МХК, 11 класс
Урок № 10
Шедевры
классицизма в архитектуре России
Д.З.: Глава 10, ?? (с.106-107), тв. задания (с.107-108)
© А.И. Колмаков
ЦЕЛИ УРОКА
- Познакомить учащихся с характерными чертами русского классицизма в архитектуре;
- Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать художественное произведение;
- Воспитывать культуру восприятия шедевров архитектуры России.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
- Северная Пальмира;
- русский классицизм в архитектуре;
- В. И. Баженов и М. Ф. Казаков;
- Таврический дворец;
- И.Е. Старов;
- О. Монферан;
- Исаакиевский собор;
- А.Д. Захаров;
- Адмиралтейство;
- Ф.Ф. Щедрин;
- морские нимфы;
- А.Н. Воронихин;
- Казанский собор;
- К.И. Росси;
- руст;
- бельведер;
- Петровский дворец;
- Сента
Проверка знаний учащихся
1. Каково значение творчества Й. Гайдна в истории мировой музыкальной культуры? Что представляет собой созданный им классический тип симфонии ? Справедливо ли утверждение, что музыка Гайдна - это «Музыка радости и досуга»?
2. Какой вклад внёс В. А. Моцарт в развитие мировой музыкальной культуры? Каковы его главные достижения в создании оперного искусства?
3. Л. ван Бетховен говорил : «Для того, чтобы создать что-то по- настоящему прекрасное, я готов нарушить любое правило». От каких правил создания музыки Бетховен отказывался, а в чём выступил как подлинный новатор?
Универсальные учебные действия
- характеризовать особенности развития русской архитектуры классицизма; соотносить произведение архитектуры с определенной исторической эпохой, стилем, национальной школой; оценивать значение и вклад отдельных архитекторов в историю развития мирового искусства; комментировать научные точки зрения и оценки творчества отдельных авторов; описывать и анализировать памятники русской архитектуры классицизма в единстве формы и содержания; разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в традициях русского классицизма; проводить сравнительный анализ архитектурных ансамблей собора Святого Петра в Риме и Казанского собора в Санкт-Петербурге; снимать видеорепортаж о памятниках архитектуры классицизма вашего города
- характеризовать особенности развития русской архитектуры классицизма;
- соотносить произведение архитектуры с определенной исторической эпохой, стилем, национальной школой;
- оценивать значение и вклад отдельных архитекторов в историю развития мирового искусства;
- комментировать научные точки зрения и оценки творчества отдельных авторов;
- описывать и анализировать памятники русской архитектуры классицизма в единстве формы и содержания;
- разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в традициях русского классицизма;
- проводить сравнительный анализ архитектурных ансамблей собора Святого Петра в Риме и Казанского собора в Санкт-Петербурге;
- снимать видеорепортаж о памятниках архитектуры классицизма вашего города
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- «Строгий, стройный вид» Петербурга.
- «Архитектурный театр» Москвы. В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.
Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет русская школа архитектуры классицизма?
подвопросы
- «Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Оригинальность замысла и архитектурного решения. Мастерство декоративного убранства (на примере сооружений выдающихся зодчих).
- «Архитектурный театр» Москвы. В. И. Баженов и М. Ф. Казаков *. Пашков дом и дворцовый ансамбль в Царицыно В. И. Баженова: общая композиция и художественные особенности. Классические образцы московской усадьбы в творчестве М. Ф. Казакова (на примере лучших творений архитектора)
К вопросу о русском классицизме в архитектуре…
- В классицизме России можно выделить несколько этапов: первый - екатерининский или ранний русский классицизм, затем начало XIX века - александровский классицизм, переходящий в ампир (был только во Франции и России)
И.Е. Старов, В.Ф. Бренна, П.И. Apгyнoв и др. Дворец в Останкино. Главный фасад. 179 2 - 1798 гг. Москва
«Строгий, стройный вид»
Петербурга
Д. Трезини.
