СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шедевры классицизма в архитектуре России. Урок-презентация по МХК/искусству, 1 класс, базовый уровень

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Шедевры классицизма в архитектуре России" предназначена для учителей и учащихся 11 класса (УМК Л.Н. Боголюбова) базовый уровень, академический учебник. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Шедевры классицизма в архитектуре России. Урок-презентация по МХК/искусству, 1 класс, базовый уровень»

МХК, 11 класс Урок № 10 Шедевры классицизма в архитектуре России   Д.З.: Глава 10, ?? (с.106-107), тв. задания (с.107-108)  © А.И. Колмаков

МХК, 11 класс

Урок № 10

Шедевры

классицизма в архитектуре России

Д.З.: Глава 10, ?? (с.106-107), тв. задания (с.107-108)

© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА Познакомить учащихся с характерными чертами русского классицизма в архитектуре; Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать художественное произведение; Воспитывать культуру восприятия шедевров архитектуры России.

ЦЕЛИ УРОКА

  • Познакомить учащихся с характерными чертами русского классицизма в архитектуре;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать художественное произведение;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров архитектуры России.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ Северная Пальмира; русский классицизм в архитектуре; В. И. Баженов и М. Ф. Казаков; Таврический дворец; И.Е. Старов; О. Монферан; Исаакиевский собор; А.Д. Захаров; Адмиралтейство; Ф.Ф. Щедрин; морские нимфы; А.Н. Воронихин; Казанский собор; К.И. Росси; руст; бельведер; Петровский дворец; Сента

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • Северная Пальмира;
  • русский классицизм в архитектуре;
  • В. И. Баженов и М. Ф. Казаков;
  • Таврический дворец;
  • И.Е. Старов;
  • О. Монферан;
  • Исаакиевский собор;
  • А.Д. Захаров;
  • Адмиралтейство;
  • Ф.Ф. Щедрин;
  • морские нимфы;
  • А.Н. Воронихин;
  • Казанский собор;
  • К.И. Росси;
  • руст;
  • бельведер;
  • Петровский дворец;
  • Сента
Проверка знаний учащихся 1. Каково значение творчества Й. Гайдна в истории мировой музыкальной культуры? Что представляет собой созданный им классический тип симфонии ? Справедливо ли утверждение, что музыка Гайдна - это «Музыка радости и досуга»? 2. Какой вклад внёс В. А. Моцарт в развитие мировой музыкальной культуры? Каковы его главные достижения в создании оперного искусства? 3. Л. ван Бетховен говорил : «Для того, чтобы создать что-то по- настоящему прекрасное, я готов нарушить любое правило». От каких правил создания музыки Бетховен отказывался, а в чём выступил как подлинный новатор?

Проверка знаний учащихся

1. Каково значение творчества Й. Гайдна в истории мировой музыкальной культуры? Что представляет собой созданный им классический тип симфонии ? Справедливо ли утверждение, что музыка Гайдна - это «Музыка радости и досуга»?

2. Какой вклад внёс В. А. Моцарт в развитие мировой музыкальной культуры? Каковы его главные достижения в создании оперного искусства?

3. Л. ван Бетховен говорил : «Для того, чтобы создать что-то по- настоящему прекрасное, я готов нарушить любое правило». От каких правил создания музыки Бетховен отказывался, а в чём выступил как подлинный новатор?

