ, синтез, классификация, логическое мышление, творческие способности; способствуют формированию познавательных интересов, активизируют детей во время прохождения  урока. Это означает, что дети постоянно получают "пищу для ума" и это делает  уроки   математики  привлекательными и интересными.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!