Муниципальное казённое учреждение дополнительного профессионального образования Куйбышевского района «Информационный учебно- методический центр»
ФГОС СОО: обновленное содержание, механизмы реализации.
К у р я т о в а Е . Г . , м е т о д и с т М К У Д П О И М Ц
2023 г
Правовые нормы:
Федеральный закон от 24 сентября 2022 года N 371-ФЗ
Письмо Минпросвещения от 13 января 2023 г. N
03-49 «О направлении методических рекомендаций»
Письмо Минпросвещения от 16 января 2023 г. N 03-68 «О направлении методических
рекомендаций»
ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022)
"Об образовании в Российской Федерации"
Приказ Минпросвещения от 12.08.2022 № 732
«О внесении изменений в ФГОС СОО».
Приказ Минпросвещения от 23.11.2022 «Об утверждении федеральной программы среднего общего образования»
Обновленные ФГОС СОО
приказ Минпросвещения от 12.08.2022
№ 732
Приводят Стандарты в соответствие Федеральному
закону «Об образовании в Российской Федерации»
Устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения)
Детализируют условия реализации образовательных
программ
Конкретизированные результаты систематизированы
Ключевая педагогическая задача: создание условий, инициирующих действие обучающегося
Требования к результатам реализации ОП сформулированы в
категориях системно-деятельностного подхода.
Ориентация на формирование системы ценности и мотивов
Личностные результаты
(ценности и мотивация)
Три группы УУД: познавательные, коммуникативные и
регулятивные действия
Метапредметные
результаты
Конкретизация и
систематизация предметных результатов
Предметные результаты
Планируемые результаты
Приказ Минпросвещения от 12.08.2022
№ 732
Гл. 2 п.7.1 Личностные результаты
сгруппировали по направлениям воспитания:
Гл.2 п. 8 Метапредметные результаты
конкретизировали по видам УУД и
сгруппировали по трем направлениям:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
- овладение универсальными учебными
регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль,
эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.
- трудовое;
- трудовое;
- трудовое;
- ценность научного познания;
- эстетическое.
- эстетическое.
Планируемые результаты
Гл.2.п.9. Предметные результаты
Для 10 учебных дисциплин установили
требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня
- В новой редакции ФГОС СОО определили четкие требования к
предметным результатам по каждой учебной дисциплине
«Литература», «Иностранный язык»,
«Математика», «Информатика»,
«История»,«География», «Обществознание»,
«Физика», «Химия» и «Биология».
В перечень предметов, которые сдают в форме ГИА, включили родной язык
и родную литературу. Эти предметы выпускники могут сдавать по выбору.
Предметные области и предметы
Изменены названия двух предметных
областей:
«Общественно-научные предметы»
«Общественные науки»
« Е с те с т в е нн о -н ау чн ы е предметы»
«Естественные науки»
Предметные области и предметы
Изменен перечень учебных дисциплин
математического анализа»
- «Вероятность и статистика»
«Математика»
«История»
«Физика»
«Обществознание» (У)
Учебный план
приказ Минпросвещения от
12.08.2022 № 732
Увеличено количество учебных предметов на уровне СОО
Русский язык (Б)
Биология (Б, У)
13
О б яз а те л ь ных
предметов
п. 18
пп.18.3.1
История (Б, У)
Литература (Б, У)
Математика (Б, У)
Обществознание (Б, У)
Информатика (Б, У) Иностранный язык (Б,
География (Б, У)
Физическая культура
У)
Физика (Б, У)
(Б)
ОБЖ (Б)
Химия (Б, У)
Не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне
Профиль
Предметные области
Технологический – ориентирует на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности
Предметы для углубленного изучения
«Математика и информатика» и
«Математика и информатика» и
Естественно-научный – ориентирует на
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, вероятность и статистика; информатика; физика
« Е с т ес тв енн о - нау ч н ые предметы»
Элективные курсы
Гуманитарный – ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и т. д.
Компьютерная гр а ф и к а; б и ох и м и я ; индивидуальный проект
«Русский язык и литература»,
медицину, биотехнологию и т. п. области
«Е с т ес тв енн о - нау ч н ые предметы»
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, вероятность и статистика;
Социально-экономический – ориентирует на профессии, которые связаны с социальной сферой, финансами и экономикой, обработкой информации, на сферы деятельности: управление, предпринимательство, работа с финансами и т. д.
