СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар - практикум " Создание психологического комфорта в группах детского сада."

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.

Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум " Создание психологического комфорта в группах детского сада."»

МБДОУ «Детский сад №3 «Соловушка».





Семинар - практикум







Создание психологического комфорта в группах детского сада.









педагог – психолог: Суяркова И.П.







2014 г.

Цель семинара:

- повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.



Задачи:

- формирование у педагогов нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания сего потребностями и переживаниями, как на партнера по совместной деятельности;



- совершенствование системы знаний педагогов об эмоциональном развитии дошкольников;



- расширение представлений об эмоциональных состояниях, формирование умения различать и понимать их;



- обогащение словарного запаса педагогов, изучение терминов, обозначающих различные эмоциональные состояния.























Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем практическом семинаре. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.



Упражнение «Разогревки - самооценки»

цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Участвуют все педагоги.

Задания:

- если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;

- если вы умеете слышать только хорошее , независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;

- если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;

- если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;

- если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;

- если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;

- если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;

- если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;

- если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;

- если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.



Вопросы к педагогам:

- Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти задания?

Психологический настрой:

«Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

Тема нашего сегодняшнего семинара «Создание психологического комфорта в группах детского сада».

Вхождение в тему (метод «Ассоциации»).

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

-Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:

К – красота

О – органичность

М – мама

Ф – фантазия

О – отдых

Р – радость

Т – тепло

- Что такое комфорт? Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С.И. Ожегов)

- Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Здоровье - это совокупность нескольких составляющих.

Здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья.

Не для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество. Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.

Почему же столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей?

появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма); проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома и др.).

Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, т.к. большую часть времени дети находятся в детском саду.

Эмоционально – комфортное состояние ребенка в группе при общении со взрослыми и сверстниками в детском саду является показателем успешности работы педагога, его профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Дети очень эмоциональны. Эмоции они выражают более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность.

Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдают, чем быстро и эффективно снимают напряжение мимические и дыхательной мускулатуры, расслабляют мышцы брюшного пресса и верхнего плечевого пояса.

Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом.

Находясь долго в состоянии обиды, злости , подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Если один ребенок быстро выходит из негативного состояния, то другому это удается с трудом. Необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния.

Организованная педагогическая работа может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию.

Ребенок – дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.

В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что:

• Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

• В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.

• Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

• Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

• Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

• Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика.

Очень хорошо на развитие детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.

Задача воспитателя организовать определенную систему по созданию психологического комфорта дошкольников.

Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду»

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо:

• Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

• В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

• Быть затейником и участником детских игр и забав.

• В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-то вместо него.

• Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.















Я считаю, что не малую роль на психологический комфорт в группах влияют стили педагогического общения.

И сейчас я бы хотела остановиться на стилях педагогического общения.

Существуют 3 стиля педагогического общения.

Авторитарный стиль

Авторитарный стиль- это директивное общение. Педагог выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители.

Они обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать ,выполнять, отвечать. Воспитатель не замечает, что несамостоятельность детей, безынициативность-следствие его автор тарных тенденций к гиперопеке.

Воспитателю - авторитару недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Он живет по принципу «Доверяй, но проверяй!»,ориентируется на доминирование, командования во всех ситуациях общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желание детей для него мало, что значит. Явно преобладает формальный подход к воспитанию. При организации работы в группе не учитывает отношений между детьми, не любит и не умеет признавать ошибки. Услышать от авторитатора « извините, я был не прав» почти невозможно.

В любом случае он пытается замаскировать свои ошибки. В обращении к детям звучит частое: «Иванов, не крутись!», «Иванов, сколько можно повторять?» и.т.д. Воспитатель этого типа низко оценивает возможности и способности детей, и в его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Педагог- авторитар прямо и публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения. Для него характерны жесткие педагогические установки.



Либеральный (попустительский ) стиль.

Либерал-педагог уходит от прямого руководства детским коллективом, отсюда безынициативность., недостаточно развитая ответственность, пускание дел на самотек, такой воспитатель переоценивает возможности детей, выполнение своих требований не проверяет, находится полностью во власти желаний детей, в связи с этим часто ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях. Недостаточно решителен в трудных ситуациях. Учитывает взаимоотношения в группе. Не боится признавать свои ошибки. Но допускает их очень часто. Количество воспитательных воздействий зависит от ситуации. Разнообразию значения не придает.

Воспитатель –либерал- человек настроения. Если он в хорошем настроении, у него преобладают положительные оценки, если в плохом- усиливаются негативные оценки. Не обращает внимания на необходимость косвенных замечаний и порицаний.



Демократический стиль.

Воспитатель-демократ учитывает особенности возраста детей и оптимально делит функции между собой и детьми, проявляет максимум требований к детям и максимум уважения к ним. Испытывает явную потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. Использование знаний о симпатиях – антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. Умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то что это трудно. В оценке такого педагога больше положительных, нежели отрицательных реплик. Предпочитает более плодотворный разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом. Педагогические установки носят динамический характер,т.е меняются в зависимости от обстоятельств.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции. Именно правильно выбранный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе.





















