СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар для педагогов "Инфографика и скрайбинг, как прием визуализации данных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель семинара: повышение профессионального умения педагогов-участников по работе с технологиями инфографики и скрайбинга.

Просмотр содержимого документа
«Семинар для педагогов "Инфографика и скрайбинг, как прием визуализации данных"»



ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СНЕЖНОЕ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СНЕЖНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА № 7 «СОЛНЫШКО» Г.СНЕЖНОЕ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

86500, г.Снежное, ул.Мурманская д.51

Тел.071-304-28-24 e-mail: doy7sonechko@ yandex.ua





Семинар с элементами мастер-класса

«Инфографика и скрайбинг, как прием визуализации данных»









Подготовила:

заведующий МДОУ №7 г.Снежное

Ю.Б. Дадыка















Снежное, 2020

Цель семинара: повышение профессионального умения педагогов-участников по работе с технологиями инфографики и скрайбинга.

Задачи семинара

- Раскрыть содержание понятий «инфографика» и «скрайбинг».

- Понять, может ли инфографика и скрайбинг, как педагогические приемы подачи информации использоваться в образовательном процессе;

- Научиться создавать свою инфографику и скрайбинг.

Ожидаемые результаты работы:

  • Научимся анализировать информацию для дальнейшего её преобразования в графический вид;

  • Научимся создавать инфографические объекты;

  • Научимся использовать инфографику и скрайбинг в работе с педагогами и детьми, сможем привлечь их к самостоятельному созданию инфографики в образовательных целях.

Материалы: бумага, фломастеры, картинки для создания инфографики и скрайбинга, наглядность для выступления, телевизор.

План семинара:

  1. Вступительное слово.

  2. Что такое инфографика и для чего она используется? Этапы создания инфографики.

  3. Видео о инфографике. https://youtu.be/FeM-N1p5LDg

  4. Работа в группах. Создание инфорграфики из сказки.

  5. Что такое скрайбинг? Виды скрайбинга. Сценарии скрайбинг презентации.

  6. Видео о скрайбинге. https://youtu.be/V8CjBKApNGc

https://youtu.be/egM-ZDz1VcA

https://youtu.be/jsEFp2xHd-w

  1. Работа в группах. Создание скрайбинга по детским стихотворениям.

  2. Рефлексия.

Ход:

Я рада приветствовать Вас на нашем семинаре. Надеюсь, что он будет интересным, полезным, а главное принесет Вам положительные эмоции.

Как известно, человеческий мозг устроен таким образом, что большая часть обрабатываемой им внешней информации, так или иначе, имеет визуальный характер. Проще говоря, окружающий нас мир мы более чем на 90 % воспринимаем глазами, и остальные органы чувств играют лишь вспомогательную роль.

Сейчас мы на примере замечательной детской сказки попробуем разобраться в теме семинара. Мы все с Вами прекрасно с ней знакомы, нам рассказывали эту сказку наши мамы, бабушки и мы тоже рассказываем ее своим детям.
















Это русская народная сказка «Колобок» преобразованная из текстовой информации в графическую. Данный вид подачи информации, называется ИНФОГРАФИКА.

Инфографика - (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γραφικός — письменный, от γράφω — пишу) — это графический способ подачи сложной информации, данных и знаний. Инфографику применяют, когда необходимо сжато визуализировать большой объем информации. Также это одна из форм графического и коммуникационного дизайна.

Для чего используется инфографика?

Сфера ее применения может быть любой. Нередко учащиеся, педагоги и студенты для восприятия большого количества учебного материала пользуются именно инфографикой. Инфографику применяют и в проектной деятельности. Ее целесообразно применять при представлении проектов как часть презентации. Инфографика – не новое изобретение, но это свежее и интересное средство, может оказать большое влияние на современную коммуникацию. Также инфографика активно используется в различных областях - начиная от прогноза погоды и журналистики, и заканчивая наукой и образованием. Преимущества инфографики в том, что ее легко понять, происходит визуализация данных, люди запоминают 83% увиденного и 20% прочитанного.

В инфографике используются разные средства визуализации:

·         графики;

·         изображения;

·         информационные плакаты;

·         диаграммы;

·         таблицы;

·         карты;

·         схемы;

·         инструкции-памятки и т.д.

Существует два подхода работы с инфографикой в образовательном процессе:

  • Первый вариант - инфографика создается педагогом для решения образовательных задач, в первую очередь, для привлечения внимания педагогов на любых методических мероприятиях, а также привлечения внимания детей к теме занятия. По большому счёту - учебные плакаты в большинстве своем можно отнести к инфографике. Но этот вариант не подразумевает участия детей или педагогов - этот процесс мы можем ассоциировать с "можем смотреть, но не можем участвовать"

  • А второй вариант более успешен – педагог/ребенок, проведя собственное исследование, работая в над темой, анализирует материал, выделяет акценты и самостоятельно создает инфографику. Работа над ней способствует более тщательному изучению материала, развивает критическое мышление. Работать над созданием инфографики можно коллективно, это уже другая форма работы с детьми, но не менее важная. В процессе у ребят появляются навыки работы в команде.

