СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейный бюджет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит технологическую карту с приложениями и презентацию по разделу "Финансовая грамотность". Тема урока "Семейный бюджет"

Просмотр содержимого документа
«Семейный бюджет»



НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

Как считать доходы и расходы семьи





Оглавление


С

  1. Введение

3

  1. Основная часть

4-12

    1. Общая характеристика занятия

4-5

    1. Педагогическая характеристика занятия

6-11

    1. Методическая характеристика занятия

12

  1. Заключение

13

  1. Список использованных нормативных документов и источников информации

14

  1. Приложения

15-19



Введение

Планируемый урок посвящен анализу семейного бюджета, изучению способов экономии и воплощению их на практике.

 В условиях современной России школьники часто сталкиваются с невозможностью получить желаемое: у родителей не хватает средств для приобретения всех товаров, которые нужны их детям. Поэтому необходимо научить учеников ведению бюджета и планированию покупок.

Общепринятой формой организации семейной экономики является семейный бюджет, который представляет собой формирование доходов семьи, их использование, согласование доходов и расходов.

Данная тема будет актуальна всегда. Ведь бюджет — важная слагающая благополучия в семейной жизни. Именно он диктует стиль жизни семьи, определяет возможность тех или иных трат.  Если члены семьи будут знать, что такое семейный бюджет, уметь планировать свои расходы, находить оптимальные пути увеличения собственных доходов, выявлять и рационально учитывать в планировании потребности каждого члена семьи, то вместе они могут увеличить доходную часть своего семейного бюджета.




Основная часть


Общая характеристика занятия

Название модуля финансовой грамотности - «Чему учит экономика».

Содержание модуля финансовой̆ грамотности:

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Место: пос. Текун Кадыйского района Костромской области.

Название образовательной организации: МКОУ Текунская ООШ Кадыйского района Костромской обл.

Педагог: Беляева Елена Валерьевна

Учащиеся: 3 класс

Другие (консультанты, родители) - нет.

Название предмета (факультатива) – Окружающий мир

Место занятия в логике реализации предмета (курса, факультатива) Урок по финансовой грамотности в рамках урочного занятия окружающего мира в разделе «Чему учит экономика».

Вид деятельности учащихся: урочная деятельность

Тип занятия: комбинированный урок

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Учебник и/ или учебное пособие для учащихся УМК «Школа России» Окружающий мир. А.А.Плешаков, 3 класс, 2 часть, Москва «Просвещение», 2019. ФГОС

  2. Методические материалы для учителя: Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, Н.М.Белянкова, А.Е.Соловьёва. – М.:Просвещение, 2019. ФГОС.

Краткая характеристика презентации, необходимой̆ для проведения занятия.

Коротко по слайдам Презентация к занятию

С1 – предмет, учитель

С 2 – ребус

С 3 – кроссворд

С 4 – тема урока

С 5 – правила игры

С 6 и 7 – опорные таблицы

С 8 – физкультминутка

С 9 – работа в тетради

С 10 - рефлексия

Педагогическая характеристика занятия

Технологическая карта урока

Тема: «Как считать доходы и расходы семьи» в рамках темы «Семейный бюджет»

ЭТАП УРОКА

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Мотивация к учебной деятельности Цели: подготовить учащихся к изучению новой темы

Решить ребус

Слайд 1 – 2


Предлагает решить ребус.


Решают ребус и читают по горизонтали название новой темы «Бюджет»

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Тема: Как считать доходы и расходы семьи



Цели: Сформировать у учащихся представление о семейном бюджете и его структуре и роли в семье.



Решение кроссворда Слайд 3





























Слайд 4


- Сегодня вы познакомитесь с другой разновидностью бюджета. А каким именно, вы мне скажите сами, разгадав кроссворд, который подготовила для вас тетушка Сова.





1

р

а

с

х

о

д

ы






2

ц

е

н

а




3

э

к

о

н

о

м

и

к

а





4

д

е

н

ь

г

и



д

е

н

е

ж

н

а

я





Вопросы:

1.Деньги, которые тратят на те или иные нужды.

2.Стоимость одной вещи.

3.Правила, законы ведения хозяйства это-…

4.Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

5.Слово «бюджет» в переводе с английского языка означает…..сумка

- Ребята, какое ключевое слово у нас получилось? (семья)

- Как вы думаете, с каким бюджетом мы сегодня познакомимся?

Совершенно верно!

Из чего складывается семейный бюджет?

- Что такое доходы? Из чего складываются доходы семьи? Приведите примеры доходов на примере вашей семьи.

- Что такое расходы? Из чего складываются расходы семьи? Приведите примеры расходов на примере вашей семьи.

Тема нашего урока: Как считать доходы и расходы семьи


- Ребята, какую цель и какие задачи вы поставите перед собой на урок? Я уверена, что вы обязательно в конце урока достигнете той цели, которую вы поставили перед собой!

Совместно с учителем решают кроссворд.






















Отвечают на проблемные вопросы.

Приводят примеры из личного опыта.



