СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум для педагогов "Эмоциональная культура педагога"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для педагогов "Эмоциональная культура педагога"»

Семинар для педагогов

«Эмоциональная культура педагога»


Цель: развивать эмоциональную отзывчивость, эмоциональную выразительность и эмоциональную устойчивость у педагогов.


Ход занятия

Слово ведущего

Педагогическая профессия предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности.

Переживаемые негативные эмоциональные состояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: трема рук, заметные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердцебиение. Это отрицательно сказывается на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижение работоспособности.

Учитель в своей деятельности должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач, не зависимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание и оставаться для учеников примером в личностном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.

Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. Важнейшими её показателями являются эмоциональная устойчивость, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная выразительность.


Упражнение: «Передай эмоцию».

Цель: развитие навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей.

Время проведения: 5-10 минут

Инструкция: Участники становятся в затылок друг к другу. Ведущий просит последнего участника задумать какую-либо эмоцию и передать её стоящему перед ним человеку без слов (прикосновением, жестом, мимикой). Задача заключается в том, чтобы каждый следующий человек передавал ту эмоцию, которую «получил», своими средствами. Когда первый человек получил «эмоциональное послание», его спрашивают, какую, по его мнению, эмоцию хотел передать ему сосед. Затем второй человек говорит, какую эмоцию он получил и передавал, и так продолжается до последнего участника. Начать желательно с более легких (для изображения) эмоций – счастье, печаль, страх, а потом перейти к более сложным – гнев, разочарование, удивление.

Вопросы для обсуждения:

- Легко ли было передать задуманную эмоцию?

- Каков механизм узнавания эмоций?

- Были ли верно угаданы эмоции?

- Какие эмоции угадывались легче?


Упражнение: «Карусель общения»

Цель: развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах

Инструкция: Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

«Я люблю…»

«Меня радует…»

«Мне грустно когда…»

«Я сержусь, когда…»

«Я горжусь собой, когда…»


Слово ведущего

Большинство людей время от времени в определенных ситуациях бывают эмоционально неустойчивыми. Учителя также не свободны от ошибок. У них есть свои проблемы, которые могут вызвать конфликт, фрустрацию, обиду, чувство вины, но педагоги несут большую ответственность за их разрешение, чем представители других профессий, потому что в проблемные ситуации включены их ученики. Но как иногда трудно бывает себя сдержать!

Из многочисленных приёмов повышения эмоциональной устойчивости, прежде всего можно рекомендовать следующие:

  1. Пытайтесь заменять отрицательное эмоциональное состояние положительным на основе волевого усилия, самовнушения, тренировки.

  2. Накапливайте и фиксируйте собственный опыт педагогических находок, успехов, достижений, добрых слов и дел.

  3. Чаще пользуйтесь добрым юмором, поддерживающей шуткой.

  4. Овладейте и систематически пользуйтесь одной из систем релаксации (расслабления), подходящей вам.

  5. Занимайтесь профилактикой фрустрирующих ситуаций, прогнозируйте ответную реакцию учеников на ваше поведение, чтобы потом не жалеть о содеянном.


Упражнение: «Атомы и молекулы»

Цель: разделить участников на малые группы.

Время проведения:1-2минуты.

Инструкция: Ведущий называет какое-либо число от 1 до 9. Игрокам надо объединиться в группы с таким количеством человек. В результате этой игры участников разбивают на 2 группы для следующей игры


Упражнение: «Способы саморегуляции в ситуации стресса»

Цель: ознакомление с техниками саморегуляции эмоционального состояния.

Материалы: ватман, фломастеры.

Время проведения:10 минут работа в группах, 5-7 обсуждение.

Инструкция: Участники разделены на 2 группы, каждая из которых необходимо ответить на вопрос:

  • Как боретесь с негативными эмоциями?

В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями (варианты ответов могут быть представлены как словами, так и форме рисунка).


Возможные варианты ответов:

1. Спортивные занятия.

2. Контрастный душ.

3. Мытье посуды.

4. Рисование. Кляксы.

5. Скомкать газету и выбросить ее.

6. Спеть любимую песню, послушать музыку, посмотреть телевизор.

7. Покричать то громко, то тихо.

8. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

9. Смотреть на горящую свечу.

10. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

11. Погулять в лесу.


Слово ведущего

Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения.

Разумеется, она не решает всех забот и проблем, но, тем не менее, ослабит их воздействие на организм, и это очень важно.

Осваивать методы релаксации нужно не тогда, когда, как говорится, «жареный петух клюнет», а заранее, пока для этого нет необходимости.