Универсальные учебные действия

  • характеризовать особенности развития русской архитектуры классицизма; соотносить произведение архитектуры с определенной исторической эпохой, стилем, национальной школой; оценивать значение и вклад отдельных архитекторов в историю развития мирового искусства; комментировать научные точки зрения и оценки творчества отдельных авторов; описывать и анализировать памятники русской архитектуры классицизма в единстве формы и содержания; разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в традициях русского классицизма; проводить сравнительный анализ архитектурных ансамблей собора Святого Петра в Риме и Казанского собора в Санкт-Петербурге; снимать видеорепортаж о памятниках архитектуры классицизма вашего города
  • характеризовать особенности развития русской архитектуры классицизма;
  • соотносить произведение архитектуры с определенной исторической эпохой, стилем, национальной школой;
  • оценивать значение и вклад отдельных архитекторов в историю развития мирового искусства;
  • комментировать научные точки зрения и оценки творчества отдельных авторов;
  • описывать и анализировать памятники русской архитектуры классицизма в единстве формы и содержания;
  • разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в традициях русского классицизма;
  • проводить сравнительный анализ архитектурных ансамблей собора Святого Петра в Риме и Казанского собора в Санкт-Петербурге;
  • снимать видеорепортаж о памятниках архитектуры классицизма вашего города
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА  «Строгий, стройный вид» Петербурга.  «Архитектурный театр» Москвы. В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет русская школа архитектуры классицизма?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • «Строгий, стройный вид» Петербурга.
  • «Архитектурный театр» Москвы. В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет русская школа архитектуры классицизма?

подвопросы «Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Оригинальность замысла и архитектурного решения. Мастерство декоративного убранства (на примере сооружений выдающихся зодчих). «Архитектурный театр» Москвы. В. И. Баженов и М. Ф. Казаков *. Пашков дом и дворцовый ансамбль в Царицыно В. И. Баженова: общая композиция и художественные особенности. Классические образцы московской усадьбы в творчестве М. Ф. Казакова (на примере лучших творений архитектора)

подвопросы

  • «Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Оригинальность замысла и архитектурного решения. Мастерство декоративного убранства (на примере сооружений выдающихся зодчих).
  • «Архитектурный театр» Москвы. В. И. Баженов и М. Ф. Казаков *. Пашков дом и дворцовый ансамбль в Царицыно В. И. Баженова: общая композиция и художественные особенности. Классические образцы московской усадьбы в творчестве М. Ф. Казакова (на примере лучших творений архитектора)
К вопросу о русском классицизме в архитектуре…  В классицизме России можно выделить несколько этапов: первый - екатерининский или ранний русский классицизм, затем начало XIX века - александровский классицизм, переходящий в ампир (был только во Франции и России) И.Е. Старов, В.Ф. Бренна, П.И. Apгyнoв и др. Дворец в Останкино. Главный фасад. 179 2 - 1798 гг. Москва

К вопросу о русском классицизме в архитектуре…

  • В классицизме России можно выделить несколько этапов: первый - екатерининский или ранний русский классицизм, затем начало XIX века - александровский классицизм, переходящий в ампир (был только во Франции и России)

И.Е. Старов, В.Ф. Бренна, П.И. Apгyнoв и др. Дворец в Останкино. Главный фасад. 179 2 - 1798 гг. Москва

«Строгий, стройный вид» Петербурга  Д. Трезини. Здание Двенадцати коллегий . 1722-1734 гг. Санкт- Петербург   Столицей русского классицизма становится Петербург. Для этого города характерно то, что именно классика является его основой, заложенной еще в чертежах.  Петербург изначально принимал строгие классические формы в перпендикулярном пересечении улиц, устройстве императорских дворцов и театров и даже в жилых зданиях.

«Строгий, стройный вид»

Петербурга

Д. Трезини.

Здание Двенадцати

коллегий .

1722-1734 гг.

Санкт-

Петербург

  •   Столицей русского классицизма становится Петербург. Для этого города характерно то, что именно классика является его основой, заложенной еще в чертежах.
  • Петербург изначально принимал строгие классические формы в перпендикулярном пересечении улиц, устройстве императорских дворцов и театров и даже в жилых зданиях.
«Строгий, стройный вид» Петербурга  Весь город в плавных разворотах, И лишь подчеркивает даль В проспектах, арках и воротах Классическая вертикаль. И все дворцы, ограды, зданья, И эти львы, и этот конь Видны, как бы для  любованья Поставленные на ладонь. И плавно прилегают воды К седым гранитам городским — Большие замыслы природы К великим замыслам людским...  Д. Самойлов. «Над Невой» И. Е . Старов. Таврический дворец . 1783-1789 гг. Санкт-Петербург Архитектурный облик Петербурга складывался благодаря творениям замечательных мастеров: Ж. Б. Леблона (1679—1719), Д. Трезини (1670—1734), А. Ринальди (1710—1794), И. Е. Старова (1745—1808), Д. Кваренги (1744—1817).