Здание Двенадцати
коллегий .
1722-1734 гг.
Санкт-
Петербург
- Столицей русского классицизма становится Петербург. Для этого города характерно то, что именно классика является его основой, заложенной еще в чертежах.
- Петербург изначально принимал строгие классические формы в перпендикулярном пересечении улиц, устройстве императорских дворцов и театров и даже в жилых зданиях.
«Строгий, стройный вид»
Петербурга
Весь город в плавных разворотах,
И лишь подчеркивает даль
В проспектах, арках и воротах
Классическая вертикаль.
И все дворцы, ограды, зданья,
И эти львы, и этот конь
Видны, как бы для любованья
Поставленные на ладонь.
И плавно прилегают воды
К седым гранитам городским —
Большие замыслы природы
К великим замыслам людским...
Д. Самойлов. «Над Невой»
И. Е . Старов. Таврический дворец .
1783-1789 гг. Санкт-Петербург
Архитектурный облик Петербурга складывался благодаря творениям замечательных мастеров: Ж. Б. Леблона (1679—1719), Д. Трезини (1670—1734), А. Ринальди (1710—1794), И. Е. Старова (1745—1808), Д. Кваренги (1744—1817).
«Строгий, стройный вид»
Петербурга
К выдающимся творениям классицизма относятся сооружения начала XIX в.:
- здание Адмиралтейства ( арх. А. Д. Захаров),
- первая российская биржа (арх. Тома де Томон ),
- Казанский собор ( арх. А. Н. Воронихин),
- здание Горного института (арх. А. Н. Воронихин),
- Михайловский дворец (арх. К. И. Росси),
- Александрийский театр (арх. К. И. Росси),
- здания министерств и арки Главного штаба на Дворцовой площади ( арх. К. И. Росси),
- Исаакиевский собор ( арх. О. Монферран)
О . Монферран. Исаакиевский
собор. 1818-1858 гг. Санкт-Петербург
О. Монферран. Исаакиевский
собор.
Казанский собор - одно из самых грандиозных по замыслу и великолепных по исполнению сооружений Андрея Никифоровича Воронихина . Это замечательное здание, ставшее делом всей жизни архитектора, до сих пор является украшением Петербурга. А.Н. Воронихину было сорок лет, когда Павел принял решение выстроить собор в честь прославленной
иконы Казанской Богоматери . Император пожелал , чтобы новый храм как можно больше походил на собор Святого Петра в Риме. Обязательным условием было возведение колоннады перед фасадом здания . Став победителем в конкурсе проектов, Воронихин не собирался механически переносить итальянское творение на невские берега . Его оригинальный замысел отличался
смелостью решения и выверенностью математических расчётов .
Одной из основных достопримечательностей , визитной карточкой Петербурга стало здание Адмиралтейства, к которому вели три главные магистрали города. Мечта Петра 1 о том, что «все флаги в гости будут к нам», вскоре стала реальностью: корабли со всех концов земли к «богатым пристаням» стремились .
К началу XIX в . здание Адмиралтейства обветшало, требовалась его капитальная реконструкция. В 1805 г. Андрей Дмитриевич Захаров
был назначен главным архитектором Адмиралтейства.
Свою задачу он видел в бережном сохранении
первоначальной структуры здания, разработке
и уточнении плана архитектурного комплекса, приведении его в стройную систему,
в едином внешнем оформлении. Захаров сохранил
два П-образных корпуса , между которыми некогда
проходил канал от Невы .
В Петербурге начала XIX в. на первое место выдвигаются
градостроительные задачи - создание архитектурных ансамблей и
площадей. Большая протяжённость фасадов зданий, украшенных
скульптурными композициями, простота ордерных форм существенно
изменили облик города. Официальным центром Петербурга становится
Дворцовая площадь, образованная зданиями Зимнего дворца, Главного
штаба с триумфальной аркой (К.И. Росси) и Адмиралтейства (А.Д. Захаров).
