Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Нижегородской области
«Краснобаковский лесной колледж»
Сборник упражнений по грамматике немецкого языка
для студентов I-IV курсов всех специальностей
часть 3
Словообразование
составила:
преподаватель немецкого языка
высшей квалификационной категории
Булкина Т. А.
Красные Баки
2017 год
Настоящий сборник упражнений по грамматике немецкого языка предназначен для студентов I-IV курсов всех специальностей КБЛК очной и заочной формы обучения для организации аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Сборник включает в себя теоретический и практический материал, изучаемый на I-IV курсах, предусмотренный Примерной программой учебной дисциплины Немецкий язык для специальностей СПО, а именно: правила образования грамматических структур и упражнения по формированию навыков и развитию умений употребления их в речевой деятельности.
Сборник упражнений по грамматике немецкого языка составлен преподавателем немецкого языка ГБПОУ НО «КБЛК» Булкиной Т. А.
Оглавление
§ | содержание | Стр. |
| Предисловие | 4 |
1. | Способы словообразования. | 5-6 |
2. | Упражнения | 7-10 |
3. | Приложение | 11-12 |
4. | Список литературы | 13 |
Предисловие
Настоящий сборник упражнений по грамматике немецкого языка предназначен для студентов очного и заочного отделения всех специальностей лесного колледжа. Он составлен в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины Немецкий язык для специальностей СПО.
Сборник включает в себя основные темы грамматики, материал которого может быть рекомендован для всех лиц, желающих повысить уровень владения немецким языком.
Целью обучения немецкому языку является подготовка студентов к общению на этом языке в устной и письменной формах, что предполагает наличие у них определённых знаний, умений и навыков практической грамматики, которые после окончания курса дадут им возможность:
- читать оригинальную литературу по специальности для получения необходимой информации;
- принимать участие в устном общении на немецком языке в объёме материала, предусмотренного Примерной программой;
- приобрести навыки самостоятельной работы с иностранной литературой.
В процессе изучения грамматики немецкого языка реализуются также общеобразовательные и воспитательные задачи обучения.
Способы словообразования
В нем. языке сосуществует несколько способов словообразования. Словообразовательные системы русского и немецкого языков имеют немало общего, в частности, им обоим свойственны такие словообразовательные способы, как словосложение и аффиксация (добавление префиксов и суффиксов). Здесь стоит отметить, что словосложение развито в нем. неизмеримо больше, чем в русском языке.
Слова как словообразовательные конструкции могут состоять из одного нерасчленяемого компонента или образовываться из двух и более компонентов. Однокомпонентные слова могут являть собой производные единицы без словообразовательных элементов, перешедшие в другую часть речи слова. Многокомпонентные слова могут быть образованы при помощи приставок, суффиксов или путем словосложения, например:
- streiten / der Streit – спорить / спор (производное существительное), существительное,
- turnen / das Turnen - заниматься физкультурой / физкультура (производное - переход
глагола в имя существительное),
- dunkel + rot / dunkelrot – темный + красный / темно-красный (словосложение, соедине-
ние двух прилагательных),
- das Recht / das Unrecht – правота / неправота (производное существительное, образован-
ное при помощи префикса),
- bringen / verbringen – приносить / проводить (производный глагол, образованный при
помощи префикса),
- alt / uralt – старый / древний (производное прилагательное, образованное при помощи
префикса),
- entschlossen / die Entschlossenheit (производное существительное, образованное с
помощью суффикса),
- der Fleiß / fleißig – прилежание /прилежный (производное прилагательное, образованное
с помощью суффикса).
Существует несколько словообразовательных моделей в немецком языке:
1. корневые слова
2. безаффиксное (без приставок и суффиксов) словопроизводство
3. суффиксальная модель
4. префиксальная модель
5. Словосложение
Особенностью корневых слов является их неразложимость на отдельные компоненты. Истинно немецкие корневые слова обычно односложны или двусложны, заимствования же могут состоять из большого количества слогов, которые могли быть делимы в языке-источнике, но неделимы в немецком языке, например:
- немецкие односложные слова: dort — там, der Fisch – рыба, die Kuh – корова, neu –
новый, klein — маленький и другие,
- немецкие двусложные слова: der Montag – понедельник, der Morgen – утро, oder – или,
wieder – снова и другие,
- заимствования: das Ensemble – ансамбль (из французского), die Balalaika – балалайка (из
русского), der Paparazzi –папарацци (из итальянского) и другие.