«Строгий, стройный вид»

Петербурга

Весь город в плавных разворотах,

И лишь подчеркивает даль

В проспектах, арках и воротах

Классическая вертикаль.

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь

Видны, как бы для любованья

Поставленные на ладонь.

И плавно прилегают воды

К седым гранитам городским —

Большие замыслы природы

К великим замыслам людским...

Д. Самойлов. «Над Невой»

И. Е . Старов. Таврический дворец .

1783-1789 гг. Санкт-Петербург

Архитектурный облик Петербурга складывался благодаря творениям замечательных мастеров: Ж. Б. Леблона (1679—1719), Д. Трезини (1670—1734), А. Ринальди (1710—1794), И. Е. Старова (1745—1808), Д. Кваренги (1744—1817).

«Строгий, стройный вид» Петербурга  К выдающимся творениям классицизма относятся сооружения начала XIX в.: здание Адмиралтейства ( арх. А. Д. Захаров), первая российская биржа (арх. Тома де Томон ), Казанский собор ( арх. А. Н. Воронихин), здание Горного института (арх. А. Н. Воронихин), Михайловский дворец (арх. К. И. Росси), Александрийский театр (арх. К. И. Росси), здания министерств и арки Главного штаба на Дворцовой площади ( арх. К. И. Росси), Исаакиевский собор ( арх. О. Монферран) О . Монферран. Исаакиевский собор. 1818-1858 гг. Санкт-Петербург

«Строгий, стройный вид»

Петербурга

К выдающимся творениям классицизма относятся сооружения начала XIX в.:

  • здание Адмиралтейства ( арх. А. Д. Захаров),
  • первая российская биржа (арх. Тома де Томон ),
  • Казанский собор ( арх. А. Н. Воронихин),
  • здание Горного института (арх. А. Н. Воронихин),
  • Михайловский дворец (арх. К. И. Росси),
  • Александрийский театр (арх. К. И. Росси),
  • здания министерств и арки Главного штаба на Дворцовой площади ( арх. К. И. Росси),
  • Исаакиевский собор ( арх. О. Монферран)

О . Монферран. Исаакиевский

собор. 1818-1858 гг. Санкт-Петербург

О. Монферран. Исаакиевский собор.

О. Монферран. Исаакиевский

собор.

Казанский собор - одно из самых грандиозных по замыслу и великолепных по исполнению сооружений Андрея Никифоровича Воронихина . Это замечательное здание, ставшее делом всей жизни архитектора, до сих пор является украшением Петербурга. А.Н. Воронихину было сорок лет, когда Павел принял решение выстроить собор в честь прославленной иконы Казанской Богоматери . Император пожелал , чтобы новый храм как можно больше походил на собор Святого Петра в Риме. Обязательным условием было возведение колоннады перед фасадом здания . Став победителем в конкурсе проектов, Воронихин не собирался механически переносить итальянское творение на невские берега . Его оригинальный замысел отличался смелостью решения и выверенностью математических расчётов .

Казанский собор - одно из самых грандиозных по замыслу и великолепных по исполнению сооружений Андрея Никифоровича Воронихина . Это замечательное здание, ставшее делом всей жизни архитектора, до сих пор является украшением Петербурга. А.Н. Воронихину было сорок лет, когда Павел принял решение выстроить собор в честь прославленной

иконы Казанской Богоматери . Император пожелал , чтобы новый храм как можно больше походил на собор Святого Петра в Риме. Обязательным условием было возведение колоннады перед фасадом здания . Став победителем в конкурсе проектов, Воронихин не собирался механически переносить итальянское творение на невские берега . Его оригинальный замысел отличался

смелостью решения и выверенностью математических расчётов .

