СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Широкая Масленица

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Василек»

 

Музыкально-творческий проект

«Широкая Масленица»

 

Подготовила:

музыкальный руководитель Медведева Н.А.

 

20 февраль 2023 год

 

Музыкально-творческий проект «Масленица»

Вид проекта: музыкально-творческий.

 

Тип проекта:

 

по числу детей – групповой, разновозрастный (принимали участие дети младшей, средней, старшей групп);

по доминирующему методу – познавательно-игровой, музыкально-творческий;

по предметным областям – меж предметный (литература, музыка,);

по продолжительности – краткосрочный (2хнедельный - с 01 февраля по 21 февраль 2023 года).

Участники проекта: музыкальный руководитель Медведева Н.А., воспитатели младшей, средней, старшей групп

 

Срок реализации: краткосрочный (01 февраля – 20 февраля 2023 года).

 

Направление деятельности проекта: синтез нравственно-патриотического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

 

Интеграция с другими образовательными областями: музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.

 

Актуальность:

 

Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.

 

Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, само реализовать себя как личность любящую свою Родину и все, что связано с народной культурой.

 

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

 

Проблема проекта: имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

 

Педагогическая цель проекта: решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к национальной культуре; формирование уважения, любви, бережного отношения к народным традициям; обобщение представления о народном празднике «Масленица» и народных традициях, знакомство с национальными традициями своего народа.

 

Цели проекта:

 

создание условий для повышения интереса к традициям русского народа - празднику Масленице.

воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения русского фольклора.

воспитание любви к родному краю.

воспитание нравственных качеств личности ребенка: справедливости, доброты, правдивости, гордости за свой край.

развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров русского фольклора.

Детская цель: умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить и прощать; уважительно относиться к национальным традициям.

 

Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы - Масленица. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни петь. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресенья. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Непосредственное участие детей в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого праздника.

 

Масленица - один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В этом празднике переплетаются народные и православные корни. Мы отошли от этих традиций, тем самым лишили детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния силами педагогов, родителей и детей.

 

Задачи:

 

возрождать интерес к обрядовым русским праздникам;

обогащать духовный мир детей;

обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица»;

вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии;

приобщить всех участников проекта к традиции проведения народного праздника Масленицы;

воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;

систематизация знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей;

формировать способности к творческому самовыражению и потребности в нем;

формировать у детей начал национального самосознания, воспитание любви к Родине, ее традициям;

знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества;

развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;

формировать у детей гражданскую принадлежность;

развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.

Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздник Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможность детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

 

 

Предшествующая работа:

 

Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, приговоры).

Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки).

Изучение игрового фольклора (разучивание хороводных и подвижных игр.)

Беседы (рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века).

 

Слушание русской народной музыки (масленичные песни).

 

Форма проведения итогового мероприятия: праздник «Широкая масленица».

 

Материал и оборудование:

 

«Масленица» - наряженная кукла (чучело).

Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Снеговика, Бабы Яги, Лешего и Весны.

Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки, свистульки.

 

Технические средства: музыкальный центр, колонки,  микрофон, фотоаппарат.

 

Спортивное оборудование: бубны, санки, лыжи, вёдра, коромысла, санки-ледянки, канат, кегли.

Музыкальный репертуар: игровой хоровод, Зарядка, Хоровод с Весной.

 

Игровая деятельность: игры - аттракционы «Бубен», «Карусели», «У Маланьи», «Месим тесто», «Перетягивание каната».

 

 

Планирование работы над проектом:

 

Выбор формы реализации проекта.

Составление сценария.

Работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.

Проведение с детьми обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов.

- распределение ролей (среди воспитателей);

- выбор декораторов (помощь в оформлении);

 

- выбор затейников (для организации игр).

 

6. Подбор костюмов.

7. Разучивание песен, пословиц, закличек, игр, хороводов для выступления во время праздника.

8. Проведение праздника «Широкая Масленица».

9. Подведение итогов реализации проекта.

10. Организация места проведения праздника (спортивного участка).

11. Проведение инструктажа по технике безопасности.

 

Этапы реализации проекта:

 

 Подготовительный.

Цель: Создать условия для ознакомления детей с традициями празднования масленицы.

 

Содержание:

 

Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике;

Подбор музыкального материала, пособия и литературу по теме «Масленица»;

Привлечь родителей для исполнения ролей на празднике.

Определение темы проекта;

Формулировка цели и задач;

Создание творческой группы;

Мониторинг детей и родителей;

Подбор литературы;

Составление перспективного плана реализации основного плана проекта;

Разработка сценария мероприятия;

Подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций;

Подготовка подвижных игр и соревнований.

Основной

Цель: Создать условия для национальной традиции формирования знаний детей о русской национальной традиции «Проводы масленицы».

 

Содержание:

 

Наблюдение за изменениями в природе;

Беседа: «Как на Руси Масленицу встречали»;

Заучивание закличек, стихов;

Разучивание хороводов, народных танцев, музыкальных игр.

Знакомство со значением и обычаями праздника.

Понедельник - встреча. Заучивание масленичных закличек частушек, хоровода «Едет масленица» Помощь в организации. Развитие памяти.

