СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник КИМ по информатике 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

в сборник включены практические, самостоятельные, контрольные работы, предусмотренные программой учебника

Просмотр содержимого документа
«Сборник КИМ по информатике 9 класс»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ГРАФИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ. РАБОТА С УЧЕБНЫМ ИСПОЛНИТЕЛЕМ АЛГОРИТМОВ: ПОСТРОЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ

Задание:

  1. Прочитать текст «Алгоритм и его свойства», в таблице №1 «Алгоритм и его свойства» проверьте правильное заполнение таблицы. Запишите в тетрадь верные ответы.

  2. Прошу вас в ваших тетрадях продолжить предложение "Алгоритм это:" и нарисовать схему "Свойства алгоритма", заполнив пустые клетки схемы.

  3. Дан алгоритм открытия двери. Запишите в тетрадь правильный порядок действий.

  4. Определите правильный порядок действий в алгоритме кипячения воды в чайнике, чтобы предотвратить несчастный случай.

  5. Вам необходимо прочесть задание №5 «Инструкции» и записать в тетрадь те инструкции, которые удовлетворяют требованиям к алгоритмам.

Порядок выполнения:

Задание №1. Алгоритм и его свойства

Понятие алгоритма - фундаментальное понятие. Слово "алгоритм" происходит от имени выдающегося математика средневекового Востока Мухаммеда аль-Хорезми. Им были предложены приёмы выполнения арифметических вычислений с многозначными числами. Позже в Европе эти приёмы назвали алгоритмами от "algoritрmi" - латинского написания имени аль-Хорезми. В наше время понятие алгоритма понимается шире, не ограничиваясь только арифметическими вычислениями.

Термин "алгоритм" стал достаточно распространённым не только в информатике, но и в быту. Под алгоритмом понимают описание какой-либо последовательности действий для достижения заданной цели. В этом смысле, например, алгоритмами можно назвать инструкцию по использованию кухонного комбайна, кулинарный рецепт, правила перехода улицы и пр.

Для использования понятия алгоритма в информатике требуется более точное определение, чем данное выше. Алгоритмом называется организованная последовательность действий допустимая для некоторых исполнителей. Исполнителем может быть человек, группа людей, робот, станок, компьютер, язык программирования и т.д. Одно из принципиальных обстоятельств состоит в том, что исполнитель не вникает в смысл того, что он делает, но получает необходимый результат. В таком случае говорят, что исполнитель действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и только строго выполняет некоторые правила, инструкции.

Это - важная особенность алгоритмов. Наличие алгоритма формализует процесс решения задачи, исключает рассуждение исполнителя. Использование алгоритма даёт возможность решать задачу формально, механически исполняя команды алгоритма в указанной последовательности. Целесообразность предусматриваемых алгоритмом действий обеспечивается точным анализом со стороны того, кто составляет этот алгоритм.

Алгоритм представляет собой последовательность команд (ещё говорят - инструкций, директив), определяющих действия исполнителя (субъекта или управляемого объекта). Всякий алгоритм составляется в расчёте на конкретного исполнителя с учётом его возможностей. Для того, чтобы алгоритм был выполним, нельзя включать в него команды, которые исполнитель не в состоянии выполнить. Нельзя повару поручать работу токаря, какая бы подробная инструкция ему не давалась. У каждого исполнителя имеется свой перечень команд, которые он может исполнить. Такой перечень называется системой команд исполнителя (СКИ).

Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов, быть дискретным. Любая команда выполняется только после выполнения предыдущей команды. Необходимо, чтобы каждая команда алгоритма точно определяла однозначное действие исполнителя, а также алгоритм, составленный для конкретного исполнителя, должен включать только те команды, которые входят в его СКИ, т.е. понятны исполнителю. Алгоритм не должен быть рассчитан на принятие каких-либо самостоятельных решений исполнителем, не предусмотренных составителем алгоритма. Исполнение алгоритма сводится к конечному числу действий, которые приводят к конкретному результату. Свойство массовости для алгоритмов не является обязательным: с помощью одного и того же алгоритма можно решать однотипные задачи и делать это неоднократно. Алгоритм должен быть составлен так, чтобы исполнитель мог его выполнить не задумываясь, автоматически, формально. Значим также строгий порядок действий: важно то, как организован алгоритм. Эти общие характеристики называют свойствами алгоритма.

Таблица №1 «Алгоритм и его свойства».

Вопрос

Ответ

1

Что такое алгоритм?

Инструкция

2

Кто (что) может быть исполнителем алгоритма?

Исполнителем может быть человек, компьютер, станок, робот, язык программирования

3

Что такое СКИ?

Система команд исполнителя

4

Алгоритм состоит из конкретных действий, следующих в определенном порядке:

Это свойство последовательности алгоритма

5

Свойства алгоритма

Это его общие характеристики

6

Результативность

В алгоритме не должно быть ошибок

7

Определенность (детерминированность)

На каждом шаге алгоритма у исполнителя должно быть достаточно информации, чтобы его выполнить

8

Понятность

Свойство алгоритма, определенное исполнителем

9

С помощью одного и того же алгоритма можно решать однотипные задачи, это

Массовость алгоритма

10

Исполнение алгоритма приводит к конечному результату

Конечность алгоритма



Задание №2 . АЛГОРИТМ ЭТО (продолжите предложение):

Заполните схему, вписав свойства алгоритма

 



Задание №3. Алгоритм открытия двери

  1. Подойти к двери

  2. Открыть дверь

  3. Повернуть ключ по часовой стрелке 2 раза

  4. Вытащить ключ

  5. Вставить ключ в замочную скважину

Задание №4. Алгоритм кипячения воды

  • Налить в чайник воду

  • Открыть кран газовой горелки

  • Поставить чайник на плиту

  • Ждать, пока вода не закипит

  • Поднести спичку к горелке

  • Зажечь спичку

  • Выключить газ

Задание №5. Инструкции.

1. Инструкция по лепке дракона.

  • Изучить образ дракона по имеющейся картинке.

  • Вылепить голову.

  • Вылепить туловище.

  • Вылепить хвост.

  • Вылепить четыре ноги.

  • Сравнивая с картинкой, уточнить детали каждой вылепленной части дракона.


2. Инструкция по варке манной каши

Молоко вскипятить добавить соль, сахар, засыпать тонкой струйкой, непрерывно помешивая манную крупу, довести до кипения, прокипятить минут 5-7, добавить масло и дать остыть.


3. Инструкция приготовления коржиков

  • Разогреть духовку до 220 градусов.

  • Просеять 225 гр муки в миску и размешать с 40 гр масла.

  • Добавить в муку 1/2 стакана сахара, взять нож и рубить им тесто, добавляя 150 мл молока небольшими порциями.

  • Замесить тесто.

  • С помощью круглой формы вырезать несколько булочек и положить их на противень, смазанный маслом.

  • После того, как вы вырезали столько булочек, сколько возможно, раскатайте тесто еще раз.

  • Выпекать в духовке 12-15 минут.


4. Инструкция нахождения большего из двух данных чисел.

1. Из числа А вычесть число В.

2. Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.

3. Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше


5. Инструкция приготовления бутерброда.

