СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сенсорная интеграция как инновационный способ коррекционного воздействия на детей с особенными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стаья для дифектологов

Просмотр содержимого документа
«Сенсорная интеграция как инновационный способ коррекционного воздействия на детей с особенными возможностями здоровья»

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СПОСОБ КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ С ОСОБЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Ткаченко Наталья Валериевна

ДНР, г. Макеевка, МБОУ «ОШ № 17», учитель начальных классов,

учитель-дефектолог

В последние десятилетия коррекционная педагогика выявляет все больше детей, имеющих множественные нарушения развития. К ним относятся трудности в получении и обработке информации, сенсомоторная неловкость, замедленная реакция на раздражители, нескоординированная работа обоих полушарий мозга и т.д. Вышеописанные нарушения являются признаками сенсорной дисфункции и требуют коррекционной коррекции с использованием сенсорно-интегративного подхода. Этот подход носит название сенсорной интеграции и заключается в комплексной работе со всеми системами ребенка: тактильной, слуховой, обонятельной, проприоцептивной, двигательной. Корректная работа этих систем позволяет центральной нервной системе адекватно реагировать на раздражители, получать и обрабатывать информацию, поступающую из внешнего мира. Уже с рождения ребенок начинает сенсорно интегрироваться во внешнюю среду, то есть он реагирует на яркий свет, чувствует прикосновения матери, обоняет окружающие запахи, слышит громкие звуки. В случае некорректной работы ЦНС этой обработки внешних импульсов на происходит, и тогда мы можем говорить о сенсорно-интегративной дисфункции. В будущем следствием сниженной сенсорной интеграции могут быть моторно-координационные, речевые, билатеральные нарушения. Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) всегда страдают сенсорной дисфункцией. Познание окружающего мира начинается с ощущений. Более сложным познавательным процессом, чем ощущение, считается восприятие, с помощью которого ребенок отражает предметы и явления вокруг него. Процесс сенсорной интеграции направлен на развитие познавательных способностей ребенка, а это возможно сделать задействовав сенсорную систему. Только получив все необходимые сведения о предмете, мозг ребенка может формироваться и развиваться. Таким образом, основная задача педагогической деятельности – развитие познавательного интереса через сенсорные стимулы. Главной задачей педагога является организация процесса обучения таким образом, чтобы у ребенка была мотивация к познанию окружающего мира, к социализации и самопознанию. Это можно сделать в дошкольном возрасте и только в игровой форме. Игры с сенсорным материалом (крупа, песок, шишки, листья, сухоцветы, камешки и т.д.) помогают ребенку расслабиться, увлекают его и дают возможность получить максимум сенсорных стимулов за одно занятие, а также способствуют речевой деятельности ребенка. Формирование зрительного анализатора заключается в развитии внимания и наблюдательности, в понимании концепций цвета, формы, величины предмета. К играм на формирование зрительной деятельности можно отнести игры на соотнесение объектов по их признакам, собирание пазлов, прохождение лабиринтов, мнемонические игры. Развитие слухового стимула через сенсорную интеграцию направлено на формирование фонематического слуха, то есть на способность не просто слышать, а распознавать речевые и неречевые звуки. Слуховой анализатор неразрывно связаны с речевым развитием и оказывает на его формирование максимальное влияние. К развитию слухового восприятия относят игры на определение и угадывание заданных звуков из предложенного ряда, музыкальные паузы на занятиях. Формирование проприоцептивной системы направлено на развитие кинестетических способностей. При скомпенсированной проприоцепции ребенок адекватно управляет своим телом и комфортно ощущает себя в окружающей действительности. Игры с мячом, ползание на четвереньках, перекрестная ходьба, работа с балансирами, игры на фитболе – все эти динамические упражнения способствуют развитию проприоцептивных стимулов. Тактильные анализаторы развиваются посредством прикосновения, давления, ощущения температуры и структуры материала. Игры на развитие тактильных ощущений оказывают большое влияние на эмоциональное состояние ребенка , позволяют сформировать положительные внутренние установки. Они неразрывно связаны с ручным трудом (лепка, рисование, мозаика, игры с природным материалом). Обонятельные представления и образы формируются посредством различения запахов, которые мы условно делим на приятные и неприятные. Предоставив детям возможность тренировать свои обонятельные способности, мы способствуем формированию корректного восприятия запахов у детей. Для этого мы используем флакончики с запахами, мешочки со специями, пакетики со свежими травами, ароматические масла. Необходимо отметить, что все эти приемы можно применять только в случае исключения у ребенка различных видов аллергических реакций. Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что сенсорная интеграция является естественным процессом, непрерывно и происходящим в жизни каждого человека. Она играет основополагающую роль в формировании полноценной и здоровой личности, что говорит о важности развития этого процесса у детей. Элементы сенсорной интеграции, такие, как работа с сыпучими материалами, динамические паузы и музыкальные фрагменты, рекомендовано включать в работу всем коррекционным специалистам – дефектологам, психологам, логопедам. Они способствуют скорейшему решению поставленных коррекционно-воспитательных задач, формируют познавательные способности у детей и способствуют развитию всех психических процессов. Однако, занятия по сенсорной интеграции «в чистом виде» показаны узкому кругу детей, имеющим явные признаки. ее дисфункции. Чаще всего это дети с признаками РАС и аутизмом. Поэтому, в этом вопросе важна грамотная диагностика специалиста для выявления истинной сенсорной дисфункции и дальнейшего коррекционного маршрута. Следуя современным влияниям педагогической моды, многие родители необоснованно отдают предпочтение занятиям по сенсорной интеграции в искусственно созданных условиях, забывая о возможности внедрения этого метода посредством ежедневного взаимодействия ребенка с окружающей средой. Поэтому задача специалиста разграничить дисфункцию сенсорной интеграции и другие нарушения, а также донести эту информацию до родителей, показав им возможность полноценного развития сенсорной системы ребенка в естественных условиях. Таким образом, сенсорная интеграция – это процесс, который невозможно исключить из окружающей нас действительности, процесс самой жизни. Пока человек жив, н влияет на окружающий мир, а окружающий мир, в свою очередь, формирует уникальную личность. В области коррекционной педагогики метод сенсорной интеграции может быть выражен как в качестве дополнительного инструмента воздействия на развитие ребенка, так и является основным методом коррекции у детей с отдельными видами нарушений. Несмотря на новизну и скептическое отношение классической дефектологии, сенсорная интеграция занимает достойное место среди многообразия коррекционных методов и приемов педагогического воздействия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!