СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Семейный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта к уроку

Просмотр содержимого документа
«"Семейный бюджет"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Начальная общеобразовательная школа

п. Горноправдинск»







Технологическая карта открытого урока по окружающему миру для 3 класса

на тему: «Семейный бюджет»














Лукина Маргарита Митхатовна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Начальная общеобразовательная школа

п. Горноправдинск»






п. Горноправдинск 2022 год



Технологическая карта урока  

Учитель

Лукина Маргарита Митхатовна

Место работы

МБОУ ХМР НОШ п. Горноправдинск

Должность

учитель начальных классов

Предмет

окружающий мир

Тема урока

Семейный бюджет

Класс

3 «Б»

Предметная программа и ее автор

 УМК «Школа России»

Окружающий мир. А. А. Плешаков.

Тип урока

урок открытия новых знаний

Цель

познакомиться с понятием «семейный бюджет»

Задачи

-воспитывать у учащихся экономное  отношение к семейному бюджету, чувство милосердия;

-  развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор и доска.

Материал

Окружающий мир: 3 класс -  учебник;

 рабочая тетрадь, мультимедиа презентация, таблички с фамилией семьи, подсказки–карточки,












Этапы занятия / мероприятия (время этапа)

Используемые дидактические средства

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Образовательный результат

1.Организационный этап.

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.


 - Прозвенел звонок весёлый
Мы урок начать готовы?

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычен он потому, что к нам на урок пришли гости. Поэтому давайте поприветствуем их улыбкой. Молодцы! Садитесь.

Проверяют готовность и самоготовность к уроку.

- Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками.

2.Проверка домашнего задания.

Цель: повторить теоретический материал учебника,


И сначала давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

- Как называется раздел, над которым работаем? (Чему учит экономика)

- Главная задача экономики? (удовл. потребн. людей)

Проведём блиц-опрос (карточки с ответами)

1. Прямой обмен одних товаров на другие? (Бартер).

2. Бумажные деньги? (Купюры).

3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги? (Деньги).

4. Деньги, которые откладывают на будущее? (Сбережения).

5. Стоимость одной вещи, предмета? (Цена).

6. Люди, которые коллекционируют и собирают монеты (Нумизматы).

- Какое слово получилось?

- БЮДЖЕТ

- Что такое бюджет? (это план доходов и расходов)

- О каком бюджете говорили на прошлом уроке? (государственном)

- Может ли быть другой бюджет, кроме государственного? (Ответы учеников).


Дети отвечают на вопросы учителя о государственном бюджете





Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные: уметь  извлекать важную информацию из доклада одноклассника.

3.Актуализация знаний.

Постановка проблемы.

Определение темы урока. Постановка цели  урока.

 Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь  проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока


 - Ребята, давайте посмотрим сценку, приготовленную вашими одноклассниками. После просмотра вы ответите мне на вопрос, о каком виде бюджета идёт речь?

Папа.  Семья, радуйтесь! Я зарплату получил! Завтра куплю лодку! Летом будем рыбу с лодки ловить.

Мама.  Еще чего выдумал! Я уже два года в одной шубе хожу! Мне нужна новая!

Сын. Мам, пап! Если вы не знаете, на что деньги потратить, отдайте их мне. Я уже все решил! У всех ребят в классе есть планшеты, а у меня – нет.

Дочь. Бабушка, дедушка! А вы чего молчите? Что вам – то нужно? Вот мне, например, куклу новую! И шоколадку хочется!

Дедушка. Нет, внученька! Ничего нам не нужно! У нас все есть.

Бабушка. Скоро пенсию получим. Купим лекарства, продукты да за квартиру заплатим. А больше нам ничего не нужно.

- Какой вид бюджета мы рассмотрели? (семейный)

- Сформулируйте тему урока.

- Определите цели и задачи урока.






Слушают выступление

Рассуждая подходят к теме урока – «Семейный бюджет».

- Узнать, что такое семейный бюджет, для чего он нужен, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи.















Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

4."Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.

Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и разобраться, из чего складывается семейный бюджет, запомнить новые термины, определить приоритеты семейных расходов.


- Кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги? Каким образом?