Корневые слова могут участвовать в производстве новых слов как производящие основы, а могут выступать в роли аффиксов, например:
- mehr / die Mehrheit – больше / большинство (наречие – производящая основа /
существительное – производное слово, образованное при помощи суффикса),
- die Fahrt / die Abfahrt – поездка / отъезд (существительное – производящая основа / существительное – производное слово, образованное при помощи префикса).
При безаффиксном образовании новых слов происходит переход одних частей речи в другие. В таких случаях значительно сложнее отличить производное слово от производящей основы. Сравните:
- grün (зеленый – прилагательное) / grünen (зеленеть – глагол) / das Grün (зеленый цвет,
зелень – существительное).
При префиксальном образовании слов словообразовательный элемент занимает место перед корнем производящего слова, придавая значению исходного слова новые признаки, например:
- brennen / verbrennen – гореть, жечь / сгореть (конкретизация),
- mieten / vermieten – арендовать / сдать в аренду (противоположность),
- treiben / wegtreiben – выгнать / выгнать прочь (усиление),
- ruhig / unruhig – спокойный / беспокойный (отрицание качества),
- behaglich / missbehaglich – комфортный / некомфортный (отрицание качества),
- der Mensch / der Unmensch – человек / изверг (противопоставление качества).
При суффиксальном образовании слов словообразовательный элемент следует за корнем, расширяя значение производящего слова, например:
- der Kleber / klebrig – клей / клейкий (снабжение качеством, переход имени в
прилагательное),
- der Genosse / die Genossenschaft – товарищ / товарищество (собирательность),
- der Apfel / das Äpfelchen – яблоко / яблочко (уменьшительность),
- fahren / der Fahrer – водить, ехать / водитель (лицо, производящее данное действие; переход глагола в имя),
- echt / die Echtheit – подлинный, настоящий / подлинность (качество, переход
прилагательного в имя),
- entschlossen / die Entschlossenheit – решительный / решительность (состояние),
- zehn / der Zehner – десять / десяток (собирательность, переход числительного в имя).
Словосложение очень развито в немецкой речи. Обычно первый компонент сложного слова выступает определением ко второму компоненту, раскрывает его свойства, качества или особенности. Однако есть такие случаи, когда компоненты сложных слов друг друга не определяют, например:
- das Fenster + der Rahmen = der Fensterrahmen / окно + рама = оконная рама (перво
немецкое имя определяет второе),
- der Baum + der Stamm = der Baumstamm / ствол дерева (первое немецкое имя определяет
второе имя),
- hell + braun = hellbraun / светлый + коричневый = светло-коричневый (первое
прилагательное передает оттенок второго, которое является основным),
- Tischlein + deck + dich! = das Tischleindeckdich / Столик + накройся! = скатерть-самобранка (здесь императивное выражение складывается в имя существительное, то есть компоненты друг друга не определяют).