Отрезать ломтик хлеба

Намазать его маслом

Отрезать кусок колбасы или сыра.

Наложить отрезанный кусок на ломоть хлеба


6. Инструкция покраски забора.

  • Покрасить первую доску.

  • Переместиться к следующей доске.

  • Перейти к действию 1.





ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: РАБОТА С УЧЕБНЫМ ИСПОЛНИТЕЛЕМ АЛГОРИТМОВ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ АЛГОРИТМОВ

I уровень сложности (удовлетворительно)

Разработайте алгоритм для перемещения исполнителя из точки А в точку Б с рисованием следа.


II уровень сложности(хорошо)

Разработайте алгоритм для выполнения рисунка по образцу. Найдите самый короткий по числу команд алгоритм. Завершить выполнение можно в любой точке.

III уровень сложности (отлично)

Разработайте алгоритм для выполнения рисунка по образцу. Найдите самый короткий по числу команд алгоритм. Завершить выполнение нужно в точке Б, а начать движение с точки А.



























ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: РАЗРАБОТКА ЦИКЛИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ

Работа с циклами в ГРИС «Стрелочка»

Вариант 1

  1. Выполните задание по рисунку. Покажите результат работы учителю.

2. Начальное состояние: исполнитель находится в нижнем правом углу и смотрит вверх. Размер поля 12х12 клеточек. Запишите в тетради алгоритм рисования буквы «Ш».

Работа с циклами в ГРИС «Стрелочка»

Вариант 2

  1. Выполните задание по рисунку. Покажите результат работы учителю.

2. Начальное состояние: исполнитель находится в нижнем правом углу и смотрит вверх. Размер поля 12х12 клеточек. Запишите в тетради алгоритм рисования фигуры, начиная с клетки (5,3). Используйте вспомогательный алгоритм.


Работа с циклами в ГРИС «Стрелочка»

Вариант 3

  1. Выполните задание по рисунку. Покажите результат работы учителю.

2. Составьте алгоритм, переводящий графического исполнителя (ГРИС) в угол поля из любого исходного положения. Размер поля 12х12 клеточек (используйте вспомогательный алгоритм).


































ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ АЛГОРИТМА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕТВЛЕНИЙ

Цель урока: создать условия для систематизации и применения знаний для выполнения различных видов задач с использованием ветвлений.

Задачи урока:

 Образовательные:

1. Отработать навыки применения команды ветвления.

2. Использовать метод последовательной детализации для построения алгоритма.

 Воспитательные:

Воспитание ответственного отношения к обучению, внимания, усидчивости.

 Развивающие:

1. Развитие самоконтроля;

2. Развитие логического мышления.

Тип урока: практическая работа.

Учебник: Семакин «Информатика и ИКТ» 9 класс

Практическая работа.

Задание 1 (ГРИС Стрелочка).

Разработайте алгоритм перемещения из точки А в точку Б по прямой с рисованием следа. Расстояние от А до Б заранее неизвестно. Но точно известно, что за точкой Б, на расстоянии одной клетки от неё, находится стенка. Воспользуйтесь этой стенкой для того, чтобы завершить перемещение в точке Б: запрыгнув вперёд, проверяйте, нет ли стенки, и если стенки нет, возвращайтесь и оставляйте след.







Задание 2(ГРИС Стрелочка).

Разработайте алгоритм перемещения из точки А в точку Б с преодолением возникающих на пути трёх пар «прыгающих» стенок. След должен быть виден. Используйте процедуру для преодоления одной пары стенок.



Задание 3(ГРИС Стрелочка)

Разработайте алгоритм для воспроизведения рисунка по образцу. Завершить перемещение можно в любой точке.




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 ПО ТЕМЕ: «УПРАВЛЕНИЕ И АЛГОРИТМЫ»

Вариант № 1

1. По линии прямой связи передаются:

А) команды управления и информация об объекте управления

Б) информация о состоянии объекта управления

В) информация о состоянии управляющей системы

Г) команды управления

2. Какой из объектов может являться исполнителем алгоритмов?

А) карта В) стиральная машина

Б) словарь Г) тетрадь

3. Алгоритмы, которые решают некоторую подзадачу главной задачи и, как правило, выполняются многократно, называются:

А) циклическими В) линейными

Б) вспомогательными Г) ветвящимися

4. Алгоритм называется линейным:

А) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий

Б) если его исполнение предполагает многократное повторение одних и тех же операций

В) если операции выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий

Г) если операции выполняются от НАЧ до КОН

5. Понятность алгоритма означает, что он должен быть записан с помощью:

А) команд, понятных создателю алгоритма

Б) команд из системы команд исполнителя

В) команд, понятных пользователю алгоритма

Г) команд, понятных для компьютера

6. Как называется свойство алгоритма, соответствующее определению: «Алгоритм должен быть записан из команд, понятных исполнителю, каждая команда должна определять однозначное действие исполнителя»?

А) конечность В) понятность

Б) точность Г) дискретность

7. Алгоритм – это:

А) конечный набор предписаний , определяющий решение задачи посредством конечного количества операций

Б) правила выполнения определенных действий

В) набор команд для компьютера

Г) предписание исполнителю совершить последовательность действий

8. В какой точке закончит движение исполнитель Стрелочка, если начнет его из точки А?

А) А Б) В В) С Г) D Д) Е


















9. Стрелочка находится в левом верхнем углу, направление вниз. Что будет изображено на экране после выполнения программы?

нач

делай СИМВОЛ

кон

Процедура СИМВОЛ

делай ЛИНИЯ

поворот

прыжок

прыжок

поворот

делай ЛИНИЯ

поворот

прыжок

поворот

шаг

поворот

шаг

конец процедуры

Процедура ЛИНИЯ

шаг

шаг

конец процедуры






10. Стрелочка находится в левом верхнем углу, направление – вниз. Что будет изображено на экране после выполнения программы?

нач

поворот

делай РИС

делай РИС

кон

процедура РИС

шаг

поворот

поворот

поворот

шаг

шаг

поворот

поворот

поворот

конец процедуры

А) прямоугольник с горизонтальной стороной 3 шага и вертикальной стороной 1 шаг

Б) прямоугольник с горизонтальной стороной 1 шаг и вертикальной стороной 2 шага

В) квадрат со стороной 2 шага

Г) две ступени лестницы с высотой 2 шага и шириной 1 шаг

Д) две ступени лестницы с высотой и шириной 2 шага




11. Стрелочка находится в левом верхнем углу, направление - вниз. Куда попадет и будет направлена Стрелочка после выполнения алгоритма?

нач

делай ПРОГУЛКА

делай ПРОГУЛКА

поворот

поворот

кон

Процедура ПРОГУЛКА

поворот

пока ВПЕРЕДИ НЕ СТЕНА

нц

прыжок

кц

конец процедуры

А) левый верхний угол, направление – вверх

Б) правый верхний угол, направление – вниз

В) левый нижний угол, направление – вниз

Г) правый верхний угол, направление – вверх



12. Стрелочка находится в левом верхнем углу, направление - вниз. Что сделает Стрелочка при выполнении программы?

