СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шипящие согласные звуки

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие на тему "Шипящие согласные звуки"

Просмотр содержимого документа
«Шипящие согласные звуки»

Тема: «Шипящие согласные звуки»

Цель урока: пополнить знания детей о твердости – мягкости согласных звуков: [ж], [ш] – всегда твердые; [ч'],[щ'] – всегда мягкие.

Задачи:

  • создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);

  • способствовать закреплению знаний детей о правописании буквосочетаний жи-ши;

  • содействовать формированию навыков грамотного письма;

  • развивать у учащихся связную устную и письменную речь.

  • привитие интереса к урокам русского языка через применение  информационных технологий.



  1. Организационный момент

Добрый день всем. Поприветствуем наших гостей. Сначала садятся те ученики, чьи имена начинаются на гласный звук. Теперь садятся те ученики, чьи имена начинаются на мягкий согласный звук. И уже могут садиться остальные ученики, чьи имена начинаются на твёрдый согласный звук. (Садятся)

- Молодцы, все были внимательны.

– Сегодня, ребята, у нас не обычный урок, а урок–путешествие. Совершать путешествие будем на этом воздушном шаре.

Сначала отгадайте загадки.

1. Эта буква как жучок

Растопырила шесть ног,

И, конечно, знаешь ты,

Что за ней не ходит «ы»!

(Буква Ж)


2. Буква есть в таких словах:

Школа, шест, шарада, шах.

Букву так я написала:

Три шеста и снизу шпала.

(Буква Ш)


3. Не получится борща,

Если нет в нем буквы ... (Щ)


4. Не желает Червячок

Надеваться на крючок,

Говорит: "Я вам зачем?"

Насадите букву… (Ч)


– Молодцы!

2.Постановка темы урока и целеполагание


- Какие звуки дают эти буквы? (Согласные)

- На что похожи эти звуки? (На шипение, жужжание)
- Что будем изучать на уроке?
- Назовите тему нашего урока? (Шипящие согласные звуки.)
- Чему мы можем научиться на уроке?(1.Произносить шипящие согласные звуки.2.Различать твердые и мягкие шипящие согласные звуки.)

– Молодцы! Вот и куплены билеты. И мы отправляемся на станцию Чистописание.

3. Минутка чистописания

- Садитесь красиво. Откройте свои тетради и положите их под наклоном. Как и все путешественники, мы будем вести записи - заметки.
- Поехали!
- Запишите в тетради число, когда мы отправились в путешествие «27 апреля», и «Классная работа».

Запись на доске:

Жж Жжж

Чч Ччч

Найдите закономерность и допишите по образцу в тетради.

Словарно-орфографическая работа.

Вставьте пропущенную букву и обозначьте орфограмму.

(На доске слова: м__шина, __дежда)

- Какой шипящий звук слышится в 1 слове? (слышится звук Ш)

- Давайте вместе пошипим. А во 2 слове какой шипящий звук слышится? (слышится звук Ж)

- Давайте вместе пожужжим. Теперь произнесите по очереди эти звуки и скажите, твердо или мягко звучат эти звуки? (Твёрдо). Можем для сравнения позвать гласные звуки.

- Эти звуки звучат твердо.

- Можно ли эти звуки произнести так, чтобы они стали мягкими? Получается? Какой вывод мы можем сделать?

- Эти звуки всегда твердые. Посмотрите на звуко-буквенную таблицу. Каким цветом выделены они?


Прочитайте скороговорки

1) В горячей печи пекарь пек калачи.

2) Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

- Какой шипящий звук повторяется в 1 скороговорке? (Ч)

- Какой шипящий звук повторяется в 2 скороговорке? (Щ)

- Как слышатся эти звуки? Твёрдо или мягко? (Мягко) Посмотрите на звуко-буквенную таблицу. Каким цветом выделены они?



Классификация:
- Произнесите все эти звуки ([ж], [ч'], [ш] [щ'])
- Что общего у этих звуков? (Они шипящие.)
- На какие группы можно разделить эти звуки? (твердые – [ж, ш]; мягкие – [ч', щ'])

4. Работа по теме урока
- Откройте учебник на страницу 87. Найдите упражнение 152. Прочитайте. Дети выполняют это упражнение в карточках парами.

- Подчеркните синим карандашом буквы, которые обозначают твердые шипящие согласные звуки, зеленым - мягкие шипящие согласные звуки.


Остановка «Физкультурная» (Физкультминутка)

- Смотрите, ребята, здесь есть знак. Что он обозначает? (Ловить бабочек запрещено).
- А звуки ловить можно! Я буду называть слова. Если вы услышите в слове шипящий согласный звук, то поворачивайтесь направо и говорите «Да». Если в слове нет шипящего звука, то вы поворачиваетесь налево и говорите «Нет».

Слова: парта, ножницы, портфель, ручка, линейка, точилка, тетрадь, кисточка, фломастер, щетка.

6. Продолжение работы по теме урока


- Ребята, смотрите, сова!

У неё в корзине яблочки, но среди них есть порченые. Помогите выбрать свежие, сочные, вкусные. (МашЫнка, пушИнка, шЫпы, ужИн)

“Порченые” слова нужно исправить, записать правильно, разделить на слоги, посчитать буквы и звуки.

- Сова нас благодарит и предлагает сыграть с ней в игру.

Ассоциация. Найди пару.

Наше путешествие завершается.

Итог урока: Ребята, у вас у всех есть смайлики. Поднимите розовые смайлики, кому было сегодня легко на уроке; желтые – кому не очень легко: и белые кому было трудно.

Спасибо за урок.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!