Упражнения
1.Образуйте от глаголов существительные мужского и женского рода, переведите их на русский язык:
| Глагол | Сущ.м.р. | Сущ. ж.р. |
1 | arbeiten | der Arbeiter | die Arbeiterin |
2 | fahren | | |
3 | lesen | | |
4 | helfen | | |
5 | studieren | | |
6 | besuchen | | |
7 | sprechen | | |
8 | übersetzen | | |
9 | schwimmen | | |
10 | dichten | | |
11 | fliegen | | |
12 | lehren | | |
13 | singen | | |
14 | drehen | | |
15 | leiten | | |
16 | führen | | |
17 | teilnehmen | | |
18 | kämpfen | | |
2. Образуйте от неопределенной формы глагола существительные женского рода, переведите их на русский язык:
Глагол | Сущ. ж.р. | Глагол | Сущ. ж.р. |
1.wohnen | | 11. fortsetzen | |
2.üben | | 12. ordnen | |
3. absolvieren | | 13. benutzen | |
4. erfüllen | | 14.sich versammeln | |
5. wiederholen | | 15. eröffnen | |
6. erfahren | | 16. erfinden | |
7. sammeln | | 17. sich erholen | |
8. prüfen | | 18. beschützen | |
9. anwenden | | 19. erhalten | |
10. herstellen | | 20. übersetzen | |
3. Образуйте от следующих слов существительные женского рода, переведите их на русский язык:
а) с абстрактным значением:
Образец: der Meister (мастер) — die Meisterschaft (мастерство)
1. das Land; 2. der Wirt; 3. der Freund; 4. wissen; 5. der Bruder; 6. der Feind; 7. der Vater; 8. bereit; 9. der Mann; 10. der Herr; 11. der Partner; 12. bekannt; 13. die Mutter
б) с собирательным значением:
Образец: der Bauer (крестьянин) — die Bauerschaft (крестьянство)
14. der Leser; 15. der Student; 16. der Arbeiter; 17. der Lehrer; 18. der Hörer; 19. der Körper; 20. der Geselle
4. Образуйте от следующих прилагательных существительные женского рода, переведите их на русский язык:
а) с суффиксом— heit
Образец: klar (ясный) — die Klarheit (ясность) 1. schön; 2. sicher; 3. neu; 4. frei; 5. krank
б) с суффиксом— keit:
Образец: richtig (правильный) — die Richtigkeit (правильность) 6. flüssig; 7. schwierig
8. möglich; 9. fallig; 10. wichtig; 11. notwendig; 12. wirklich; 13. selbstlos
в) с суффиксом— igkeit
Образец: klein (маленький) — die Kleinigkeit (малость) 14. fest; 15. leicht; 16. arbeitslos; 17. geschwind
5. Образуйте от следующих слов существительные среднего рода с суффиксами -chen, -lein или -tum, переведите на русский язык:
1. der Vater; 2. das Dorf; 3. die Tochter; 4. der Tisch; 5. der Papst; 6. die Frau; 7. reich; 8. das Tier; 9. der Fluß; lO.das Buch; 11. der Mann; 12. das Haus; 13. die Mutter; 14. der Baum; 15. eigen; 16. die Blume; 17. der Hund; 18. der Vogel; 19. der König; 20. irr
6.Образуйте от неопределенной формы глаголов существительные среднего рода, переведите слова на русский язык:
1. laufen; 2. essen; 3. springen; 4. malen; 5. schwimmen; 6. rauchen; 7. trinken; 8. singen; 9. lesen; 10. lernen. 11. schlafen; 12. sprechen
7.Найдите и выпишите существительные с суффиксами мужского рода:
1. Der große deutsche Dichter Johann Wolfgang von Goethe ist in der ganzen Welt bekannt. 2. Mein Vater arbeitet als Biologe, ich will aber Ingenieur werden. 3. Im Frühling fahren meine Eltern ins Ferienlager in die Berge. 4. Der Lehrer diktiert in der Klasse einen Text und die Schüler schreiben ihn in die Hefte. 5. In der Erzählung „Wanjka Shukow" erzählt Anton Tschechow von einem Schusterlehrling. 6. Sein Bruder ist Astronom von Beruf. 7. Wir dürfen in diesen Garten nicht — er . t ejn Privateigentum. 8. Dieser Student ist sehr fleißig und klug er studiert immer sehr gut. 9. Der bekannte rassische Marinist Aiwasowski hat viele wunderschöne Bilder gemalt. 10 In unserer Schule sorgt der Gärtner für Bäume, Pflanzen und Blumen. 11. Der Aspirant stellte an den Professor viele Fragen. 12. Der Name von Rudolf Diesel ist uns allen bekannt — er ist Erfinder des Motors. 13. Wir kennen auch den schwedischen Wissenschaftler Alfred Bernhard Nobel, er hat das Dynamit erfunden. 14. Herr Müller ist durch seinen Pragmatismus unter den Kollegen bekannt. 15. Jeder Soldat kann einmal Offizier werden. 16. Mein Großvater war Arbeiter, aber seine Kinder — die Tochter und der Sohn — wurden Ärzte.
