СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар «Системно - деятельностный подход при проектировании современного урока».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный семинар поможет понять,что такое системно-деятельностный подход при проектировании и проведении урока, его главные цели и технологии.

Просмотр содержимого документа
«Семинар «Системно - деятельностный подход при проектировании современного урока».»

Семинар «Системно - деятельностный подход при проектировании современного урока».

Дата проведения: 25.10.2018 г.

Место проведения: ТЛ им.М.В.Ломоносова

Организатор семинара: Федоткина С.В.

Предназначение семинара:

  1. Осознание того, что современная школа должна не просто давать знания, а развивать своего воспитанника, жить одной жизнью с ним, воспитывать в нем стремление к реализации всех своих возможностей, умение воспринимать новый опыт, способность делать осознанный выбор в различных жизненных ситуациях и при этом действовать грамотно и творчески.

Тип семинара: обучающий

Выбор темы определён несколькими  условиями. Прежде всего, это инновационные процессы, протекающие в современном образовании и диктующие принципиально новые подходы к его содержанию.  

Актуальность опыта. Преподавание в современных условиях неизбежно сталкивается с целым рядом противоречий.  Во-первых, это отсутствие у учащихся личностного мотива деятельности, связанное с активным развитием интернет-технологий и восприятием предметов гуманитарного цикла (особенно литературы) как оторванных от практической деятельности. Следствием этого становится следующая проблема - непрочность практических навыков устной и письменной речи. Познавательные и духовно-нравственные горизонты учащихся сейчас в большей мере определяются СМИ, журнальной литературой, поп-музыкой, компьютерными играми, что привело к снижению общего уровня речевой культуры. Традиционные педагогические приёмы, методы и средства обучения в этих условиях недостаточно эффективны. Данные затруднения позволяет преодолеть системно-деятельностный подход, превращающий ученика из объекта в субъект самостоятельной познавательной деятельности. Работа над данной темой становится особенно актуальной в условиях перехода на новые образовательные стандарты,   в основе содержания которых лежит системно-деятельносттный подход. 

Ведущая педагогическая идея опыта. Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс со-творчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, что является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся. Ведь успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился ее самостоятельно планировать и реализовывать. 

Прежде всего, для меня важен принцип обучения деятельности. В соответствии с ним стараюсь не только научить школьников предметно – практическим действиям, но и сформировать сами способы и приёмы учебной и познавательной деятельности, умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Не менее важным представляется мне и креативный принцип: необходимо учить детей творчеству, развивать способность самостоятельно находить решение. В результате отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю – не знаю», «умею – не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Функции учителя в такой совместной деятельности  изменяются  в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения. Полноценное включение ребёнка в деятельность резко отличается от  традиционной передачи ему готового знания: теперь учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. 

 Технология деятельностного подхода. Хочется отметить, что системно-деятельностный подход заставляет отказаться от объяснительно-иллюстративного метода обучения в пользу частично-поискового, исследовательского и проектного методов. Точно так же фронтальная работа уступает место индивидуальной, а также работе в группах и парах. То есть наиболее оптимальными  становятся такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебную деятельность, направляемую учителем. Таким образом, основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые понятия не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель же грамотно направляет эту деятельность. В процессе урока учащиеся

- работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;

- критически осмысляют актуальную информацию, поступающую из разных источников, -- формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Деятельность учителя в этих условиях чаще всего носит направляющий или консультативный характер. Основная часть урока – сотворчество всех участников или же самостоятельная поисковая или исследовательская деятельность учащихся, направляемая учителем. Сделать познавательную деятельность творческой помогают такие формы учебных занятий, как  урок-открытие, урок-рассуждение, урок-путешествие, урок-сказка, урок-конкурс, урок-диалог, урок-викторина. Элемент творчества даже в самый обычный урок вносят деловые игры, театрализации, составление кластера, эвристические задачи, ролевые дискуссии.  

Использование системно-деятельностного подхода открывает новые перспективы и в системе оценивания знаний и умений учащихся, системе, которая остаётся несовершенной и в современной школе. Поэтому задачей учителя является формирование у учащихся собственного «инструмента» для контроля и оценки своих знаний.  С этой целью на уроках используются различные приёмы по формированию самооценки и взаимооценки у детей. По завершении каждого этапа урока предлагают оценить, как работал класс: работали без ошибок (с ошибками), дружно, быстро (медленно), кто лучше всех работал. Вместо поурочного балла всё чаще применяю т словесные оценки самого ученика, других учеников или учителя. При этом используется «выведение» вместе с учениками критерия оценки:  «ты ответил правильно, полно, самостоятельно» или «в твоём ответе есть ошибка, я исправляю, дополняю твой ответ». Нередко используют листы самооценки, когда ребёнок сам оценивает свою деятельность в течение всего урока. Так у ребёнка исчезает страх перед неудовлетворительной оценкой, повышается мотивация к учебной деятельности, а в классе постепенно рождается атмосфера взаимного доверия и сотрудничества. Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии.