В нашем детском саду было проведено исследование стиля педагогического общения.

В результате исследования были выявлены разные стили педагогического общения.

Из 21 педагога: выявлено 1 педагог имеет либеральный стиль общения, 1 педагог имеет авторитарный стиль общения и 19 педагогов придерживаются демократического стиля общения. Это очень хороший показатель так как демократический стиль характеризует педагога как эффективного коммуникатора. Такому стилю присущи такие качества личности как деловитость, уверенность в себе, требовательность, психологический такт, эмоциональная устойчивость, обязательность, высокий самоконтроль.

Также в нашем саду был проведен тест на психологическую комфортность детей в группе.

Детям было предложено выполнить рисунок на тему « Я в своей группе детского сада » А.М. Эткинда.

По результатам рисунки детей можно условно разделить на три группы:

1 группа: Ребенок рисует только здание.

2 группа: Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

3 группа: Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков – самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и не отождествляется с происходящими там событиями.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя: значит, события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается.

Нужно обратить внимание на другие элементы картинки: присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле, игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним. Игровое поле, например, очень важный элемент.

Если ребенок изображает себя стоящем на ковре, на полу или земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички – все это детали, свидетельствующие о «мире » в душе.

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитателя. с одной стороны, ее появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка – значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку – спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.



Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.

О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, голубой, зеленый).

Насыщенно фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов.

Злоупотребление черным цветом жирная продавливающая бумагу штриховка похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Примечание. Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы. которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный по рисованию.

Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы внести в рисунок.

Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше. если воспитатель просто попросит подарить ему рисунки на память.

Какие – то элементы рисунка могут оказаться для педагога непонятными, а какие –то приведут к ложным выводам. Рисунок. например, может отражать лишь ситуативную тревожность или психический дискомфорт ребенка, связанные, например, с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, или с плохим самочувствием. с предстоящим визитом к врачу и т.д.

Чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест был проведен еще раз.

Тест был проведен с 2 старшими группами и с 2 подготовительными группами.

Во всех группах большинство детей на своих рисунках изобразили себя, своих друзей, игровое поле - что значит события происходящие в детском соду являются значимыми. Большинство детей изобразили себя стоящими на земле, что означает опору, это хороший показатель. Знает они крепко стоят на ногах, чувствуют себя уверено. На всех рисунках изображено солнышко это свидетельствует о «мире» в душе.







Психологические речевые настройки:



цель:создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности. Основное предназначение речевых настроек - установки на хорошее настроение.



Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т.д.



Вам предлагаются примерные схемы речевых настроек, которые по вашему желанию могут варьироваться, но суть должна остаться той же: они должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.



Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу:

Я бы хотела вам продемонстрировать некоторые речевые настройки применяемые в период прихода детей в группу.

- Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе, пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.



- Ну заходи, заходи давай скорей.



- Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. а для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.



- Кто там. Катя, а Катя заходи садись.

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро.



- А в нашей группе тепло, светло и весе, а весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня будем с вами чаще улыбаться друг другу.











Завершая работу нашего семинара, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее , игру с собой – «Я заслуживаю…» Счастье редко дается человеку «большим куском», в течении дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их не просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в детях, которые вас огорчают. Сейчас возьмите ручки и листочки бумаги, запишите фразу «Я заслуживаю…», вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: «Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса», «Я заслуживаю того, что Ваня быстро оденется сегодня на прогулку», и т.д. вспомните не менее 5 событий.







































«Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения»



Упражнение «Шалтай - болтай»

цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Театр масок»

цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

Упражнение «Дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие напряжённости , невротических состояний , страхов.

Под весёлую музыку дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребёнок-«голова дракона», последний -«хвост дракона».

«Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от неё.

Упражнение «Пресс - конференция»

Каждый из ребят по очереди становится гостем, садится на стул в центре зала, остальные задают ему вопросы на известные темы.

Рекомендации: Темы пресс – конференции должны быть хорошо известны и понятны детям. Например: «Мой режим дня», «Моя любимая игрушка» и т.д. Следите затем, чтобы каждый желающий мог задать свой вопрос. Часто активные дети не дают высказаться более стеснительным. Обращайте их внимание на это.

Упражнение «Гусеница»

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнёров не видно , хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все в месте передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках таким образом, в единой цепи но бес помощи рук, вы должны пройти по определённому маршруту».



Упражнение «Передай по кругу»

цель: включить каждого участника в общий процесс. Также упражнение учит детей быть внимательными, аккуратными, развивает координацию движений, память.

Сидя в круге, ведущий (пантомимикой) передает по кругу воображаемый предмет: «горячую картошку», «бусинку», «котенка» и т.д., не называя его.

Упражнение «Зайки и слоники»

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить вам игру которая называется «зайки и слоники».Сначала мы с вами будем зайками трусишками. Скажите когда заяц чувствует опасность что он делает? правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается старается стать маленьким и не заметным, хвостик и лапки его трясутся и т.д.»