Одной из основных достопримечательностей , визитной карточкой Петербурга стало здание Адмиралтейства, к которому вели три главные магистрали города. Мечта Петра 1 о том, что «все флаги в гости будут к нам», вскоре стала реальностью: корабли со всех концов земли к «богатым пристаням» стремились . К началу XIX в . здание Адмиралтейства обветшало, требовалась его капитальная реконструкция. В 1805 г. Андрей Дмитриевич Захаров был назначен главным архитектором Адмиралтейства. Свою задачу он видел в бережном сохранении первоначальной структуры здания, разработке и уточнении плана архитектурного комплекса, приведении его в стройную систему, в едином внешнем оформлении. Захаров сохранил два П-образных корпуса , между которыми некогда проходил канал от Невы .

Одной из основных достопримечательностей , визитной карточкой Петербурга стало здание Адмиралтейства, к которому вели три главные магистрали города. Мечта Петра 1 о том, что «все флаги в гости будут к нам», вскоре стала реальностью: корабли со всех концов земли к «богатым пристаням» стремились .

К началу XIX в . здание Адмиралтейства обветшало, требовалась его капитальная реконструкция. В 1805 г. Андрей Дмитриевич Захаров

был назначен главным архитектором Адмиралтейства.

Свою задачу он видел в бережном сохранении

первоначальной структуры здания, разработке

и уточнении плана архитектурного комплекса, приведении его в стройную систему,

в едином внешнем оформлении. Захаров сохранил

два П-образных корпуса , между которыми некогда

проходил канал от Невы .

В Петербурге начала XIX в. на первое место выдвигаются градостроительные задачи - создание архитектурных ансамблей и площадей. Большая протяжённость фасадов зданий, украшенных скульптурными композициями, простота ордерных форм существенно изменили облик города. Официальным центром Петербурга становится Дворцовая площадь, образованная зданиями Зимнего дворца, Главного штаба с триумфальной аркой (К.И. Росси) и Адмиралтейства (А.Д. Захаров). Торговый центр города перемещается на Стрелку Васильевского острова (Т. де Томон). Религиозным центром становится ансамбль площади Казанского собора (А.Н. Воронихин), выходящий на Невский проспект – главную магистраль города. Ч. Камерон. Дворец в Павловске. 1782-1786 гг.

В Петербурге начала XIX в. на первое место выдвигаются

градостроительные задачи - создание архитектурных ансамблей и

площадей. Большая протяжённость фасадов зданий, украшенных

скульптурными композициями, простота ордерных форм существенно

изменили облик города. Официальным центром Петербурга становится

Дворцовая площадь, образованная зданиями Зимнего дворца, Главного

штаба с триумфальной аркой (К.И. Росси) и Адмиралтейства (А.Д. Захаров).

Торговый центр города перемещается на Стрелку Васильевского острова

(Т. де Томон). Религиозным центром становится ансамбль площади

Казанского собора (А.Н. Воронихин), выходящий на Невский проспект –

главную магистраль города.

Ч. Камерон. Дворец в Павловске. 1782-1786 гг.

Казанский собор - одно из самых грандиозных по замыслу и великолепных по исполнению сооружений Андрея Никифоровича Воронихина . Это замечательное здание, ставшее делом всей жизни архитектора , до сих пор является украшением Петербурга. А.Н. Воронихину было сорок лет, когда Павел I принял решение выстроить собор в честь прославленной иконы Казанской Богоматери. Император пожелал, чтобы новый храм как можно больше походил на собор Святого Петра в Риме. Обязательным условием было возведение колоннады перед фасадом здания .  Главным украшением собора является колоннада из 144 колонн, расположенных в четыре ряда.

