СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Секреты стихосложения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация облегчит объяснение темы "Стихотворная речь". Предназначена для  учащихся 5-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Секреты стихосложения»

 СТИХ – строка стихотворения.

СТИХ – строка стихотворения.

РИТМ  – равномерное чередование звуков, смена интонации, логического ударения, повторов для усиления художественного воздействия на читателя . Ри́тм  — равномерное чередование повторяющихся единиц (ударного и безударного слога). УДАРЕНИЕ – это выделение слога силой голоса.

РИТМ

равномерное чередование звуков, смена интонации, логического ударения, повторов для усиления художественного воздействия на читателя .

Ри́тм  —

равномерное чередование повторяющихся единиц

(ударного и безударного слога).

УДАРЕНИЕ

это выделение слога силой голоса.

это повтор звуков , связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк . Основным признаком рифмы являются  совпадение ударных гласных в конце стихотворных строк, а также звуковой повтор окончания стиха, подчеркивающий ритм стихотворения.
  • это повтор звуков , связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк .
  • Основным признаком рифмы являются
  • совпадение ударных гласных в конце стихотворных строк,
  • а также звуковой повтор окончания стиха, подчеркивающий ритм стихотворения.

Найдите спрятанные рифмы: 1. Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли. 2. Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.

Найдите спрятанные рифмы:

1. Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли.

2. Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.

СПОСОБЫ РИФМОВКИ Парный АА ББ Перекрестный  А Б А Б Кольцевой А ББ А Свободный

СПОСОБЫ РИФМОВКИ

Парный

АА ББ

Перекрестный

А Б А Б

Кольцевой

А ББ А

Свободный

СПОСОБЫ РИФМОВКИ Перекрестный   И тебя, мое сердце, вперв ые , А Может быть, до скончания дн ей , Б Волновали цветы нежив ые  А Сверхъестественной жизнью сво ей . Б         М. Алигер

СПОСОБЫ РИФМОВКИ

Перекрестный

И тебя, мое сердце, вперв ые , А

Может быть, до скончания дн ей , Б

Волновали цветы нежив ые А

Сверхъестественной жизнью сво ей . Б

М. Алигер

Кольцевой  Знаю я, что, подобно з везде , А Будут живы и подвиги ч ести , Б Что о них негасимые в ести  Б Мы услышим всегда и везде . А  В. Рождественский

Кольцевой

Знаю я, что, подобно з везде , А

Будут живы и подвиги ч ести , Б

Что о них негасимые в ести Б

Мы услышим всегда и везде . А

В. Рождественский

Парный  Вот уж вечер волгоградский наста ет , А А старушка не уходит, сына жд ёт , А В мирный берег тихо плещется вол на , Б Разговаривает с матерью о на . Б          В. Боков

Парный

Вот уж вечер волгоградский наста ет , А

А старушка не уходит, сына жд ёт , А

В мирный берег тихо плещется вол на , Б

Разговаривает с матерью о на . Б

В. Боков

В зависимости от расположения ударений в конце рифмующихся строф рифма бывает следующих типов :
  • В зависимости от расположения ударений в конце рифмующихся строф рифма бывает следующих типов :

мужская (с ударением на последнем слоге стиха) дактилическая (с ударением на третьем от конца стиха слоге гипердактилическая (с ударением на четвертом и последующих от конца стиха слогах) женская (с ударением на предпоследнем слоге стиха

мужская

(с ударением на последнем слоге стиха)

дактилическая

(с ударением на третьем от конца стиха слоге

гипердактилическая

(с ударением на четвертом и последующих от конца стиха слогах)

женская

(с ударением на предпоследнем слоге стиха

Сижу за решеткой в темнице сыр ой .  Вскормленный в неволе орел молод ой ,  Мой грустный товарищ, махая крыл ом ,  Кровавую пищу клюет под окн ом .         (А.С.Пушкин)  12
  • Сижу за решеткой в темнице сыр ой .

Вскормленный в неволе орел молод ой ,

Мой грустный товарищ, махая крыл ом ,

Кровавую пищу клюет под окн ом .

(А.С.Пушкин)

12

 Как мне близок и по ня тен  Этот мир – зеленый, си ний ,  Мир живых прозрачных пя тен  И упругих, гибких ли ний .         (М.Волошин)  12

  • Как мне близок и по ня тен

Этот мир – зеленый, си ний ,

Мир живых прозрачных пя тен

И упругих, гибких ли ний .

(М.Волошин)

12

 Тучки небесные, вечные стран ни ки!  Степью лазурною, цепью жем чуж но ю  Мчитесь вы, будто как я же, из гнан ни ки  С милого севера в сторону юж ну ю.           (М.Ю.Лермонтов ) 12

  • Тучки небесные, вечные стран ни ки!

Степью лазурною, цепью жем чуж но ю

Мчитесь вы, будто как я же, из гнан ни ки

С милого севера в сторону юж ну ю.