  Используются различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе, синквейн, метод незаконченного предложения, свободное высказывание, цветовой индекс, смайлики и т.д. Деятельностный подход диктует новый подход  и к организации домашней работы учащихся. Домашние задания не ограничиваются выполнением упражнений в учебнике, часто тоже носят творческий или исследовательский характер (подготовь вопросы по теме, составь задание сам, сочини грамматическую сказку или зарифмуй  правило, нарисуй рисунок, составь опорный конспект по теме или кроссворд, создай свой мини-проект и т.д.).

Важнейшим средством обучения в условиях системно-деятельностного подхода становятся электронные образовательные ресурсы (мультимедийные презентации, видеоуроки, интерактивные плакаты, таблицы, уроки SMART BOARD), которые также обеспечивают реализацию дидактических принципов деятельностного подхода. 

Учителя, использующие в своей практике системно-деятельностный подход неоднократно отмечали, что особенно благоприятным оказывается влияние данного опыта на одарённых учащихся и учащихся, обладающих повышенной познавательной мотивацией. Ребята с удовольствием создают творческие минипроекты, участвуют в конкурсах сочинений, пробуют писать стихи. Отрадно видеть, как год за годом повышается качество творческих работ. Целенаправленная работа над развитием творческих способностей учащихся, интереса к изучаемым предметам, решение нестандартных задач, составляющие основу деятельностного подхода, обеспечивают успешное систематическое участие детей в  предметных олимпиадах и творческих конкурсах.

Главными целями введения этого метода является то, что он

- способствует повышению мотивации обучения;

-создает условия для усвоения понятий как способа действий;

-способствует развитию креативности;

-позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении;

-способствует развитию общеучебных навыков и формированию ключевых компетентностей  учащихся (коммуникативной компетентности, готовности к разрешению проблем,  готовности к  самообразованию,  готовности к использованию информационных ресурсов, готовности к социальному взаимодействию);    

- развивает умение работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;

Структура урока в технологии деятельностного подхода:

1. Орг. момент.                                                                     

включение детей в деятельность;

выделение содержательной области.

2. Постановка учебной задачи.

актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

создание проблемной ситуации

выявление и фиксирование в громкой речи:

где и почему возникло затруднение;

темы и цели урока.

3. «Открытие» детьми нового.

организация самостоятельной исследовательской деятельности;

выведение алгоритма.

4. Первичное закрепление

выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

5. Самоанализ и самоконтроль.

6. Итог урока. Рефлексия.

Критерии эффективности проведения урока при системно – деятельностном подходе:

- наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

- использование проблемных творческих заданий;

- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания..

Формы реализации деятельностного подхода

В рамках деятельностного подхода в обучении литературе целесообразно говорить о нестандартных формах занятий, которые условно можно разделить на творческие, игровые, исследовательские.



Творческие формы: Творческая деятельность предполагает развитие креативных способностей каждого ученика через создание психологически комфортных условий для самореализации, выбор личностно значимой деятельности в соответствии с нравственно-эстетическими, художественными ориентирами учащихся, развитие эмоциональной сферы.

Развитие речи. На этом занятии важно, чтобы учащийся сам сформулировал простую, незаумную тему своей работы, поставил перед собой литературоведческую задачу и нашел правильное решение поднятой проблемы, сделался участником разрешения, участником заинтересованным, сострадающим, переживающим за судьбу литературного героя, чужую судьбу, как свою. Создать свой оригинальный текст – трудная работа, поэтому вместе с учениками на уроке подготовки к сочинению целесообразно совместно придумать название творческой работы – назывное предложение, затем найти проблему – вопрос и тщательно продумать логику ответа на него, составляя план.

Таким образом, давая импульс осмысленным чувствам учащихся с позиции соучастника творческого процесса, педагог, активизируя мыслительную деятельность своих учеников, подводит их к самостоятельному «строительству» знаний посредством решения творческих задач.

Урок – монография представляет собой «слово» о поэте, писателе, самостоятельно подготовленное учащимися с использованием одного – двух источников, выразительное чтение и комментирование предложенного учителем стихотворения, выбор наиболее понравившегося произведения, его выразительное чтение и комментирование в классе, письменный анализ – эссе одного стихотворения через обращение к личности его создателя. Эта форма занятия способствует воспитанию грамотного читателя, умеющего самостоятельно интерпретировать художественное произведение, формированию активной творческой личности.

Урок – «представление» (поэтический вечер) предполагает творчество самих ребят: группы учеников кратко знакомят с жизнью и творчеством того или иного поэта (писателя), читают стихотворения (отрывки из произведений), дающие представление об особенностях его творческой манеры. Эта форма занятий пробуждает в учащихся исследователей, чтецов, музыкантов, поэтов, художников… Подготовка и реализация этого занятия « оживляет» все формы работы: объявляются конкурсы на лучшее исполнение произведений поэта (писателя), лучшее сочинение по его творчеству, лучшую иллюстрацию к его произведениям, конкурс на эскизы оформления. Слово о поэте (писателе), его произведениях – основная часть программы вечера.