К методам релаксации относятся:

  • Дыхательные упражнения

  • Упражнения на снятие мышечного напряжения

  • Визуализация


Дыхательная гимнастика

Методика выполнения дыхательных упражнений

  1. Сядьте на стул (боком к спинке), выпрямите спину и расслабьте мышцы шеи.

  2. Руки свободно положите на колени и закройте глаза, чтобы никакая визуальная информация не мешала вам сосредоточиться. Сосредоточьтесь только на своем дыхании.

  3. При выполнении дыхательного упражнения дышите через нос, губы слегка сомкнуты (но не сжаты).

  4. В течение нескольких минут просто контролируйте свое дыхание. Обратите внимание на то, что оно легкое и свободное. Ощутите, что вдыхаемый воздух более холодный, чем выдыхаемый. Следите лишь за тем, чтобы дыхание было ритмичным.

  5. Теперь обратите внимание на то, чтобы во время вдоха и выдоха не включались вспомогательные дыхательные мышцы — особенно при вдохе не следует расправлять плечи. Они должны быть расслаблены, опущены и слегка отведены назад. После вдоха, естественно, должен последовать выдох. Однако попытайтесь продлить вдох. Это вам удастся, если, продолжая вдох, вы как можно дольше удержите от напряжения мышцы грудной клетки. Думайте о том, что теперь вам предстоит продолжительный выдох. Глубокий вдох и последующий продолжительный выдох повторите несколько раз.

  6. Сейчас контролируйте ритм дыхания. Ведь именно ритмичное дыхание успокаивает нервы, оказывает противострессовое действие. Выполняйте медленный вдох, успевая при этом сосчитать в среднем темпе от одного до шести. Затем — пауза. Тренируйте ритмичное дыхание примерно 2—3 минуты. Продолжительность отдельных фаз дыхания в данном случае не так важна — гораздо важнее правильный ритм. Этот простой способ ритмичного дыхания вы можете в любое время вспомнить и повторить.

1. Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом

Упражнение «Отдых»

Исходное положение - стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1—2 минут. Затем медленно выпрямиться.

Упражнение «Передышка»

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания - один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

2. Дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом

Упражнение «Мобилизующее дыхание»

Исходное положение - стоя, сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох - такой же продолжительности как вдох. Затем постепенно увеличивайте фазу вдоха. Ниже предложена цифровая запись возможного выполнения данного упражнения. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, в скобки заключена пауза (задержка дыхания), затем - фаза выдоха:

4 (2) 4, 5 (2) 4; 6 (3) 4; 7 (3) 4; 8 (4) 4;

8 (4) 4, 8 (4) 5; 8 (4) 6; 8 (4) 7; 8 (4) 8;

8 (4) 8; 8 (4) 7; 7 (3) 6; 6 (3) 5; 5 (2) 4.

Дыхание регулируется счетом преподавателя, проводящего занятия, еще лучше с помощью метронома, а дома - мысленным счетом самого занимающегося. Каждый счет приблизительно равен секунде, при ходьбе его удобно приравнивать к скорости шагов.

Упражнение «Замок»

Исходное положение - сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении «замок». Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2- 3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

«Звуковая гимнастика»

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А - воздействует благотворно на весь организм;

Е - воздействует на щитовидную железу;

И - воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О - воздействует на сердце, легкие;

У - воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я - воздействует на работу всего организма;

М - воздействует на работу всего организма;

X - помогает очищению организма;

ХА - помогает повысить настроение.


Упражнения на снятие мышечного напряжения

Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.

Упражнение «Мышечная энергия» (выработка навыков мышечного контроля)

Инструкция участникам:

  • Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!

  • Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец - напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный - напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.

  • Напрягите левую ногу - как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения?

  • Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.

Упражнение «Напряжение - расслабление»

Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Упражнение «Дождик»

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.


Визуализация

Визуализация - это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций.

Упражнение «Концентрация на нейтральном предмете»

В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:

  • Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие.

  • Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.

  • Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.

  • В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.

Рефлексия ощущений:

  • Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте?

  • На чем легче удерживать внимание - на предмете или звуке?

  • От чего это зависит?

  • Какие свойства внимания необходимы для концентрации?



Упражнение «Кинопроба» (на развитие чувства собственной значимости)

Цель: развитие позитивного самовосприятия, на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими

Время проведения: 5-7 минут

Инструкция:

1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: «Я не хочу хвастаться, но...», и дополните фразу словами о своем достижении.



Вопросы для обсуждения:

- Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?

- Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?



Рефлексия занятия

Продолжите незаконченные предложения:

«Во время занятий я поняла…»

«Меня удивило…»

«Я думаю…»

«Я узнал, что…»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!