СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум для воспитателей «Профилактика жестокого обращения с детьми в рамках повышения педагогической культуры» ________________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Повышение качества оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жёсткого обращения взрослых.

Задачи:

  • Познакомить педагогов со способами взаимодействия с детьми, выступая в одной из ролей ситуации жесткого обращения.
  • Расширение арсенала психолого-педагогических средств и методов общения и с ребёнком.
  • Формирование позитивного адекватного отношения к конфликтным ситуациям общения с ребёнком.
  • Расширение арсенала психолого-педагогических средств и методов регуляции эмоционального состояния педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для воспитателей «Профилактика жестокого обращения с детьми в рамках повышения педагогической культуры» ________________________________________»



Семинар-практикум для воспитателей «Профилактика жестокого обращения с детьми в рамках повышения педагогической культуры»

Цель: Повышение качества оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жёсткого обращения взрослых.

Задачи:

  • Познакомить педагогов со способами взаимодействия с детьми, выступая в одной из ролей ситуации жесткого обращения.

  • Расширение арсенала психолого-педагогических средств и методов общения и с ребёнком.

  • Формирование позитивного адекватного отношения к конфликтным ситуациям общения с ребёнком.

  • Расширение арсенала психолого-педагогических средств и методов регуляции эмоционального состояния педагогов.

Ожидаемые результатом семинара-практикума: формирование представлений о занимаемой роли в ситуации жесткого обращения с ребёнком. Выработка алгоритма действий педагога в конкретных ситуациях в зависимости от роли. Повышение уровня психолого-педагогической грамотности в сфере профилактики жестокого обращения с детьми.

Оборудование: столы, стулья, магнитная доска, бумага, маркеры, ручки, презентация, памятки.

Время: 1.5-2 часа.

Ход семинара

Вступление

Насилие по отношению к ребёнку – опасная как для него, так и для участников ситуация, независимо от занимаемой позиции участников. Последствия пережитого насилия сказывается на протяжении всей жизни ребёнка.

Одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия с семьями воспитанников, в рамках этого направления, отдельной строкой выделяют - профилактику форм жестокого обращения с детьми.

В ситуации непосредственного взаимодействия с детьми воспитатель оказывается первым, кто может обнаружить признаки жесткого обращения с ребёнком. Сегодня, я предлагаю рассмотреть три позиции или даже роли, в которых может выступить педагог в общении с детьми.

Первая – это воспитатель-жертва, вторая, воспитатель - свидетель, третья, воспитатель-агрессор. Все три позиции имеют свои нюансы, особенности.

Надеюсь, что наша встреча пройдет в активном режиме обмена опытом. Этот опыт послужит на будущее для выбора правильных решений и стратегий взаимодействия с детьми.

Упражнение «Психологическая зарядка».

Ведущий: Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями.

Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

- Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” похлопайте в ладоши.

- Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.

- Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.

- Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.

- Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.

- Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.

- Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

Прежде чем мы приступим к разбору позиций, стоит сказать о самом главном – о последствиях жестокого обращения и насилия над детьми.

Таблица «Последствия жестокого обращения с детьми» приложение №1

Актуальность данной темы, определяется последствиями жестокого обращения с детьми. В результате жестокого обращения с ребёнком происходят нарушения на всех уровнях функционирования личности.

Нарушения, которые являются следствием различных форм жесткого обращения, могут проявляться в настоящем и это отразится на характере общения ребёнка со сверстниками, особенностях поведения в различных ситуациях.

Однако наибольший вред принесут нарушения, которые отразятся на характере отношения ребёнка к миру социальных и личных отношений во взрослой жизни. Боль и страдания, причинённые в детстве, особым образом сказываются на выборе позиции в общении, на выборе средств и методов взаимодействия с миром.

Специалисты, занимающиеся вопросами профилактики жёсткого обращения с детьми, выделяют ближайшие и отдаленные последствия.
Специалисты отмечают, что у детей, которые хронически подвергаются жестокому обращению, формируются 2 крайности: страхи тревожность и агрессивность.

