СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Северо -Запад России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Северо – Запад России

  Санкт-Петербург стал развиваться бурно, используя свое выгодное географическое положение. Первоначально промышленность Санкт-Петербурга была связана с созданием судостроительных верфей и производства для царского двора предметов роскоши: шелка, базаментов и др. Дореволюционная промышленность Санкт-Петербурга была основана на привозном сырье: английском угле, американском хлопке и др. Российское сырье поступало из других регионов, поэтому вся промышленность Санкт-Петербурга была привязана к побережью  

В XIX – начале ХХ вв. на территории создавались предприятия по производству различных судов, особенно военных, а также артиллерийских орудий и паровозов. Создавались кожевенные, текстильные и чугунно-литейные фабрики. Главную роль в хозяйстве региона играет обрабатывающая промышленность, лидером же является машиностроение.

 Выделяют два основных направления развития этой области:

1. отрасли, ориентированные на высококвалифицированные трудовые ресурсы: радиоэлектроника, приборостроение и т. д.;

2. отрасли, которые возникли в процессе хозяйственного становления комплексного строения страны, например судостроение.

Кроме обрабатывающей и машиностроительной отраслей, выделяют еще химическую, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную, цветную металлургию и электроэнергетику.

 

1. Традиционные специализации Северо-Западного экономического региона – точное сложное машиностроение. Санкт-Петербург является вторым после Москвы промышленным машиностроительным центром. В Санкт-Петербурге расположены предприятия оборонной промышленности, производство ракетно-космической техники (завод «Арсенал»), авиационных двигателей (завод имени В. Климова), энергетического и электротехнического машиностроения (Металлический завод, «Электросила»), а также тяжелого машиностроения (Невский завод (рис. 6), Ижорский завод), судостроения (Адмиралтейские верфи и Балтийский завод), локомотивов и вагоностроения (Кировский завод), станко- и приборостроения (заводы ЛОМО, «Океанприбор»), электронной промышленности (завод «Светлана»).

Центром судостроения является город Выборг (рис. 7), речного судостроения и судоремонта – города Новая Ладога, Подпорожье, Петрокрепость.

Ряд предприятий, кооперирующих с заводом Санкт-Петербурга, расположены в городах Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса, Тихвин.

   Машиностроительным предприятиям требуется широкий ассортимент стали и проката, поэтому металлы приходится завозить из различных мест: из центра или Урала. Собственная металлургическая база представлена прокатными цехами машиностроительных предприятий (Волховский алюминиевый завод).

Топливно-энергетическая база региона недостаточно мощная. Добыч сланцев и торфа покрывает лишь часть затрат на электроресурсы ТЭС. Мощности нефтепереработки в Киришах нефти, поступающей с территории Западной Сибири, тоже не хватает. В качестве топлива на электростанциях используют газ, который идет по газопроводу «Сияние Севера». Часть проблемы в недостатке топлива удалось решить после строительства Ленинградской АЭС. Несмотря на ее мощность, электроэнергии все равно не хватает.

2. Важное значение в Северо-Западном экономическом регионе имеют также химические предприятия, производящие синтетические смолы, резинотехнические изделия и шины (завод «Красный треугольник»), удобрения, кислотные реактивы (Невский углекислотный завод), лакокрасочные изделия (завод «Невская палитра»), химико-фармацевтические препараты. В городе Киришах на Волге построен крупный нефтеперерабатывающий комбинат – «Киришинефтеоргсинтез» (ри

В Новгороде есть завод «Акрон», производящий на поступающем газе азотные удобрения и химикаты. Фосфорные удобрения производят в Кингисеппе, Волхове и Санкт-Петербурге.

