Пояснительная
записка
Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией В.Д.Симоненко для учащихся 7 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. 5.2 ст.29; № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004г.;
- Программа основного общего образования по образовательной области «Технология» (допущены Министерством образования Российской Федерации) по направлению
«Обслуживающий труд». «Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э. Д. Днепров, А.К. Аркадьев. – М.: Дрофа,2011.- 198, под ред. В.Д. Симоненко (М., 2011);
- Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): развернутое тематическое планирование по программе В. Д. Симоненко / авт.-сост. Е.А. Киселёва (и др.).- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2012.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Постановление от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с 03.03.2011г.
Возможно уменьшение количество часов, за счет региональных праздничных дней. Выполнение программы осуществляется за счет уплотнения программного материала. Срок реализации программы 1 год.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 недели - 1 час в неделю.
По рекомендации Министерства образования и науки Республики Адыгея 10-15 % отведено на национально – региональный компонент.
НРК –«Ремесла Республики Адыгея».
НРК – «Адыгейский национальный орнамент, аппликация».
НРК – «Адыгейское подворье – главный дом».
НРК – «Приготовление хлеба из пшеничной, и ячменной муки».
НРК – «Сутаж. Виды, способы и изготовление».
НРК – «Золотое шитье адыгов – «дышъэ идагъ».
Рабочая программа имеет базовый уровень и направлена на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи:
-приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, об информационных технологиях технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
- обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
- овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
- использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации;
- развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Базовыми для программы являются:
- Блок № 1. «Создание изделий из текстильных и поделочных
материалов» - 25 часов.
- Блок № 2. «Кулинария» - 9 часов.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.
Основные разделы:
Блок № 1. «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» - 25 часов.
Раздел «введение». Инструктаж по правилам технике безопасности -1ч
Раздел «материаловедение» - 1 час.
Раздел «машиноведение» - 2 часа.
Раздел «поузловая обработка» - 2 часа.
Раздел «конструирование с элементами моделирования» - 4 часа.
Раздел «технология пошива изделия» - 10 часов.
Раздел «рукоделие» - 5 часов.
Блок № 2. «Кулинария» - 9 часов.
Итого 34 часа.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы 7 класс
Программы средних образовательных учреждений Технология 5-11кл./ Под ред. Симоненко В. Д., Хотунцева Ю. Л. М.: Просвещение, 2012.
1. Творческий проект по технологии обработки ткани 5-9 класс
2. Бровина Е.В. Швея, портной. Комплект инструкционно-технологических карт.
3. В.Д. Симоненко. Основы потребительской культуры
1.Тематическое планирование по технологии 5 – 11 классы (вариант для девочек) В.Д. Симоненко.
2. Предметные недели в школе 5-11 класс
3. Журнал «Школа и производство»
4. Технология 7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2014.
7.Еременко Т.И., Заболуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки/книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2010. - 160с.
8.Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011. – 127с.
9.Кашкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию для детей и взрослых. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009. – 64с.
10.Лучшие техники для любителей вышивки /Под ред. Анны Скотт; пер. с англ. А.Шевченко – М.: «Альбом», 2010. – 159с.
11.Максимова М.В., Кузьмина М.А. Первоклассная повариха. – М.: ЭКСМО, 2012. – 96с.
12.Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка: первые шаги. – М.: ЭКСМО, 2008. – 96с.
13.Материаловедение швейного производства. – Ростов н/Д:Феникс, 2011. – 416с.
14.Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры. Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2011. – 176с.
Содержание программы 7 класс
Блок № 1
«Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» -25 часов Раздел «введение» - 1 час
Цель и задачи курса изучения предмета «Технология» в 7 классе. Содержание предмета. Инструктаж по правилам безопасности труда. Правила поведения в кабинете технологии. Санитарно – гигиенические требования. Организация учебного процесса.
Раздел «материаловедение» - 1 час
Основные теоретические сведения
Швейные материалы из химических волокон. Происхождение химических волокон. Процесс получения химических волокон. Виды, свойства химических волокон и тканей из них. Распознавание тканей по волокнистому составу. Краткие сведения о тканях из химических волокон, отрицательные и положительные качества, физико – механические, гигиенические, эксплуатационные свойства, применение и уход за изделиями из этих тканей. Выбор материалов для изготовления юбки с учетом их свойств. НРК. Практические работы
Распознавание волокнистого состава тканей из химических волокон. Определение свойств тканей из химических волокон.
Объекты труда
Карточки с образцами тканей.
