Конспект открытого урока
Данные об учителе: Пономарева Дарья Вячеславовна
Предмет: обществоведение Класс: 5
Учебник (УМК): Боголюбов Л.Н. Обществоведение.
Тема урока: Семья – ячейка общества
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: картинки с изображением разных семей (однопоколенная, двупоколенная, неполная; оформленная доска: записана тема урока, домашнее задание, презентация с репродукциями картин.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
• познавательными УУД:
У большинства учащихся не сформированы
• коммуникативные УУД:
• личностные УУД:
Цель урока: Формирования представления о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека.
Задачи:
1. Обучающая. Дать учащимся понятия: семья, общество, ячейка.
2. Воспитательная. Воспитание у учащихся чувства ответственности за семью, желание формировать крепкую семью.
3. Развивающая. Развивать у учащихся коммуникативные и организаторские способности, чувство эмпатии, толерантности, взаимоуважения и взаимной поддержки.
Ход урока
1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, проверка посещаемости).
Формулировка темы и определение основных целей занятия.
Тема нашего урока сегодня – «Семья – ячейка общества».
В связи с этим мне бы хотелось попросить вас, ребята, сказать, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «СЕМЬЯ»?
Учащиеся отвечают:
Родители, дети, обычаи, традиции, счастье, радость, тепло, уют, дружба, поддержка и так далее.
Сегодня разговор пойдет о семье, как о ячейке общества. Вы сегодня получите понятия слов «семья», «ячейка», «общество».
Ребята, а скажите, пожалуйста, что такое СЕМЬЯ?
Учащиеся отвечают на вопрос, высказывая каждый свое мнение. Например:
• сообщество людей
• люди, которые являются родственниками
• люди, которые связаны брачными узами и так далее.
А теперь ответьте на вопрос, что такое, по вашему мнению, ЯЧЕЙКА?
Учащиеся высказывают свое мнение по этому вопросу, например:
• ячейка в камере хранения (в аэропорту, на вокзале, в банке).
• ячейка в улье, где есть соты, и в каждом отверстии работает одна пчела. И от того, как работает каждая пчела, зависит, богат улей медом или нет.
• каждая семья педагогов – ячейка, каждая семья учащихся – ячейка и т.д. А если взять все эти семьи вместе, то, что получится – ОБЩЕСТВО.
А как вы считаете, что такое ОБЩЕСТВО?
Учащиеся отвечают:
• много людей
• люди, живущие в одном государстве
• люди, которые заняты общим делом и т. д.
То есть мы с вами можем говорить, что эти три понятия не разделимы, и семья является основным элементом любого общества
Запишем определение термина семья и перечислим основные признаки семьи. Итак, Семья – это объединение людей, которые являются кровными родственниками (мать и дети, сестры и братья) или близкими людьми (муж и жена, свекровь и невестка). Признаки семьи: общее хозяйство, один дом или квартира, общие доходы и расходы, совместно воспитывают детей и проводят свое свободное время.
Эти особенности отличают семейный коллектив от любого другого коллектива, например трудового.
Но, наверное, главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, объединяющее ее членов. Недаром в народных поговорках и пословицах говорится: «На что и клад, коли в семье лад», «Любовь да совет – так и горя нет», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Семья крепка ладом».
Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей.
Бывают и другие семьи, когда в семейный коллектив объединяются родственники, например одинокие сестры, бабушка и внуки, тети и их племянники. Основой такой семьи является желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках.
Ребята, как вы думаете, всегда ли семья объединяет людей, которые любят и уважают друг друга.
Отвечают: не всегда.
Учитель показывает слайд с репродукцией картины Пукирева В.В. « Неравный брак» и после картины даны вопросы: Как они выглядят? Можно ли сказать, что невеста счастлива?А в современном обществе бывают ли браки по расчету? Как вы думаете, всегда ли брак по расчету – плохо?
Сейчас вы поработаете в парах.
Перед вами репродукция картины В. Пукирева «Неравный брак». Внимательно посмотрите на жениха и невесту и ответьте на вопросы, после изображения. На обсуждение вам 1-2 минуты, затем все вместе обговорим.
Обсуждают в парах. По истечению времени желающие отвечают на вопросы, происходит совместное обсуждение.
Семья – обязательная часть любого общества. И поэтому государство заботится о благополучии семей, помогает им приобретать жилье, обеспечивает ее членам возможность трудиться и воспитывать детей. В России существуют специальные законы, которые гарантируют семье помощь государства, соблюдение ее прав.