(М.Ю.Лермонтов )

12

  Идет Балда, по кря ки ва ет, А поп, завидя Балду, вска ки ва ет…          (А.С.Пушкин)  12

Идет Балда, по кря ки ва ет,

А поп, завидя Балду, вска ки ва ет…

(А.С.Пушкин)

12

Стихотворные размеры двусложные трёхсложные  1,4,7,10  1,3,5,7 ХОРЕЙ ДАКТИЛЬ  2,4,6,8 АМФИБРАХИЙ  2,5,8,11 ЯМБ АНАПЕСТ  3,6,9,12 12

Стихотворные размеры

двусложные

трёхсложные

1,4,7,10

1,3,5,7

ХОРЕЙ

ДАКТИЛЬ

2,4,6,8

АМФИБРАХИЙ

2,5,8,11

ЯМБ

АНАПЕСТ

3,6,9,12

12

СТОПА – это регулярное сочетание ударного слога с безударным(и). Состоит из 2 или 3 слогов. I _ _ I _ _ I _ _ I _ _ I – четырёхстопный I _ _ _I _ _ _I _ _ _ I – трёхстопный размер I _ _I _ _I _  _ I – полная стопа I _ _I _ _I _  – неполная стопа

СТОПА – это регулярное сочетание ударного слога с безударным(и). Состоит из 2 или 3 слогов.

I _ _ I _ _ I _ _ I _ _ I – четырёхстопный

I _ _ _I _ _ _I _ _ _ I – трёхстопный размер

I _ _I _ _I _ _ I – полная стопа

I _ _I _ _I _ – неполная стопа

ПИРРИХИЙ – пропуск ударения в стопах ямба и хорея.  I _ _ I _ _ I _ _ I _ _ I   I _ _ I _ _ I _ _ I _ _ I
  • ПИРРИХИЙ – пропуск ударения в стопах ямба и хорея.
  • I _ _ I _ _ I _ _ I _ _ I
  • I _ _ I _ _ I _ _ I _ _ I
По разным версиям название этого стихотворного размера произошло от греческих слов, переводящихся как «плясовой» или «бегущий». Действительно, звучание стихотворений, написанных с использованием хорея, быстрое, звонкое. Бу́ря I  мгло́ю  I не́бо I кро́ет  I Ви́хри  I  сне́жны  I  е кру  I  тя́; I _ _ I _ _ I _ _ I _ _ I I _ _ I _ _ I _ _ I _
  • По разным версиям название этого стихотворного размера произошло от греческих слов, переводящихся как «плясовой» или «бегущий».
  • Действительно, звучание стихотворений, написанных с использованием хорея, быстрое, звонкое.
  • Бу́ря I мгло́ю I не́бо I кро́ет I
  • Ви́хри I сне́жны I е кру I тя́;
  • I _ _ I _ _ I _ _ I _ _ I
  • I _ _ I _ _ I _ _ I _
Наря́  I  жены I  мы вме  ́ I  сте го  ́ I род  ве́  I дать. Но, ка́  I  жется I , нам не́ I за кем I смотре́ть I  Пример схемы: I _ _ I _ _ I _ _ I _ _ I _ _ I _ I _ _ I _ _ I _ _ I _  _ I _ _ I
  • Наря́ I жены I мы вме ́ I сте го ́ I род ве́ I дать.
  • Но, ка́ I жется I , нам не́ I за кем I смотре́ть I
  • Пример схемы:

I _ _ I _ _ I _ _ I _ _ I _ _ I _

I _ _ I _ _ I _ _ I _ _ I _ _ I

Дактиль — способ чередования сильных и слабых слогов в стопе, содержащей три слога, таким образом, чтобы ударным всегда был первый из них. Пример схемы:  ! - - ! - - ! - - ! -  ! - - ! - - ! - - ! Ту́ чки не бе́ сные, ве́ чные стра́н ники …
  • Дактиль — способ чередования сильных и слабых слогов в стопе, содержащей три слога, таким образом, чтобы ударным всегда был первый из них.
  • Пример схемы: ! - - ! - - ! - - ! - ! - - ! - - ! - - !
  • Ту́ чки не бе́ сные, ве́ чные стра́н ники
Слово «амфибрахий» (греч. amphibrachys) переводится как «краткий с обеих сторон. При использовании этого размера в стопе формируются три слога, а ударение падает на тот, что стоит в центре этой группы. Пример схемы:  - ! - - ! - - ! - - !  - ! - - ! - - ! – Не ве́ тер бу шу́ ет над бо́ ром, Не с го́р побе жа́ ли ру чьи́ - Мо ро́з -вое во́ да до зо́ ром Об хо́ дит вла де́ нья сво и́ .  Не ве́ тер бу шу́ ет над бо́ ром, Не с го́р побе жа́ ли ру чьи́ - Мо ро́з -вое во́ да до зо́ ром Об хо́ дит вла де́ нья сво и́ .   (Н.А. Некрасов)
  • Слово «амфибрахий» (греч. amphibrachys) переводится как «краткий с обеих сторон.
  • При использовании этого размера в стопе формируются три слога, а ударение падает на тот, что стоит в центре этой группы.
  • Пример схемы:

- ! - - ! - - ! - - ! - ! - - ! - - ! –

  • Не ве́ тер бу шу́ ет над бо́ ром, Не с го́р побе жа́ ли ру чьи́ - Мо ро́з -вое во́ да до зо́ ром Об хо́ дит вла де́ нья сво и́ .
  • Не ве́ тер бу шу́ ет над бо́ ром,
  • Не с го́р побе жа́ ли ру чьи́ -
  • Мо ро́з -вое во́ да до зо́ ром
  • Об хо́ дит вла де́ нья сво и́ .