Таблица приложение №1

Мы рассмотрим три позиции, в которых может оказаться педагог в общении с ребёнком: жертва, свидетель, агрессор. Наша основная задача выработать алгоритм взаимодействия с ребёнком. Рассмотреть методы оказания психолого-педагогической помощи ребёнку.

Первая позиция, когда воспитатель выступает в роли жертвы. Казалось бы как такое возможно, взрослый, который является образцом и носителем норм, правил становится жертвой агрессивного поведения детей.

Встречались ли вам подобные ситуации?

1. Обсуждение ситуации «воспитатель в роли жертвы агрессивного  поведения ребёнка»

1.1 Причины агрессивного поведения дошкольников

Ведущий: предлагаю обсудить: как может поступить педагог в подобной ситуации?

- Первый вариант: самый простой – ответить агрессией на агрессию.

Как вы думаете, почему так происходит?

Какой будет результат, изменит ли ребёнок свое поведение сейчас?

Какой вывод он сделает из ситуации?

Ведущий: Если воспитатель выбирает первый вариант, то ребёнок получает подтверждение своей модели поведения – любую проблему можно решить силой, если кричать, бить, ругать то можно получить то, что хочешь и самое главное это работает.

- Второй вариант: выступить в роли родителя – осудить, прочитать нотацию, запретить, ввести ограничения.

Причина – вполне понятна, воспитатель воспитывает, он должен объяснить как правильно себя вести, указать на нарушение, обозначить правила поведения и общения.

Всегда ли это работает?

Особенно с ребёнком, который привык вести себя агрессивно с взрослым?

Чему в данной ситуации учится ребёнок, что он чувствует?

Ведущий: Выбирая второй вариант, педагог с одной стороны реализует свою профессиональную функцию. Но здесь важно понимать: с помощью, каких средств и методов, и что в данной ситуации видит и понимает ребёнок. А видит он, что его воспитывают, говорят как правильно, в тоже время, его чувства и эмоции отходят на второй план.

- Третий вариант: постараться понять, принять, и помочь справится с собственной агрессией, так как это реакция ребёнка, модель поведения, которую необходимо менять.

Важно понимать, что в непосредственной ситуации общения, когда ребёнок ведет себя агрессивно, грубит, нужны конкретные шаги и действия, чтобы направить эту агрессию в сторону или снизить эмоциональный накал.

Упражнение «Мозговой штурм»

Ведущий: предлагаю провести «мозговой штурм» на тему – почему ребёнок может вести себя агрессивно, непосредственно в ситуации общения.

Участники предлагают аргументированные ответы, возможно обсуждение.

С целью закрепления результатов обсуждения ведущий обращает внимание на схему №1 (приложение №2)

1.2 Методы и приемы оказания психолого-педагогической помощи агрессивному ребёнку

Ведущий: поговорим о способах помощи ребёнку, напомню, что мы рассматриваем данную ситуацию, с точки зрения профилактики жесткого обращения с детьми, и сам факт агрессии к вам со стороны ребёнка, может указывать, на то, что к ребёнку в семье применяется физическое или психологическое насилие. Сама проблема агрессивного поведения детей гораздо шире и требует отдельного рассмотрения.

Мы выбираем третью позицию, при которой воспитатель стремится понять и помочь ребёнку, изменить к себе его отношение.

Ведущий: на основе анализа литературы, я вам предлагаю следующие направления, оказания помощи ребёнку. Схема №2 (приложение №3)

Дневник наблюдений: место, время, ситуация, характер взаимодействия – понять механизм запуска агрессии.

На первых этапах работы с ребёнком, необходимо определить, как часто возникают конфликтные ситуации, когда, в какое время чаще всего происходят вспышки агрессии, что предшествует агрессивным действиям. Наиболее эффективной формой является ведение дневниковых записей обоими педагогами. Сбор данных помогает понять: круг ситуаций, где вероятность вспышек агрессивного поведения выше всего, следовательно, можно подготовиться и предотвратить конфликт.

2 Создание условий, когда ребёнок будет уверен, что его принимают хорошим: ситуация успеха, знаки внимания, важные дела, внешние стимулы подсказки;

Вторым направлением выступит – создание «позитивных условий» взаимодействия с ребёнком. Что сюда можно включить?