- А как вы думаете, из чего   складывается семейный бюджет?

(Доходов и расходов).

–Чтобы разобраться в этих понятиях, поработаем с текстом в группах. 

-Предлагаю вам поиграть в ролевую игру.

Каждая группа - это отдельная семья (Ивановы, Петровы, Сидоровы)

- Обсудите, кто в вашей семье будет главой, распределите обязанности.

Прочитайте текст. Найдите в тексте доходы семьи Ивановых, и выделите маркером.

Доходы семьи Ивановых

 В нашей семье 4 человека: Папа, мама, малышка Маша и дедушка. Каждый день папа ходит на работу и получает за это зарплату. Мама сидит дома с малышкой и получает пособие по уходу за ребёнком. Дедушка тоже когда-то работал, но состарился, и теперь ему платят пенсию.

Доходы семьи Петровых

В нашей семье 4 человека: Папа, мама, студент Миша и бабушка. Каждый день мама и папа ходят на работу, и получают за это зарплату, студент Миша хорошо учится в институте и получает за это стипендию. Бабушка тоже когда-то работала, но состарилась, и теперь ей платят пенсию.

Другие виды доходов семьи Сидоровых

В нашей семье папа - предприниматель, имеет собственную фирму.  Он получает не зарплату, а прибыль от работы фирмы. Мама - писатель, за свои книги она получает авторское вознаграждение - гонорар. Семья имеет сбережения. Они хранятся в банке, и банк регулярно выплачивает за это определённую сумму денег - проценты. 

– Какие слова для вас новые? Непонятные?

-Обратимся за помощью к учебнику окр.мира (чтение вслух- 2 ученика)

-Что такое гонорар? 

- Процент?

- Прибыль?




Дети работают в группах, выполняют задание, заполняют кластер.

Работа с учебником.

Познавательные: логический – анализ объектов с целью

выделения признаков;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Регулятивные: уметь  извлекать важную информацию из доклада одноклассника.

5. Физминутка  


-Я буду называть фразеологизмы. Если они будут иметь значение - дорого, то вы поднимаете руки вверх, если в значении - дёшево - приседаете.

Купить за бесценок

Не подступиться к цене

Купить по божеской цене

Как задаром

Цена кусается

За грош

Не по карману



Выполняют упражнение


6. Первичная проверка понимания.

Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала.



– В каждой семье свои доходы и расходы. Научимся на практике планировать семейный бюджет в этом нам поможет математика

–Ваша задача - сосчитать общий доход вашей семьи и заполнить таблицу. 

Ивановы

Папа зарабатывает в месяц 300 рублей. Дедушке выплачивают 200 рублей пенсии. Мама получает пособие по уходу за ребёнком 200 рублей (700)

Петровы

Мама работает и получает зарплату 200 рублей. Папина зарплата составляет 300 рублей. Студент Миша хорошо учится и получает стипендию 100 рублей (600)

 Сидоровы

Папа - предприниматель за месяц получил 600 рублей прибыли. Мама-писатель за книгу получила гонорар, который составил 300 рублей. Семья имеет сбережения в банке. В этом месяце им были выплачены проценты в сумме 100 рублей. Каков доход за месяц семьи Сидоровых? (1000)


Считают доходы своих семей, заполняют кластер.






Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование.

   

 

8. Контроль знаний.

Цель: проконтролировать усвоение нового материала.


- Я предлагаю вам  встретится с нашими любимыми героями м/ф «Зима в Простоквашино». Внимательно посмотрите фрагмент.

- Ответьте на вопрос: Почему Матроскин поссорился с Шариком? (Израсходовал деньги на ненужный товар).

- Почему он так это сделал?

(Не знал, как правильно распределить деньги).

-Чтобы не оказаться на месте Шарика, предлагаю вам составить свой план расходов.










Смотрят, рассуждают, отвечают на вопросы.

Заполняют кластер.

Выступления «семей», объяснение ими своего выбора.
















Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.


Выступление по плану

Мы выбрали…(товары и услуги)

Наш расход составил…рублей

Мы выбрали схему, где …превышает (равен)…

Дохода нашей семье …(хватило, не хватило)

 -Если доходы больше расходов, то возникает экономия средств

-Если доходы меньше расходов, то это дефицит

-А если доходы и расходы равны, то это сбалансированный бюджет

–В каком семейном бюджете образовался дефицит?