нач

пока ВПЕРЕДИ НЕ СТЕНА

нц

шаг

если ВПЕРЕДИ СТЕНА

то поворот

поворот

все

кц

кон


А) начертит рамку вдоль границ и остановится

Б) будет чертить рамку вдоль границ, не останавливаясь

В) расчертит все поле вертикальными линиями и остановится

Г) будет чертить вертикальную линию вдоль левой границы, не останавливаясь


13. Стрелочка находится в левом верхнем углу, направление - вниз. Что сделает Стрелочка при выполнении программы?

нач

делай ПУТЬ

поворот

пока ВПЕРЕДИ НЕ СТЕНА

нц

прыжок

поворот

делай ПУТЬ

поворот

поворот

поворот

если ВПЕРЕДИ НЕ СТЕНА

то прыжок

поворот

поворот

поворот

делай ПУТЬ

поворот

все

кц

кон

процедура ПУТЬ

пока ВПЕРЕДИ НЕ СТЕНА

нц

шаг

кц

конец процедуры


А) начертит рамку по периметру поля

Б) расчертит поле горизонтальными линиями с шагом 1

В) будет чертить две вертикальные линии вдоль левой границы (расстояние между линиями – 1 шаг), не останавливаясь

Г) расчертит поле вертикальными линиями с шагом 1











14. Написать программу для построения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 ПО ТЕМЕ: «УПРАВЛЕНИЕ И АЛГОРИТМЫ»

Вариант № 2

1. Алгоритм, не реализующий обратную связь:

А) может содержать циклы и ветвления

Б) может содержать циклы

В) может быть только циклическим

Г) может быть только линейным

2. Конечность алгоритма означает, что:

А) в нем должно присутствовать ключевое слово, означающее конец алгоритма

Б) он должен приводить к получению результата за конечное число шагов

В) он должен быть применим для решения всех задач данного типа

Г) он должен решать задачу вычислительного характера

3. Структура алгоритма, команды которого выполняются по очереди один только раз, называется:

А) циклической В) ветвящейся

Б) линейной Г) вспомогательной

4. Алгоритм, в котором в зависимости от истинности условия выполняется одна или другая последовательность команд называется:

А) линейным В) ветвящимся

Б) циклическим Г) вспомогательным

5. Вместо многоточия вставить подходящий ответ для следующего утверждения: «От любого исполнителя не требуется…»

А) соблюдать последовательность действий алгоритма

Б) понимать смысл алгоритма

В) формально выполнять команды алгоритма

Г) умение точно выполнять команды

6. Какой из документов является алгоритмом?

А) правила техники безопасности В) список класса

Б) инструкция по настройке каналов телевизора Г) каталог библиотеки

7. Алгоритм называется циклическим:

А) если в нем присутствует конструкция если… то … иначе

Б) если операции выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий

В) если его исполнение предполагает многократное повторение одних и тех же операций

Г) если он включает в себя вспомогательный алгоритм

8. В какой точке закончит движение исполнитель Стрелочка, если начнет его из точки А?

А) А Б) В В) С Г) D Д) Е




















9. Стрелочка находится в левом верхнем углу, направление вниз. Что будет изображено на экране после выполнения программы?

нач

делай СИМВОЛ

кон

Процедура СИМВОЛ

делай ЛИНИЯ

поворот

прыжок

поворот

шаг

поворот

поворот

прыжок

поворот

прыжок

поворот

делай ЛИНИЯ

поворот

прыжок

поворот

прыжок

поворот

шаг

конец процедуры

Процедура ЛИНИЯ

шаг

шаг

конец процедуры





10. Стрелочка находится в левом верхнем углу, направление – вниз. Что будет изображено на экране после выполнения программы?

нач

делай РИС

делай РИС

кон

процедура РИС

поворот

шаг

поворот

поворот

поворот

шаг

шаг

конец процедуры

А) прямоугольник с горизонтальной стороной 2 шага и вертикальной стороной 1 шаг

Б) прямоугольник с горизонтальной стороной 1 шаг и вертикальной стороной 2 шага

В) квадрат со стороной 2 шага

Г) две ступени лестницы с высотой 2 шага и шириной 1 шаг

Д) две ступени лестницы с высотой и шириной 2 шага


11. Стрелочка находится в левом верхнем углу, направление - вниз. Куда попадет и будет направлена Стрелочка после выполнения алгоритма?

нач

делай ПРОГУЛКА

делай ПРОГУЛКА

поворот

кон

Процедура ПРОГУЛКА

поворот

пока ВПЕРЕДИ НЕ СТЕНА

нц

прыжок

кц

конец процедуры

А) левый верхний угол, направление – вверх

Б) правый верхний угол, направление – вправо

В) левый нижний угол, направление – вниз

Г) правый верхний угол, направление – влево


12. Стрелочка находится в левом верхнем углу, направление - вниз. Что сделает Стрелочка при выполнении программы?

нач

пока ВПЕРЕДИ НЕ СТЕНА

нц

шаг

если ВПЕРЕДИ СТЕНА

то поворот

все

кц

кон


А) начертит рамку вдоль границ и остановится

Б) будет чертить рамку вдоль границ, не останавливаясь

В) расчертит все поле вертикальными линиями и остановится

Г) будет чертить вертикальную линию вдоль левой границы, не останавливаясь

13. Стрелочка находится в левом верхнем углу, направление - вниз. Что сделает Стрелочка при выполнении программы?

нач

поворот

делай ПУТЬ

поворот

поворот

поворот

пока ВПЕРЕДИ НЕ СТЕНА

нц

прыжок

поворот

поворот

поворот

делай ПУТЬ

поворот

если ВПЕРЕДИ НЕ СТЕНА

то прыжок

поворот

делай ПУТЬ

поворот

поворот

поворот

все

кц

кон

процедура ПУТЬ

пока ВПЕРЕДИ НЕ СТЕНА

нц

шаг

кц

конец процедуры


А) начертит рамку по периметру поля

Б) расчертит поле горизонтальными линиями с шагом 1

В) будет чертить две вертикальные линии вдоль левой границы (расстояние между линиями – 1 шаг), не останавливаясь

Г) расчертит поле вертикальными линиями с шагом 1










14. Написать программу для построения















ОТВЕТЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ «УПРАВЛЕНИЕ И АЛГОРИТМЫ»

Ответы

вопроса

1 вариант

2 вариант

1

Г

Г

2

В

Б

3

Б

Б

4

В

В

5

Б

Б

6

Б

Б

7

А

В

8

В

Д

9

Б

В

10

Б

Г

11 (2 балла)

Б

Г

12 (2 балла)

Г

Б

13 (2 балла)

Г

Б

Всего – 16 баллов





«5» - 14-16 баллов

«4» - 12-13 баллов

«3» - 8-11 баллов

«2» менее 8 баллов




























ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ПОСТРОЕНИЕ БЛОК-СХЕМ ЛИНЕЙНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ АЛГОРИТМОВ (НА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ)

Задание: составить блок-схемы для решения задач

Задача 1: Составить алгоритм обмена значений переменных a и b без использования дополнительной переменной.

Задача 2: составить алгоритм вычисления a8, используя не более 3х действий умножения (возведение в степень не использовать)

Задача 3: Составить алгоритм вычисления a6, используя не более трех команд умножения.