Ведущий: предлагаю выполнить задание придумать три-четыре ситуации, где ребёнок мог бы почувствовать себя успешным.

Ответы: предложить простую игру, из которой ребёнок выйдет победителем; предложить помочь завершить какую-либо деятельность, положительно оценить его вклад;

Задание – предлагаю записать в табличке, какие знаки внимания педагог может продемонстрировать ребёнку.

Ответы: обнять, комплименты, слова благодарности, сюрпризы.

Задание - разработать список «важных дел» выполняя, которые ребёнок мог бы продемонстрировать свои положительные качества перед коллективом, с помощью социально одобряемых дел обрести значимость и успех.

Ответы: 1-2 простых поручения, интересных для самого ребёнка, подготовка игры или занятия; раздать детям сюрпризы; напомнить о важном деле.

Задание - схематично нарисовать внешние стимулы подсказки, опираясь на которые, ребёнок мог бы контролировать свои действия реакции.

Варианты: карточка с нарисованной ладонью – знак стоп остановись; схемы – последовательности выполнения бытовых процессов, смайлики, как одобрение или «огорчение» на выполнение или не соблюдение правил.

3 Обучение способам саморегуляции: как справится со злостью, как злится и не причинять вред окружающим
Консультация педагога-психолога, программа коррекционно-развивающей работы. (Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Т.П.Смирнова)

4 Система поощрений, положительных подкреплений;

Задание: составить схемы и варианты поощрений, для закрепления социально одобряемого поведения.

Варианты: Приложение №4

5 Готовность к возникновению ситуации- не воспитывать и критиковать, а помочь справится с эмоциями – помнить, что ваши реакции, слова действия служат для ребёнка примером того, как необходимо вести в ситуации агрессии, если вы будете заражаться отрицательными эмоциями и вступать на тропу войны, то поведение ребёнка не изменится.

Алгоритм действия в ситуации конфликта

Ведущий:Как себя вести непосредственно в ситуации агрессии?

В ситуации агрессивного поведения ребёнка, воспитатель должен помнить, что его реакции слова, поведение могут как усилить агрессивные действия, так и своевременно погасить. Можно выделить несколько ключевых правил:

- помнить, что в ситуации вспышки, необходимо демонстрировать спокойствие, уверенность и твердость своих намерений;

- ваши слова и реакция должны быть направлены не на воспитание и критику поведения, и тем более личности ребёнка, а  на оказание ему помощи в выражении чувств и эмоций;

Здесь можно выбирать 2 пути, в зависимости от ситуации, особенностей ребёнка, вашего эмоционального состояния:

  1. демонстрацию ваших чувств: «мне не приятно, больно, обидно, горько, когда так поступают, если ты разозлился можно об этом сказать топнуть ногой, махнуть рукой»;

  2. принятие  и сочувствие ребёнку в его эмоциональных трудностях:

    1. я вижу, как ты сильно разозлился, давай … (варианты действий);

    2. я вижу ты сердишься, давай прогоним твою злость

После того как вы проговорили чувства, необходимо обозначить контекст ситуации (что произошло, что вызвало в ребёнке негативные переживания), затем предложить варианты действий, как можно избавится от отрицательных чувств или как можно исправить ситуацию.

Важно помнить, что подобная техника может сразу не сработать, поэтому необходимо проявлять терпение и выдержку.

Приложение №5

2. Обсуждение ситуации «воспитатель в роли свидетеля жестокого поведения по отношению к ребёнку»

Ведущий: вторая позиция, в которой может оказаться педагог – это позиция наблюдателя. Здесь можно выделить два варианта – педагог наблюдает в поведении ребёнка признаки, которые указывают на факты жесткого обращения, или педагог непосредственно является свидетелем факта жёсткого обращения с ребёнком.

Для того что бы понимать имеет ли место факты жесткого обращения с ребёнком, необходимо владеть следующей информацией: формы жесткого обращения с детьми, признаки в поведении, развитии ребёнка, указывающее на жестокое обращение с ним.