8. Найдите и выпишите существительные с суффиксами женского рода:
1. Ich habe eine Brieffreundin in der Schweiz, unsere Freundschaft dauert schon sechs Jahre. 2. Diese Übung ist nicht so schwer, alle können sie leicht machen. 3. Die Kenntnis der deutschen Sprache ist für mich sehr wichtig. 4. Die Höhe des größten Berges des Harzes Brocken beträgt 1142 m. 5. Unsere Mathematiklehrerin ist sehr streng. 6. Die Stadt Leipzig ist auch durch ihre Bücherei weltweit bekannt. 7. Die friedliche Revolution 1990 in der DDR führte zur Wiedervereinigung des deutschen Volkes. 8. Die Bundesrepublik Deutschland hat eine stark entwickelte Wirtschaft. 9. Unsere Nachbarin hat Blumen gern, in ihrem Garten hat sie viele Blumenbeete. 10. Ihr Bruder verbrachte seine Kindheit in einer kleinen Stadt im Norden Deutschlands. 11. Meine Mutter ist Ärztin von Beruf. 12. Die Länge des großen russischen Flußes Wolga ist sehr groß. 13. An der Humbold — Universität in Berlin studieren auch viele Ausländer. 14. Monika ißt sehr gern Kuchen und trinkt Kaffee in der Konditorei am Alex. 15. Ottos Schwester ist im Moment im Krankenhaus, aber ihre Krankheit ist nicht gefahrlich und sie ist bald wieder zu Hause. 16. Die ganze Welt spricht von der Freundlichkeit und der Gastlichkeit der Russen.
9. Найдите и выпишите существительные с суффиксами среднего рода:
1. Im Zimmer stehen nur ein Tischlein, eine Couch und ein Sessel. 2. Die Ermitage in St. Petersburg ist ein Riesenmuseum der Weltkunst. 3. Sein Großvater wohnt in einem kleinen Häuschen nicht weit von zwei Kirchen. 4. Das Privateigentum ist heilig und unantastbar. 5. Das Publikum im Theater war begeistert und klatschte lange Beifall. 6. Dieses Ereignis spielt eine große Rolle im Leben des Landes. 7. Mein Vater arbeitet in einem Laboratorium als Biologe. 8. Fräulein Weber ist Studentin an der Technischen Hochschule in Dresden. 9. Das Schicksal dieses Kindes interessiert mich sehr. 10. Dieses Mädchen ist sehr fleißig und lernt ausgezeichnet. 11. Die Vorlesung in der Literatur findet heute im Auditorium Nummer 15 statt. 12. Das Büchlein ist dünn, es hat nur einundvierzig Seiten. 13. Mein Zeugnis war in diesem Jahr leider nicht besonders gut. 14. Das Studium an dieser Hochschule ist schwer, ich muß sehr viel arbeiten. 15. Nicht weit von seinem Haus liegt ein schönes Wäldchen. 16. Auf dem Territorium Rußlands gibt es verschiedene Bodenschätze.