Знакомство детей со значением слова «Заигрыш»

Вторник - Заигрыш. Разучивание песни «Ох, блины, блины, блины…». Подвижные игры: «Гори, гори ясно», « Ручеёк», катание на карусели, «Месим тесто», «У Маланьи». Создание элементов соревновательности.

Знакомство со значением и символикой блинов.

Среда - Лакомка. Соревнование между детьми 1 и 2 группами. «Прыжки в мешках», «Ловкие и смелые». Делаем книгу «Рецепты блинов». Развитие физических качеств. Беседа «Что мы узнали о масленице».

Четверг - Разгуляй. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики»- Масленица. Рисуем с детьми. Выставка рисунков. Праздничное мероприятие «Прощай, масленица»

Пятница - тёщины вечера. Игры-эстафеты, пение песен, частушек, танцы. Помощь в организации. Создание праздничного настроения.

Заключительный

Цель: Создать условия для обобщения знаний детей о масленице, для формирования устойчивого интереса к национальной культуре.

 

Содержание:

 

Музыкально-спортивный праздник на улице;

Консультация для родителей «Как мы провели масленицу».

Оформление паспорта проекта «Широкая масленица».

Фотоотчёт и видеозапись мероприятия.

Подготовка к презентации к защите проекта.

Защита проекта «Широкая Масленица»

 

Развитие речи:

 

Беседа «История Масленицы».

 

Цель: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России. Знакомство детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу, рассказ о каждом дне масленичной недели, заучивание масленичной песни.

 

Художественная литература:

 

1. Заучивание закличек на Масленицу: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек.

 

2. Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу: уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок.

 

3. Заучивание масленичных частушек: поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

 

Ручной труд: коллективное изготовление чучела Масленицы.

 

Ожидаемые результаты проекта.

 

Для детей:

 

1. Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

2. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

3. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

4. Расширение кругозора детей.

5. Обеспечение развития у детей любознательности, кругозора, эстетическую восприимчивость, стремление изучить традиции родной страны.

 

6. Развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения.

7. Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.

 

Для педагогов:

- самореализация, повышение творческого потенциала.

Для родителей:

- оптимизация детско-родительских отношений;

- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.

Достигнутые результаты.

 

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями народной культуры. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах.

 

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

 

 

Методы и формы организации проекта:

 

- рассматривание картин и иллюстраций, беседы о народном празднике;

- слушание музыкальных произведений и песенного фольклора, посвященного празднику;

- подвижные игры, сюрпризные моменты;

- проведение развлечения «Широкая Масленица».

 

Используемая литература:

 

Интернет - источники

 

 Режим доступа: http://www.strana-sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html

 Режим доступа: http://www.de.3dn.ru/publ/22-1-0-621

 

Актуальность:

Масленица - один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В этом празднике переплетаются народные и православные корни. Мы отошли от этих традиций, тем самым лишили детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния силами педагогов, родителей и детей.

 

Цель: знакомство с традицией проведения народного праздника - Масленицы.

 

Задачи:

Для детей:

- Формировать у детей гражданскую принадлежность.

- Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.

- Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях.

Для педагогов:

- Профессиональное самосовершенствование.

- Создание информационной базы.

Для родителей:

- Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.

 

Предполагаемый результат:

- продуктивное творчество педагогов, родителей и детей.

Для детей:

- приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленице через сопереживание и непосредственное в их общем действии;

- создание атмосферы радости, повышение познавательного интереса среди детей к родной истории;

- расширение кругозора детей.

Для педагогов:

- самореализация, повышение творческого потенциала.

Для родителей:

- оптимизация детско-родительских отношений;

- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.

 

 

 

Ход мероприятия:

«Масленица»

 

Сценарий праздника на улице для детей средней и старшей и подготовительной группы

 

Цель: Приобщать детей к народным традициям.

 

Задачи:

1. Воспитывать любовь к народным песням, играм, традициям

2. Развивать ловкость, силу, смекалку.

3. Доставлять детям радость от народных игр и песен.

Действующие лица (взрослые) :

 

1. 2 Скомороха, Баба Яга, Весна

2. Дети – участники

3. Чучело Масленицы

 

Праздник начинается с того, что:

В каждую группу заходит Скоморох и зазывает

детей на улицу словами:

Здравствуйте друзья! Всем на улицу пора!

Весну-красну встречать, зиму-матушку провожать!

Звучит музыка. Дети всех групп собираются на площадке.

 

Ход мероприятия:

 

Действующие лица:

 

Ведущая. Одета в яркий сарафан, кокошник, теплый зипун;

1-ый Скоморох;

2-ой Скоморох. Оба персонажа одеты в яркие, многоцветные комбинезоны. На головах шапка с колокольчиками. Щеки, брови и губы ярко раскрашены. В руках у скоморохов бубенцы;

Зимушка–Зима. Одета в белые одежды и корону.

 

Звучат русские народные веселые песни. Ведущая в русском народном костюме. Музыка приглушается, звучат слова ведущей.

 

Ведущая:

 

Ой, вы, гости дорогие,

Здравствуйте, бывалые!

Мы Масленицу встречаем

Песнями забавными.

 

Здравствуйте, люди дорогие. Сегодня мы с вами отмечаем праздник веселый, праздник старинный. Его еще наши отцы, деды и прадеды отмечали. Внимание – Масленица пришла. И нужно как следует ее родимую встретить и приветить. Как вы думаете, мы с вами сможем?