Литературно-музыкальная композиция не исключает совместного творчества педагога и учащихся и проводится, как правило, в конце изучения темы. На этом занятии затрагиваются вопросы  мировоззрения художника слова, его нравственные, эстетические взгляды, гражданская направленность его деятельности. Важно создать непринужденную, естественную обстановку, чтобы учащиеся могли высказать свои размышления, оценки, например, «Я хочу сказать о Маяковском…», «Я люблю стихи Марины Цветаевой…». Музыкальное сопровождение вызывает эмоциональный отклик, эстетические ассоциации и волнует душу. Использование межпредметных  связей расширяют и углубляют представления ребят о творчестве того или иного творца, вызывают интерес к предмету, развивают их культурный вкус. Конкурс на лучшее чтение и интерпретирование произведений разнообразит формы деятельности на уроке и внесет элемент занимательности, что способствует активизации познавательной деятельности учеников.

Игровые формы: Очень большой интерес, активность в подготовке и проведении учебного занятия по литературе вызывают у учащихся игровые, театрализованные формы работы, когда урок представляет собой коллективное действие, дающее возможность воссоздать атмосферу какого – либо явления или события прошлого.

Организационно – деятельностные игры создают богатые возможности для всестороннего развития учащихся, поскольку ориентированы на процесс самоопределения . На уроках литературы и во внеклассной работе по предмету актуальны ролевые и интеллектуальные игры.

Ролевая игра предполагает игровую имитационную модель и планируется, как правило при рассмотрении событий, в которых ярко проявились разные интересы, позиции людей, например, суд над Раскольниковым  и т.д. Конечно, такое занятие требует особой подготовки, знакомства с воспоминаниями, воссоздающими стиль, быт эпохи, участия в составлении сценария, но зато вызывает огромный интерес к теме, сознательность, глубину вхождения в мир героя, писателя, поэта.

Интеллектуальная игра имеет характер соревновательности, проводится в конце изучения темы и носит как контролирующий, так и обучающий характер и может служить альтернативой зачетному уроку. Эта форма игры может сочетать групповые и индивидуальные формы работы учащихся. В роли дидактических игр могут выступать тесты, тематические кроссворды, викторины, которые вносят элемент занимательности и творчества в процесс обучения. Вопросы и задания разного уровня сложности способствуют самореализации каждого ученика, вовлечению учащихся в мир литературы, организуют их самостоятельный поиск.

При изучении драматургических произведений имеет место театрализованная игра, которая позволяет выработать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи, сформировать навыки делового общения, коммуникативные навыки. Наиболее актуальной, интересной формой является театрализованное представление, позволяющее каждому проявить свои творческие способности.

Исследовательские формы : Основу исследовательской деятельности учащихся составляет овладение алгоритмами преобразования и порождения информации, различные манипуляции учебной информацией.

Мастерская предполагает самостоятельный поиск знаний учащимся через решение творческих задач, которые задают определенное движение в предметном плане. Педагог выступает только консультантом в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности через совместный поиск. Эта форма занятия ориентирует на то, что у каждого должна быть своя проблемная ситуация, которая «наведет» учащегося на исследовательскую деятельность.

Читательская интерпретация художественных произведений предполагает аналитическую деятельность каждого учащегося, причем ученик сам выбирает аспект своего интерпретирования: понятийно-логический (отзыв, письмо…), лирико-публицистический (эссе…), графика, театр, кино (иллюстрации, инсценирование). Эти виды работ фиксируют особенности восприятия, выражают читательскую оценку произведения, поскольку воспитывают читателя умного, активного, творческого.

Практикум предполагает решение серии познавательных задач в группах и индивидуально, позволяющих охарактеризовать проблему, процесс, значительное явление или событие литературной жизни. На этом занятии предусматривается изучение свидетельств из разных источников (документов, воспоминаний, критических статей, художественных произведений), суждений писателей, поэтов, анализ разных аспектов литературоведческой проблемы. Важным компонентом практикума является сопоставление и обсуждение результатов, полученных участниками работы: для этого отводится заключительная часть урока.

Диспут отвечает возрастными особенностями подростков, поскольку представляет собой публичный спор, в котором ярко проявляются убеждения участников диспута, активизирует познавательную деятельность учащихся и вызывает интерес к чтению и к литературе как учебному предмету, способствует развитию устной речи, учит общению и творчеству. Это форма предполагает обучение культуре полемики, серьезных знаний предмета, атмосферу поиска и сотворчества.

Семинар ориентирован на самостоятельную познавательную деятельность учащихся и предполагает обладание навыками филологического исследования. Проводится семинарское занятие, как правило, в конце изучения темы. Тема семинара определяется педагогом или учащимися. Заранее даются вопросы для обсуждения, список литературы, формируются группы. Участники сами распределяют обязанности.

Вывод: Я думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое задание. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!