3. К числу отраслей специализации района также относятся деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Местная лесосырьевая база удовлетворяет потребности отраслей лишь частично, поэтому большая часть древесины поступает из соседнего Северного экономического региона. Целлюлозно-бумажные предприятия расположены в основном в Ленинградской области на Карельском перешейке: в Приозерске, Светогорске, Советском, Каменногорске, Коммунаре, Сясьстрое, а также Окуловке (Новгородская обл.). Значительное количество бумаги и картона производится в Санкт-Петербурге (бумажная фабрика «Гознак»), Светогорске (Целлюлозно-бумажный комбинат), Сясьстрое (Целлюлозно-бумажный комбинат) и Приозерске (Целлюлозно-бумажный комбинат), а в Чудово (Новгородская область) размещается спичечная фабрика «Солнце»

Известны стекольные заводы в Ленинградской, Новгородской, Псковской областях. Одним из известных является Ломоносовский фарфоровый завод. Адмиралтейские верфи – старейшие судостроительные предприятия Санкт-Петербурга (рис. 10). Основанный Петром І в 1704 г. завод за три века своей истории построил для отечественного флота более 2000 кораблей и судов самого различного класса и назначения. В 1709 г. здесь был заложен и спущен на воду в 1712 г. первый линейный корабль – 54-пушечная «Полтава» (рис. 11).В 1725 г. на верфях Адмиралтейства была построена первая подводная лодка «Потаенное судно» крестьянина Ефима Никонова  

  «Потаенное судно»

 

 Свободная экономическая зона “Янтарь” 

– Калининградская область стала анклавом России после распада СССР. Анклав это часть территории страны, окружённая со всех сторон территорией других государств. Но Калининградская область с одной стороны имеет морской берег, а если анклав имеет морской берег, его называют полуанклав.

Калининградская область является свободной экономической зоной – СЭЗ. СЭЗ – это самостоятельные территориально географические анклавы, полуанклавы, обособленные от остальной территории страны. СЭЗ предоставляются льготы (таможенные, налоговые) для привлечения иностранного капитала с целью организации производств с новейшими технологиями.

СЭЗ Калининградской области называется “Янтарь” ( в области находится единственный в мире карьер по добычи янтаря). Ежегодно здесь добывается более 1000 т. янтаря. Из прозрачных экземпляров этой окаменевшей древней смолы деревьев изготавливают ювелирные украшения. Особо ценны экземпляры с древними насекомыми, застывшими внутри янтаря. Крошки янтаря используют как удобрение

 Проблемы Санкт-Петербурга 

 

1. Одна из важных проблем города на Неве это наводнения, чаще случающиеся осенью из-за нагонных явлений Нева подпруживается водами Финского залива и затопляет улицы, первые этажи домов Санкт-Петербурга. О наводнении в 1824 году А.С. Пушкин написал строки в поэме “Медный всадник”:

Но силой ветра от залива Переграждённая Нева Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова, Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом, клокоча, и клубясь,  И вдруг как зверь остервеняясь,  На город кинулась, Пред нею Всё побежало, всё вокруг Вдруг опустело – воды вдруг Втекли в подземные подвалы, К решёткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь как тритон, По пояс в воду погружён.

Для защиты от наводнения была построена дамба высотой 6-7 метров над уровнем моря. В ней имеются пропускные отверстия и ворота, которые будут открываться. Дамба не даст водам Финского залива подниматься к Неве. К востоку от дамбы находится чаша, которая будет заполняться невской водой. Но за сутки уровень воды в чаше повысится на 0,5– 0,6 м, что позволит переждать самое мощное и длительное наводнение. Но в результате в акватории Невской губы образуются застойные участки воды.

2. Для предприятий Санкт-Петербурга, которые выпускают большей частью военную продукцию, остро стоит проблема конверсии. Город должен перестроить структуру своей промышленности.

3. Необходимо улучшить экологическую ситуацию: уменьшить уровень сбросов промышленных вод в Финский залив, в Ладожское озеро.

4. Санкт-Петербург имеет многочисленные памятники архитектуры, большинству из которых более 200 лет. Необходима реконструкция, восстановление уникальных зданий. Дворцов и его пригородов.