 

Все хором: Да.

Ведущая: И у нас получится?

Все хором: Да.

 

Ведущая: Ото всех дверей! Ото всех ворот!

Приходи скорей! Торопись народ!

Раскрывай- ка уши, нас скорей послушай!

На Руси давно справляли

Праздник проводов зимы,

Его Масленицей звали

Проведём его и мы!

Душа ты наша, Масленица, годовая

Наша гостьюшка дорогая!

В детский сад к нам пришла

И веселье принесла!

 

Крепче за руки беритесь

И в два круга становитесь!

Будем петь и плясать!

Масленицу величать!

 

Песня "Ой, вставала я ранёшенько"

1.Ой, вставала я ранёшенько,

Убиралася быстрёшенько.

Припев:

Пришла к нам Масленица,

Принесла блины и маслице!

2.Как стояла я у жаркой печи.

Выпекала кренделя и калачи.

Припев.

3.С калачами блины, шанежки

Для милого друга Ванечки.

Припев.

4.Ой, подружки, собирайтеся,

В сарафаны наряжайтеся.

Припев.

5.Будем вместе хороводы водить,

Надо нам ещё и зиму проводить!

Припев.

 

На сцене появляются два скомороха.

1 скоморох: Эй, веселей собирайся, народ,

Нынче масленица в гости идёт!

Спешите, спешите, спешите,

Друзей с собой захватите!

2 скоморох: Тары-бары, тары-бары,

Выходите во дворы!

Будем пляски начинать,

Будем Масленицу встречать!

 

1 скоморох: Масленицу широкую открываем

И веселье начинаем!

Уж ты, Зимушка-зима, все дороги замела,

Все дороги, все пути – ни проехать, ни пройти!

Песня.

1. Как на масляной неделе

Мы крутили карусели

Веселились от души

Песни пляски хороши

 

2.Как на масляной неделе

Прогоняли мы метели

Уходи скорей зима

Приходи быстрей весна.

3.         С красной лентой мы идем

На блины гостей зовем

Приходите вечерком

За сметанкой за блинком.

4.С желтой лентой мы идем

На блины гостей зовем

Приходите вечерком

За  Сметаной за блинком.

 

2 скоморох: Мы по кругу все пойдём,

Дружно спляшем и споём.

♫ Хоровод «Как на тоненький ледок» (русская народная песня).

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была.

 

Выпал беленький снежок,

Ехал Ванечка-дружок.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была.

 

Ехал Ваня, поспешал,

С своего коня упал.

 

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была.

 

Он упал да лежит,

Никто к Ване не бежит.

Эх! Зимушка, зима, Зима снежная была.

 

Две подружки увидали,

Скоро к Ване подбежали.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была.

 

Скоро к Ване подбежали,

На коня его сажали.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была.

 

На коня Ваню сажали,

Путь-дорогу показали.

Эх! Зимушка, зима, зима снежная была.

 

1 скоморох: Ты катись, весёлый бубен,

Быстро, быстро по рукам (передают бубен)!

У кого весёлый бубен,

Тот сейчас станцует нам!

 

 

Танец усмотрению педагога

 

Скоморох 2:

Чтобы Зимушка-Зима

Холода все забрала.

Скоморох 1:

Радость, счастье принесла.

И нас вниманием не обошла. Звенят бубенцами.

Скоморох 2:

Все потехи и забавы будут дивно хороши.

Подурачимся на славу, посмеемся от души!

В круг вставай, честной народ,

Заводи-ка хоровод!

Возьмитесь за руки друзья,

Вместе с вами встану я.

Будем петь и танцевать,

Масленицу прославлять.

Игра «Горелки»

 

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребенок с платочком в руке. Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком. Играющие, хором поют считалочку:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо –

Птички летят, колокольчики звенят!

 

Те дети, между которыми остановился водящий, выходят за круг, встают друг к другу спиной.

 

После слов: «Раз, два, три - беги!», эти дети бегут в разные стороны. Кто первый успел подбежать к платочку, тот и водящий.

 

Ведущий. Гости милые, мы Зимушку провожаем,

Веселимся, поэтому и не скучаем!

 

Игра «У Маланьи, у старушки»

Дети идут по кругу, держась за руки, и говорят слова, водящий в кругу.

 

У Маланьи у старушки.

Жили в маленькой избушке

Жили семь сыновей

Жили семь дочерей

С такими ушами, с такими глазами,

Вот с такой головой, вот с такой бородой.

Ничего не ели, ничего не пили.

На ней посмотрели и делали вот так. А как?

 

Водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

 

На метле появляется Баба-Яга, повязанная расписным платком.

Баба-Яга: Поклон вам, люди добрые! Я - Масленица, Авдотья Изотьевна!

Привет вам от Лешего! Тьфу ты, от солнца вешнего

Да от Весны - красны! Встретилась я с ней на болоте.

Ой, в полёте, когда к вам сюда спешила!

Пора мне пришла обязанности свои исполнять.

А что это вы так подозрительно на меня смотрите? Вот, у меня и паспорт имеется, всё, как положено! Вот, глядите! (протягивает «паспорт»)

 

Скоморох 2: Назначается Широкой Масленицей на 2023 год!

Баба Яга: И печать есть, и подпись внизу имеется. Я всю зиму готовилась к встрече с вами: недоедала, недосыпала.