Пытаются самостоятельно сформулировать тему урока и ставят цели.



III. Изучение нового материала

Цели: подготовить детей к составлению семейного бюджета


Фронтальная беседа






















Работа с учебником










Игра (приложение)

Слайд 5, 6, 7..

Работа с раздаточным материалом.

Задание: дети в таблице записывают, считают доход своей семьи и расход. Распределяют деньги. Сделать вывод: на сколько соответствуют доходы и расходы (подводят баланс). Каждая группа составляют рассказы и выступают. Оценивают свою работу.











Подведение итогов игры

выбор «семьи(ей)» наиболее рационально распорядившейся денежными средствами

(Слайд) Однажды….Я… услышала разговор…. сына с мамой:

Три копейки он ей даёт:

«Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»


- Как вы думаете, «Сможет ли мама на 3 копейки купить всё, что попросил сын?» ( на три копейки ничего не купишь)

- Почему он даёт маме такой заказ? (он ещё слишком мал и не знает цену деньгам)

- Всегда ли ваши родители могут купить все, что вам хочется? (у них нет денег, считают)


Работа с учебником:

1. -Как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?

- Чтобы точно узнать из чего складывается семейный бюджет любой семьи, вы узнаете, когда прочитаете статью в учебнике на стр. 76-77 (первых два абзаца)

Читаем вместе.

- для чего мы сейчас читали статью учебника?

- Так что же такое семейный бюджет?


Учитель делит класс на 3 группы.

-Ваша группа - это отдельная семья. Распределите роли. (Папа, мама, сын 10 лет, дочка 3 года, бабушка, дедушка)

Предлагает определить правила игры, которые следует соблюдать.

Знакомит с опорными таблицами

-Кто в вашей семье зарабатывает деньги? (Учитель раздаёт карточки с таблицей, «денежки»).

-Из цифры доходов вычтите цифру расходов. Остались ли у вас деньги?

Учитель ставит проблемные задания:

1) что нужно сделать, чтобы избежать дефицит бюджета;

2) если появилась экономия бюджета (положить деньги в банк и т.д.);

3) существуют ли виды доходов, которые нельзя запланировать? (премия, лотерея);

4) существуют ли виды расходов, которые нельзя запланировать? (болезнь).

-О каких новых видах доходов вы узнали? (выручка от продажи, прибыль от работы фирмы, гонорар, процент по вкладу).


Осуществляет проверку, демонстрирует наиболее рациональное распределение денежных средств



Отвечают на проблемные вопросы.










Читают статью в учебнике

Дети распределяют роли, выбирают фамилию семье.

Приходят к выводу о необходимости планирования расходов и доходов. Понятие «экономия бюджета», «дефицит бюджета».

Ученики дискутируют на заданные вопросы.



Учащиеся работают в парах с текстом учебника на с.77








Придумывают фамилию семьи.

Формулируют правила:

- семья должна быть дружной;

- при принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи;

- все вопросы решаются с учётом большинства голосов;

- в семье при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом соседям.


Соотносят расходы с потребностями, распределяют денежные средства на необходимые, обязательные, желательные, престижные.







Демонстрируют  получившиеся результаты.

Формулируют вывод.



IV. Физкультминутка

Активный отдых. Физкультминутка «Экономика»

Слайд 8

Проводит физкультминутку.

Экономику – науку –

Не придумаешь от скуки.

Чтобы лучше понимать,

Как хозяйством управлять,

Нам нужны ее ученья

Для дальнейшего уменья.

Выполняют действия за учителем.

V. Закрепление  нового

Цель: первичное закрепление новых знаний и умений

Слайд 9.

Задание: покажи стрелками доходы и расходы семьи. Делают выводы по тексту. Оценивают свою работу.

Учитель помогает «слабоуспевающим». 2

Учащиеся работают в рабочих тетрадях с.48 № 2

VI. Домашнее задание


Задание: составить бюджет своей семьи / работа с пословицами.

Учитель предлагает домашнее задание на выбор: рабочая тетрадь с.49 № 3 или 6.

Записывают задание на выбор.

VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: подведение итогов урока.

Тестирование

Индивидуальная работа






















Рефлексия

Слайд 10

На уроке мы работали группами. Кому то удалось высказаться, кому то нет. А сейчас я хочу посмотреть как каждый из вас усвоил новый материал

1. Планируйте семейный бюджет исходя из доходов (да-нет).

2. Уходя из дома, не забывайте выключать свет (да-нет).

3. Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете (да-нет).

4. Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику (да-нет).

5. Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей (да-нет).

6. Сходил в магазин, оставь сдачу себе (да-нет).

7. Бережно относись к своим вещам (да-нет).

8. Напоминай родителям о своевременной оплате налогов (да-нет).

9. Чаще пользуйтесь услугами такси (да-нет).

10. Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы (да-нет).


На доске изображен  кошелек, каждый из вас должен взять одну монетку золотую, серебряную, медную, соответствующую вашей  эмоции на данный момент.  Опустите монетку в  наш кошелек (золотая – все удалось, удовлетворен уроком, серебряная – что-то было непонятно, частично удовлетворен уроком,  медная – ничего не понятно, не удовлетворен уроком).