2.1 Формы жестокого обращения с ребёнком

Ведущий:Насилие классифицируется по нескольким параметрам:

  • явное или скрытое (косвенное) – в зависимости от стратегии поведения обидчика;

  • происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;

  • единичное или множественное, длящееся долгие годы;

  • по месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых.
    Приложение №6

2.2 Признаки жестокого обращения с детьми

Ведущий: Мы понимаем, что поведение, эмоции, которые испытывает ребёнок, являются отражением того, что с ним происходит.

Следовательно обратив особе внимание на то, как ребёнок себя ведет, на то, как он реагирует в ситуациях общения с сверстниками и взрослыми, мы можем увидеть ряд особенностей или признаков, которые могут косвенно указывать но факты жестокого обращения. Давайте познакомимся с этими признаками:

Возраст 0-6 мес.: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, в 3-6 мес.-редкая улыбка.

Возраст 6 мес. -1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, испуг при попытке взрослых взять на руки, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, хныканье, замкнутость печаль.

Возраст 1,5-3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от агрессивности до безучастности.

Возраст 3-6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий  или поступков, характерных для более младшего возраста)

  • болезненное отношение критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам;

  • несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т.п.

Для всех возрастов:задержка физического и умственного развития, задержка речевого и моторного развития, плохая успеваемость, нервный тик, энурез, нарушения сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии), длительные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушения аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т.п.

Приложение №7

2.3 Алгоритм действий воспитателя в случае наблюдения факта жестокого обращения с ребёнком

Разбор практических ситуаций

Ведущий: предлагаю обсудить, как может поступить педагог, если он оказался свидетелем следующих ситуаций.

Ситуации выносятся на обсуждение, участники делятся своим мнением и опытом.

1-ситуация: воспитатель, во время переодевания ребёнка к дневному сну увидел на его теле синяки и кровоподтеки; родители привели ребёнка в сад, он переодевается, воспитатель встречает их в раздевалке и замечает на теле ребёнка синяки и кровоподтеки;

2-ситуация: родитель привел ребёнка в детский сад, ребёнок переодевается, но возникает ссора между ребёнком и родителем, родитель грубо ведет себя с ребёнком в раздевалке (швыряет, трясет, шлепает);

3-ситуация: родитель забирает ребёнка из сада и открыто выражает свое недовольство: ругает ребёнка, оскорбляет;

4-ситуация: ребёнок посещает детский сад, но выглядит неопрятно,  от него исходит плохой запах, одежда не меняется;

5-ситуация: после выходных, поведение ребёнка резко изменилось, появились выше описанные признаки;

6-ситуация: ребёнок выглядит нормально, поведение не изменилось, но в интимной беседе рассказал, что его бьют, унижают

Алгоритм

1-свидетель самого факта насилия или есть косвенное подтверждение – определился с типом

2-действия по отношению к агрессору, жертве, в зависимости от ситуации

3-общение с ребёнком

4-общение с родителем

Ведущий: Возможный алгоритм действий педагога:

- в ситуации непосредственного общения с родителями, если она приобретает острый характер, в тактичной форме переключить внимание на нейтральную тему, помочь ребёнку успокоится, довести до сведения администрации, обратится за помощью к психологуДОО;

- в ситуации, когда педагог по косвенным признакам может предположить факты жестокого обращения – довести до сведения администрации, зафиксировать следы физического воздействия на теле ребёнка, обратится за помощью е психологу доо;

- в ситуации, когда сам ребёнок рассказал, о том, что его дома бьют или унижают, стараться придерживаться следующих правил:

  • Постарается избегать слов-реакций избегания, проявления сомнений. Постарается сохранить контакт, внимательно выслушать, не давая оценок ни ребёнку, ни ситуации.

  • Постарается не задавать вопросов, быть рядом, выражать доверие и поддержку.

  • Если ребёнок обратится с вопросов, в мягкой форме выразить ему свое сочувствие и понимание.

  • Если вы чувствуете, что ваша безопасность или безопасность ребёнка под угрозой обратитесь за помощью к специалистам.