 

Скоморох 1: Слушай, Масленица, лучше скажи, игры ты знаешь? Веселить умеешь?

Баба-Яга: А как же, умею! А ну-ка, детушки, вставайте в круг, так и быть,

поиграю с вами!

 

Баба-Яга: Ножки вам стоять не велят, они через мою метёлку попрыгать хотят!

А тех, кого сейчас поймаю, с собой на ужин забираю!

Игра «Береги ноги» (В конце Баба Яга «теряет метлу»)

Баба-Яга: Никого я не поймала, лишь метёлку потеряла!

Скоморох 2: Вот метёлка, догоняй!

Баба-Яга: Ой-ой-ой! Отдай, отдай!

 

Скоморох 1: Подожди, подожди! Что-то не нравится мне всё это: метла да метла! У Масленицы метлы не было никогда! Ребята, а вам не кажется, что эта Масленица - и не Масленица вовсе? Никого она вам не напоминает? (ответы детей) Точно! Бабу-Ягу!

 

Баба-Яга: Надо же, догадались! А мне-то одной в лесу скучно,

Не с кем, сплясать, даже не с кем поиграть!

Вот я и переоделась Масленицей.

Её вон как хвалят, как с нею все играют! А со мной - никто!

 

Скоморох 2: Не расстраивайся, Баба-Яга, дети с тобой играют.

Также можно провести игру «Воробьи и вороны» (если быстро отгадают загадки). Правила игры: игроки делятся на две команды — «воробьев» и «ворон». Ведущая произносит: «Воробьи!», участники этой команды ловят «ворон». Внезапно ведущая произносит «Вороны!», и все происходит наоборот, «вороны» ловят «воробьев». Игра динамичная, не нужно ее затягивать, главная цель — согреться, получить заряд бодрости.

 

Баба-Яга: Вот спасибо, ребятня, уважили вы меня! Ну, что ж, ждите настоящую Масленицу в гости, а мне пора в лес, в избушку, до свиданья! (убегает из зала)

 

Вносят чучело Масленицы.

 

Скоморох 2:

 

Вот приехала Масленица!

Сударыня-боярыня Масленица!

С сыром, маслом, и блином,

И румяным пирогом!

Скоморох 1:

Ой, Масленица-кривошейка,

Повстречаем тебя хорошенько!

Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом.

Скоморох 2:

Здравствуй, сударыня Масленица!

Дорогая наша гостья,

Масленица - Авдотья Изотьевна!

Платок пестренький новомодненький,

Брови черные, наведенные.

Юбка пестрая, кофта яркая,

Идешь к нам с блинами и подарками.

 

Скоморох 1:

Какая масленица без блинов горячих и румяных?

Русская масленица издавна славилась своими блинами.

Песня «Блины»

 

Ведущий.

Зазывай, народ, Весну

Весну красную,

Весну ясную

Громко крикнем «Весна красная, приходи»

Появляется Весна.

Весна:

А вот и я.

Вы меня звали, друзья!

Я Весна-Красна!

Бужу землю ото сна!

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки,

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход!

 

Весна:

Весна начало работ. Давайте вспомним пословицы о труде. Я буду произносить начало пословицы, а вы её оканчивать.

- Готовь сани летом, а телегу. (зимой)

- Не красна изба углами, а красна. (пирогами)

- Не сиди, сложа руки, тогда не будет в доме. (скуки)

- Труд человека кормит, а лень. (портит).

Весна- А теперь, будем вместе танцевать, тепло и солнце величать!

 

ОБЩИЙ ТАНЕЦ   Дети встают в большой круг ИГРА   ПУЗЫРЬ (МЕСИМ ТЕСТО).

 

Весна

Ну что же, пришло время масленицу провожать, масленица прощай, и праздник наш не забывай!

Уносят масленицу

Скоморох 2:

Пышные гуляния ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Василек»

 

Музыкально-творческий проект

«Широкая Масленица»

 

Подготовила:

музыкальный руководитель Медведева Н.А.

 

20 февраль 2023 год

 

Музыкально-творческий проект «Масленица»

Вид проекта: музыкально-творческий.

 

Тип проекта:

 

по числу детей – групповой, разновозрастный (принимали участие дети младшей, средней, старшей групп);

по доминирующему методу – познавательно-игровой, музыкально-творческий;

по предметным областям – меж предметный (литература, музыка,);

по продолжительности – краткосрочный (2хнедельный - с 01 февраля по 21 февраль 2023 года).

Участники проекта: музыкальный руководитель Медведева Н.А., воспитатели младшей, средней, старшей групп

 

Срок реализации: краткосрочный (01 февраля – 20 февраля 2023 года).

 

Направление деятельности проекта: синтез нравственно-патриотического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

 

Интеграция с другими образовательными областями: музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.

 

Актуальность:

 

Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.

 

Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, само реализовать себя как личность любящую свою Родину и все, что связано с народной культурой.

 

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

 

Проблема проекта: имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

 

Педагогическая цель проекта: решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к национальной культуре; формирование уважения, любви, бережного отношения к народным традициям; обобщение представления о народном празднике «Масленица» и народных традициях, знакомство с национальными традициями своего народа.

 

Цели проекта:

 

создание условий для повышения интереса к традициям русского народа - празднику Масленице.

воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения русского фольклора.

воспитание любви к родному краю.

воспитание нравственных качеств личности ребенка: справедливости, доброты, правдивости, гордости за свой край.

развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров русского фольклора.

Детская цель: умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить и прощать; уважительно относиться к национальным традициям.

 

Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы - Масленица. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни петь. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресенья. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Непосредственное участие детей в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого праздника.

 

Масленица - один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В этом празднике переплетаются народные и православные корни. Мы отошли от этих традиций, тем самым лишили детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния силами педагогов, родителей и детей.

 

Задачи:

 

возрождать интерес к обрядовым русским праздникам;

обогащать духовный мир детей;

обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица»;

вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии;

приобщить всех участников проекта к традиции проведения народного праздника Масленицы;

воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;

систематизация знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей;

формировать способности к творческому самовыражению и потребности в нем;

формировать у детей начал национального самосознания, воспитание любви к Родине, ее традициям;

знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества;

развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;

формировать у детей гражданскую принадлежность;

развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.

Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздник Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможность детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

 

 

Предшествующая работа:

 

Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, приговоры).

Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки).

Изучение игрового фольклора (разучивание хороводных и подвижных игр.)

Беседы (рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века).

 

Слушание русской народной музыки (масленичные песни).

 

Форма проведения итогового мероприятия: праздник «Широкая масленица».

 

Материал и оборудование:

 

«Масленица» - наряженная кукла (чучело).

Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Снеговика, Бабы Яги, Лешего и Весны.

Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки, свистульки.

 

Технические средства: музыкальный центр, колонки,  микрофон, фотоаппарат.

 

Спортивное оборудование: бубны, санки, лыжи, вёдра, коромысла, санки-ледянки, канат, кегли.

Музыкальный репертуар: игровой хоровод, Зарядка, Хоровод с Весной.

 

Игровая деятельность: игры - аттракционы «Бубен», «Карусели», «У Маланьи», «Месим тесто», «Перетягивание каната&

Просмотр содержимого документа
«Широкая Масленица»

27


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Василек»


Музыкально-творческий проект

«Широкая Масленица»


Подготовила:

музыкальный руководитель Медведева Н.А.


20 февраль 2023 год


Музыкально-творческий проект «Масленица»

Вид проекта: музыкально-творческий.


Тип проекта:


по числу детей – групповой, разновозрастный (принимали участие дети младшей, средней, старшей групп);

по доминирующему методу – познавательно-игровой, музыкально-творческий;

по предметным областям – меж предметный (литература, музыка,);

по продолжительности – краткосрочный (2хнедельный - с 01 февраля по 21 февраль 2023 года).

Участники проекта: музыкальный руководитель Медведева Н.А., воспитатели младшей, средней, старшей групп


Срок реализации: краткосрочный (01 февраля – 20 февраля 2023 года).


Направление деятельности проекта: синтез нравственно-патриотического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.


Интеграция с другими образовательными областями: музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.


Актуальность:


Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.


Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, само реализовать себя как личность любящую свою Родину и все, что связано с народной культурой.


Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.


Проблема проекта: имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.


Педагогическая цель проекта: решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к национальной культуре; формирование уважения, любви, бережного отношения к народным традициям; обобщение представления о народном празднике «Масленица» и народных традициях, знакомство с национальными традициями своего народа.


Цели проекта:


создание условий для повышения интереса к традициям русского народа - празднику Масленице.

воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения русского фольклора.

воспитание любви к родному краю.

воспитание нравственных качеств личности ребенка: справедливости, доброты, правдивости, гордости за свой край.

развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров русского фольклора.

Детская цель: умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить и прощать; уважительно относиться к национальным традициям.


Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы - Масленица. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни петь. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресенья. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Непосредственное участие детей в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого праздника.


Масленица - один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В этом празднике переплетаются народные и православные корни. Мы отошли от этих традиций, тем самым лишили детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния силами педагогов, родителей и детей.


Задачи:


возрождать интерес к обрядовым русским праздникам;

обогащать духовный мир детей;

обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица»;

вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии;

приобщить всех участников проекта к традиции проведения народного праздника Масленицы;

воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;

систематизация знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей;

формировать способности к творческому самовыражению и потребности в нем;

формировать у детей начал национального самосознания, воспитание любви к Родине, ее традициям;

знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества;

развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;

формировать у детей гражданскую принадлежность;

развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.

Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздник Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможность детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.



Предшествующая работа:


Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, приговоры).

Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки).

Изучение игрового фольклора (разучивание хороводных и подвижных игр.)

Беседы (рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века).


Слушание русской народной музыки (масленичные песни).


Форма проведения итогового мероприятия: праздник «Широкая масленица».


Материал и оборудование:


«Масленица» - наряженная кукла (чучело).

Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Снеговика, Бабы Яги, Лешего и Весны.

Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки, свистульки.


Технические средства: музыкальный центр, колонки, микрофон, фотоаппарат.


Спортивное оборудование: бубны, санки, лыжи, вёдра, коромысла, санки-ледянки, канат, кегли.

Музыкальный репертуар: игровой хоровод, Зарядка, Хоровод с Весной.


Игровая деятельность: игры - аттракционы «Бубен», «Карусели», «У Маланьи», «Месим тесто», «Перетягивание каната».