 

Просмотр содержимого документа
«Северо -Запад России»

Северо – Запад России

 Санкт-Петербург стал развиваться бурно, используя свое выгодное географическое положение. Первоначально промышленность Санкт-Петербурга была связана с созданием судостроительных верфей и производства для царского двора предметов роскоши: шелка, базаментов и др. Дореволюционная промышленность Санкт-Петербурга была основана на привозном сырье: английском угле, американском хлопке и др. Российское сырье поступало из других регионов, поэтому вся промышленность Санкт-Петербурга была привязана к побережью

В XIX – начале ХХ вв. на территории создавались предприятия по производству различных судов, особенно военных, а также артиллерийских орудий и паровозов. Создавались кожевенные, текстильные и чугунно-литейные фабрики. Главную роль в хозяйстве региона играет обрабатывающая промышленность, лидером же является машиностроение.

Выделяют два основных направления развития этой области:

1. отрасли, ориентированные на высококвалифицированные трудовые ресурсы: радиоэлектроника, приборостроение и т. д.;

2. отрасли, которые возникли в процессе хозяйственного становления комплексного строения страны, например судостроение.

Кроме обрабатывающей и машиностроительной отраслей, выделяют еще химическую, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную, цветную металлургию и электроэнергетику.


1. Традиционные специализации Северо-Западного экономического региона – точное сложное машиностроение. Санкт-Петербург является вторым после Москвы промышленным машиностроительным центром. В Санкт-Петербурге расположены предприятия оборонной промышленности, производство ракетно-космической техники (завод «Арсенал»), авиационных двигателей (завод имени В. Климова), энергетического и электротехнического машиностроения (Металлический завод, «Электросила»), а также тяжелого машиностроения (Невский завод (рис. 6), Ижорский завод), судостроения (Адмиралтейские верфи и Балтийский завод), локомотивов и вагоностроения (Кировский завод), станко- и приборостроения (заводы ЛОМО, «Океанприбор»), электронной промышленности (завод «Светлана»).

Центром судостроения является город Выборг (рис. 7), речного судостроения и судоремонта – города Новая Ладога, Подпорожье, Петрокрепость.

Ряд предприятий, кооперирующих с заводом Санкт-Петербурга, расположены в городах Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса, Тихвин.

Машиностроительным предприятиям требуется широкий ассортимент стали и проката, поэтому металлы приходится завозить из различных мест: из центра или Урала. Собственная металлургическая база представлена прокатными цехами машиностроительных предприятий (Волховский алюминиевый завод).

Топливно-энергетическая база региона недостаточно мощная. Добыч сланцев и торфа покрывает лишь часть затрат на электроресурсы ТЭС. Мощности нефтепереработки в Киришах нефти, поступающей с территории Западной Сибири, тоже не хватает. В качестве топлива на электростанциях используют газ, который идет по газопроводу «Сияние Севера». Часть проблемы в недостатке топлива удалось решить после строительства Ленинградской АЭС. Несмотря на ее мощность, электроэнергии все равно не хватает.

2. Важное значение в Северо-Западном экономическом регионе имеют также химические предприятия, производящие синтетические смолы, резинотехнические изделия и шины (завод «Красный треугольник»), удобрения, кислотные реактивы (Невский углекислотный завод), лакокрасочные изделия (завод «Невская палитра»), химико-фармацевтические препараты. В городе Киришах на Волге построен крупный нефтеперерабатывающий комбинат – «Киришинефтеоргсинтез» (ри

В Новгороде есть завод «Акрон», производящий на поступающем газе азотные удобрения и химикаты. Фосфорные удобрения производят в Кингисеппе, Волхове и Санкт-Петербурге.