3.  Обсуждение ситуации «воспитатель в роли агрессора по отношению к ребёнку»

3.1 Причины эмоциональной неустойчивости педагога

Ведущий: третья позиция, в которой может оказаться педагог – это позиция «агрессора». Все мы живые люди и испытываем чувства и эмоции, и не всегда это радость и удовольствие. Бывают периоды, когда нас охватывает раздражение, досада, злость и гнев. В такие минуты речь не идет о воспитании детей. В такие минуты важно успокоится.

Ведущий: профессия воспитателя доо является одной из самых стресс генных: огромная ответственность за жизнь и здоровье детей, большое количество образовательных, развивающих задач, высокие стандарты к качеству предоставляемых образовательных услуг, а также своеобразный контингент детей, родителей. Все эти внешние факторы накладывают свой отпечаток на личность воспитателя, что отражается на эмоциональном состоянии.

Если вы стали замечать за собой, раздражение в общении с детьми, часто повышает голос, остро реагируете на поведение детей и чувствуете, что теряете контроль, стоит остановиться и проанализировать ситуацию.

Важно определить основные причины, это может быть связано с изменяем общих факторов: семейная ситуация, состояние здоровья,  профессиональное  или эмоциональное выгорание и тогда стоит, обращается к специалистам.

Однако бывают ситуации, которые не связаны вышеперечисленными факторами, а лежат в плоскости отношения отдельных детей и педагога. Например, расхождение темпераментов, непринятие качеств отдельных детей. И здесь важно обладать средствами самопомощи в острые ситуации.

Ведущий: есть замечательная поговорка – «Раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает» Я вам предлагаю общий алгоритм выхода из подобной ситуации.

3.2 Алгоритм самопомощи для воспитателя

Первый шаг - проанализировать ситуации, в которых вас охватывают отрицательные чувства. Самой универсальной формой является дневник самонаблюдений, где вы будете фиксировать ситуации, характер взаимодействия с детьми и ваши эмоции и чувства. В дневнике так же желательно отразить, что конкурентно в поведении детей вас раздражает, злит, прописать все это словами.

Дата время

Ситуация

Поведение ребёнка

Мои чувства

Пятница 10\30

Дети в раздевалке переодеваться на прогулку

Миша бегает по раздевалке и всех бьет колготками, на просьбы остановится, не реагирует.

Меня охватывает гнев, я повышаю голос, кричу, сажаю его на стул.

Вторым шагом будет – анализ переживаемых вами чувств. Если это раздражение – скорее всего дети хотят внимания, но не умеют получать его социально приемлемы способами. Если это гнев – то, это может быть протест, борьба за самостоятельность, отстаивание своих прав. Если вы обижаетесь – то, это может быть месть. В зависимости от испытываемых вами чувств вы можете найти способы помощи ребёнку в удовлетворении его актуальных личностных потребностей.

В работе над состоянием гнева или раздражения, есть одна важная закономерность – вы можете изменить ситуацию до того, как вы «взорвались», в самой острой фазе вы просто реагируете (срываетесь, кричите). Поэтому, так важно знать и понимать в каких ситуациях вас охватывают сильные отрицательные чувства.

Третьим шагом – будет выбор средств переключения, когда вы почувствуете первые «волны» отрицательных чувств. Самым действенным способом будет - проговаривание своих чувств: «я  чувствую, как я раздражаюсь (злюсь), когда вижу …, когда мне говорят …, когда меня не слышат с 3 раза …» Здесь есть 2 варианта – эти слова можно проговорить в слух,с целью обратить внимание ребёнка и показать ему,  как правильно управлять своими чувства или проговорить про себя. После того как вы проговорили свои чувства, необходимо выполнить действия для переключения внимания – физическое упражнение, дыхательная техника, визуализация, счет про себя.

Четвертый шаг – выстроить для себя схему: ситуация взаимодействия- поведение детей – испытываемые вами чувства – приемы самопомощи-практика.

Ведущий: возьмите листочки, и каждый для себя выберите ситуацию, когда вы испытываете сильные отрицательные чувства и напишите:

  • Когда это происходит?

  • Почему это происходит? 

  • Какое чувство вас охватывает? 

  • Что вы говорите, как вы поступаете?