ОТВЕТЫ К ЗАДАЧАМ:

1 ) 2) 3)







































ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: РАБОТА С ГОТОВЫМИ ПРОГРАММАМИ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ: ОТЛАДКА, ВЫПОЛНЕНИЕ, ТЕСТИРОВАНИЕ. ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ПАСКАЛЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ

ЦЕЛЬ: Научить вводить тексты программ в память ЭВМ, работать с ними, редактировать их. Познакомиться с операторами присваивания, вывода WRITE, научиться владеть этими операторами, научиться грамотно записывать выражения на Паскале.

Программное обеспечение: ABC Pascal


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:

I. Изучить описание работы.

II. Загрузить систему программирования ABC Pascal.

III. Войти в режим редактирования и набрать текст программы.

Program my;

Var a,b,c,s:integer;

Begin

ReadLn(a);

ReadLn(b);

ReadLn(c);

S:=a*b*c;

WriteLn(S)

End.

IV. Откомпилировать набранную программу и исправить ошибки.

V. Запустить данную программу на выполнение и проверить правильность её работы для чисел 2, 4 и 6.

VI. Запустить данную программу на выполнение и проверить правильность её работы для чисел 1, 0 и -1.

VII.Запустить данную программу на выполнение и проверить правильность её работы для чисел -2, 3 и 10.

VIII Продемонстрировать результаты выполнения работы преподавателю.

IХ. По аналогии составить программы для решения следующих задач:

  1. Сколько ударов в сутки делают часы с боем? (можно пользоваться оператором WRITELN(...))

  2. Найдите сумму чисел 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28 и 31.

  3. Наводнение продолжалось ровно сутки. В первый час вода в реке поднялась на один дюйм, во второй – на 2 дюйма, в третий – на 3 дюйма и т.д. На сколько дюймов прибыла вода в реке за сутки?



















ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ОПЕРАТОР ВЕТВЛЕНИЯ.

Критерии оценивания:

Оценка 3 – решение только части 1

Оценка 4 – решение часть 1 + часть 2

Оценка 5 – решение всех заданий

Часть1

1. Алгоритм, в котором его выполнение определяется проверкой каких-либо условий, называется…

A. разветвляющимся

B. циклическим

C. следования

D. линейным

E. процедурным

2. Служебное слово IF в условном операторе переводится как...

A. ЕСЛИ

B. ТОГДА

C. ИНАЧЕ

D. ВВОД

E. УСЛОВИЕ

3. Служебное слово THEN в условном операторе переводится как...

A. ЕСЛИ

B. ТОГДА

C. ИНАЧЕ

D. ВВОД

E. УСЛОВИЕ

4. Служебное слово ELSE в условном операторе переводится как...

A. ЕСЛИ

B. ТОГДА

C. ИНАЧЕ

D. ВВОД

E. УСЛОВИЕ

5. Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

begin

a:=3;

if a3 then a:=5 else a:=1;

writeln (a);

end.

A. 1

B. 3

C. 5

D. ничего

E. a

6. Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

begin

x:=0;

if x5 then y:=10 else y:=0;

writeln (y);

end.

A. 0

B. 5

C. 10

D. ничего

E. y

7. Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

begin

a:=12;

if a10 then n:=a+5 else n:=a-1;

writeln (n);

end.

A. 17

B. 11

C. 12

D. 16

E. 13




8. К какому типу отнесем переменную A:=26 ?

A. string

B. char

C. integer

D. boolean

E. real

9. Задача. Входит ли число R в диапазон значений [-5 ; 0).

Какое составное условие нужно поставить в этой задаче?

A. (R=-5) and (R

B. (R0)

C. (R-5) and (R

D. (R-5) and (R+0)

E. (A4) or (A

10. Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

a: = 3; b: = 8; c: = 5;
if a b then x: = a + b 
else begin a: = b + c; x: = a - 2 * b
end;
11. Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

a: = 10; b: = 5; c: = 6;
if (a b) and (b c) then x:=3 * a + 2 * b + c 
else x: = 5 * a - b + c;
12. Какая из команд записана правильно?
A) if (x=0) and (a0) then begin b:=0;c:=x; end; else b:=x;
B) if (x=0) and (a0) then b:=0;c:=x; else b:=x;
C)if (x=0) and (a0) then begin b:=0;c:=x else b:=x; end;

D)if (x=0) and (a0) then begin b:=0;c:=x; end else b:=x;


Часть 2

Составить программу, которая спрашивает возраст человека и, если ему 18 лет и больше, сообщает “Замечательно. Вы уже можете водить автомобиль”, а в противном случае – “К сожалению, водить автомобиль Вам рановато”.

Часть 3

Разработать программу, которая определяет можно ли из трех отрезков, представленных действительными числами x,y,z, вводимыми с клавиатуры, построить треугольник. Как известно, основные правила существования треугольника следующие: ни одна сторона не должна быть равна нулю, а суммы двух сторон должна быть больше третьей. Таким образом, нам нужно проверить шесть условий: x, y, z не равны 0;

x+yz; y+zx; x+zy.















ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЕРАТОРА ВЕТВЛЕНИЯ И ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

З адание 1 Даны два действительных числа X и Y, не равные друг другу. Заменить меньшее из этих чисел половиной их суммы, а большее – их удвоенным произведением. Программа должна иметь дружественный интерфейс.

Задание 2. Точка А задана координатами X,Y. Написать программу, которая выводит слово «Принадлежит», если точка принадлежит заштрихованной области (см. рисунок 1) и «Не принадлежит» в противном случае. Программа должна иметь дружественный интерфейс. Протестировать программу для точек (1.5,2), (0,0), (-1.5, 1), (1,-1.2),
(-2,-1).

Задание 3. Треугольник задан длинами сторон А, В, С. Написать программу, определяющую, существует ли данный треугольник. Для решения этой задачи использовать сложные логические условия. Программа должна иметь дружественный интерфейс. Протестировать программу для следующих исходных данных:

а) A=3, B=4, C=5

б) A=1, B=1, C=1

в) A=0, B=4, C=5

г) A=-3, B=6, C=5

д) A=2, B=1, C=8


































ОТВЕТЫ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ: РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЕРАТОРА ВЕТВЛЕНИЯ И ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Задание 1 Даны два действительных числа X и Y, не равные друг другу. Заменить меньшее из этих чисел половиной их суммы, а большее – их удвоенным произведением.

program p3;

var x, y, max, min: real;

begin

write('x=');

read(x);

write('y=');

read(y);

if x

if xy then max:=x else max:=y;

min:=(x+y)/2;

max:=2*x*y;

write('меньшее=',min);

write('большее=',max);

end.

Задание 2. Точка А задана координатами X,Y. Написать программу, которая выводит слово «Принадлежит», если точка принадлежит заштрихованной области (см. рисунок 1) и «Не принадлежит» в противном случае. Протестировать программу для точек (1.5,2), (0,0), (-1.5, 1), (1,-1.2), (-2,-1).

p rogram p5;

var x,y: real;

begin

  write('Введите координату точки x: ');  

  readln(x);

  write('Введите координату точки y: ');  

  readln(y);

  if ((x0)and(y0)) then writeln('Принадлежит')   else writeln('Не принадлежит');

end.


