СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Северный женский костюм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследуется северный косоклинный сарафан.

Просмотр содержимого документа
«Северный женский костюм.»



Открытый городской конкурс творческих дизайн - проектов «Дизайн. Перспективы. Нижний»
Номинация «Дизайн костюма и аксессуаров»



«Сценический костюм»

посвящается творчеству Михаила Врубеля как театрального художника и иллюстратора





Разработала: учитель Быкова Ольга Викторовна

МБОУ «Школа №11 им. Г.С. Бересневой»











Нижний Новгород-2019





Сценический костюм

Название костюма – Концертный костюм

« Архангельский Сарафан. Костюм русского Севера »







.«Русский костюм – это волшебное зеркало, в котором отражается ослепительная красота культуры русского народа»



Народный костюм – источник вдохновения художников.



Источником вдохновения для создания сценического концертного костюма явились: девичий костюм города Мезени. Сарафан-юбка из шелкового штофа, кисейная рубашка, душегрея-телогрея, парчовая повязка «почелка с обнизью и иллюстрации Михаила Врубеля, которые были нарисованы в результате этнографических экспедиций художника в Олонецкую губернию с целью изучения культуры русского народа. Восхитившись уникальным живописным стилем М.Врубеля: красотой узорного рисунка , изысканной декоративностью цветовых сочетаний , яркой сказочностью его работ , я решила воссоздать костюм по мотивам сказочных и этнографических произведений великого русского художника.





Творческий поиск - приглашение в этнографическое путешествие по нижегородской земле …..



К ак создать традиционный костюм?

Я решила обратиться к музейным этнографическим экспозициям родного нижегородского края.

Побывала в Арзамасском историко - художественном музее, в « Музее природы» Арзамасского района села Чернуха и в Саровском краеведческом музее , где в экпозициях выставочных залов представлены подлинные костюмы века минувшего…. Изучив детально костюмы нижегородской области , ткани из которых сшита «дивная обряда» , цветовые сочетания костюмов , способы кроя и пропорции костюмов, я принялась за дело.



Подвенечный наряд девушки Нижегородской губернии. Конец XVIII - начало XIX века. Горьковский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.







Развитие творческого замысла.



Перо Царевны-Лебедь-источник творческого вдохновения



Мне очень повезло, я познакомилась с мастером по реконструкции народного костюма Ц и п л а к о в о й Любовью Ивановной , которая является победителем межрегионального конкурса – фестиваля «Волшебная нить».Ею воссозданы костюмы нижегородского края и ее работы признаны лучшими работами на выставке народных промыслов в Москве. Советы Любови Ивановны явились бесценными для меня и помогли в выборе направления работы по реконструкции народного костюма. Я решила, что буду разрабатывать нижегородский чернухинский праздничный женский костюм Арзамасской губернии.

Формирование основной дизайнерской идеи

«Во всех ты, душенька, нарядах хороша!»



Вы видите коллекцию народной одежды из Государственного Русского музея, где широко представлены костюмы Нижегородской губернии, которые по праву признаны одними из самых красивых костюмов России.

Дизайн-проектирование модели косоклинного сарафана. Реконструкция



Вашему вниманию представлены подлинные костюмы Арзамасской губернии, признанные самыми богатыми костюмами России, из - за «искустно вышитой сряды золотной нитью», из собрания Арзамасского этнографического музея .

Конструкцию сарафанного комплекса, подлинные образцы отделки и кроя мне помогла изучить бессменный руководитель нижегородского клуба « И в у ш к а» Игонина Вера Александровна.

















Технология изготовления костюма

Русский народный костюм – это отражение общения Человека и Мира.

Конструкция косоклинного сарафана нижегородской области по форме и способу кроя напоминает солнце – красное













Метод построения детали « лягушка »,

лямок – оплечий, прилегающих к детали полочки и спинки .



Обработка и разметка застежки на сарафане.



Метод раскладки деталей кроя и раскроя косоклинного сарафана













Конструкция традиционного женского праздничного костюма Нижегородской области



«Структура костюма гармонична, как сама природа. Она подобна дереву, тянущемуся ветвями в небо и врастающему корнями в родную землю»

Ход работы:

Подготовка тканей и материалов к работе

Подготовка деталей кроя к раскрою сарафана







Обработка застежки сарафана







Обработка борта сарафана







Обработка горловины и проймы

Обработка «лягушки»-бретелек сарафана

Окончательная обработка изделия.





Технологическая последовательность изготовления косоклинного сарафана

1.Пришить клинья к передним полотнам. 

2.Сшить передние полотнища (если их два). 
Оставить вверху 10-12 см незашитыми, если предполагается реальная застёжка. 

3.Пришить те и другие подклинки к задним клиньям. 

4.Пришить задние клинья с подклинками к спинке. 

5.Соединить грудь и спинку. 

6.Подрезать низ, выравнивая его. Это можно делать без примерки, если крой уже освоен. Если нет уверенности, то можно подровнять после сбора всего сарафана. 

7. Заложить по верху складки на спине и на груди. Получить объем талии + 1,5-2см. 
Складки делаются маленькие, 7-12 мм и закладываются в сторону середины спинки. 
Складки лучше закрепить с изнанки тесёмкой шириной ок.2 см. 

8. Лямки и лягушка - 2 варианта. 
а) обрабатываются, как обычно: сострочить, вывернуть итд. Косой срез лягушки нуждается в прокладке кромки или клеевой. 
б) пришить лямки к лягушке, сложить верх и низ изнанка к изнанке, обрезать припуски и отделать узкой (мм 3-4-5) прямой бейкой из кумача или контрастной однотонной ткани. Тут ничего на срезах прокладывать не надо, тк. прямая бейка предохраняет от растяжения. 
На этих фотографиях старинных сарафанов из музеев хорошо видна обработка лямок кантиком. 

9.Сострочить верх и низ талии по верху, вложив в шов лягушку. Если крой отработан, можно вложить сразу и лямки спереди. 

10.Обработать застёжку, если имеется. 

11.Обработать верх сарафана талией. 

12. Пришить лямки к талии спереди внутрь, померив сарафан. Подрезать низ, если требуется на примерке. 

13.Обработать низ кантом из поперечной полосы шириной см 10-12. 
Полоса из кумача или контрастная. Кант выпускается наружу см на 1-2. 

14. И вот теперь наконец-то можно начинать украсы
Украсы можно сделать из лент, полос ткани с тканым славянским орнаментом (ширина от 1 до 20 см., разные расцветки и узоры: кружева, тесьмы и т.п.)


Костюм русского Севера – это волшебное зеркало, в котором отражается ослепительная красота культуры русского народа Нижегородского края и Архангельского края.





Конец - всему делу венец!

О чень приятно воссоздавать народные костюмы, потому что они созданы на научной основе. Большая этнографическая работа в фондах ряда музеев, изучение подлинных сохранившихся в архивах женских нарядов. Проделанная работа является доказательством того, что возможно и в настоящее время иметь национальный костюм всем, кто в этом нуждается и тем, кто этого пожелает. Я с любовью создала этот народный русский костюм нижегородского края для школьных концертов и для школьного музея костюма.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!