  • Затем запишите словами – я злюсь, когда …, я хочу...

  • Затем запишите, что вы можете сделать, что бы переключиться, успокоится.

Физические упражнения: взмахи руками, приседания, сильно сжать и разжать кулаки, потереть ладони.

Дыхательные техники: 3 глубоких вдоха и выдоха, когда вдох короче, чем выдох; вдох через одну ноздрю выдох через другую.
Включить в голове приятную картинку – образ, который вас согревает и успокаивает или проговорить важную для вас фразу.

Обмен мнениями.

Ведущий: наш семинар подошёл к концу, предлагаю поделиться впечатлениями и закончить фразу: самым полезным для меня было …




Тренинг «Профилактика жестокого обращения с детьми»


(для педагогов).

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения. Ситуация еще более обостряется, если, например, один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Важно, чтобы воспитатели и педагоги-психологи, сталкиваясь с подобными ситуациями, могли их распознать и оказать квалифицированную поддержку ребенку и семье. Поэтому специалистами Центра «Развитие» был разработан и проведен тренинг «Профилактика жестокого обращения с детьми». 98 педагогов-психологов ДОУ города Чебоксары, принявшие участие в тренинге, выразили готовность использовать полученные знания в практической работе.

Тренинг начался с просмотра и обсуждения фильма «Дотянуться до мамы». Фильм не пугает показной жестокостью и трагизмом. Показывая, казалось бы, рядовые события из жизни обычной семьи, он заставляет задуматься о том, что в нашей жизни мы сами за раздражением и усталостью зачастую не замечаем, что творится в душе ребенка, обделяем его душевным теплом и пониманием.

Дальнейшая работа шла в группах под руководством психологов Центра Старостиной О.А., Ивановой С.В. и Лакотош Е.Н. Участники тренинга смогли почувствовать себя воспитателями и детьми, пережившими психологическую травму, оценить трудности, которые могут возникнуть в совершенно рядовых ситуациях при работе с такими детьми. Психологи обсудили стратегии поведения, позволяющие максимально сгладить травмирующую ситуацию, найти подход к «проблемному» ребенку.

Сильное эмоциональное воздействие на участников оказало упражнение «Право на конфиденциальность», в котором каждый смог на себе ощутить страх, гнев и беспомощность, когда твое личное, сокровенное может стать достоянием гласности, а ты не можешь этому помешать. Облегчение, возникшее когда тайну удалось сохранить, лучше всего остального позволило почувствовать, что жестокостью может быть не только насилие или равнодушие, но и навязчивое вмешательство, пренебрежение чужими чувствами.

Упражнение «Ответный удар» стало отличной демонстрацией того, что насилие порождает только насилие.

Упражнение «Письмо любви» помогло осознать, что какие бы чувства не испытывал взрослый по отношению к ребенку в трудных ситуациях, главное о чем нельзя забывать — это любовь.

Заключительное стихотворение «Берегите своих детей...» только усилило этот посыл.

Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Обнимите покрепче их.
Детской ласкою дорожите.
Это счастье - короткий миг.
Быть счастливыми поспешите!

center-razvitie-cheb.ru МБОУ"Центр медико-психолого-социального сопровождения  "Развитие" г.Чебоксары


СЕМИНАР С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА

«ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ»

Жестокое обращение, насилие над детьми — это одно из самых тяжелых преступлений, но, к сожалению, довольно распространенное, особенно в неблагополучных семьях, а также в детских домах. По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:

- пренебрежение нуждами;

- эмоциональное;

- физическое;

- сексуальное.

Пренебрежение нуждами — когда игнорируются жизненные потребности ребенка (не, кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т. п.). При этом необходимо отметить, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой агрессии.

Эмоциональное насилие — это когда ребенка оскорбляют словами, сюда же относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват. Например, кровные родители внушают ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался; сюда же относятся угрозы самоубийства — с целью контроля над, поведением ребенка; конфликты между воспитателями и  родителями; вопросы типа «кого ты больше любишь, — папу или маму?».