Торговый центр города перемещается на Стрелку Васильевского острова
(Т. де Томон). Религиозным центром становится ансамбль площади
Казанского собора (А.Н. Воронихин), выходящий на Невский проспект –
главную магистраль города.
Ч. Камерон. Дворец в Павловске. 1782-1786 гг.
Казанский собор - одно из самых грандиозных по замыслу
и великолепных по исполнению сооружений Андрея Никифоровича
Воронихина . Это замечательное здание, ставшее делом всей жизни архитектора , до сих пор является украшением Петербурга. А.Н. Воронихину было сорок лет, когда Павел I принял решение выстроить собор в честь прославленной иконы Казанской Богоматери. Император пожелал, чтобы новый храм как можно больше походил на собор Святого Петра в Риме. Обязательным условием было возведение колоннады перед фасадом здания .
Главным украшением собора является колоннада из 144 колонн, расположенных в четыре ряда.
Желание царя Александра I (1777-1825)
превратить Петербург в величественный
имперский город, «мировую столицу»,
прославляющую русского императора,
было осуществлено замечательным
зодчим Карлом Ивановичем Росси (1775-
1849), создавшим ряд монументальных
творений в стиле ампир. Среди них –
дворцово- парковый комплекс на
Елагином острове (1818-1822), ансамбль
площади со зданием Михайловского
дворца (сейчас Русский музей, 1819-1825),
ансамбль Дворцовой площади со знаменитой
аркой Главного штаба (1819 - 1822),
ансамбль Театральной площади с
Александринским театром (1828 - 1839),
здания Сената и Синода (1829 - 1834),
определившие ансамбль Сенатской площади.
К. Росси. Здания министерств и арка Главного штаба на Дворцовой площади. Санкт-Петербург
«Архитектурный театр» Москвы.
В.И. Баженов и М.Ф. Казаков
Несмотря на то что «пред новою
столицей померкла старая
Москва» (А.С. Пушкин), здесь
было создано немало
архитектурных шедевров
мирового значения. Главный из
них– Пашков дом - принадлежит
великому русскому зодчему
Василию Ивановичу Баженову
(1737/38-1799). Этот дивный
белый дворец, возвышающийся
на холме, как на пьедестале, и
сегодня является подлинным
украшением Москвы. В общей
композиции ансамбля легко
угадывается рука большого
мастера, наделённого прекрасным
знанием о самых высоких
достижениях западноевропейской
архитектуры, безошибочным
чувством пропорций, ювелирной
тонкостью отделки деталей,
умением органично связывать
здание с окружающей природой .
В.Н. Баженов. Пашков дом. 1784-1788 гг. Москва
Зрительный эффект рассчитан таким образом, что взгляд скользит вверх, к бельведеру (итал. belvedere - прекрасный вид) - круглой надстройке в виде павильона или беседки.
Всю жизнь В. И. Баженов мечтал возводить сооружения «К славе великой империи, к чести своего века, к беспримерной памяти будущих времён, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа». Но, к сожалению, многим его замыслам не суждено было осуществиться. Фантастический план перестройки Кремля остался лишь в чертежах на бумаге и в деревянной модели. Екатерине II не понравились постройки
дворцового ансамбля в Царицыно, на которые было потрачено целых 10 лет! По её приказанию строительство было запрещено: часть возведённых зданий следовало немедленно снести.
В. И. Баженов. Дворцовый ансамбль в Царицыно. 1775 - 1785 гг . Москва
Петровский дворец - одно из самых значительных творений М.Ф. Казакова. Ансамбль дворца представляет собой парадный двор, замкнутый одноэтажным и служебными корпусами, прерывающимися восемью башнями (по четыре с каждой стороны). Классические мотивы сочетаются здесь с традиционными древнерусскими (бочкообразные столбы, стрельчатые арки и окна , висячие гирьки, затейливые наличники). Красные кирпичные стены покрыты прихотливой вязью белокаменного декора. В архитектурном облике дворца также присутствуют черты готики и нарышкинского барокко .