«Общественно-научные предметы» и «Иностранные языки»
Теория познания; биофизика;
химия;биология
«Математика и информатика»,
индивидуальный
Психология; право; индивидуальный проект
Иностранный язык; история
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, вероятность и статистика;
проект
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, вероятность и статистика;
«Математика и информатика»,
« Об щес тв енн о -нау ч н ые предметы»
«Русский язык и литература»,
«Русский язык и литература»,
история
география
«Общественно-научные
Технология;
Литература;
«Математика и информатика»,
Литература Иностранный язык
Экономика,
«Иностранные языки»
Дизайн;
предметы»
ин д и в и д уал ь н ый проект
« Е с т ес тв енн о - нау ч н ые предметы»
«Русский язык и литература»
математика: алгебра и начала
ис т ор и я ро д н ог о к р ая ; индивидуальный проект
индивидуальный
Литература М а т е м а т и ка
«Математика и информатика»
математического анализа, геометрия,
проект
И н д и в и д уал ь н ый проект
вероятность и статистика; биология
И н д и в и д уал ь н ый проект
Универсальный профиль – для
обучающихся, которые не определились с выбором или имеют запросы,
выходящие за рамки обычных профилей
Учебный план
Приказ Минпросвещения от 12.08.2022 № 732
Наличие в организации
необходимых условий
Второй иностранный
язык, родной язык, родная
литература.
П и с ьм енн ые з аяв л е н ия родителей
СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021
ФГОС СОО в предыдущей редакции ФГОС СОО в новой редакции
2170 2170
Границы аудиторной нагрузки
Минимум
Максимум 2590 2516 меньше на 74 ч
Учебный план гуманитарного профиля на уровень СОО
Учебный план
Приказ Минпросвещения от 12.08.2022 № 732
Замену учебного предмета
«Физическая культура» на учебный предмет
«Адаптивная физическая
культура»
УП АООП
предусматривают:
Включение во внеурочную деятельность занятий по Программе
коррекционной работы
Учебные планы в АООП СОО могут предусматривать
изучение всех предметов на
базовом уровне
.
Требование к электронной среде
условия использования электронной информационно-образовательной среды должны обеспечивать безопасность:
- хранения информации об участниках
образовательных отношений;
- цифровых образовательных ресурсов,
используемых школой ;
- организации образовательной деятельности в
соответствии с гигиеническими нормативами и санитарно-эпидемиологическими требованиями .
продолжительность использования ЭСО на уроке
продолжительность использования различных типов ЭСО – таблица 6.8 СанПиН 1.2.3685-21.
Программа коррекционной работы
Структура программы коррекционной работы
- Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении среднего
общего образования.
- Перечень и содержание индивидуально ориентированных направлений работы.
- Систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учеников с ОВЗ, которое включает комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения ООП СОО.
- Механизм взаимодействия, который предусматривает общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики педагогических работников, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательной организации и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
- Планируемые результаты коррекционной работы.
ФООП СОО
В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, в соответствии с ч. 65 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» утверждены ФООП НОО, ФООП ООО, ФООП СОО.
ФЗ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
10_1) федеральная основная общеобразовательная программа - учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы;
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 24 сентября 2022 года N 371-ФЗ )
Структура и содержание ФООП
ФООП состоят из трех разделов :
Ц е л е в ой
Содержательный
Организационный
Федеральные рабочие программы учебных предметов:
Русский язык, Литература,
Обществознание, История, география, ОБЖ.
Структура и содержание ФООП
пункт 10.1. ст. 2 Федерального закона 273-ФЗ
ФООП включают учебно-методическую документацию:
федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, федеральную рабочую программу воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы.
Для каждого из профилей предлагается
от двух до семи вариантов УП
ФОП СОО включает 19 вариантов ФУП
Федеральный календарный учебный график устанавливает начало и окончание учебного года, продолжительность учебных четвертей и каникул, продолжительность уроков, перемен и распределение образовательной недельной нагрузки обучающихся.
ст.12 и ст.28 ФЗ ОО вправе самостоятельно разрабатывать календарный учебный график.
Система оценки
Ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
..осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательной организации. Образовательные организации устанавливают формы, периодичность и порядок их проведения; ведут индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранят в архивах информацию об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.
Ориентация оценки на управление качеством образования
В ажнейшей функцией становится ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов, обеспечение на этой основе эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Система оценки
Формы оценки
Внутреннее
(внутришкольное)
оценивание
Критериальное оценивание
Внешнее оценивание
ГИА (ОО, СОО)
Промежуточную
аттестацию
Текущую оценку
Т р а ди ци онн а я пятибальная система
Комплексные (диагностические)
Стартовые
(диагностические) работы
работы
В П Р
М он ит о ри н г о в ые исследования
Особенности системы оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной
программы.
О це н ка
Функциональной
грамотности
Л и ч н ост н ых результатов
М ет а предмет н ых результатов
П р е дмет н ых результатов
Спасибо за внимание!