3. К числу отраслей специализации района также относятся деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Местная лесосырьевая база удовлетворяет потребности отраслей лишь частично, поэтому большая часть древесины поступает из соседнего Северного экономического региона. Целлюлозно-бумажные предприятия расположены в основном в Ленинградской области на Карельском перешейке: в Приозерске, Светогорске, Советском, Каменногорске, Коммунаре, Сясьстрое, а также Окуловке (Новгородская обл.). Значительное количество бумаги и картона производится в Санкт-Петербурге (бумажная фабрика «Гознак»), Светогорске (Целлюлозно-бумажный комбинат), Сясьстрое (Целлюлозно-бумажный комбинат) и Приозерске (Целлюлозно-бумажный комбинат), а в Чудово (Новгородская область) размещается спичечная фабрика «Солнце»

Известны стекольные заводы в Ленинградской, Новгородской, Псковской областях. Одним из известных является Ломоносовский фарфоровый завод. Адмиралтейские верфи – старейшие судостроительные предприятия Санкт-Петербурга (рис. 10). Основанный Петром І в 1704 г. завод за три века своей истории построил для отечественного флота более 2000 кораблей и судов самого различного класса и назначения. В 1709 г. здесь был заложен и спущен на воду в 1712 г. первый линейный корабль – 54-пушечная «Полтава» (рис. 11).В 1725 г. на верфях Адмиралтейства была построена первая подводная лодка «Потаенное судно» крестьянина Ефима Никонова

«Потаенное судно»


 Свободная экономическая зона “Янтарь” 

– Калининградская область стала анклавом России после распада СССР. Анклав это часть территории страны, окружённая со всех сторон территорией других государств. Но Калининградская область с одной стороны имеет морской берег, а если анклав имеет морской берег, его называют полуанклав.

Калининградская область является свободной экономической зоной – СЭЗ. СЭЗ – это самостоятельные территориально географические анклавы, полуанклавы, обособленные от остальной территории страны. СЭЗ предоставляются льготы (таможенные, налоговые) для привлечения иностранного капитала с целью организации производств с новейшими технологиями.

СЭЗ Калининградской области называется “Янтарь” ( в области находится единственный в мире карьер по добычи янтаря). Ежегодно здесь добывается более 1000 т. янтаря. Из прозрачных экземпляров этой окаменевшей древней смолы деревьев изготавливают ювелирные украшения. Особо ценны экземпляры с древними насекомыми, застывшими внутри янтаря. Крошки янтаря используют как удобрение

 Проблемы Санкт-Петербурга 


1. Одна из важных проблем города на Неве это наводнения, чаще случающиеся осенью из-за нагонных явлений Нева подпруживается водами Финского залива и затопляет улицы, первые этажи домов Санкт-Петербурга. О наводнении в 1824 году А.С. Пушкин написал строки в поэме “Медный всадник”:

Но силой ветра от залива
Переграждённая Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом, клокоча, и клубясь, 
И вдруг как зверь остервеняясь, 
На город кинулась, Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело – воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решёткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружён.

Для защиты от наводнения была построена дамба высотой 6-7 метров над уровнем моря. В ней имеются пропускные отверстия и ворота, которые будут открываться. Дамба не даст водам Финского залива подниматься к Неве. К востоку от дамбы находится чаша, которая будет заполняться невской водой. Но за сутки уровень воды в чаше повысится на 0,5– 0,6 м, что позволит переждать самое мощное и длительное наводнение. Но в результате в акватории Невской губы образуются застойные участки воды.

2. Для предприятий Санкт-Петербурга, которые выпускают большей частью военную продукцию, остро стоит проблема конверсии. Город должен перестроить структуру своей промышленности.

3. Необходимо улучшить экологическую ситуацию: уменьшить уровень сбросов промышленных вод в Финский залив, в Ладожское озеро.

4. Санкт-Петербург имеет многочисленные памятники архитектуры, большинству из которых более 200 лет. Необходима реконструкция, восстановление уникальных зданий. Дворцов и его пригородов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!