Раздел «машиноведение» - 2 часа
Основные теоретические сведения
Инструктаж по охране труда при работе на швейной машине и выполнении утюжильных работ. Вспомнить приемы и навыки работы на швейной машине, наладка качества машинной строчки. Правила ухода и чистки швейной машины. Виды приспособлений к швейной машине.
Практические работы
Установка приспособлений к машине и работа с ними. Разборка и чистка челночного комплекта машины.
Объекты труда
Бытовая швейная машина. Челночный комплект. Приспособления к машине.
Раздел «поузловая обработка изделия» - 2 часа
Основные теоретические сведения
Обработка приемов и навыков работы на швейной машине. Соединительные швы ( настрочной, расстрочной ): технология выполнения данных швов и область их применения. Технические условия на выполнение машинных швов. Технология обработки вытачек, особенность выполнения ВТО вытачек. Технология обработки застежки на тесьму «молния».
Практические работы
Выполнение настрочного и расстрочного швов на образцах. Выполнение обработки вытачек на образце, их влажно – тепловая обработка. Обработка застежки на тесьму «молния» на образце.
Объекты труда
Швейная машина, образцы швов поузловой обработки.
Раздел «конструирование швейных изделий с элементами моделирования» - 4 часа
Основные теоретические сведения
Кратко ознакомить учащихся с историей моды и историей возникновения юбки как самостоятельного изделия. Рассмотреть виды поясных изделий. Ввести понятие силуэта и стиля в одежде. Требования, предъявляемые к одежде. Эстетические, гигиенические, эксплуатационные требования к одежде. Конструирование чертежа – основы прямой юбки и клиньевой. Мерки, необходимые для построения чертежа юбки. Правила снятия мерок с фигуры, запись расчетов для построения чертежа. Построение чертежа в масштабе и в натуральную величину. НРК.
Практические работы
Измерение фигуры человека; расчет конструкций и построение чертежа выкройки; моделирование юбки.
Объекты труда
Чертеж и выкройка юбки.
Раздел «технология изготовления юбки» - 10 часов
Основные теоретические сведения
Подготовка выкройки и ткани к раскрою. Способы раскроя. Экономическая раскладка выкройки на ткани. Припуски на швы. Правила составления технологической последовательности изготовления юбки согласно модели. Описание модели. Технология выполнения операций влажно – тепловой обработки деталей изделия в процессе пошива. Обработка деталей кроя. Сметывание деталей кроя юбки: подготовка юбки к примерке. Проведение примерки. Способы исправления выявленных дефектов. Технология пошива изделия. Правила контроля и проверки качества обработанных узлов и готового изделия. НРК.
Практические работы
Пошив изделия: изготовление узлов и деталей швейного изделия, выполнение влажно – тепловых работ.
Объекты труда
Раздел «рукоделие» - 5 часов
Основные теоретические сведения
Познакомить учащихся с историей и многообразием видов вышивок. Инструменты и приспособления необходимые для вышивания лентами. Приемы и способы вышивания лентами. Приобретение навыков вышивания. Выбор учащимися будущего рисунка своего изделия. Подбор ленточек для вышивания изделия. Выбор способа вышивания в зависимости от вида рисунка. НРК.
Практические работы
Вышивание изделия.
Объекты труда
Вышивание рамки для фотографии, украшение готового изделия.
Блок № 2
«Кулинария» - 9 часов
Занятие № 1
Вводное занятие: сообщение учащимся плана работы на весь блок. Инструктаж по охране труда и поведению в кабинете кулинарии. Культура питания. Понятие «микроорганизмы»; их воздействие на пищевые продукты, источники и пути их проникновения в организм человека. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Занятие № 2
Значение мяса в питании человека. Домашние животные, мясо которых используется в питании человека. Критерии определения качества мясных продуктов. Технология обработки мяса: механическая и тепловая обработка.
Занятие № 3
Различные способы приготовления мяса. Технология приготовления блюд из мясопродуктов.
Занятие № 4
Виды теста и выпечки. Продукты для приготовления мучных изделий. Отличительные особенности в рецептуре и способах приготовления пресного, бисквитного, слоеного и песочного теста. Инвентарь для приготовления бисквитного теста.
Занятие № 5
НРК – Блюда мучные, крупяные, из кукурузы и фасоли. Гуубаты, халюжи.
Занятие № 6
Продукты, необходимые для приготовления песочного теста, технология приготовления песочного теста.
Занятие № 7
Значение сладких блюд в питании человека. Продукты для их приготовления. Ассортимент сладких блюд. Технология приготовления желе, мусса, суфле.