10. Разложите сложные существительные на составные части и переведите их:
а. Образец: das Gasthaus = der Gast + das Haus — гостиница
1. der Handschuh; 2. die Landwirtschaft; 3. das Schülerheft; 4. das Eisenbahnnetz; 5. der Hauswirt; 7. das Elternhaus; 8. der Lehrertisch; 9. die Zuckertüte; 10. der Chemieprofessor; 11. das Märchenbuch; 12. der Parteitag; 13. der Glückwunsch; 14. das Stadtviertel; 15. die Jugendbewegung; 16. das Theaterstück; 17. der Flughafen; 18. der Stadtrand; 19. der Naturschutzpark; 20. die Buchhandlung
б.Образец: der Arbeitsplatz = die Arbeit + s + der Platz — рабочее место
1. die Staatsgrenze; 2. der Verkehrsampel; 3. die Straßenbahn; 4. die Tagesschau; 5. die Freiheitsliebe; 6. die Frühlingssonne; 7. das Lebensmittelgeschäft; 8. das Taschentuch; 9. die Volkswirtschaft; 10. das Weihnachtsgeschenk; 11. der Stundenplan; 12. das Regierungsorgan; 13. der Geburtstagsglückwunschkarte; 14. das Neujahrsfest; 15. die Ansichtspostkarte; 16. die Handelsflotte; 17. die Tagesordnung; 18. der Wohnungsbau; 19. die Todesstrafe; 20. der Arbeitsgeber
в .Образец: das Wohnzimmer = wohnen + das Zimmer — жилая комната
der Neubau = neu + der Bau — новостройка
1. der Fahrplan; 2. die Schreibware; 3. die Schwerindustrie; 4. der Eßtisch; 5. das Kaufhaus; 6. der Durchgang; 7. die Sprechstunde; 8. das Schlafzimmer; 9. der Schnellzug; 10. die Laufbahn; 11. der Fahrplan; 12. die Waschmaschine; 13. der Großvater; 4. das Fahrzeug; 15. die Leichtathletik; 16. die Neuerscheinung; 17. das Privateigentum, 18. der Langschläfer; 19. der Lesesaal; 20. das Kleingeld
11.Назовите слова, от которых образованы следующие прилагательные:
Brennbar, glanzlos, langsam, brechbar, freudlos, dehnbar, planlos, bezahlbar,
sparsam, aufmerksam, grenzlos, leitbar, gemeinsam.
12. Переведите на русский язык:
das Jahr - jährlich, die Woche - wochentlich, der Monat - monatlich, der Tag – täglich
der Norden - nördlich, der Westen - westlich, der Süden - südlich, der Osten - östlich
die Wirtschaft - wirtschaftlich, der Sport - sportlich, die Genossenschaft - genossenschaftlich
das Herz - herzlich, die Natur - natürlich, der Mund - mündlich, das Wort - wörtlich
13.Вставьте подходящие по смыслу прилагательные и перевите предложения:
1.Ich habe einen …. Wunsch dir zu helfen. | charakterloser, selbstlosen, freudlos, hilfloses, arbeitlos |
2.Viele Menschen in Ruβland sind heute … . |
3.Ein…. Kind saβ auf dem Bank und weinte. |
4.Mein Freund ist ein …. Mensch. |
5.Er sah sich müde und … . |
Приложения
Приложениe №1
Сводная таблица словообразования
§ | Часть речи | Суффикс /префикс | новое слово |
|
1 | существительное | -er, -ler, -ner, -in | der Kunstler, der Afrikaner |
2 | существительное | - schaft, - tät | die Wirtschaft, die Qualität |
3 | существительное | - ie, -ine | die Linie, die Maschine |
4 | существительное | - ant, - ent | der Aspirant ,der Student |
5 | существительное | -e | der Russe, die Bitte, der Knabe |
6 | существительное | - at, -um | der Soldat, das Studium |
7 | существительное | - ion, - tion | die Diskussion, die Revolution |
8 | существительное | -ung | die Übung, die Ordnung |
9 | существительное | - keit, - heit | die Möglichkeit, die Schönheit |
10 | существительное | -ge | das Gebäude, das Geschenk |
11 | существительное | un- | die Unzahl , die Unmenge |
|
12 | прилагательное | -ig, -lich, -isch | ruhig, rötlich, türkisch, fraglich |
13 | прилагательное | -bar, -sam, -los | eβbar, sorgsam, ziellos, geldlos |
