СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник упражнений по теме "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ" 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения по формированию грамматических умений, используемых при изучении частей речи в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Сборник упражнений по теме "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ" 3 класс»

ГБОУ СОШ 10 «ОЦ ЛИК»

г.о. Отрадный Самарской области


Учитель начальных классов:

Дудукина Ольга Владимировна









Имя существительное

1. Определи число имени существительного.

Крики (мн. ч), воин(ед.ч), рыбак, дворец, гусь, карта, бегемоты, месть, крабы, зеркало, деньги, муха, сапоги, будильник, дача, вилки, пение, костюм, воробей, буфет, вождь, синяки, гигант.

2. Измени имена существительные по числам.

Кухня – кухни, эклеры – эклер,

Ветка, губы, ёршик, иголки, ресторан, обруч, взгляд, аккорд, ослик, арбуз, пиджаки, кувшин, индюки, робот, витрина воды, борщ, двигатель, карусель, рубаха, край, салон, зима, овраги, волос флаги, когти, откосы, диск косы, ветер, веник, антенна.

ед. ч

3. Спиши, раскрывая скобки. Выдели орфограммы. (Д,д)ядя (В,в)ася

(П,п)иск (К,к)омара, (Д,д)ошкольница (А,а)лёнка, (В,в)нучка (А,а)нюта, (Т,т)ихий (О,о)кеан, (Р,р)аскат (Г,г)рома, (П,п)одружка (А,а)лина, (О,о)стров (Г,г)ренландия

(В,в)ера в свои силы, (Д,д)евочка (В,в)ера, (Г,г)лубокий (О,о)мут, (А,а)тлантический (О,о)кеан, (В,в)нученька (К,к)атюша, (П,п)омощница (Е,е)лизавета, (С,с)овет (П,п)апы


4. Из слов каждой строчки составьте предложения. Первое предложение разберите по членам.

Подчеркните имена существительные единственного числа.

К, звери, готовятся, птицы, з..ме.

Нагуливают, м..две..ь, сало, барсу.. .

Зап..сает, орехи, к..дровые, бурунду.. .

Сушит, на, белка, суч..ках, ос..н..ю, гр..бы.

В, л..са, глуб..не, птиц, песня, слыш..тся, прощ..л..ная.


5. Превратите неодушевлённые имена существительные в одушевлённые, используя суффиксы. Выделите суффикс.

Груз, аптека, Москва, библиотека, цирк, гора, гардероб, разведка, журнал, автомобиль.


6. Запиши имена существительные в три столбика по родам, определи склонение

Жук, пёрышко, пыль, груши, дело, жир, водопад, эхо, воздух, ситечко, рыбалка, башмак, жало, море, живот, донышко, кресло, болезнь, серебро, катер, окошко, автор, парта, окно, кепка, солнце, опушка, ворчун, костёр, повидло, жезл, огурец, яблоко, айсберг, эскимо, галстук.


7. Определи род имён существительных. Выдели окончания, определи склонение.

Кактус, кисель, зеркал(а,о), калин(о,а), ежевик(о,а), пёрышк(о,а), калитк(о,а), лаваш, картофель, кормушк(о,а), солнышк(о,а), конь, горл(а,о), воинств(о,а), носишк(о,а) ириск(о,а), капель войск(а,о), дел(о,а) лестниц(о,а), дрозд деревн(е,и,я), селёдк(о,а) войск(о,а), коленц(е,а), блюд(а,о), осень, портфель, ледышк(о,а), лавк(о,а), гор(е,и,я) кресл(а,о), дождищ(е,и,а), донышк(о,а), солнц(е,и,а) озер(о,а), плюшк(о,а), жаровн(е,и,я), корыт(а,о), поползень.


8. Спиши. Вставь, где надо, Ь. Укажи род имён существительных.