Планирование работы над проектом:


Выбор формы реализации проекта.

Составление сценария.

Работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.

Проведение с детьми обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов.

- распределение ролей (среди воспитателей);

- выбор декораторов (помощь в оформлении);


- выбор затейников (для организации игр).


6. Подбор костюмов.

7. Разучивание песен, пословиц, закличек, игр, хороводов для выступления во время праздника.

8. Проведение праздника «Широкая Масленица».

9. Подведение итогов реализации проекта.

10. Организация места проведения праздника (спортивного участка).

11. Проведение инструктажа по технике безопасности.


Этапы реализации проекта:


Подготовительный.

Цель: Создать условия для ознакомления детей с традициями празднования масленицы.


Содержание:


Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике;

Подбор музыкального материала, пособия и литературу по теме «Масленица»;

Привлечь родителей для исполнения ролей на празднике.

Определение темы проекта;

Формулировка цели и задач;

Создание творческой группы;

Мониторинг детей и родителей;

Подбор литературы;

Составление перспективного плана реализации основного плана проекта;

Разработка сценария мероприятия;

Подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций;

Подготовка подвижных игр и соревнований.

Основной

Цель: Создать условия для национальной традиции формирования знаний детей о русской национальной традиции «Проводы масленицы».


Содержание:


Наблюдение за изменениями в природе;

Беседа: «Как на Руси Масленицу встречали»;

Заучивание закличек, стихов;

Разучивание хороводов, народных танцев, музыкальных игр.

Знакомство со значением и обычаями праздника.

Понедельник - встреча. Заучивание масленичных закличек частушек, хоровода «Едет масленица» Помощь в организации. Развитие памяти.

Знакомство детей со значением слова «Заигрыш»

Вторник - Заигрыш. Разучивание песни «Ох, блины, блины, блины…». Подвижные игры: «Гори, гори ясно», « Ручеёк», катание на карусели, «Месим тесто», «У Маланьи». Создание элементов соревновательности.

Знакомство со значением и символикой блинов.

Среда - Лакомка. Соревнование между детьми 1 и 2 группами. «Прыжки в мешках», «Ловкие и смелые». Делаем книгу «Рецепты блинов». Развитие физических качеств. Беседа «Что мы узнали о масленице».

Четверг - Разгуляй. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики»- Масленица. Рисуем с детьми. Выставка рисунков. Праздничное мероприятие «Прощай, масленица»

Пятница - тёщины вечера. Игры-эстафеты, пение песен, частушек, танцы. Помощь в организации. Создание праздничного настроения.

Заключительный

Цель: Создать условия для обобщения знаний детей о масленице, для формирования устойчивого интереса к национальной культуре.


Содержание:


Музыкально-спортивный праздник на улице;

Консультация для родителей «Как мы провели масленицу».

Оформление паспорта проекта «Широкая масленица».

Фотоотчёт и видеозапись мероприятия.

Подготовка к презентации к защите проекта.

Защита проекта «Широкая Масленица»


Развитие речи:


Беседа «История Масленицы».


Цель: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России. Знакомство детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу, рассказ о каждом дне масленичной недели, заучивание масленичной песни.


Художественная литература:


1. Заучивание закличек на Масленицу: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек.


2. Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу: уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок.


3. Заучивание масленичных частушек: поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству.


Ручной труд: коллективное изготовление чучела Масленицы.


Ожидаемые результаты проекта.


Для детей:


1. Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

2. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

3. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

4. Расширение кругозора детей.

5. Обеспечение развития у детей любознательности, кругозора, эстетическую восприимчивость, стремление изучить традиции родной страны.


6. Развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения.

7. Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.


Для педагогов:

- самореализация, повышение творческого потенциала.

Для родителей:

- оптимизация детско-родительских отношений;

- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.

Достигнутые результаты.


Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями народной культуры. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах.


Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.



Методы и формы организации проекта:


- рассматривание картин и иллюстраций, беседы о народном празднике;

- слушание музыкальных произведений и песенного фольклора, посвященного празднику;

- подвижные игры, сюрпризные моменты;

- проведение развлечения «Широкая Масленица».


Используемая литература:


Интернет - источники


Режим доступа: http://www.strana-sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html

Режим доступа: http://www.de.3dn.ru/publ/22-1-0-621


Актуальность:

Масленица - один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В этом празднике переплетаются народные и православные корни. Мы отошли от этих традиций, тем самым лишили детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния силами педагогов, родителей и детей.


Цель: знакомство с традицией проведения народного праздника - Масленицы.


Задачи:

Для детей:

- Формировать у детей гражданскую принадлежность.

- Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.

- Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях.

Для педагогов:

- Профессиональное самосовершенствование.

- Создание информационной базы.

Для родителей:

- Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.


Предполагаемый результат:

- продуктивное творчество педагогов, родителей и детей.

Для детей:

- приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленице через сопереживание и непосредственное в их общем действии;

- создание атмосферы радости, повышение познавательного интереса среди детей к родной истории;

- расширение кругозора детей.

Для педагогов:

- самореализация, повышение творческого потенциала.

Для родителей:

- оптимизация детско-родительских отношений;

- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.