М. Ф. Казаков. Петровский дворец. 1775 - 1782 г г. Москва
Поразительное чувство меры и масштаба присущи треугольному в плане зданию (такую форму имел участок под
строительство) с огромной купольной
ротондой. Кажется, в нём ожили дух
Античности и классические «законы
чистого разума». В «безмолвную громаду
камней холодных» Казаков сумел
вдохнуть жизнь. Центры фасадов были
искусно украшены дорическими колоннами и пилястрами. Строгость и простота внешнего облика Сената контрастировали
с пышным интерьером Круглого зала, который современники справедливо
называл и «русским Пантеоном».
М.Ф. Казаков. Здание
Сената в Московском
Кремле. 1776 - 1787 гг.
Старое здание Московского Университета на Моховой
К величайшим творениям М. Ф. Казакова принадлежат и здание «жилища наук» - Московского университета (1786-1793), здание Благородного собрания (1784-1790-е), Голицынская больница (1796-1801, сейчас Первая градская больница) и другие сооружения.
Контрольные вопросы
1 . Какие архитекторы составили цвет и славу русской архитектуры XVIII - первой четверти XIX в.?
2. Как воплощён «строги й, стройный вид» Петербурга в выдающихся памятниках архитектуры XVIII - начала XIX в.? Кто и как создавал архитектурный облик новой российской столицы?
3. Какую роль сыграли В. И. Баженов и М. Ф. Казаков в создании
архитектурного облика Москвы XVIII в.? Что общего и в чём различия их творческой манеры?
4. Исследователь Д. Е. Аркин писал , что «Баженов не только поднял русскую архитектуру до высоты европейского мастерства, но и внёс в неё глубоко самостоятельные черты, в которых мы одновременно читаем синтез старого и искания нового. Он явился для русской архитектуры поистине её Ломоносовым». В чём именно выразился этот «синтез старого и искания нового» в творчестве великого архитектора? Какие открытия , равные по значению вкладу
М. В. Ломоносова в российскую науку , ему удалось осуществить в своём творчестве? Что дало основания для такого сравнения?
5. Какой вклад в создание архитектурного облика Москвы внёс М. Ф. Казаков? Можно ли согласиться с мнением , что в его творчестве прослеживается преодоление барокко , последовательное развитие классицизма и предпосылки возникновения ампира?
Творческая мастерская
1 . А.С. Пушкин не раз обращался к описанию столицы Российского
государства. В поэме «Медный всадник» (1833) он вдохновенно говорит
о «юном граде», вознёсшемся «пышно, горделиво» вдоль оживлённых
берегов Невы . Какие черты воспетого поэтом города могут свидетельствовать о его принадлежности к архитектуре классицизма?
2 . Соберите материал о наиболее характерных памятниках классицизма
в Санкт-Петербурге . Подготовьте заочную экскурсию по пригородам
Санкт-Петербурга .
3. Сопоставьте архитектурные ансамбли собора Святого Петра в
Риме и Казанского собора в Санкт-Петербурге . Что общего и в чём различие между ними? Какие задачи своего времени решали архитекторы? Какие идеи эпохи они хотели воплотить?
4. Если в Петербурге классицизм проявил себя в создании градостроительных комплексов, то в Москве - отдельного жилого дома ,
особняка, городской усадьбы . «Регулярность», управлявшая развитием
Петербурга, не довлела над Москвой , где происходили процессы обновления архитектурных форм. Что представляла собой архитектура
барского дома (усадьбы )? Какое выражение в ней нашли принципы
классицизма?
рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Литература:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
- Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
- Беспечальных А. В., Учитель МХК и музыки МКОУ СОШ п. Октябрьский Зуевского р-на Кировской области;
- Ермакова М. К., учитель МХК, г. Юрга, Кемеровская область.