Обруч.., змеёныш.., грильяж.. , гуляш.., гараж.., лохмач.., дич.., слепыш.., фотомонтаж.. , ветош.., печ.., платёж.., врач.., грач.., глуш.., вещ.., дрож.. , престиж.., ландыш.. , детёныш.., мятеж.., фальш.., немощ.., монтаж.., бреш.., туш.., молодёж.., Эрмитаж.., несмышлёныш.., коклюш.., обглодыш.., радиорепортаж.., чуваш.., сотоварищ.., электропеч.. , душ.., гусёныш.., тиш.., доч.., гореч.., теч.. гуаш.., кишмиш.. , бич.., плач.. , суш.., циркач.. , заморыш..


9. Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста вѐсен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.

10. Измени имена существительные (1 скл.) ЛИСА, ЗЕМЛЯ.

И. п.: есть (...?) В. п.: вижу (...?)

Р. п.: нет (...?) Т. п.: доволен (...?)

Д. п.: рад (...?) П. п.: думаю (...?)


11. Измени имена существительные НЯНЯ, МЕДВЕДИЦА.

12. Измени имена существительные (2 скл.) КОНЬ, ЗАЛ.

13. Измени имена существительные (3 скл.) РОЖЬ, БРОВЬ.

14. Измени имена существительные ЛОШАДЬ, ДОЧЬ.


15. Спиши пословицы, вставь где нужно ь знак

Без знаний и утро – ноч… . Книжка – лучший товарищ… . на безрыбье и мелоч… - рыба. Не печ… кормит, а нива. Идёт силач… добывать калач… .


16. Запишите словосочетания в единственном числе.

Аккуратные чертежи, полевые мыши, пасхальные куличи, мясные гуляши, красивые пейзажи.


17. Спишите предложения. Укажите род имён существительных.

Трубач.., циркач.., скр..пач.. ели дич.. и калач.. .

Ц..ревич.. и королевич.. в полноч.. встретили мыш.. .

Сторож.. услышал плач.., надел плащ.. и потерял ключ.. .


18. Спиши, определи падеж имен существительных. Образец: Упал (с чего?) с крыши (р. п.).

Рад ( ?) встреч… (_ . п). Красил ( ?) крыш…. (__. п). Гуляли ( ?) по алле… (__. п). Ехал ( ?) к тёт… (__. п). Стоял ( ?) у двер… (__. п). Хвоя ( ?) на ёлк… (__. п). Косили ( ?) за деревн… (__. п). Играли ( ?) на полян… (_. п). Строили ( ?) дом (__. п).


19. Спиши, определи падеж имен существительных. Образец: Упал (с чего?) с крыши (р. п.).

1. Машинист водит ( ?) поез… (__. п).

2. От причала отош…л ( ?) к…рабль (__. п).

3. Капитан ведёт ( ?) к…рабль (__. п).

4. Мы ж…ли ( ?) в д…ревне (__. п).

5. Ду… стоял ( ?) под снегом (__. п).

6. Газеты пишут ( ?) о космонавте (__. п).

7. Грузы в…зёт ( ?) теплово… (__. п).

8. Павел увидел ( ?) теплово… (__. п).

9. Почту отправили (куда? ___ ?) на вокзал (__. п).

10. Рядом был расположен ( ?) вокзал (__. п).

20. Спишите. Укажите склонение и падеж существительных. Зимой в степи (3 – е скл., п. п.)

От рек… (__ скл., __ п.); на площадк… (__ скл., __ п.); из рощ… (__ скл., __ п.); на верхушке ел… (__ скл., __ п.); пчёлы живут в уль… (__ скл., __ п.); гуляет по лес… (__ скл., __ п.); посадил около окна (__ скл., __ п.); спит в берлог… (__ скл., __ п.); плыть по рек… (__ скл., __ п.); сидеть на диван… (__ скл., __ п.);

21. Спишите, вставив пропущенные буквы. Укажите склонение и падеж всех имён существительных. Подчеркни главные члены предложений.


На у..кой тр..пинке м..розец пр..хв..тил к..мки грязи. Они хрустели под ногой. Снег л..жал пуш..стый и сухой. Он облож..л все д..рев..я словно ватой. На поникш..х б..рёзах (раз)в..силис.. длин..ые белые гирлянды.

(По И. Коданеву)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!