Задание 3. Треугольник задан длинами сторон А, В, С. Написать программу, определяющую, существует ли данный треугольник. Для решения этой задачи использовать сложные логические условия. Программа должна иметь дружественный интерфейс. Протестировать программу для следующих исходных данных:

а) A=3, B=4, C=5

б) A=1, B=1, C=1

в) A=0, B=4, C=5

г) A=-3, B=6, C=5

д) A=2, B=1, C=8

var a,b,c: integer;

  begin

  write('Введите длину стороны A: ');  

  readln(a);

  write('Введите длину стороны B: ');  

  readln(b);

  write('Введите длину стороны C: ');  

  readln(c);

 

  if ((a0) and (b0) and (c0)) then

  if ((a+c) and (b+c) and (c+b)) then writeln ('Треугольник существует.')

  else writeln ('Треугольник не существует.')

  else writeln ('Треугольник не существует.')

end.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИКЛА С ПРЕДУСЛОВИЕМ И ПОСТУСЛОВИЕМ

Задача 1. Сто раз написать свое имя на экране в строчку

Задача 2. Написать квадраты чисел, находящихся в диапазоне от 0 до 1 с шагом 0,2.

Задача 3. Что будет выведено на экране монитора после выполнения следующего фрагмента программы:

b:=0;
while a0 do
begin
a:=a div 10;
h:=b*10+a mod 10;
end;
write(h);
если а=13305?

Задача 4. Задача «Банк». Посчитать итоговую сумму денег на банковском вкладе за N лет при P процентах годовых.

Эту задачу можно решить с помощью трех типов циклов. Но используя цикл с предусловием или с постусловием, переменная, определяющая условие, работает как счетчик (наращивается на 1). Поэтому решение этой задачи с помощью цикла со счетчиком является наиболее коротким.

Задача 5. Найти сумму квадратов всех натуральных чисел от 1 до 100. Решим эту задачу с использованием всех трех видов циклов.































ОТВЕТЫ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ: РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИКЛА С ПРЕДУСЛОВИЕМ И ПОСТУСЛОВИЕМ

Задача 1. Сто раз написать свое имя на экране в строчку

 Program Z_1;

Var i: integer;

Begin

For i: = 1 to 100 do

Write (‘Имя ’);

Readln

End.


Задача 2. Написать квадраты чисел, находящихся в диапазоне от 0 до 1 с шагом 0,2.

Program Z_2;

var  k, s : integer;
begin
s := 0;
while s

begin
k := sqr(s);
writeln (k);
s := s + 0.2;
end;

readln;
end.


Задача 3. Что будет выведено на экране монитора после выполнения следующего фрагмента программы:

b:=0;
while a0 do
begin
a:=a div 10;
h:=b*10+a mod 10;
end;
write(h);
если а=13305?

Задача 4. Задача «Банк». Посчитать итоговую сумму денег на банковском вкладе за N лет при P процентах годовых.

Program bank1;
CONST P=15;  N=5;
VAR   S:real;  i: integer;
BEGIN
Writeln (‘Summa vklada: ’);
Readln (S);
For i:=1 to N do
S:=S+S*P/100;
Writeln (‘itogovaja summa’, S);
END.

Program bank2;
CONST P=15;  N=5;
VAR   S:real;  i: integer;
BEGIN
Writeln (‘Summa vklada: ’);
Readln (S);
i:=1;
While  ibegin
S:=S+S*P/100;
i:=i+1;
end;
Writeln (‘itogovaja summa’, S);
END.

Program bank3;
CONST P=15;  N=5;
VAR   S:real;  i: integer;
BEGIN
Writeln (‘Summa vklada: ’);
Readln (S);
i:=1;
Repeat
S:=S+S*P/100;
i:=i+1;
Until  iN;
Writeln (‘itogovaja summa’, S);
END.




Эту задачу можно решить с помощью трех типов циклов. Но используя цикл с предусловием или с постусловием, переменная, определяющая условие, работает как счетчик (наращивается на 1). Поэтому решение этой задачи с помощью цикла со счетчиком является наиболее коротким.



Задача 5. Найти сумму квадратов всех натуральных чисел от 1 до 100. Решим эту задачу с использованием всех трех видов циклов.

I. С использованием цикла "Пока".

Program Ex1;
Var
A : Integer;
S : Longint;
Begin

A:=1; S:=0;
While ABegin

S:=S+A*A;
A:=A+1

End;
Writeln(S)

End.


II. С использованием цикла "До".

Program Ex2;
Var
A : Integer;
S : Longint;
Begin

A:=1; S:=0;
Repeat

S:=S+A*A;
A:=A+1

Until A100;
Writeln(S)
End.


III. С использованием цикла "С параметром".

Program Ex3;
Var
A : Integer;
S : Longint;
Begin

S:=0;
For A:=1 To 100 Do S:=S+A*A;
Writeln(S)

End.








ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ ОБРАБОТКИ ОДНОМЕРНЫХ МАССИВОВ

Критерии оценивания:

На оценку «3» - выполнение Задания 1

На оценку «4» - выполнение Задания 1 + любые 2 задачи из Задания 2

На оценку «5» - выполнение Задания 1 + любые 3 задачи из Задания 2


Задание 1(обязательно для выполнения всем):

Определить результат выполнения алгоритма, представленного в виде блок-схемы:


Задание 2 Выбрать и написать программы для задач из списка:

1. Дана последовательность действительных чисел а1, а2, …, аn. Выяснить, будет ли она возрастающей.

2. Дан массив из N действительных чисел. Подсчитать, сколько в нем отрицательных, положительных и нулевых элементов.

3. Даны действительные числа а1, а2, …, аn. Поменять местами первый наибольший элемент с последним наименьшим элементом.

4. В заданном одномерном массиве поменять местами соседние элементы, стоящие на четных местах, с элементами, стоящими на нечетных местах.

5. Задана последовательность {Xi} из N вещественных чисел. Вычислить последовательность {Si} по формуле:

где М — среднее арифметическое значение последовательности X.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОИСКА ЧИСЛА В СЛУЧАЙНО СФОРМИРОВАННОМ МАССИВЕ

Цель:

Образовательные: овладение умениями и навыками осуществлять ввод и вывод значений элементов одномерного массива; овладение умениями и навыками решения задач на нахождение случайных чисел в массиве; подготовка к ЕГЭ (программирование);

Развивающие: развитие структурного мышления учащихся; развитие познавательного интереса.

Воспитательные: формирование умения применять на практике полученные знания; воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.

Задание:

  1. Изучите пример программы поиска числа в массиве (Задание 1).

  2. Написать программу.

Порядок выполнения:

Задание №1. Датчик слу­чайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

Program Example;

Var Rand: array[1..20] of integer;

I, X, NumberX : integer,

Begin

{Установка датчика случайных чисел}

Randomize;

{Заполнение массива случайными числами и вывод их на экран}

Writeln(‘Массив случайных чисел:’)

For I:=1 to 10 do

begin

Rand[I]:=random(50); Write(Rand[I]:4)

End;

Writeln;

{Ввод Х}

Write(‘Введите Х:’)); Readln(X);

{Подсчет числа вхождений Х в массив}

NumberX:=0;

For I:=1 to 10 do

If Rand(I)=X then NumberX:=NumberX+1;

{Анализ и вывод результата}

If NumberX=0

Then writeln(‘В массиве нет числа’,X)

Else writeln(‘Число’,X,’в массиве присутствует’,NumberX,’раза’)

End.

