Шахматы как средство для формирования культуры здоровьесберегающей деятельности
Система образования России претерпевает значительные изменения, многие из которых направлены на создание оптимальных условий для индивидуального развития личности ребенка, а также формирование у него таких качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность и творческая активность.
Шахматы являются уникальной игрой, которая не только отвечает этим требованиям, но и представляет собой инструмент, обуславливающий отношение игрока к своему интеллектуальному, психическому и физическому здоровью.
В основе шахматной игры лежит математическая логика и анализ, поэтому случайных успехов в этой игре нет. Игрок учится делать ответственный выбор хода, предусматривать его последствия. Если эти действия перенести в реальную жизнь, то можно говорить о поступках и последствиях совершенных поступков. Постоянная игра в шахматы стимулирует детей позитивно относиться и к занятиям физкультурой и спортом, а также ответственно относиться к своему здоровью.
Именно задача по сохранению здоровья обучающихся и приобщение их к здоровому образу жизни является одной из основных задач современной школы. В идеале обучающийся должен начать сознательно относиться не только к своему здоровью, но и воспринимать его как общественную ценность.
Для достижения такого результата необходимо целенаправленно проводить политику по формированию здоровьесберегающей деятельности, которая должна осуществляться в контексте культуры, в которой живет ребенок.
Также необходимо учитывать, что выделяют три вида здоровья:
Психическое.
Интеллектуальное.
Физическое.
Под ним понимается состояние психологического и социального благополучия, при котором человек может реализовать свой потенциал, осуществлять продуктивную и осознанную деятельность, а также может вносить вклад в развитие социума.
Это определенное состояние головного мозга, которое обеспечивает эффективное протекание познавательных психических процессов. К таким процессам, прежде всего, относятся внимание, мышление, восприятие и память, то есть процессы, с помощью которых осуществляется реализация конкретной стратегии по решению каких-либо актуальных задач.
Под ним понимается состояние организма человека, при котором он способен исправно выполнять все основные функции.
В деятельности педагогов на передний план выходит необходимость сделать образовательный процесс для детей в первую очередь, здоровьесберегающим. Это означает, что он должен быть успешным, радостным. Необходимо постоянно стимулировать и поддерживать устойчивый интерес к новым знаниям и умениям. В этой работе значительную помощь могут оказать занятия шахматами, когда активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально-волевые качества обучающихся.
В педагогике, для того чтобы добиться какого-то определенного результата, невозможно использовать исключительно прямые действия. Так, для изучения математики одних знаний недостаточно, ведь со стороны школьника нужен интерес как к предмету, так и познанию в целом. Это касается и шахмат, ведь для успешной игры необходимо знать не только правила движения фигур, но и наличие внешнего сопровождения игры. Такое сопровождение может выражаться в наличии «злости» на неудачи, стремлении изменить свою социальную роль в коллективе и т.д.
В культуре здоровьесбережения также требуется наличие внешнего «движителя», который бы имел мотивационный и значимый характер. С учетом явной тенденции среди обучающихся к стремлению к ведению здорового образа жизни необходимо выявить «движитель», который заставляет их отказываться от вредных привычек и активно занимать спортом.
Как правило, среди детей, которые регулярно занимаются шахматами, более 46% ведут здоровый образ жизни и активно занимаются спортом. При этом многие из них являются участниками и призерами различных олимпиад, конкурсов, спартакиад. Можно говорить о том, что при увеличении доли детей среди «шахматистов», будет расти и число обучающихся, ведущих здоровый образ жизни.
Шахматы являются одним из основных показателей, которые определяют уровень здоровьесберегающей жизнедеятельности обучающихся.
Это связано с уникальными особенностями шахмат, в том числе:
игра представляет собой творческий симбиоз искусства, науки и спорта;
они являются спортом, так как в них присутствует соревновательная составляющая;
в игре четко выражена идеальная концептуальная основа – это законы и опыт мастеров, который облечен в рекомендации;
в шахматах всегда есть возможность проявить свои эмоции и творчество;
шахматист на протяжении всей игры должен планировать предстоящую деятельность и разбивать эту деятельность на отдельные шаги и этапы;
в шахматах, игрок вынужден удерживать цель своей деятельности в ходе всего процесса игры;
партии никогда не повторяются, а авторские решения по выходу из различных игровых ситуаций всегда являются оригинальными;
каждый шахматист регулярно испытывает чувство творческого озарения.
