Теоретические основы программы
«Семь модулей успешности современного учителя »
Программа направленна на повышения функциональной грамотности и мастерства учителей в процессе преподавания и обучения.
Из числа современных научных подходов, используемых различными мировыми системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание являются подходы, основанные на конструктивистской теории (Hattie, 2009). В основу Программы 7 модулей, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложена конструктивистская теория обучения. Данная теория базируется на утверждении о том, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников, в качестве которых выступают учителя, сверстники, учебники. Большинство сторонников конструктивистской теории считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися знаниями. Знания, получаемые в рамках «традиционной», основаны на трансляции готовых знаний. Получаемая подобным способом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но, при этом, прочно не усвоена учениками, малополезна после завершения ее изучения и не используется в дальнейшем, в жизненных ситуациях. Ключевым показателем успешности преподавания учителя является реализация им процессов исследования и оценивания самостоятельного постижения учеником смысла изучаемого, поскольку конструктивистский подход в обучении предполагает обязательное активное участие самого ученика в этом процессе, его ответственность за собственное обучение. Адекватное осознание и принятие этой ответственности учеником в немалой степени зависит от созданной учителем среды на учебных занятиях. Проводя аналогию с теорией Шульмана, думается, что успешным учитель станет при условии наличия того, что исследователь именовал как «тpи помощника учителя».
Три помощника учителя | Характерные признаки успешного учителя |
голова | Профессиональное понимание Основано на концептуальной теоретической базе и предполагает наличие методологических знаний о преподавании и обучении, а также, о личности ученика. Кроме того, профессиональное понимание предполагает наличие знания методики использования доказательств/результатов исследования с целью понимания и дальнейшего совершенствования/развития практики |
рука | Практические навыки Наличие технических и практических навыков; владение различными способами и достаточным диапазоном методов и подходов для разъяснения ключевых профессиональных идей в процессе реализации, корректирования и оценивания обучения. Кроме того, необходимо владение методиками поощрения, вознаграждения, оценивания учащихся, разработки перспективного планирования учебных занятий и отдельных их этапов. |
сердце | Профессионально – нравственная ценность Учителя придерживаются этических и моральных ценностей профессии: они честны, смелы и терпимы, сострадательны, справедливы и уважительны к ученикам. |
Краткий обзор содержания программы
«Семь модулей успешности современного учителя»
1 модуль: Обучение критическому мышлению:
Совместная и групповая работа. Методика проведения работы в группах. Исследование убеждений, сложившихся у учителей об идеальном учителе, ученике. Развитие критического мышления. Барьеры в обучении. Как повысить мотивацию учащихся к обучению. Диалоговое обучение
Обучение развитию критического мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.
2 модуль: Критериальное оценивание. Оценивание обучения (ОО) и оценивание для обучения (ОдО)
Изучение и внедрение в образовательный процесс критериального, сумативного и формативного оценивания на уроке.
3 модуль: Обучение талантливых, одаренных и способных учеников. Диалоговое обучение.
Каждый учитель, как правило, стремится к созданию благоприятной среды, способствующей достижению максимального успеха в преподавании и обучении. В отношении талантливых и одаренных учеников данная задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Необходимы различные теории и стратегии используются для определения содержания обучения учеников в рамках соответствующей образовательной программы.
4 модуль :Инструменты для работы учителя (ИКТ). Сетевое сообщество учителей.
5 модуль: Лидерство, содружество. Рефлексивное обучение
Создание и поддержка лидерской позиции учителя. Лидерская позиция учителя неразрывно связана с обучением и представляет собой весьма действенную форму профессионального развития. Лидерство учителя предоставляет возможности сотрудничества, профессионального обучения и позитивно влияет на преобразование класса и школы в целом. Эта форма лидерства способствует устойчивому развитию процесса улучшения школьной системы при условии вовлечения учителей в принятие профессиональных решений в школе.
6 модуль : Мотивирование учащихся. Выявление барьеров в процессе обучения. Теория обучения, основанного на аффектах. Мотивация учащихся.
7 модуль: Барьеры в обучении. Выявление барьеров в обучении. Выбор и конкретизация педагогических подходов в целях преодоления барьеров в обучении. Способности учеников и позитивное отношение к обучению.
ПЛАН
работы с инициативной группой творчески работающих учителей
на 2020/2021 учебный год
№ | Мероприятие | Вид работы | Срок |
1. | Ознакомление с идеями программы . Почему необходимо изменение подхода в преподавании и обучении? | Индивидуальное собеседование. | 1.10 |
2. | Тренинг 1: Совместная и групповая работа. Методика проведения работы в группах. | Тренинг | 8.10 |
3. | Тренинг 2: Исследование убеждений, сложившихся у учителей об идеальном учителе, ученике. | Тренинг | 9.10 |
4. | Тренинг 3 Развитие критического мышления | Тренинг | 15.10 |
5. | Тренинг 4 «Барьеры в обучении» | Тренинг | |
6. | Тренинг 5 Как повысить мотивацию учащихся | Тренинг | 16.10 |
7. | Коучинг 6 «Критическое мышление» | Ряд занятий | 22.10 |
| Серия планирования и проведения открытых уроков | По плану | 23.10 |
6. | Тренинг 7 «Талантливые и одаренные дети» | Ряд занятий | 29.10 |
7. | Тренинг 8 «Преподавание и обучение в соответсвии с возрастными особенностями учеников» | Индивидуальный коучинг | 30.10 |
8. | Коучинг9 «Диалоговое обучение» | Посещение урока. | 4.11 |
9. | Коучинг 10 «Оценивание обучения, оценивание для обучения» | Посещение урока | 5.11 |
10 | Тренинг 11«ИКТ» | Посещение урока | 11.11 |
11 | Тренинг 12 «lesson Study» | Индивидуальный тренинг | 12.11 |
12 | Работа по планирования урока | Практическое занятие | 18.11 |
13 | Разработка и посещение уроков с последующим анализом | Урок, доверительная беседа | 18-24.11 |
14 | Разбор урока с полным анализом и самоанализом | Практическое занятие. Доверительная беседа | 26.11 |
15 | Рефлексия в действии | Уроки | 2-8.12 |
16 | Самоанализ и анализ урока | Практическое занятие. | 10-15.12 |
17 | Отработка с учителями модуля: «Управление и лидерство в преподавании и обучении». | Индивидуальный коучинг | 16-22.12 |
18 | Завершение работы с обучаемыми | Рефлексивный отчет | 23-25.12 |
19 | Завершение работы с обучаемыми | Творческий отчет | |
20 | | | |