Задание №2. Написать программу, которая вводит массив из N целых чисел и выводит на экран элементы, кратные числу K. Протестировать программу на следующих исходных данных:

а) k=3 Массив: 2 6 -9 4 5 12 -15

б) k=4 Массив: 9 0 8 124 -16 11 19


Задание №3. Задан массив А [1..20]. Найти сумму случайных 5 чисел.


Задание №4. Задан массив А [1..10]. Найти произведение случайных 3 чисел


Задание №5. Написать программу, которая вычисляет среднее арифметическое ненулевых элементов массива М[1..100], элементы которого вычисляются по формуле: М[i]=sin(i)*cos(i)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ПОИСК НАИБОЛЬШЕГО И НАИМЕНЬШЕГО ЭЛЕМЕНТОВ МАССИВА. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ НА ПАСКАЛЕ ПОИСКА МИНИМАЛЬНОГО И МАКСИМАЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТОВ

Рассмотрим программу нахождения наибольшего и наименьшего элементов массива.

Program Premier-liga;

Var B: array[1..16] of integer;

                MaxB,MinB,Nmax,Nmin,I: integer,

Begin

{Ввод названий команд и набранных ими очков}

       Writeln(‘Введите полученные очки команд’)

        For I:=1 to 16 do

        Begin

          Write(’Очки: ’); Readln(B[I])

        End;

{Поиск наибольшего и наименьшего значений и их номеров}

MaxB:=B[1]; Nmax:=1; MinB:=B[1]; Nmin:=1;

For I:=2 to 16 do

       Begin

       {Выбор максимума}

       If B[I]MaxB then

    Begin MaxB:=B[I];

            Nmax:=I

    End;

        {Выбор минимума}

    If B[I]

    Begin MinB:=B[I];

        Nmin:=I

    End

End;

{Вывод результатов}

Writeln(‘максимальное набранное ’, MaxB, ‘очков’);

Writeln(‘минимально набранное’,MinB,’очков’)

End.


Практическая работа

1. Написать программу, которая запрашивает массив размерности N и выводит на экран сам массив,  а также наибольший и наименьший элементы массива.  Протестировать программу на массивах размерностью 5 и 10 элементов.

 

2. Написать программу, которая запрашивает массив из N элементов, а затем делит все элементы массива на минимальный элемент. Протестировать программу на массивах размерностью 5 и 10 элементов.

 

3. Написать программу, которая запрашивает массив из N элементов и увеличивает все элементы массива на максимальный элемент. Протестировать программу на массивах размерностью 8 и 10 элементов.













КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 ПО ТЕМЕ: «ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММИРОВАНИЕ»

  1. Дана последовательность операторов, сколько раз будет повторен цикл? 


А:=1; B:=1; 
WHILE A+B BEGIN А:=А+1; B:=B+2; 
END;

    1. 2 раза

    2. 3 раза

    3. 4 раза

    4. 5 раз

    5. 7 раз


  1. Какой из перечисленных заголовков циклов на языке Pascal не содержит ошибок?

    1. FOR J = 1 TO 6 DO

    2. FOR K := 7 TO -3 DO

    3. FOR X : = 3 TO 10 DO

    4. FOR Y = 11 TO 5 DO

    5. FOR Y: = 11 TO 5


  1. При каком значении X на экран выводится "ДА"?

if X MOD 2=0 then writeln (`ДА`) else writeln(`НЕТ`)


    1. 12

    2. 15

    3. 17

    4. 19

    5. 21


  1. Что производит следующий фрагмент программы?

K:=0;

FOR I:=1 TO N DO

IF A[I]

WRITELN(K=`,K);

    1. Находит максимальный и минимальный элементы и печатает на экране

    2. Находит максимальный элемент и печатает на экране

    3. Находит минимальный элемент и печатает на экране

    4. Находит сумму отрицательных элементов и печатает на экране

    5. Находит количество отрицательных элементов и печатает на экране


  1. Какое значение примет переменная С в результате выполнения программы:

var A,B,C: integer;

begin

A:=4; B:=A*4-6;

if B

if B2*A then A:=5;

C:=A*B+A;

write(`C=`,C);

end.


    1. 14

    2. 22

    3. 55

    4. 28

    5. 44


  1. Значения переменных А и В перед выполнением фрагмента программы: А:=1; В:=10;

Фрагмент:

А:=А+В; В:=А-В; А:=А-В;

После выполнения фрагмента значения А и В:


    1. останутся прежними

    2. поменяются местами

    3. станут равными соответственно сумме и разности прежних своих значений

    4. станут равными соответственно разности и сумме прежних своих значений

    5. станут равными соответственно разности и сумме своих новых значений


  1. Найдите значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы.


Var s,k: integer;

Begin

s := 0;

for k := 3 to 7 do

s := s + 6;

writeln(s);

End.


    1. 24

    2. 36

    3. 30

    4. 16

    5. 42


  1. Определить, что будет выведено на печать в результате выполнения программы, написанной на языке программирования Паскаль, если введены значения: 3 -1 7



    1. 7 3

    2. 3 7

    3. 3 -1

    4. 7 -1

    5. -1 7



  1. Определить значение целочисленной переменной s после выполнения фрагмента алгоритма

    1. 110

    2. 121

    3. 103

    4. 128

    5. 108


  1. Одномерный массив А содержит следующие элементы: (-1, 6, 7, 2, 1, -2) Что будет храниться в массиве после выполнения следующего фрагмента программы?

    1. (5, 13, 9, 3, -1, -2)

    2. (5, 12, 14, 15, 13, -2)

    3. (-1, 5, 13, 9, 3, -1)

    4. (-1, 5, 12, 14, 15, 13)

    5. (5, 6, 9, 1, -1, -2)


  1. Какие значения примут переменные C и D в результате выполнения программы:

Program vvv2;

Var A, B, C, D: integer;

Begin

A:=7;

B:=2*A-3;

If BA Then C:=B-A Else D:=A-B;

Writeln (‘C=’, C); Writeln (‘D=’, D);

End.


    1. 18 и 4

    2. 4 и 0

    3. 14 и -14

    4. 18 и 0

    5. 18 и -4


  1. Какую задачу решает приведенный фрагмент программы на языке Паскаль (а и b – целые)



    1. находит НОД a и b

    2. находит НОК a и b

    3. меняет значения a и b местами

    4. находит минимальное из двух чисел

    5. находит максимальное из двух чисел

  1. Перечислите порядок выполнения серий команд, если условия Y1 и Y3 истины, а условие Y2 ложно

    1. S1, S2, S3, S4

    2. S1, S3

    3. S1, S2

    4. S1, S4

    5. S1, S2, S3


  1. Определить, что будет выведено на печать при выполнении следующего фрагмента алгоритма, если введены значения 2; 0,5; 3,0

    1. 13

    2. 10

    3. 5,5

    4. 2,5

    5. 8


  1. Дан фрагмент программы, написанной на языке программирования Паскаль. Определить, сколько раз выполняется тело цикла.