Казанский собор - одно из самых грандиозных по замыслу

и великолепных по исполнению сооружений Андрея Никифоровича

Воронихина . Это замечательное здание, ставшее делом всей жизни архитектора , до сих пор является украшением Петербурга. А.Н. Воронихину было сорок лет, когда Павел I принял решение выстроить собор в честь прославленной иконы Казанской Богоматери. Император пожелал, чтобы новый храм как можно больше походил на собор Святого Петра в Риме. Обязательным условием было возведение колоннады перед фасадом здания .

Главным украшением собора является колоннада из 144 колонн, расположенных в четыре ряда.

Желание царя Александра I (1777-1825) превратить Петербург в величественный имперский город, «мировую столицу», прославляющую русского императора, было осуществлено замечательным зодчим Карлом Ивановичем Росси (1775- 1849), создавшим ряд монументальных творений в стиле ампир. Среди них – дворцово- парковый комплекс на Елагином острове (1818-1822), ансамбль площади со зданием Михайловского дворца (сейчас Русский музей, 1819-1825), ансамбль Дворцовой площади со знаменитой аркой Главного штаба (1819 - 1822), ансамбль Театральной площади с Александринским театром (1828 - 1839), здания Сената и Синода (1829 - 1834), определившие ансамбль Сенатской площади.  К. Росси. Здания министерств и арка Главного штаба на Дворцовой площади. Санкт-Петербург

Желание царя Александра I (1777-1825)

превратить Петербург в величественный

имперский город, «мировую столицу»,

прославляющую русского императора,

было осуществлено замечательным

зодчим Карлом Ивановичем Росси (1775-

1849), создавшим ряд монументальных

творений в стиле ампир. Среди них –

дворцово- парковый комплекс на

Елагином острове (1818-1822), ансамбль

площади со зданием Михайловского

дворца (сейчас Русский музей, 1819-1825),

ансамбль Дворцовой площади со знаменитой

аркой Главного штаба (1819 - 1822),

ансамбль Театральной площади с

Александринским театром (1828 - 1839),

здания Сената и Синода (1829 - 1834),

определившие ансамбль Сенатской площади.

К. Росси. Здания министерств и арка Главного штаба на Дворцовой площади. Санкт-Петербург

«Архитектурный театр» Москвы. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков  Несмотря на то что «пред новою столицей померкла старая Москва» (А.С. Пушкин), здесь было создано немало архитектурных шедевров мирового значения. Главный из них– Пашков дом - принадлежит великому русскому зодчему Василию Ивановичу Баженову  (1737/38-1799). Этот дивный белый дворец, возвышающийся на холме, как на пьедестале, и сегодня является подлинным украшением Москвы. В общей композиции ансамбля легко угадывается рука большого мастера, наделённого прекрасным знанием о самых высоких достижениях западноевропейской архитектуры, безошибочным чувством пропорций, ювелирной тонкостью отделки деталей, умением органично связывать здание с окружающей природой . В.Н. Баженов. Пашков дом. 1784-1788 гг. Москва Зрительный эффект рассчитан таким образом, что взгляд скользит вверх, к бельведеру (итал. belvedere - прекрасный вид) - круглой надстройке в виде павильона или беседки.

«Архитектурный театр» Москвы.

В.И. Баженов и М.Ф. Казаков

Несмотря на то что «пред новою

столицей померкла старая

Москва» (А.С. Пушкин), здесь

было создано немало

архитектурных шедевров

мирового значения. Главный из

них– Пашков дом - принадлежит

великому русскому зодчему

Василию Ивановичу Баженову

(1737/38-1799). Этот дивный

белый дворец, возвышающийся

на холме, как на пьедестале, и

сегодня является подлинным

украшением Москвы. В общей

композиции ансамбля легко

угадывается рука большого

мастера, наделённого прекрасным

знанием о самых высоких

достижениях западноевропейской

архитектуры, безошибочным

чувством пропорций, ювелирной

тонкостью отделки деталей,

умением органично связывать

здание с окружающей природой .

