Просмотр содержимого документа
«Серебряный век. Символизм.»
...Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу... На щите символистов были начертаны идеализм и религия...
- Русский символизм, самый значительный после французского, имел в основе те же предпосылки, что и символизм западный: кризис позитивного мировоззрения и морали, обостренное религиозное чувствование.
- Символизм в России вбирал два потока – «старших символистов» (И.Анненский, В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский, Н.Минский, Ф.Сологуб (Ф.Тетерников) и «младосимволистов» (А.Белый (Б.Бугаев), А.Блок, Вяч.Иванов, С.Соловьев, Эллис (Л.Кобылинский). К символистам были близки М.Волошин, М.Кузмин, А.Добролюбов, И.Коневской.
К началу 1900-х годов русский символизм достиг расцвета и имел мощную издательскую базу. В введении символистов были: журнал «Весы» издательство «Скорпион», журнал «Золотое руно», издательства «Оры», «Мусагет», «Гриф», «Сирин», «Шиповник», журнал «Аполлон».
(1869-1945)
(по мужу Мережко́вская, 8 (20) ноября 1869, Белёв — 9 сентября 194 5, Париж ) — русская поэтесса и писательница, беллетрист, дра матург и литературный критик, одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры. Идеолог символизма. Жена Дмитрия Мережковского.
Зинаида Гиппиус родилась 8 (20) ноября 1869 г. в городе Белёве (ныне Тульская область) в обрусевшей немецкой дворянской семье. Предки отца по фамилии фон Гиппиус (нем. von Hippius) эмигрировали из Мекленбурга в Московское государство в XVI в.[1]; а мать происходила из Сибири
- «Сияния», серия «Русские поэты», выпуск второй, 200 экз. Париж, 1938.
- Пьесы. Л., 1990
- Живые лица, тт. 1-2. Тбилиси, 1991
- Сочинения. Ленинградское отд. Худож. лит. 1991 г.
- Стихотворения. СПб, 1999
- Дневники
Символизм положил начало модернистским течениям в культуре 20 в., стал обновляющим ферментом, давшим новое качество литературы, новые формы художественности. В творчестве крупнейших писателей 20 в., как русских, так и зарубежных (А.Ахматовой, М.Цветаевой, А.Платонова, Б.Пастернака, В.Набокова, Ф.Кафки, Д.Джойса, Э.Паунда, М.Пруста, У.Фолкнера и др.), – сильнейшее влияние модернистской традиции, унаследованной от символизма.