Занятие № 8
Домашние заготовки. Основные технологические процессы консервирования с сахаром. Приготовление сахарного сиропа. Пастеризация, стерилизация и закрывание консервов.
Занятие № 9
Зачетное занятие. Приготовление сладкого стола. Меню сладкого стола. Расчет количества и состава продуктов. Особенности сервировки сладкого стола. Набор столовых приборов и посуды к столу. Культура поведения за столом.
СТРУКТУРА КУРСА
№ | Разделы и темы | Количество часов |
1. | Блок № 1. «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». | 25 |
| Раздел – «Введение» | 1 |
| Раздел – «Материаловедение» НРК | 1 |
| Раздел – «Машиноведение» | 2 |
| Раздел – «Поузловая обработка» | 2 |
| Раздел – «Конструирование изделия с элементами моделирования» НРК | 4 |
| Раздел – «Технология пошива изделия» НРК | 10 |
| Раздел – Рукоделие» НРК | 5 |
2. | Блок № 2. «Кулинария» НРК | 9 |
Итого 34
Календарно – тематическое планирование 7 класс
№ урока | Тема урока | Дата |
план | факт |
Блок № 1. «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» - 25 часов
| Раздел - «Введение» - 1 час | | |
1 | Инструктаж по правилам безопасности труда. | | |
| Раздел – «Материаловедение» - 1 час | | |
2 | Ткани из химических волокон. Швейные материалы. Выбор материалов для изготовления юбки с учетом их свойств. | | |
| НРК – «Золотое шитье адыгов – «дышъэ идагъ» | | |
| Раздел – «Машиноведение» - 2 часа | | |
3 | Инструктаж по охране труда при работе на швейной машине и выполнении утюжильных работ. | | |
4 | Приемы и навыки работы на швейной машине. | | |
| Раздел – «Поузловая обработка изделия» - 2 часа | | |
5 | Соединительные швы ( настрочной, расстрочной ) | | |
6 | Технология обработки вытачек, особенность выполнения ВТО. | | |
| Раздел – «Конструирование швейных изделий с элементами моделирования» - 4 часа | | |
7 | Виды поясных изделий. Понятие силуэта и стиля в одежде. | | |
8 | Конструирование чертежа – основы прямой юбки и клиньевой. | | |
9 | НРК – «Сутаж. Виды, способы и изготовление» | | |
10 | Построение чертежа в масштабе и в натуральную величину. | | |
| Раздел – «Технология изготовления юбки» - 10 часов | | |
11 | Подготовка выкройки и ткани к раскрою. Способы раскроя. | | |
12 | Правила составления технологической последовательности изготовления юбки согласно модели. | | |
13 | Технология выполнения операций влажно – тепловой обработки деталей изделия в процессе пошива. | | |
14 | НРК – «Адыгейское подворье – главный дом». | | |
15 | Обработка деталей кроя. Техника безопасности. | | |
16 | Сметывание деталей кроя юбки. | | |
17 | Подготовка юбки к примерке. Проведение примерки. | | |
18 | НРК – «Адыгейский национальный орнамент, аппликация» | | |
19 | Способы исправления выявленных дефектов. | | |
20 | Технология пошива изделия. Правила контроля и проверки качества обработанных узлов и готового изделия. | | |
| Раздел – «Рукоделие» - 5 часов | | |
21 | История и многообразие видов вышивок. | | |
22 | Приемы и способы вышивания лентами. Техника безопасности. | | |
23 | НРК – «Ремесла Республики Адыгея» | | |
24 | Выбор будущего рисунка своего изделия. Подбор ленточек для вышивания изделия. | | |
25 | Выбор способа вышивания в зависимости от вида рисунка. | | |
Блок № 2 – «Кулинария» - 9 часов
26 | Инструктаж по охране труда. Культура питания. | | |
27 | Значение мяса в питании человека. Обработка мяса. | | |
28 | Технология приготовления блюд из мясопродуктов. | | |
29 | Виды теста и выпечки. Продукты для приготовления мучных изделий. | | |
30 | НРК – «Приготовление хлеба из пшеничной и ячменной муки» | | |
31 | Отличительные особенности в рецептуре и способах приготовления пресного, бисквитного, слоеного и песочного теста. | | |
32 | Значение сладких блюд в питании человека. | | |
33 | Основные технологические процессы консервирования. | | |
34 | Зачетное занятие. Приготовление сладкого стола. | | |
ИТОГО 34 часа |