Отвечают на вопросы (+, -).






















Осмысливают результаты деятельности


Методическая характеристика занятия

Цель урока: формирование у обучающихся умения вести учёт расходов и доходов, навыков составления элементарного бюджета.

Вид деятельности учащихся: урочная деятельность

Тип занятия: комбинированный урок

Формы работы:

-Групповая работа

-Фронтальный опрос

-Работа в парах

Методы:

-Словестный

-Практический

-Иллюстративный

-Игровой




Заключение

Программа, по которой составлен урок: «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова.

Тема урока: Семейный бюджет. Как считать доходы и расходы семьи.

Цель урока: формирование у обучающихся умения вести учёт расходов и доходов, навыков составления элементарного бюджета.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов решаются на этапе целеполагания, первичного закрепления, самостоятельной работы, повторения и включения в систему знаний с помощью методов упражнений, создании проблемной ситуации, стихотворения.

На всех этапах урока предложены различные виды деятельности, которые соответствуют интересам детей и их возрастным особенностям (ребус, кроссворд, ролевая игра)























Список использованных нормативных документов и источников информации

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Учебник и/ или учебное пособие для учащихся УМК «Школа России» Окружающий мир. А.А.Плешаков, 3 класс, 2 часть, Москва «Просвещение», 2019. ФГОС

  2. Методические материалы для учителя: Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, Н.М.Белянкова, А.Е.Соловьёва. – М.:Просвещение, 2019. ФГОС.

  3. Необходимый̆ дополнительный̆/наглядный материал Приложения, таблицы



 Приложение 2.1

Семья ________________

Семейный статус

Заработная плата, пособия, пенсия

1 папа

 

2 мама

 

3 дедушка

 

4 бабушка

 

5 сын

 

6 дочь

 

 

Источники дополнительных доходов семьи.

1. Приусадебный участок:_________________

2. Аренда помещений:________________________

3. Хобби:__________________________________

Общая сумма доходов _________________

   

            





Приложение 2.2

Карточка дохода и расхода семьи

  1. Вычислите общий доход семьи.

  2. Заполните в таблице столбец «расходы» и вычислите общую сумму расходов семьи (для заполнения второго столбца вам предлагается карточка-помощница).

  3. Вычислите разницу между доходами и расходами семьи.

  4. Если бюджет семьи будет дефицитным, подумайте, как поступить в данной жизненной ситуации и составьте памятку «Рачительный хозяин»

Статьи расходов

Затраты

1. Плата за квартиру

 

2. Продукты питания

 

3. Одежда

 

4. Лекарства

 

5. Плата за детский сад

 

6. Плата за дополнительное образование (Школа искусств, ДДТ, ДЮСШ и др.)

 

7. Плата за телефон

 

8. Плата за Интернет

 

9. Плата за бензин

 

10. Плата по кредиту

 

Накопления: ________________

Итого расходов: _____________

                   



 Приложение 2.3

 Карточки -помощницы

Карточка-помощница: (расходы на месяц)

Плата за квартиру (от 2000 до 10000)

продукты питания (от 4000 до 10000)

одежда (от 1000 до 7000)

лекарства ( от 500 до 3000)

плата за детский сад (от 600 до 2500)

плата за дополнительное образование (от 300 до 1500)

плата за телефон (от 500 до 2000)

плата за Интернет (от 400 до 1500)

плата за бензин (от 1000 до 5000)

плата по кредиту (произвольно)

Карточка-помощница: (расходы на месяц)

Плата за квартиру (от 2000 до 10000)

продукты питания (от 4000 до 10000)

одежда (от 1000 до 7000)

лекарства ( от 500 до 3000)

плата за детский сад (от 600 до 2500)

плата за дополнительное образование (от 300 до 1500)

плата за телефон (от 500 до 2000)

плата за Интернет (от 400 до 1500) 

плата за бензин (от 1000 до 5000)

плата по кредиту (произвольно).

Карточка-помощница: (расходы на месяц)

Плата за квартиру (от 2000 до 10000)

продукты питания (от 4000 до 10000)

одежда (от 1000 до 7000)

лекарства ( от 500 до 3000)

плата за детский сад (от 600 до 2500)

плата за дополнительное образование (от 300 до 1500)

плата за телефон (от 500 до 2000)

плата за Интернет (от 400 до 1500) 

плата за бензин (от 1000 до 5000)

плата по кредиту (произвольно).

 

 

 

 

 



Приложение 2.4

 

Заполнение сводной таблицы «Семейный бюджет»

 

Сводная таблица «Семейный бюджет» (заполняет учитель на доске)

Доход

Расход

Остаток

1 семья

Итого ______

руб.

1 семья

Итого ______

руб.

 

2 семья

Итого ______

руб.

2 семья

Итого ______

руб.

 

3 семья

Итого ______

руб.

3 семья

Итого ______

руб.

 

 

 

 

 

 

 



Приложение 3.

 

 


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!