    1. 0

    2. 1

    3. 2

    4. 3

    5. бесконечно много




  1. Определить значение переменной z после выполнения фрагмента алгоритма, если введены значения 1 и -1

    1. 0

    2. 1

    3. 2

    4. -1

    5. нельзя определить


  1. Какие значения примут переменные C и D в результате выполнения программы:

Program vvv1;

Var A, B, C, D: integer;

Begin

A:=6;

B:=2*A+8;

If BA Then C:=B-A Else D:=A-B;

Writeln (‘C=’, C); Writeln (‘D=’, D);

End.


    1. C=14, D=0;

    2. C=38, D=14:

    3. C=14, D=-14

    4. C=14, D=14:

    5. C=0, D=14:












  1. Найдите значение переменной x.

Var x:integer;

begin  

x:=2;  

x:=x+2;  

x:=x+1;  

Write(x);

end.


    1. 2

    2. 8

    3. 0

    4. 7

    5. 5


  1. В каком из условных операторов допущена ошибка?


    1. if b=0 then writeln ( 'Деление невозможно.' ) ;

    2. if a

    3. if ab then max : = a else max := b ;

    4. if (ab) and (b

    5. if ab then z:=a-b else z:=a


  1. Дан фрагмент программы на языке Паскаль.



Чтобы программа продолжила диалог необходимо ввести строку текста:

    1. Не_могу_знать

    2. Не могу знать

    3. НЕ_МОГУ_ЗНАТЬ

    4. Pasw

    5. Pasw = НЕ_МОГУ_ЗНАТЬ







КЛЮЧ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № 2 ПО ТЕМЕ: «ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММИРОВАНИЕ»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

a

c

a

e

c

b

c

d

e

a











11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

b

a

b

d

a

a

a

e

b

c


























































ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Вариант 1


1.Информационное общество - это:

а) общество, в котором большая часть населения имеет дома  персональный компьютер и умеет работать на нем;

б) общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации;       

в) общество, в котором большая часть населения умеет получать информацию из любых информационных источников.


2.С чем связана первая информационная революция?

а) с изобретением колеса;      

б) с развитием торговли;       

в) с изобретением письменности.


3.Какая информационная революция позволила оперативно передавать и накапливать информацию?

а) первая;               б) четвертая;                   в) третья.


4.Владение офисными информационными технологиями - это:

а) создание и редактирование различных баз данных;      

б) умение работать в сет Интернет;                   

в)  создание и редактирование документов с помощью компьютера.


5.Что такое «коммуникативная культура»?

а) умение грамотно и корректно работать в сети Интернет;                   

б) умение создавать мультимедийные презентации;             

в) умение соблюдать авторские права.


6.Какой знак охраны используют разработчики программ для оповещения своих авторских прав, кроме имени и года выпуска:

а) (с)                                  б) J                                 в) )):


7.Что такое электронная подпись?

а) цифровая подпись на электронных документах, которые используются в электронном документообороте;       

б) цифровая подпись, сделанная на бумажном документе с помощью специального электронного устройства;             

в) цифровая подпись, созданная с помощью обработки секретным ключом текста сообщения или документа.


8.Что гарантируют разработчики лицензионной программы потребителям?

а)Нормальное функционирование программы и несут за это ответственность;

б)Версии программы с ограниченным сроком действия;

в)Дополнения к ранее выпущенным программам.


9.Укажите программные средства, относящиеся к свободно распространяемым программам (несколько вариантов)

а)Программы, поставляемые в учебные заведения в соответствии с государственными проектами;

б)Драйверы к новым или улучшенные драйверы к уже существующим устройствам;

в)Демо-версии антивирусных программ;

г)Новые (недоработанные) версии программных продуктов, что позволяет провести их широкое тестирование;

д)Дистрибутивы операционных систем ведущих производителей.



10.Что относится к биометрической системе идентификации?

а)Системы идентификации по отпечаткам пальцев, по распознаванию речи, по радужной оболочке глаз;

б)Системы идентификации по росту и весу человека;

в)Системы идентификации по половым признакам.


11.Для сохранения авторских прав программное обеспечение распространяется в форме…

а)Драйверов; б)Программных ключей; в)Дистрибутивов.


12.Укажите особо опасные виды компьютерных вирусов:

а)Черви; б)Троянцы.

















































ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Вариант 2


1.Сколько всего в истории человечества случилось информационных революций?

а) 4;             б) 3;             в) 5.


2.С чем связана вторая информационная революция?

а) с изобретением микропроцессоров;              

б) с изобретением книгопечатания;                

 в) с изобретением электричества.


3.Умение целенаправленно работать  с информацией – это…

а) информационная культура;               

б) информационные ресурсы;            

в) информационная грамотность.


4.Какая программа позволяет работать с мультимедийными объектами?

а)Microsoft Excel;                б) Microsoft PowerPoint;                    в) Microsoft Access.


5.На что распространяется охрана интеллектуальных и авторских прав в сфере информатики?

а) на идеи и принципы, лежащие в основе компьютерной программы;       

б) на идеи и принципы алгоритма и организации интерфейса;            

в) на все виды программ для компьютера.


6.Чего может добиться автор компьютерной программы в отношении организаций или пользователей, нарушивших авторские права?

а)Возмещения причиненных убытков и выплаты компенсации;

б)Привлечения нарушителей к уголовной ответственности;

в)Конфискации имущества.


7.На какие группы делятся программы по их правовому статусу?

а)Бесплатные, условно бесплатные и лицензионные;

б)Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы;

в)Платные, лицензионные и бесплатные.


8.С какой целью предлагают разработчики условно бесплатные программы?

а)С целью доработки этих программ;

б)С целью предложения принципиально новых технологий;

в)С целью рекламы и продвижения программ на рынок.


9.Что обычно используется для защиты от несанкционированного доступа к данным на компьютере?

а)Логин и пароль; б)Шифровой код; в)Только пароль.


10.Что такое инсталляция программы?

а)Удаление программы с компьютера;

б)Установка программы на компьютер;

в)Копирование программы


11.Для предотвращения нелегального копирования программ используется:

а)Программный ключ;

б)Дистрибутив;

в)Пароль.





12.Что предохраняет компьютер, подключенный к Интернету, от сетевых вирусов и хакерских атак?

а)Межсетевой экран;

б)Сервер;

в)Антивирусная защита.

 






















































КЛЮЧИК ТЕСТУ: СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО


 

Вариант 1


Вариант 2

1-б

7-в

1-а

7-б

2-в

8-а

2-б

8-в

3-в

9-а,б,г

3-а

9-в

4-в

10-а

4-б

10-б

5-а

11-в

5-в

11-а

6-а

12-б

6-а

12-а



 

 

 

















































ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ 9 КЛАССА

Вариант I

1. Как записывается десятичное число 1310 в двоичной системе счисления?