Физическое насилие — это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Также это могут быть не опасные для жизни, но унизительные действия «опущения». В связи с этим дети могут рассматривать обязанности по дому в семье как что-то унизительное: «я вам не раб, я вам не шестерка».

Сексуальное насилие — любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.

Упражнение «Психологическая зарядка»

Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями.

Предлагается вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

=Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

=Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.

=Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.

=Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.

=Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.

=Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.

=Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.




Упражнение в  группе «Как проявляются травмы прошлого».

Цели:

Показать, что проблема или травма прошлого может проявляться в поведении и реакциях ребенка непонятным, неожиданным образом. Показать, какие чувства может испытывать взрослый, сталкиваясь с таким поведением.

•          Пригласите из числа участников три пары добровольцев. В каждой из пар один участник — «ребенок», другой — «воспитатель»

•          Отведите «детей» в сторону и так, чтобы никто не слышал, дайте им установку, как вести себя во время упражнения. Первому: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, а может, наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Что бы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального». Второму: «Когда-то в твоей жизни случилось что-то страшное, ужасное, что связано для тебя со словом "три". Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками». Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же попытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай».

•          Пригласите в круг первого «воспитателя» и первого «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Попросите ребенка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово, похлопайте вместе!». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение  будет максимальным.

•          Пригласите в круг второго «воспитателя» и второго «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Научите ребенка считать до пяти». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение станет максимальным

•          Пригласите в круг третьего «воспитателя» и третьего «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Вы собираетесь на прогулку, вы мирно  о чем-то беседуете с детьми и вдруг заметили, что один ребенок  неаккуратно повязал шарф, все горло открыто. Поправьте шарф». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в том момент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет максимальным.

•          Попросите «воспитателей» поделиться своими чувствами. Что они испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?

•          Спросите остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему дети так странно вели себя?

•          Предложите «детям» рассказать, какие установки ими были получены. Попросите их рассказать о чувствах, которые они испытывали, когда «воспитатели» проявляли непонимание и настойчивость.

•          Предложите группе обсудить вопрос: «В наших ситуациях попытка "воспитателей" помочь детям, сделать для них что-то хорошее потерпела фиаско. Можно ли сказать, что кто-то из участников — "воспитатель" или "ребенок" — в этом виноват? Что является истинной причиной?».

Обратите внимание участников на то, что ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам с взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова. Обсуждение в большой группе.

Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем.


Право ребенка на конфиденциальность.

Упражнение «Несохраненная тайна»

  • Выдать каждому листок бумаги. Попросите участников группы написать на листке какую-нибудь важную личную информацию. Заверьте их, что посторонние не увидят написанного. Объясните, что должно быть написано что-то очень личное, о чем бы они не хотели, чтобы узнали другие.

  • Попросите каждого сложить лист много раз. Затем участники должны написать на листах свои имена и положить их под свой стул.

  • После того как все листочки будут положены под стулья, попросите участников передвинуться на один стул вправо по кругу. Когда все пересядут, попросите их посмотреть, цело ли его письмо.

  • Далее попросите каждого поменяться местами с тем человеком, который сидит на противоположной от него стороне круга. Когда все сядут, попросите их опять проверить, все ли в порядке с их тайнами. Спросите, знает ли каждый, где теперь находится его конверт. (Возможно, некоторые участники будут немного дезориентированы и не будут уверены в том, где находится их тайна.)

  • Попросите каждого достать лежащий под стулом конверт и обменяться конвертами с человеком, сидящим рядом. Можно  повторить несколько вариантов перемены мест (передать соседу, передать по кругу через одного и т.д.)

  • Когда все это проделают, скажите, что вы передумали и считаете, что каждый должен открыть находящийся у него конверт. Сделайте небольшую паузу, чтобы участники успели отреагировать, но сразу не вмешивайтесь и остановите любого, кто начнет открывать конверт. Предложите членам группы прислушаться к своим чувствам.

  • Объясните группе, что вы в действительности не собирались открывать конверты, и, пройдя по кругу, соберите все конверты вместе.

  • Удостоверьтесь, что все конверты в самом деле были возвращены.

Обсуждение в группе.