Несмотря на то, что инфографический дизайн применяется давно, не каждая схема является инфографикой. Инфографика соединяет в себе и схематичные выражения, и иллюстрации, и диаграммы и др.

Самое главное, что должна содержать в себе инфографика - это СМЫСЛ, идея, которую хочет визуальным образом передать педагог или ребенок. А уж область применения инфографики - самая широкая - от объявлений до выражения собственных исследований!

Этапы создания инфографики:

1 этап- это выбор темы. Актуальность и востребованность, а также ориентирование на читателя, для которого создается инфографика - вот главные критерии, которые должны быть учтены при выборе тем.

2 этап – сбор информации. Чем более полнее и качественней будет собранная информация, тем лучше.

3 этап – аналитика и обработка информации. Всю информацию необходимо отсортировать и оставить самое важное.

4 этап – выбрать тип инфографики, необходимо обдумать наиболее подходящий формат для передачи данных в соответствии с выбранной темой и возрастом детей.

5 этап – построение доступной визуализации, верстка. Как только читателя привлек центральный элемент, можно переключить внимание на данные, расположенные по сторонам, причем как графически, так и текстовые. На данном этапе создается законченная информационная композиция.

А сейчас предлагаю Вам окунуться в детство и объединиться в 2 команды. Перед Вами расположен ватман и вырезанные сказочные герои из всем известных сказок «Теремок» и «Рукавичка» (предварительно героев сказки вырезали, сделав по несколько копий), прошу Вас представить эту сказку в виде инфографики (10 мин). Презентация своей инфографики.

Как мы видим, данный педагогический прием можно использовать в работе с педагогами, родителями и старшими дошкольниками.

Наряду с инфографикой можно использовать такой не менее эффективный прием как скрайбинг.

Что же такое скрайбинг?

Скрайбинг (от английского " scribe " - набрасывать эскизы или рисунки) - новейшая техника презентации. Это искусство отражать свою речь в рисунках, весь этот процесс происходит в реальном времени параллельно с рассказом говорящего.

Специалиста в данной области принято называть скрайбер, а презентацию, которую он создает – скрайб .

Считается, что скрайбинг изобрёл британский художник Эндрю Парк для организации, занимающейся популяризацией научных знаний.

В скрайбинге речь выступающего иллюстрируется "на лету". Получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах.

Создатели скрайбинга используют различные типы изображений: рисунки, пиктограммы, символы, отдельные ключевые слова (надписи, лозунги), схемы и диаграммы. В идеале, глядя на скрайб-рисунки, слушатель должен воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Если рисунки подобраны в меру и правильно, это не составит особого труда.

В детстве мы все были немного скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. Таким образом, мы пытались донести информацию, содержащуюся в наших головах, до других людей.

Поэтому при создании скрайбинга важно не КАК рисовать, а ЧТО рисовать.

Плюсы и минусы скрайбинга.

ПЛЮСЫ:

1 . Необычность, оригинальность.

2. Краткость и образность.

3. Большая степень усвоения материала аудиторией.

МИНУСЫ:

1. Большие временные затраты: написание сценария, тренировки в рисовании, озвучивание, съемки, монтаж фильма.

2. Технические трудности.

Виды скрайбинга.

Магнитный: готовые изображения лепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

Аппликационный: в кадре выкладываются готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

Скрайбинг  рисованный. Это классический вариант скрайбинга. Человек рисует параллельно с текстом. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.

Скрайбинг – аппликация. На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются)   готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы: Moovly, Российское при­ло­же­ние для iPad, VideoScribe http://www.powtoon.com/

Самый популярный вариант — используем специальные сервисы
  • PowToon

Преимущества: Создавайте видео презентации за пару кликов. На сервисе доступны готовые шаблоны, дополнительные скачиваются отдельно.
Все бесплатно и с четкими инструкциями. Понравившимся шаблоном можно легко поделиться с коллегой через фейсбук или отправить по почте. Подробное меню поможет создать ролик длительностью до 5 минут.
Минус: сложно самостоятельно разобраться.

  • GoAnimate позволит сделать из презентации мультик.

Преимущества: обширная база шаблонов, эффектов, фонов вместе с подсказками помогут почувствовать себя мультипликатором Pixar.
Минус: бесплатная версия только 14 дней, но потом можно повторно зарегистрироваться, использовав другой почтовый ящик.