14 | прилагательное | -er, -(e)st | heller,der hellste,neuer,der neuste |
|
15 | наречиe | –s,heit | abends, links, alters, Mehrheit |
|
16 | глагол c неотдел-ми приставками | be,ge,er,ver,zer,ent, emp,miβ… | verdrehen,zerbrechen,miβtrauen, e empfehlen,geboren, bekommen |
17 | Глагол c отдел-ми приставками | an,auf,vor,mit,bei,zu nach, aus,ein,nach… | aufmachen,mitnehmen,zumachen, abnehmen, vorlesen, ablesen |
|
18 | субстантивация | глагол сущ | das Lernen, das Sein, das Essen |
|
19 | cловосложение | существ.+ cуществ. | die Kinokarte, der Geburtstag |
Приложениe №2
Суффиксы существительных
| М.р. | примеры | Ж.р. | примеры | Ср.р. | примеры |
|
1 | -er | der Fahr | -schaft | die Wirtschaft | -um | das Stipendium |
2 | -ler | der Künstler | -tät | die Qualität | -at | das Kombinat |
3 | -ant | der Aspirant | -ie; -ine; -e | die Chemie, die Maschine | | |
4 | -ent | der Student | -ion; | die Sowjetunion | | |
5 | -ner | der Redner | -tion | die Produktion | | |
6 | -e | der Russe | -ung | die Ordnung | | |
7 | -at | der Advokat | -keit | die Möglichkeit | | |
8 | | | -heit | die Falschheit | | |
Суффиксы прилагательных
№ | Суф. | значение | примеры |
1 | -ig | свойство или качество | ruhig, , fleißig, steinig, salzig, sandig |
2 | -lich | ослабленную степень ка- чества | jährlich, mündlich, herzlich, süßlich, rötlich |
3 | -isch | национальности и географи-ческие названия | kommunistisch, geographisch, pädagogisch, französisch |
4 | -bar | пассивное значение | erfüllbar, tragbar, eβbar |
5 | -sam | склонность к чему-либо | gemeinsam, sorgsam, sparsam |
6 | -los | отсутствие какого-либо качества или свойства | planlos, freudlos, glanzlos |
7 | -er | сравнительная степень | heller, kürzer, schöner |
8 | -est | превосходная степень | der hellstew, der kürzeste, der schönste |
Список литературы
печатные издания:
1. Кравченко А. П., Немецкий язык для колледжей.- Издание 2-е, Ростов-на-Дону: Изд-во
«Феникс», 2014.
2. Басова Н. В., Коноплева Т. Г. Немецкий язык для колледжей.- 18-е изд., дополненное и
переработанное.-Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 2012. – - 415 с.(газетная)
3. Бориско Н.Ф. Бизнес-курс немецкого языка. Словарь-справочник. – 5-е изд.,
стереотипное. – Киев: «Логос», 2000. – 352 с.: ил.(Серия «Вас ждёт успех»)
4. Миллер Е.Н. Учитесь говорить по-немецки! Учебник немецкого языка для средних
учебных заведений. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Ульяновск: ООО
«Язык и литература», 2001. – 256 с., илл. Первое издание – 1993г.
5.Миллер Е.Н. Большой универсальный учебник немецкого языка. - Ульяновск: Изд-во
СЧП «Язык и литература», 1997. -648с.
интернет-ресурсы:
1.http://lll.ru/wp-content/uploads/2016/10/Nemeckij-jazyk.-250-grammaticheskih-
uprazhnenij.pdf
2. http://www.studfiles.ru/preview/4079842/page:2/
3.http://www.grammade.ru/exercises/
4.http://mein-deutsch.com/uprazhneniya/vozvratnye-glagoly
5.http://www.unn.ru/books/met_files/DEUTSCH2.pdf
6.http://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2002/grigorva.pdf
7.http://saransk.ruc.su/upload/medialibrary/d78/+GrammatikaNemIaz.pdf
8.https://kopilkaurokov.ru/nemeckiy/testi/sbornik- ghrammatichieskikh-uprazhnienii-po-
niemietskomu-iazyku
9.https://kopilkaurokov.ru/nemeckiy/testi/sbornik-ghrammatichieskikh-uprazhnienii-po-
niemietskomu-iazyku
10. http://lingvoelf.ru/grammar-de/478-participles
11.http://kaliningrad.ruc.su/upload/medialibrary/630/DeutschAls2teFremdsprache1.pdf
13