Ход мероприятия:

«Масленица»


Сценарий праздника на улице для детей средней и старшей и подготовительной группы


Цель: Приобщать детей к народным традициям.


Задачи:

1. Воспитывать любовь к народным песням, играм, традициям

2. Развивать ловкость, силу, смекалку.

3. Доставлять детям радость от народных игр и песен.

Действующие лица (взрослые) :


1. 2 Скомороха, Баба Яга, Весна

2. Дети – участники

3. Чучело Масленицы


Праздник начинается с того, что:

В каждую группу заходит Скоморох и зазывает

детей на улицу словами:

Здравствуйте друзья! Всем на улицу пора!

Весну-красну встречать, зиму-матушку провожать!

Звучит музыка. Дети всех групп собираются на площадке.


Ход мероприятия:


Действующие лица:


Ведущая. Одета в яркий сарафан, кокошник, теплый зипун;

1-ый Скоморох;

2-ой Скоморох. Оба персонажа одеты в яркие, многоцветные комбинезоны. На головах шапка с колокольчиками. Щеки, брови и губы ярко раскрашены. В руках у скоморохов бубенцы;

Зимушка–Зима. Одета в белые одежды и корону.


Звучат русские народные веселые песни. Ведущая в русском народном костюме. Музыка приглушается, звучат слова ведущей.


Ведущая:


Ой, вы, гости дорогие,

Здравствуйте, бывалые!

Мы Масленицу встречаем

Песнями забавными.


Здравствуйте, люди дорогие. Сегодня мы с вами отмечаем праздник веселый, праздник старинный. Его еще наши отцы, деды и прадеды отмечали. Внимание – Масленица пришла. И нужно как следует ее родимую встретить и приветить. Как вы думаете, мы с вами сможем?


Все хором: Да.

Ведущая: И у нас получится?

Все хором: Да.


Ведущая: Ото всех дверей! Ото всех ворот!

Приходи скорей! Торопись народ!

Раскрывай- ка уши, нас скорей послушай!

На Руси давно справляли

Праздник проводов зимы,

Его Масленицей звали

Проведём его и мы!

Душа ты наша, Масленица, годовая

Наша гостьюшка дорогая!

В детский сад к нам пришла

И веселье принесла!


Крепче за руки беритесь

И в два круга становитесь!

Будем петь и плясать!

Масленицу величать!


Песня "Ой, вставала я ранёшенько"

1.Ой, вставала я ранёшенько,

Убиралася быстрёшенько.

Припев:

Пришла к нам Масленица,

Принесла блины и маслице!

2.Как стояла я у жаркой печи.

Выпекала кренделя и калачи.

Припев.

3.С калачами блины, шанежки

Для милого друга Ванечки.

Припев.

4.Ой, подружки, собирайтеся,

В сарафаны наряжайтеся.

Припев.

5.Будем вместе хороводы водить,

Надо нам ещё и зиму проводить!

Припев.


На сцене появляются два скомороха.

1 скоморох: Эй, веселей собирайся, народ,

Нынче масленица в гости идёт!

Спешите, спешите, спешите,

Друзей с собой захватите!

2 скоморох: Тары-бары, тары-бары,

Выходите во дворы!

Будем пляски начинать,

Будем Масленицу встречать!


1 скоморох: Масленицу широкую открываем

И веселье начинаем!

Уж ты, Зимушка-зима, все дороги замела,

Все дороги, все пути – ни проехать, ни пройти!

Песня.

1. Как на масляной неделе

Мы крутили карусели

Веселились от души

Песни пляски хороши


2.Как на масляной неделе

Прогоняли мы метели

Уходи скорей зима

Приходи быстрей весна.

3. С красной лентой мы идем

На блины гостей зовем

Приходите вечерком

За сметанкой за блинком.

4.С желтой лентой мы идем

На блины гостей зовем

Приходите вечерком

За Сметаной за блинком.


2 скоморох: Мы по кругу все пойдём,

Дружно спляшем и споём.

♫ Хоровод «Как на тоненький ледок» (русская народная песня).

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была.


Выпал беленький снежок,

Ехал Ванечка-дружок.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была.


Ехал Ваня, поспешал,

С своего коня упал.


Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была.


Он упал да лежит,

Никто к Ване не бежит.

Эх! Зимушка, зима, Зима снежная была.


Две подружки увидали,

Скоро к Ване подбежали.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была.


Скоро к Ване подбежали,

На коня его сажали.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была.


На коня Ваню сажали,

Путь-дорогу показали.

Эх! Зимушка, зима, зима снежная была.


1 скоморох: Ты катись, весёлый бубен,

Быстро, быстро по рукам (передают бубен)!

У кого весёлый бубен,

Тот сейчас станцует нам!



Танец усмотрению педагога


Скоморох 2:

Чтобы Зимушка-Зима

Холода все забрала.

Скоморох 1:

Радость, счастье принесла.

И нас вниманием не обошла. Звенят бубенцами.

Скоморох 2:

Все потехи и забавы будут дивно хороши.

Подурачимся на славу, посмеемся от души!

В круг вставай, честной народ,

Заводи-ка хоровод!

Возьмитесь за руки друзья,

Вместе с вами встану я.

Будем петь и танцевать,

Масленицу прославлять.

Игра «Горелки»


Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребенок с платочком в руке. Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком. Играющие, хором поют считалочку:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо –

Птички летят, колокольчики звенят!