1) 1101 2) 1111 3) 1011 4) 1001

2. Процессом хранения информации может служить:

  1. процесс распространения в обществе сведений с помощью средств массовой информации;

  2. последовательность действий человека, направленных на сохранение структуры данных и их значений, представленных в той или иной форме на материальном носителе информации;

  3. процесс ограничения доступа к информации лицам, не имеющим на это права;

  4. процесс создания компьютерных банков данных и баз знаний.

3. Какая из моделей не является информационной моделью?

1. эскизы костюмов к спектаклю
2. макет скелета человека
3. географический атлас
4. расписание движения поездов

4. При задании блока ячеек в MS Excel в качестве разделителя используется:

  1. Звездочка (А1*А4)

  2. Тире(А1-А4)

  3. Двоеточие(А1:А4)

  4. Пробел (А1 А4)

5. Разветвляющийся алгоритм – это:

  1. Алгоритм, содержащий несколько действий

  2. Алгоритм, содержащий условие

  3. Алгоритм, повторяющийся несколько раз

  4. Алгоритм, где действия следую друг за другом.

6. Для чего используются запросы в БД:

  1. Получение нужных данных из таблицы

  2. Печать нужных данных

  3. Создание таблиц

  4. Создание отчетов

7.Оператор организации ввода данных с клавиатуры записывается с использованием служебного слова:

1) VAR;

2) WRITE;

3) READ;

4) GOTO.

8. Операторы в языке программирования отделяются: 

1) двоеточием;

   2) пробелом;

   3) запятой;

   4) точкой с запятой.

9. Какой алгоритм называется линейным:

1) выполнение операций зависит от условия;

2)операции выполняются друг за другом;

3) одни и те же операции выполняются многократно;

4) присутствие всех возможных операций в одном алгоритме?

10. Адресом электронной почты в сети Интернет может быть:

A) www.psu.ru;

B) 2:5020/23.77;

C) victor@;

D) [email protected]

Е) nT@@gpu.nisk.ni.

11. Перечислите простые команды исполнителя Стрелочка__________________________________

12. Дан фрагмент электронной таблицы:


А

В

С

1

3

1

=А2-В2

2

=2+A1

=(A2+B1)/2

=C1*3

Найдите числовое значение ячейки C2.

Ответ: __________________


13. На рисунке приведен фрагмент таблицы базы данных.

Фамилия

Математика

Русский язык

Ин. язык

Андреева

4

3

5

Баранкин

4

4

4

Волин

5

5

5

Данилов

5

3

5

Иванова

3

5

4

Ломов

3

3

3

Сколько записей во фрагменте таблицы удовлетворяют условию («Математика = 4») или («Ин. язык = 4»)?

Ответ: ____________________________

14.Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма.

a := 4

b := 8+2*a

a := b/2*a

Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной a.

Ответ: ___________________

1 5. Определите значение переменной с после выполнения фрагмента алгоритма, записанного в виде блок-схемы:










Примечание: знаком: = обозначена операция присваивания. В ответе укажите одно число — значение переменной с.

Ответ: ____________________

16. За­пи­ши­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной s, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те ра­бо­ты сле­ду­ю­щей про­грам­мы. Текст про­грам­мы при­ведён на трёх язы­ках про­грам­ми­ро­ва­ния.

Ал­го­рит­ми­че­ский язык

Бей­сик

Пас­каль

алг

нач

цел s, k

s := 0

нц для k от 2 до 8

s := s + 5

кц

вывод s

кон

DIM k, s AS INTEGER

s = 0

FOR к = 2 TO 8

s = s + 5

NEXT k

PRINT s

Var s,k: integer;

Begin

s := 0;

for k := 2 to 8 do

s := s + 5;

writeln(s);

End.

Ответ: _________________________________________





ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ 9 КЛАССА

Вариант 2

1. Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа 195?

1)

5

2)

2

3)

3

4)

4

2. Процессом хранения информации может служить:

  1. последовательность действий человека, направленных на сохранение структуры данных и их значений, представленных в той или иной форме на материальном носителе информации;

  2. процесс распространения в обществе сведений с помощью средств массовой информации;

  3. процесс ограничения доступа к информации лицам, не имеющим на это права;

  4. процесс создания компьютерных банков данных и баз знаний

3. Информационной моделью является:

  1. анатомический муляж

  2. макет здания

  3. модель корабля

  4. Диаграмма

4. Правильная запись формулы, вычисляющей произведение ячеек А1 и В1:

  1. А1*В1

  2. С1=А1*В1

  3. Сумм(А1*В1)

  4. =А1*В1

5. Алгоритм – это:

  1. Совокупность действий

  2. Конечная последовательность четко сформулированных правил решения определенной задачи

  3. В каждой строке перечисляется данная команда

  4. Использование геометрических фигур для обозначения команд.

6. Какая форма организации данных используется в реляционной БД:

  1. Сетевая

  2. Табличная

  3. Схематическая

  4. Иерархическая

7. Для вывода результатов работы программы на языке Pascal служит оператор:

   1) READ;

   2) WRITE;

   3) VAR;

   4) GOTO.

8. Операторы в языке программирования отделяются:   

1) двоеточием;

   2) точкой с запятой;

    3) запятой;

    4) пробелом.

9. Какая алгоритмическая конструкция называется циклом:

1) выполнение операций зависит от условия;

2)операции выполняются друг за другом;

3) одни и те же операции выполняются многократно;

4) присутствие всех возможных операций в одном алгоритме?

10. Адресом электронной почты в сети Интернет может быть:

A) www.mir.ru;

B) 2:234/23.77;

C) alex@;

D) [email protected]

Е) nT@@gpu.nisk.ni.

11. Перечислите простые команды исполнителя Стрелочка__________________________





12. Дан фрагмент электронной таблицы:


А

В

С

D

1

6

А1/3

=А1-В1

=B2+C1

2

=С1+1

1

6


Найдите числовое значение ячейки D1.

Ответ: __________________

13. На рисунке приведен фрагмент таблицы базы данных.

Фамилия

Математика

Русский язык

Ин. язык

Андреева

4

3

5

Баранкин

4

4

4

Волин

5

5

5

Данилов

5

3

5

Иванова

3

5

4

Ломов

3

3

3

Сколько записей во фрагменте таблицы удовлетворяют условию («Математика = 4») и («Русский язык = 3»)? Ответ: ____________________________

14.Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма.

a := 16

b := 12 – a / 4

a := a + b * 3

Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной a.

Ответ: ____________________

1 5. Определите значение переменной с после выполнения фрагмента алгоритма, записанного в виде блок-схемы:














Примечание: знаком := обозначена операция присваивания. В ответе укажите одно число — значение переменной с.

Ответ: ____________________

16. За­пи­ши­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной s, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те ра­бо­ты сле­ду­ю­щей про­грам­мы. Текст про­грам­мы при­ведён на трёх язы­ках про­грам­ми­ро­ва­ния.

Ал­го­рит­ми­че­ский язык

Бей­сик

Пас­каль

алг

нач

цел s, k

s := 0

нц для k от 2 до 8

s := s + 5

кц

вывод s

кон

DIM k, s AS INTEGER

s = 0

FOR к = 2 TO 8

s = s + 5

NEXT k

PRINT s

Var s,k: integer;

Begin

s := 0;

for k := 2 to 8 do

s := s + 5;

writeln(s);

End.

Ответ: ________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!