Во время игры в шахматы ребенок учится выполнять строгие законы, при нарушении которых неизбежно придет расплата в виде проигрыша. Также обучающийся учится соблюдать различные закономерности, которые возникают в условиях изменяющихся обстоятельств: создание угрозы королю, положение фигур на доске и т.д.
Данные закономерности можно сравнить с нормами здоровьесберегающей жизнедеятельности, например:
Старшие школьники уже вырабатывают свой уникальный стиль игры, не боятся экспериментировать на игровом поле, что выражается в следующих действиях:
На данном этапе повышенное значение приобретает ряд метапредметных компетенций, среди которых:
готовность идти на компромисс;
готовность презентовать собственный опыт и достижения;
осуществление социального взаимодействия.
Одновременно этот опыт перекладывается детьми на реальную жизнь, в которой также ценится умение по предугадыванию проблем и их докризисного урегулирования. Также в реальной жизни востребована и активная жизненная позиция, которая направлена на достижение высоких результатов не только в спорте, но и учебе, и взаимоотношениях с окружающими.
Кроме того, психологические исследования показывают, что дети, которые освоили шахматы, отличаются более высокими скоростями психического развития:
в 7-12 лет (аффектный этап) — деятельность ребенка приобретает постоянный индивидуальный характер;
в 12-15 лет (идеаторный этап) — осуществляется процесс по усложнению понятий, умозаключений и суждений; у ребенка развивается абстрактное мышление; кризис подросткового возраста протекает более спокойно.
Обучение игре в шахматы полезно начинать уже в дошкольном возрасте, но, если этого не произошло, можно начинать обучение в любом возрасте. На начальном этапе обучения преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Формирование шахматного мышления у обучающихся реализуется через несколько этапов от репродуктивного повторения решения шахматных задач в типовых положениях до творческого применения знаний и умений в ситуациях, предполагающих иногда отказ от общепринятых стереотипов.
Используются такие формы работы, как:
организация практических игр;
решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
выполнение заданий, упражнений;
проведение теоретических занятий по культуре игры в шахматы, изучению истории возникновения и развития шахмат, правила движения фигур;
изучение основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур;
организация сюжетно-ролевых игр на шахматную тематику;
организация театральных постановок;
чтение сказок, рассказов, стихов;
изготовление тематических рисунков, поделок, шахматных игрушек;
написание сочинений, эссе, стихов, рассказов на шахматную тематику;
организация выставок фестивалей, конкурсов, направленных на популяризацию игры в шахматы;
организация турниров и соревнований различных уровней.
Являясь универсальным средством развития, игра в шахматы, способствует решению ряда педагогических задач.
расширение кругозора;
обучение обдумыванию решений;
запоминание этапов игры;
умение предвидеть результаты принятых решений;
умение ориентироваться на плоскости и т.д.
развитие логического мышления;
развитие умений анализировать и синтезировать информацию;
развитие умений строить умозаключения;
развитие изобретательности.
воспитание целеустремленности, выдержки, воли, усидчивости, внимательности, самостоятельности, гибкости и собранности;
воспитание самокритичности, привычки самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
воспитание самостоятельности в принятии решений и т.д.
игра в шахматы помогает гиперактивным обучающимся стать спокойнее, уравновешеннее;
игра в шахматы формирует умение длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности
Обучающиеся, которые постоянно играют в шахматы, отличаются лучшим психическим и интеллектуальным здоровьем, в результате чего им лучше удается концентрироваться на выполнении различного рода деятельности, сберегать ресурсы своего организма, а также быть более счастливыми за счет осознания жизни во всем ее позитивном многообразии.
Литература
Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. -М.: ФиС, 1976. -288с.
Азарова Т.В. Индивидуальные различия младших школьников, их выявления и учет в процессе обучения. М., 1978.
Гик Е.Я. Беседы о шахматах. М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
Греков И. Воспитательное значение шахмат// Шахматы в СССР, 1947, №10, С. 7
Голенищев В.Е. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. М.: издание всероссийского шахматного клуба, 2000. -62с.
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
Костьев А.Н. Уроки шахмат. М.: ФиС, 1984. - 208 с
Котов А.А. Тайны мышления шахматиста. М.: Всероссийский шахматный клуб, 1970. - 160 с.
Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. М.: ФиС, 1981. -183 с.