В.Н. Баженов. Пашков дом. 1784-1788 гг. Москва

Зрительный эффект рассчитан таким образом, что взгляд скользит вверх, к бельведеру (итал. belvedere - прекрасный вид) - круглой надстройке в виде павильона или беседки.

Всю жизнь В. И. Баженов мечтал возводить сооружения «К славе великой империи, к чести своего века, к беспримерной памяти будущих времён, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа». Но, к сожалению, многим его замыслам не суждено было осуществиться. Фантастический план перестройки Кремля остался лишь в чертежах на бумаге и в деревянной модели. Екатерине II не понравились постройки дворцового ансамбля в Царицыно, на которые было потрачено целых 10 лет! По её приказанию строительство было запрещено: часть возведённых зданий следовало немедленно снести. В. И. Баженов. Дворцовый ансамбль в Царицыно. 1775 - 1785 гг . Москва

Всю жизнь В. И. Баженов мечтал возводить сооружения «К славе великой империи, к чести своего века, к беспримерной памяти будущих времён, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа». Но, к сожалению, многим его замыслам не суждено было осуществиться. Фантастический план перестройки Кремля остался лишь в чертежах на бумаге и в деревянной модели. Екатерине II не понравились постройки

дворцового ансамбля в Царицыно, на которые было потрачено целых 10 лет! По её приказанию строительство было запрещено: часть возведённых зданий следовало немедленно снести.

В. И. Баженов. Дворцовый ансамбль в Царицыно. 1775 - 1785 гг . Москва

Петровский дворец - одно из самых значительных творений М.Ф. Казакова. Ансамбль дворца представляет собой парадный двор, замкнутый одноэтажным и служебными корпусами, прерывающимися восемью башнями (по четыре с каждой стороны). Классические мотивы сочетаются здесь с традиционными древнерусскими (бочкообразные столбы, стрельчатые арки и окна , висячие гирьки, затейливые наличники). Красные кирпичные стены покрыты прихотливой вязью белокаменного декора. В архитектурном облике дворца также присутствуют черты готики и нарышкинского барокко .  М. Ф. Казаков. Петровский дворец. 1775 - 1782 г г. Москва

Петровский дворец - одно из самых значительных творений М.Ф. Казакова. Ансамбль дворца представляет собой парадный двор, замкнутый одноэтажным и служебными корпусами, прерывающимися восемью башнями (по четыре с каждой стороны). Классические мотивы сочетаются здесь с традиционными древнерусскими (бочкообразные столбы, стрельчатые арки и окна , висячие гирьки, затейливые наличники). Красные кирпичные стены покрыты прихотливой вязью белокаменного декора. В архитектурном облике дворца также присутствуют черты готики и нарышкинского барокко .

М. Ф. Казаков. Петровский дворец. 1775 - 1782 г г. Москва

Поразительное чувство меры и масштаба присущи треугольному в плане зданию (такую форму имел участок под строительство) с огромной купольной ротондой. Кажется, в нём ожили дух Античности и классические «законы чистого разума». В «безмолвную громаду камней холодных» Казаков сумел вдохнуть жизнь. Центры фасадов были искусно украшены дорическими колоннами и пилястрами. Строгость и простота внешнего облика Сената контрастировали с пышным интерьером Круглого зала, который современники справедливо называл и «русским Пантеоном». М.Ф. Казаков. Здание Сената в Московском Кремле. 1776 - 1787 гг.

Поразительное чувство меры и масштаба присущи треугольному в плане зданию (такую форму имел участок под

строительство) с огромной купольной

ротондой. Кажется, в нём ожили дух

Античности и классические «законы

чистого разума». В «безмолвную громаду

камней холодных» Казаков сумел

вдохнуть жизнь. Центры фасадов были

искусно украшены дорическими колоннами и пилястрами. Строгость и простота внешнего облика Сената контрастировали

с пышным интерьером Круглого зала, который современники справедливо

называл и «русским Пантеоном».