  • Sparkol VideoScribe 

Преимущества: бесплатно, просто, быстро — за пару минут у вас готов ролик. Огромная база готовых шаблонов (например, вид руки, которая рисует), позволяет создать оригинальную анимацию без навыков художника или дизайнера.
Минус: нужно скачивать и устанавливать программу, только англо- и испаноязычное меню.

  • Animaker. Англоязычный сервис для создания 2D и 3D-графики.

Преимущества: облачный ресурс позволяет дорабатывать видео с любого гаджета и совершенно бесплатно (правда, длительностью до 2 минут). Есть обучающие ролики и блог, который поможет сделать первые шаги.
Не знаете английского?
Совет для вас
: используйте интернет-браузер Google Chrome. Этот браузер может переводить любые сайты на русский язык. Да, местами получается коряво, но разобраться можно. Чтобы перевести сайт, нажмите на странице правой кнопкой мыши и выберите «Перевести на русский».

Основные этапы скрайбинга:

  • Разработать идею

  • Подготовить сценарий

  • Подготовить рисунки-скетчи

Скрайбинг может быть представлен в двух вариантах:

Вариант «здесь и сейчас»: педагог визуализирует показываемый материал по мере его представления детям или коллегам (например, рисует на доске)

Вариант «подготовься заранее»: подразумевает предварительную подготовку иллюстрированного материала (например, создание презентаций).

Рисовать в скрайбинге можно все, что угодно, главное - донести информацию до зрителя и слушателя.

В ходе работы над эскизами определяемся:

  1. В какой последовательности рисуем изображения (все по сценарию);

  2. Какой цвет используем для каждого рисунка (скрайберы советуют не больше трех, можно вообще всю презентацию "отрисовать" черным маркером);

  3. Закрашиваем изображения или ограничиваемся только контурами: закрашивать изображение имеет смысл, если цвет очень важен, например, когда мы рассказываем о национальном флаге.

  4. Где на слайде будет располагаться каждый рисунок (слева-справа, сверху-снизу): традиционно рисунки заполняют слайд слева направо сверху вниз;

  5. Каков размер каждого изображения на слайде (картинки не должны быть слишком мелкими, но при этом должны умещаться в слайд);

  6. Насколько детальным будет рисунок (для изображения дерева, например, достаточно будет нарисовать ствол и крону; рисунок белого медведя будет более подробным).

Как писать сценарий?

Итак, вы решили создать первую скрайб-презентацию. К чему приступить? На что замахнуться? Для начала предлагаю написать сценарий будущего шедевра.

Что делать? Мой совет: выбирайте "хорошо иллюстрируемую" тему, то, что возможно нарисовать или представить в картинках и схемах. Хорошо «иллюстрируются» экология, этнография, история. Чуть сложнее «нарисовать» художественное произведение.

После того, как определились с темой, приступаем к сбору материала. Печатные источники информации и Интернет к вашим услугам! Чтобы не погрязнуть в обилии фактов и цифр при отборе материала время от времени задавайте себе три волшебных вопроса: "Это важно? Это интересно? Это можно нарисовать?".

1 вариант сценария – последовательный. Отлично подходит для "экранизации" художественных произведений. История неспешно развивается, одно событие вытекает из другого.

2 вариант сценария. В центре презентации - один герой (явление, историческое событие и т.д.). Эпизоды презентации помогают нам лучше понять и представить этого героя, как кусочки пазла, создают общую "картинку".

Таким образом, технология скрайбинг — это творческий процесс, который может быть использован при изучении нового материала, закрепления и обобщения, в проектной деятельности.

Обучающийся должен не столько уметь рисовать, сколько быстро находить точные и простые визуальные символы для понятий или явлений.

Не менее важные качества — умение внимательно слушать, анализировать информацию и выделять главное.

Главное в скрайбинге — эффект параллельного следования: голосовое повествование последовательно сопровождается набросками и зарисовками, нередко еще и текстовой записью опорных понятий.

На практике это выглядит, например, вот так: видео

https://youtu.be/V8CjBKApNGc

А теперь давайте попробуем создать свой вариант скрайбинга по детским стихотворениям «Наша Таня громко плачет» и «Зайка». Представители команд создают рисованный скрайбинг.







Рефлексия.

Хочется закончить наше мероприятие словами немецкого архитектора Мартина Оберхаузера. «Информация прекрасна и жить без нее невозможно. Но она нуждается в ком-то, кто отфильтрует массивы окружающей нас информации и приведет ее к читабельной и полезной форме…»  

Я уверена, что сегодня мы с Вами были теми людьми, которые поняли принцип преобразования информации для удобного использования.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!