п. Горноправдинск»
п. Горноправдинск»
п. Горноправдинск 2022 год
Этапы занятия / мероприятия (время этапа) | Используемые дидактические средства | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Образовательный результат |
1.Организационный этап. Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. | | - Прозвенел звонок весёлый Мы урок начать готовы? Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычен он потому, что к нам на урок пришли гости. Поэтому давайте поприветствуем их улыбкой. Молодцы! Садитесь. | Проверяют готовность и самоготовность к уроку. - Будем думать, рассуждать, И друг другу помогать. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Проверка домашнего задания. Цель: повторить теоретический материал учебника, | | И сначала давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? - Как называется раздел, над которым работаем? (Чему учит экономика) - Главная задача экономики? (удовл. потребн. людей) Проведём блиц-опрос (карточки с ответами) 1. Прямой обмен одних товаров на другие? (Бартер). 2. Бумажные деньги? (Купюры). 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги? (Деньги). 4. Деньги, которые откладывают на будущее? (Сбережения). 5. Стоимость одной вещи, предмета? (Цена). 6. Люди, которые коллекционируют и собирают монеты (Нумизматы). - Какое слово получилось? - БЮДЖЕТ - Что такое бюджет? (это план доходов и расходов) - О каком бюджете говорили на прошлом уроке? (государственном) - Может ли быть другой бюджет, кроме государственного? (Ответы учеников). | Дети отвечают на вопросы учителя о государственном бюджете | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассника. |
3.Актуализация знаний. Постановка проблемы. Определение темы урока. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока | | - Ребята, давайте посмотрим сценку, приготовленную вашими одноклассниками. После просмотра вы ответите мне на вопрос, о каком виде бюджета идёт речь? Папа. Семья, радуйтесь! Я зарплату получил! Завтра куплю лодку! Летом будем рыбу с лодки ловить. Мама. Еще чего выдумал! Я уже два года в одной шубе хожу! Мне нужна новая! Сын. Мам, пап! Если вы не знаете, на что деньги потратить, отдайте их мне. Я уже все решил! У всех ребят в классе есть планшеты, а у меня – нет. Дочь. Бабушка, дедушка! А вы чего молчите? Что вам – то нужно? Вот мне, например, куклу новую! И шоколадку хочется! Дедушка. Нет, внученька! Ничего нам не нужно! У нас все есть. Бабушка. Скоро пенсию получим. Купим лекарства, продукты да за квартиру заплатим. А больше нам ничего не нужно. - Какой вид бюджета мы рассмотрели? (семейный) - Сформулируйте тему урока. - Определите цели и задачи урока. | Слушают выступление Рассуждая подходят к теме урока – «Семейный бюджет». - Узнать, что такое семейный бюджет, для чего он нужен, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи. | Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. |
4."Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала. Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и разобраться, из чего складывается семейный бюджет, запомнить новые термины, определить приоритеты семейных расходов. | | - Кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги? Каким образом? - А как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет? (Доходов и расходов). –Чтобы разобраться в этих понятиях, поработаем с текстом в группах. -Предлагаю вам поиграть в ролевую игру. Каждая группа - это отдельная семья (Ивановы, Петровы, Сидоровы) - Обсудите, кто в вашей семье будет главой, распределите обязанности. Прочитайте текст. Найдите в тексте доходы семьи Ивановых, и выделите маркером. Доходы семьи Ивановых В нашей семье 4 человека: Папа, мама, малышка Маша и дедушка. Каждый день папа ходит на работу и получает за это зарплату. Мама сидит дома с малышкой и получает пособие по уходу за ребёнком. Дедушка тоже когда-то работал, но состарился, и теперь ему платят пенсию. Доходы семьи Петровых В нашей семье 4 человека: Папа, мама, студент Миша и бабушка. Каждый день мама и папа ходят на работу, и получают за это зарплату, студент Миша хорошо учится в институте и получает за это стипендию. Бабушка тоже когда-то работала, но состарилась, и теперь ей платят пенсию. Другие виды доходов семьи Сидоровых В нашей семье папа - предприниматель, имеет собственную фирму. Он получает не зарплату, а прибыль от работы фирмы. Мама - писатель, за свои книги она получает авторское вознаграждение - гонорар. Семья имеет сбережения. Они хранятся в банке, и банк регулярно выплачивает за это определённую сумму денег - проценты. – Какие слова для вас новые? Непонятные? -Обратимся за помощью к учебнику окр.мира (чтение вслух- 2 ученика) -Что такое гонорар? - Процент? - Прибыль? | Дети работают в группах, выполняют задание, заполняют кластер. Работа с учебником. | Познавательные: логический – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассника. |