М.Ф. Казаков. Здание

Сената в Московском

Кремле. 1776 - 1787 гг.

Старое здание Московского Университета на Моховой К величайшим творениям М. Ф. Казакова принадлежат и здание «жилища наук» - Московского университета (1786-1793), здание Благородного собрания (1784-1790-е), Голицынская больница (1796-1801, сейчас Первая градская больница) и другие сооружения.

Старое здание Московского Университета на Моховой

К величайшим творениям М. Ф. Казакова принадлежат и здание «жилища наук» - Московского университета (1786-1793), здание Благородного собрания (1784-1790-е), Голицынская больница (1796-1801, сейчас Первая градская больница) и другие сооружения.

Контрольные вопросы

1 . Какие архитекторы составили цвет и славу русской архитектуры XVIII - первой четверти XIX в.?

2. Как воплощён «строги й, стройный вид» Петербурга в выдающихся памятниках архитектуры XVIII - начала XIX в.? Кто и как создавал архитектурный облик новой российской столицы?

3. Какую роль сыграли В. И. Баженов и М. Ф. Казаков в создании

архитектурного облика Москвы XVIII в.? Что общего и в чём различия их творческой манеры?

4. Исследователь Д. Е. Аркин писал , что «Баженов не только поднял русскую архитектуру до высоты европейского мастерства, но и внёс в неё глубоко самостоятельные черты, в которых мы одновременно читаем синтез старого и искания нового. Он явился для русской архитектуры поистине её Ломоносовым». В чём именно выразился этот «синтез старого и искания нового» в творчестве великого архитектора? Какие открытия , равные по значению вкладу

М. В. Ломоносова в российскую науку , ему удалось осуществить в своём творчестве? Что дало основания для такого сравнения?

5. Какой вклад в создание архитектурного облика Москвы внёс М. Ф. Казаков? Можно ли согласиться с мнением , что в его творчестве прослеживается преодоление барокко , последовательное развитие классицизма и предпосылки возникновения ампира?

Творческая мастерская

1 . А.С. Пушкин не раз обращался к описанию столицы Российского

государства. В поэме «Медный всадник» (1833) он вдохновенно говорит

о «юном граде», вознёсшемся «пышно, горделиво» вдоль оживлённых

берегов Невы . Какие черты воспетого поэтом города могут свидетельствовать о его принадлежности к архитектуре классицизма?

2 . Соберите материал о наиболее характерных памятниках классицизма

в Санкт-Петербурге . Подготовьте заочную экскурсию по пригородам

Санкт-Петербурга .

3. Сопоставьте архитектурные ансамбли собора Святого Петра в

Риме и Казанского собора в Санкт-Петербурге . Что общего и в чём различие между ними? Какие задачи своего времени решали архитекторы? Какие идеи эпохи они хотели воплотить?

4. Если в Петербурге классицизм проявил себя в создании градостроительных комплексов, то в Москве - отдельного жилого дома ,

особняка, городской усадьбы . «Регулярность», управлявшая развитием

Петербурга, не довлела над Москвой , где происходили процессы обновления архитектурных форм. Что представляла собой архитектура

барского дома (усадьбы )? Какое выражение в ней нашли принципы

классицизма?

рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Литература: Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011 Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014. Беспечальных А. В., Учитель МХК и музыки МКОУ СОШ п. Октябрьский Зуевского р-на Кировской области; Ермакова М. К., учитель МХК, г. Юрга, Кемеровская область.

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Беспечальных А. В., Учитель МХК и музыки МКОУ СОШ п. Октябрьский Зуевского р-на Кировской области;
  • Ермакова М. К., учитель МХК, г. Юрга, Кемеровская область.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!