Те дети, между которыми остановился водящий, выходят за круг, встают друг к другу спиной.


После слов: «Раз, два, три - беги!», эти дети бегут в разные стороны. Кто первый успел подбежать к платочку, тот и водящий.


Ведущий. Гости милые, мы Зимушку провожаем,

Веселимся, поэтому и не скучаем!


Игра «У Маланьи, у старушки»

Дети идут по кругу, держась за руки, и говорят слова, водящий в кругу.


У Маланьи у старушки.

Жили в маленькой избушке

Жили семь сыновей

Жили семь дочерей

С такими ушами, с такими глазами,

Вот с такой головой, вот с такой бородой.

Ничего не ели, ничего не пили.

На ней посмотрели и делали вот так. А как?


Водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.


На метле появляется Баба-Яга, повязанная расписным платком.

Баба-Яга: Поклон вам, люди добрые! Я - Масленица, Авдотья Изотьевна!

Привет вам от Лешего! Тьфу ты, от солнца вешнего

Да от Весны - красны! Встретилась я с ней на болоте.

Ой, в полёте, когда к вам сюда спешила!

Пора мне пришла обязанности свои исполнять.

А что это вы так подозрительно на меня смотрите? Вот, у меня и паспорт имеется, всё, как положено! Вот, глядите! (протягивает «паспорт»)


Скоморох 2: Назначается Широкой Масленицей на 2023 год!

Баба Яга: И печать есть, и подпись внизу имеется. Я всю зиму готовилась к встрече с вами: недоедала, недосыпала.


Скоморох 1: Слушай, Масленица, лучше скажи, игры ты знаешь? Веселить умеешь?

Баба-Яга: А как же, умею! А ну-ка, детушки, вставайте в круг, так и быть,

поиграю с вами!


Баба-Яга: Ножки вам стоять не велят, они через мою метёлку попрыгать хотят!

А тех, кого сейчас поймаю, с собой на ужин забираю!

Игра «Береги ноги» (В конце Баба Яга «теряет метлу»)

Баба-Яга: Никого я не поймала, лишь метёлку потеряла!

Скоморох 2: Вот метёлка, догоняй!

Баба-Яга: Ой-ой-ой! Отдай, отдай!


Скоморох 1: Подожди, подожди! Что-то не нравится мне всё это: метла да метла! У Масленицы метлы не было никогда! Ребята, а вам не кажется, что эта Масленица - и не Масленица вовсе? Никого она вам не напоминает? (ответы детей) Точно! Бабу-Ягу!


Баба-Яга: Надо же, догадались! А мне-то одной в лесу скучно,

Не с кем, сплясать, даже не с кем поиграть!

Вот я и переоделась Масленицей.

Её вон как хвалят, как с нею все играют! А со мной - никто!


Скоморох 2: Не расстраивайся, Баба-Яга, дети с тобой играют.

Также можно провести игру «Воробьи и вороны» (если быстро отгадают загадки). Правила игры: игроки делятся на две команды — «воробьев» и «ворон». Ведущая произносит: «Воробьи!», участники этой команды ловят «ворон». Внезапно ведущая произносит «Вороны!», и все происходит наоборот, «вороны» ловят «воробьев». Игра динамичная, не нужно ее затягивать, главная цель — согреться, получить заряд бодрости.


Баба-Яга: Вот спасибо, ребятня, уважили вы меня! Ну, что ж, ждите настоящую Масленицу в гости, а мне пора в лес, в избушку, до свиданья! (убегает из зала)


Вносят чучело Масленицы.


Скоморох 2:


Вот приехала Масленица!

Сударыня-боярыня Масленица!

С сыром, маслом, и блином,

И румяным пирогом!

Скоморох 1:

Ой, Масленица-кривошейка,

Повстречаем тебя хорошенько!

Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом.

Скоморох 2:

Здравствуй, сударыня Масленица!

Дорогая наша гостья,

Масленица - Авдотья Изотьевна!

Платок пестренький новомодненький,

Брови черные, наведенные.

Юбка пестрая, кофта яркая,

Идешь к нам с блинами и подарками.


Скоморох 1:

Какая масленица без блинов горячих и румяных?

Русская масленица издавна славилась своими блинами.

Песня «Блины»


Ведущий.

Зазывай, народ, Весну

Весну красную,

Весну ясную

Громко крикнем «Весна красная, приходи»

Появляется Весна.

Весна:

А вот и я.

Вы меня звали, друзья!

Я Весна-Красна!

Бужу землю ото сна!

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки,

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход!


Весна:

Весна начало работ. Давайте вспомним пословицы о труде. Я буду произносить начало пословицы, а вы её оканчивать.

- Готовь сани летом, а телегу. (зимой)

- Не красна изба углами, а красна. (пирогами)

- Не сиди, сложа руки, тогда не будет в доме. (скуки)

- Труд человека кормит, а лень. (портит).

Весна- А теперь, будем вместе танцевать, тепло и солнце величать!


ОБЩИЙ ТАНЕЦ Дети встают в большой круг ИГРА ПУЗЫРЬ (МЕСИМ ТЕСТО).


Весна

Ну что же, пришло время масленицу провожать, масленица прощай, и праздник наш не забывай!

Уносят масленицу

Скоморох 2:

Пышные гуляния ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!