«Покажите, что делают зайки , если слышат шаги человека? А что делает зайки если видят волка?» педагог играет с детьми в течении нескольких минут .

«А теперь мы с вами будем слонами, большими сильными смелыми.

Покажите ,как спокойно, размерено, величаво и бесстрашно ходят слоны.

А что делают слоны, когда видят человека, они боятся его? нет. Они дружат с ним и, когда его видят спокойно продолжают свой путь. Покажите ,как.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Упражнение «Ролевая гимнастика»



Цель: упражнение помогает почувствовать состояние другого человека. Преодолевать застенчивость, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности.

Дети по очереди выполняют ряд заданий.

Рассказать известное стихотворение : а) очень быстро – с пулеметной скоростью; б) как иностранец; в) как робот; г) шепотом; д) медленно – со скоростью черепахи.

Рекомендации: подбирайте короткие и хорошо известные стихотворения.

Пройти как: трусливый заяц, лев, младенец, старичок.

Попрыгать как : кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.

Нахмуриться как: рассерженная мама, осенняя туча, разъяренный лев.

Упражнение «Конкурс хвастунов»

цель: упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.

«Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс – конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотри внимательно на своего соседа справа. Подумай, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так : Лена – очень умная, очень красива, быстро бегает, весело смеется и т.д.»

После того, как будет пройден круг, дети определяют победителя – лучшего хвастуна. Можно обсудить. кому, что понравилось больше: рассказывать – хвастаться о соседе или слушать, как о нем рассказывают.

Упражнение на релаксацию «Прикосновение»

Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость.

Подготовьте предметы сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи. деревянные изделия, вата, что – ни будь из бумаги и т.д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать дога даться, чем вы прикасаетесь к его руке.

Примечание: можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.

Игра «Театр»

Цель: участие в общей игре; учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики, высказывать свою точку зрения; формировать моральные представления, развивать актерские способности.

Ведущий рассказывает детям сказку, ребятам предлагает сыграть ее по ролям, «поиграть в театр».

Сказка:

«Жила – была в лесу лиса. Очень хотелось ей быть самой красивой, лучше всех. Вот идет она по лесу и всем старается показать свою шубку, лапки, хвост. (Ребенок показывает, как идет лиса по лесу) Какая это лисичка? Что она делает? хвастается»

А зайка, маленький совсем, только что поменял свою шубку с серой на белую и тоже захотел ее всем показать. в это время в лес приехали охотники. Увидел их заяц и давай перед ними кривляться, скакать. (Что заяц делает неправильно? Что может случиться? как ему лучше поступить? (заяц ищет укромное место и прячется от охотников.)).

А теперь сыграем сказку о волке и мышонке. (следующие участники готовятся изображать новых героев.)

Однажды в лесу волк притаился. Мышонок говорит:

Если только захочу,

Волка я за хвост схвачу,

Кулаком ударю в бок,

Вырву волку шерсти клок –

Убедит в испуге волк!

Услышал волк такие слова, разозлился, зарычал и … выбежал из – за куста. Испугался мышонок, хвостик поджал и …» Что дальше произошло? Как вел себя мышонок? Почему рассердился волк?

Обсуждаем, как вели себя герои сказки, захотят ли с ними дружить другие жители леса. Можно ли хвастаться, кривляться и дразниться, почему? Как можно восстановить мир в лесу?

Упражнение «Ожившая строка»

Предлагаю воспитателям разбиться на 2 под группы. Каждая подгруппа получает одинаковый список, состоящий из песенных строк.

Варианты песенных строк.

- «Я люблю тебя, жизнь!»

- «Ты меня не любишь , не жалеешь..»

- «Дружба начинается с улыбки»

- «Мы едем, едем, едем в далекие края..»

- «Не уезжай ты, мой голубчик..»

- «Ты меня на рассвете разбудишь..»

- «Все пройдет и печаль и радость..»

- «Я возвращаю ваш портрет..»

- «Мы будем петь и смеяться, как дети..»

- «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу»

Выбрав строку, не сообщая остальным, каждая группа готовит представление этой строчки не вербально: позой, жестами, мимикой, движениями. «Ожившую » строку, не сообщая остальным, каждая группа готовит представление этой строчки не вербально: позой, жестами, мимикой, движениями. «Ожившую» строку показывает вся группа. Остальные – отгадывают.

Игра «Мешочки настроений»

цель: научить в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

Оборудование: два мешочка. Один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением. Это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок, веселья и т.д. Второй – мешочек плохого настроения из темного материала, на нем изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.

Ход игры:

Выяснив, у кого из воспитанников плохое настроение, педагог предлагает им воспользоваться мешочками. Дети развязывают шнурки, «складывают» свое плохое настроение, злость . обиды, в мешочек с плохим настроением и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок на мешочке с хорошим настроением и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех радость.





Игра «Коробочка примирения»

цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

Оборудование : яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы.

Ход игры:

Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи – мирилки.

Игра «Секретики»

Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что же находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!