5. Физминутка | | -Я буду называть фразеологизмы. Если они будут иметь значение - дорого, то вы поднимаете руки вверх, если в значении - дёшево - приседаете. Купить за бесценок Не подступиться к цене Купить по божеской цене Как задаром Цена кусается За грош Не по карману | Выполняют упражнение | |
6. Первичная проверка понимания. Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала. | | – В каждой семье свои доходы и расходы. Научимся на практике планировать семейный бюджет в этом нам поможет математика –Ваша задача - сосчитать общий доход вашей семьи и заполнить таблицу. Ивановы Папа зарабатывает в месяц 300 рублей. Дедушке выплачивают 200 рублей пенсии. Мама получает пособие по уходу за ребёнком 200 рублей (700) Петровы Мама работает и получает зарплату 200 рублей. Папина зарплата составляет 300 рублей. Студент Миша хорошо учится и получает стипендию 100 рублей (600) Сидоровы Папа - предприниматель за месяц получил 600 рублей прибыли. Мама-писатель за книгу получила гонорар, который составил 300 рублей. Семья имеет сбережения в банке. В этом месяце им были выплачены проценты в сумме 100 рублей. Каков доход за месяц семьи Сидоровых? (1000) | Считают доходы своих семей, заполняют кластер. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
8. Контроль знаний. Цель: проконтролировать усвоение нового материала. | | - Я предлагаю вам встретится с нашими любимыми героями м/ф «Зима в Простоквашино». Внимательно посмотрите фрагмент. - Ответьте на вопрос: Почему Матроскин поссорился с Шариком? (Израсходовал деньги на ненужный товар). - Почему он так это сделал? (Не знал, как правильно распределить деньги). -Чтобы не оказаться на месте Шарика, предлагаю вам составить свой план расходов. | Смотрят, рассуждают, отвечают на вопросы. Заполняют кластер. Выступления «семей», объяснение ими своего выбора. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
9. Рефлексия (подведение итогов занятия). Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. | | Выступление по плану Мы выбрали…(товары и услуги) Наш расход составил…рублей Мы выбрали схему, где …превышает (равен)… Дохода нашей семье …(хватило, не хватило) -Если доходы больше расходов, то возникает экономия средств -Если доходы меньше расходов, то это дефицит -А если доходы и расходы равны, то это сбалансированный бюджет –В каком семейном бюджете образовался дефицит? -Что делать, если дефицит денег в семейном бюджете? (надо экономить) -На чём можно сэкономить? -В каком экономия? - А если в бюджете деньги остались, что можно с ними сделать? (ответы детей) -В каком сбалансированный бюджет? -Хорошо ли, если доходы=расходам? -Какая схема более выгодная для семьи? Д/з - Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию. 1.Пересказать материал учебника. 2. Выполнить задания в рабочей тетради. 3. Распланировать бюджет своей семьи на месяц. Рефлексия: На доске прикреплены кошельки для каждой группы. У детей в конвертах монеты номиналом 3 рубля, 4 рубля, 5 рублей. Оцените свою работу на уроке, выберите монету и положите в кошелёк! Выступление экспертов | Выступление детей по плану. | Регулятивные: самостоятельно выбирать варианты ответов на поставленные вопросы. |
Материалы к уроку.
Карточка 1.
Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «денежки».
Карточка 2.
Проставьте цены рядом с галочками, выбранных товаров и услуг.
- Сравните доходы и расходы вашей семьи. (Обсудите в семье.)
Ответы детей.
Обсудите в группе.
Можно ли сэкономить на транспорте? Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться.
Вывод: Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.
Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнен или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких то покупок. А может быть, родителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.
Оцените свою работу в группе смайликом.