-Что делать, если дефицит денег в семейном бюджете? (надо экономить)

-На чём можно сэкономить?

-В каком экономия?

- А если в бюджете деньги остались, что можно с ними сделать? (ответы детей)

-В каком сбалансированный бюджет?

-Хорошо ли, если доходы=расходам?

-Какая схема более выгодная для семьи?

Д/з

- Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию.

1.Пересказать материал учебника.

2. Выполнить задания в рабочей тетради.

3. Распланировать бюджет своей семьи на месяц.

Рефлексия:

На доске прикреплены кошельки для каждой группы. У детей в конвертах монеты номиналом 3 рубля, 4 рубля, 5 рублей. Оцените свою работу на уроке, выберите монету и положите в кошелёк!

Выступление экспертов

Выступление детей по плану.

Регулятивные: самостоятельно выбирать варианты ответов на поставленные вопросы.





















Материалы к уроку.



Тест

Вопрос

Вариант ответа

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

б) зарплата;

г) налог;

д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

т) доходов;

п) расходов;

к) гонорара

Слово










Карточка 1.

Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «денежки».


Доходы.

Зарплата папы – 50 денежек

Зарплата мамы – 30 денежек

Пенсия дедушки – 10 денежек

Пенсия бабушки – 10 денежек

Стипендия старшего сына (дочери) –2 денежки

Пособие – 1 денежка

 

Доход вашей семьи:

 

Карточка 2.

Сейчас вы получите карточку №2, на которой будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести  на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их также надо отметить в вашем списке «Расходы» галочкой.

 

Расходы.

Лекарства .

Продукты .

Одежда, обувь.

Бытовая химия. 

Предметы личной гигиены.

Транспорт (автобус, такси).

Велосипед.

Спортивная (музыкальная) школы,  кружки .

Книги, канцелярские товары.

Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья).

Кроссовки (босоножки).

Игрушки .

Видеокассеты (диски).

Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея.

Отдых, поездка .

 



Проставьте цены рядом с галочками, выбранных товаров и  услуг.

Расходы.

Лекарства – 2 денежки.

Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 50 денежек.

Одежда, обувь – 10 денежек.

Бытовая химия  - 2 денежки.

Предметы личной гигиены – 2 денежки.

Транспорт (автобус, такси) – 4 денежки.

Велосипед – 20 денежек.

Спортивная (музыкальная) школы,  кружки - 5 денежек.

Книги, канцелярские товары – 2 денежки.

Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья) – 20 денежек.

Игрушки – 3 денежек.

Видеокассеты (диски) – 3 денежки.

Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея – 6 денежек.

Отдых, поездка – 40 денежек.

 

Расход:

 

- Сравните доходы и расходы вашей семьи. (Обсудите в семье.)

Ответы детей.

- Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье?

Обсудите в группе.

Можно ли сэкономить на квартплате? На какой ее части? Экономить воду! Каким образом? Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение, не лилась вода . Часто бывает так, что вы ушли из своей комнаты, оставив там включенными телевизор и свет. Пока вы пьете чай на кухне, электричество горит зря. Выключив его перед уходом, вы экономите деньги.

Можно ли сэкономить на продуктах? Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты, крупы, мясо, рыбу и молоко. Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, чупа чупсов, печенья. Без этих продуктов мы вполне может обойтись, если на них нет денег.

Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Если родители вынуждены купить вам третьи джинсы за осень, потому что вы порвали предыдущие двое, то о покупке нового красивого джемпера (или кроссовок) придется забыть на долгое время.

Можно ли сэкономить на транспорте? Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться.

Конечно, можно не ходить в кино, театры, музеи, на занятия в секции и кружки. Но не стоит так обеднять свою жизнь из за того, что вы хотите купить себе какую- то игру.

Вывод:  Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.

Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнен или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких то покупок. А может быть, родителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.

Вывод: У нас с вами появился небольшой опыт составления семейного бюджета.

Оцените свою работу в группе смайликом.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!