Попросите участников группы рассказать о своих чувствах, задав вопросы:

  • Что вы чувствовали по мере удаления от своих конвертов?

  • Что вы чувствуете, когда вам нужно открыть чужой конверт?

  • Что вы чувствовали, когда оказалось, что кто-нибудь может прочитать то, что вы написали?

Объясните, что чужая тайна всегда кажется нам менее важной, чем своя собственная, ведь чужая тайна — это интересная информация, а своя — сгусток чувств, иногда очень болезненных.

Подчеркните, что дети имеют такие же права на соблюдение конфиденциальности, как и взрослые. Недопустимо распространять информацию, касающуюся личной жизни ребенка и его прошлого. Объясните, что особую важность требование конфиденциальности приобретает в случае детей, переживших жестокое обращение.


Уражпнение «Письмо любви»

Задание участникам: «На листе бумаги начертите пять колонок. Название первой колонки – «Гнев», в ней напишите, почему вы испытываете гнев, обиду, раздражение по отношению к ребенку. Вторая колонка называется «Печаль», в ней напишите, из-за чего вы испытываете печаль или разочарование по отношению к ребенку. Третья колонка посвящена страху. В четвертой под названием «Сожаление» выскажите смущение, сожаление о чем-то, попросите прощения, извинитесь перед ребенком. В пятой колонке напишете о любви, о том, как вы цените своего ребенка, о своих пожеланиях на будущее. После этого сами попытайтесь ответить на свое же письмо. Обычно люди пишут именно те фразы, которые хотят услышать от своего партнера: «Я все понимаю», «Мне жаль», «Ты заслуживаешь большего»».

Вопросы для обсуждения:

• Что вы испытывали, выполняя это упражнение?

• Какие трудности вам встретились?

• Как вы их преодолевали?

• Чему вы научились?

• Как это можно применять в отношениях с другими людьми?

научились?

• Как вы это будете использовать в своей педагогической практике?




Чувства к ребенку

Гнев, злость, обида, раздражение

Печаль, разочарование

Страх

Сожаление

Любовь






























Письмо любви












Упражнение «Ответный удар»

(упражнение нельзя проводить с детьми, они входят в азарт и не могут контролировать свои эмоции и силу своего удара)

Приглашаются два желающих принять участие в упражнении. Каждому дается свернутая газета. Первому дается инструкция: «Представь, что этот человек доставил тебе какую-то неприятность: обиду, раздражение, неудобство и т.д. Ты очень злишься, собери эту злость и ударь этой газетой с той силой удара, которая тебе кажется приемлемой». Инструкция второму: «Почувствуй силу удара, и ответь своему обидчику с этой же силой». После ударов предлагается проанализировать силу своих ударов: ответный удар показался таким же или сила его была другой. Если участники готовы продолжить можно предложить им повторить и опять постараться ответить с этой же силой. Можно повторить несколько раз, пока или сами участники не почувствуют, или ведущий не поймет, что их надо остановить.

Анализ: Когда мы ударяем, нам кажется, что сила нашего удара не так велика, что нам  ответили сильнее и больнее. Все по-разному чувствуют необходимость ответить на удар: кому-то хочется ответить так же, кому-то больнее, кто-то может легко нанести удар, кому-то это сделать сложно,  а кто-то может просто расплакаться и убежать. Участники упражнения и наблюдатели выражают свои мысли и чувства по поводу физического наказания.

Упражнение «Самоанализ».

Воспитателям предлагается карта самоанализа, в которой они отмечают для себя свои сильные и слабые стороны в работе по профилактике жестокого обращения с детьми.


РЕБЕНКУ, С КАКОЙ ПРЕДЫСТОРИЕЙ

Я МОГУ БЫСТРО И КАЧЕСТВЕННО ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ


ЧТО МОГ ПЕРЕЖИТЬ РЕБЕНОК

Я могу

Я не могу

Я не знаю

Избиения




Голод




Пренебрежение взрослыми




Бродяжничество, попрошайничество




Эмоциональное насилие




Сексуальное насилие




Угрозы, запугивание




Одиночество




Привлечения к проституции

 

 

 

Жестокие наказания

 

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!