(Н.А. Некрасов)

Срока стихотворения, написанного анапестом, формируется из трёхсложных стоп, ударение в которых падает на последний слог.   Пример схемы:  - - ! - - ! - - ! -  - - ! - - ! - - ! О, вес на́ без кон ца́ и без кра́ ю —  Без кон ца́ и без кра́ ю меч та́ !  Узна ю́ тебя, жи́знь ! Прини ма́ ю!  И при ве́тс твую зво́ ном щи та́ !
  • Срока стихотворения, написанного анапестом, формируется из трёхсложных стоп, ударение в которых падает на последний слог.
  • Пример схемы: - - ! - - ! - - ! - - - ! - - ! - - !
  • О, вес на́ без кон ца́ и без кра́ ю — Без кон ца́ и без кра́ ю меч та́ ! Узна ю́ тебя, жи́знь ! Прини ма́ ю! И при ве́тс твую зво́ ном щи та́ !
1.Расставьте ударение в каждом стихе. 2. Пронумеруйте каждый слог и выпишите на поля номера ударных слогов:   Как ныне сбирается вещий Олег        2,5,8,11  Отмстить неразумным хазарам…        2,5,8 12
  • 1.Расставьте ударение в каждом стихе.
  • 2. Пронумеруйте каждый слог и выпишите на поля номера ударных слогов:

Как ныне сбирается вещий Олег 2,5,8,11

Отмстить неразумным хазарам… 2,5,8

12

Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна.  С. Есенин 12

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

С. Есенин

12

Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна.  С. Есенин Способ рифмовки – перекрёстный. Рифма мужская, точная. Стихотворение написано четырёхстопным хореем с пиррихием. 12

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

С. Есенин

Способ рифмовки – перекрёстный.

Рифма мужская, точная.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем с пиррихием.

12

Из книг мы знаем, как живут Индейцы, негры, эскимосы; В журналах люди задают Друг другу умные вопросы…  В. Ходасевич 12

Из книг мы знаем, как живут

Индейцы, негры, эскимосы;

В журналах люди задают

Друг другу умные вопросы…

В. Ходасевич

12

Из книг мы знаем, как живут Индейцы, негры, эскимосы; В журналах люди задают Друг другу умные вопросы…  В. Ходасевич Способ рифмовки- перекрестный. Рифма точная, чередующаяся: в 1,3 строках - мужская, во 2,4 - женская. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием. 12

Из книг мы знаем, как живут

Индейцы, негры, эскимосы;

В журналах люди задают

Друг другу умные вопросы…

В. Ходасевич

Способ рифмовки- перекрестный.

Рифма точная, чередующаяся:

в 1,3 строках - мужская, во 2,4 - женская.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием.

12

 Унылая пора! Очей очарованье,  Приятна мне твоя прощальная краса-  Люблю я пышное природы увяданье,  В багрец и золото одетые леса.                  (А.С.Пушкин ) 12

Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

(А.С.Пушкин )

12

 Задремавшая река  Отражает облака,  Тихий, бледный свет небес,  Тихий, темный, сонный лес.  12

Задремавшая река

Отражает облака,

Тихий, бледный свет небес,

Тихий, темный, сонный лес.

12

Антитеза Аллегория Гипербола Литота Анафора Эпифора Инверсия Синтаксический параллелизм   Аллитерация Ассонанс Аллитерационный повтор Лексический повтор Эскпрессивный повтор Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение
  • Антитеза
  • Аллегория
  • Гипербола
  • Литота
  • Анафора
  • Эпифора
  • Инверсия
  • Синтаксический параллелизм
  • Аллитерация
  • Ассонанс
  • Аллитерационный повтор
  • Лексический повтор
  • Эскпрессивный повтор
  • Эпитет
  • Метафора
  • Олицетворение
  • Сравнение
Назвать поэта, время написания стихотворения, литературное направление Тема стихотворения Проблема стихотворения Лирический герой Как меняется настроение лирического героя от строфы к строфе Идея стихотворения Пафос Строение стихотворения (рифма, размер, их особенности) Художественные средства, использованные в стихотворении Мое отношение к стихотворению
  • Назвать поэта, время написания стихотворения, литературное направление
  • Тема стихотворения
  • Проблема стихотворения
  • Лирический герой
  • Как меняется настроение лирического героя от строфы к строфе
  • Идея стихотворения
  • Пафос
  • Строение стихотворения (рифма, размер, их особенности)
  • Художественные средства, использованные в стихотворении
  • Мое отношение к стихотворению


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!