В Конституции РФ – это главный документ страны записано, что семья находится под защитой государства. Чтобы помочь семье выполнить главную ее обязанность – воспитание детей, государство строит детские сады, школы, больницы, стадионы, дома творчества, театры и многое другое.
Наверное, вам интересно будет узнать, что в России существует специальная государственная программа «Дети России», в рамках которой особая забота проявляется о детях-сиротах, детях-инвалидах, детях Чернобыля.
Слайд со стихотворением В. Берестова «Любили тебя без особых причин»
Перед вами стихотворение В. Берестова о семье, давайте зачитаем его и обсудим. Читать будем по цепочке, начнем с первой парты, первого ряда. Зачитывают.
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук.
За то, что ты – сын.
За то, что – малыш.
За то, что растешь.
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В. Берестов
Ребята, о какой особенности семьи говорит поэт (о любви семьи)? Что является опорой в жизни каждого человека (семья)?
Физкультминутка (проводит министр физкультуры и спорта)
Давайте продолжим обсуждение нашей темы.
Встречаются такие семьи, которые не выполняют своих обязанностей. Например, дети в таких семьях находятся без присмотра, родители не обращают внимание на их воспитание и образование. Конечно, таких случаев не так много, но они встречаются. Тогда вмешивается государство, потому что здесь нарушаются права ребенка, нарушается Конституция России.
Какие же права имеешь ты как несовершеннолетний ребенок? Отвечают: право жить, ходить в школу и т.д.
В России принят «Семейный кодекс РФ». В этом документе записаны твои права. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Продолжим читать по цепочке. Читают.
Право ребенка жить и воспитываться в семье;
Право ребенка знать своих родителей, право на их заботу о себе;
Право на совместное с ними проживание;
Право общаться с обоими родителями, другими родственниками;
Право на имущество.
За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.
Мы с вами знаем, что все мы люди разные. А значит, и семьи тоже бывают разные.
Все семьи разные, но можно найти и черты, которые делают их похожими. Например, в семье живут только родители (мать, отец) и их дети. Такие семьи называют двухпоколенными, то есть в них есть два поколения – старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети. Напомним, поколением называются люди примерно одного возраста, живущие в одно время. Все твои сверстники – люди одного поколения, а их родители, бабушки и дедушки – люди других, старших поколений.
А если в семье живут 3 поколения, не только дети и их родители, но и родители родителей, то есть бабушки и дедушки, то ее называют трехпоколенной. Такие семьи были весьма распространены в России, особенно в сельской местности. Старшее поколение выполняло часть семейных обязанностей: помогало вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.
Как назовут семью, в которой живут еще и прабабушки и прадедушки? (четырехпоколенной)
В жизни бывает и так, что по каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей. Такая семья называется неполной. Но это совсем не означает, что она хуже полной. Ведь оставшийся родитель (мама или папа) делает все, чтобы детям было уютно и тепло в доме.
Сейчас я вам раздам карточки с рисунками, вы должны будите в парах обсудить, какая семья изображена на рисунке. После этого мы с вами обговорим все вместе.
Рисунки: дочка с мамой; родители, дети; родители, дети, бабушка дедушка. Обсуждают, какая семья изображена на каждом из рисунков. Обсуждение в классе.
Хорошо, молодцы. А теперь взгляните на репродукцию картины А.А.Пластова «Мама» (слайд).
Знакома ли вам такая семейная сценка? Какие чувства испытывает мать к своим детям? Какие чувства испытывают дети к своей матери? Как ухаживает мать за своим ребенком?
Отвечают.
Рефлексия: А теперь давайте проверим, что же вы усвоили за урок. Итак,
Что такое семья?
Какие бывают семьи?
Нужна ли семья ребенку?
Хорошо ли, если в семье живет несколько поколений?
Какое значение имеет семья для государства?
Отвечают на вопросы.
Итак, спасибо вам за отличную работу. Давайте запишем домашнее задание: Написать небольшое сочинение «Моя семья».
Самоанализ по уроку обществознания
Пономаревой Д.В.
Урок обществознания проходил по теме «Семья – ячейка общества».
В начале изучения новой темы ученикам было предложено ответить на вопросы, что такое семья, ячейка, общества. Для того чтобы проследить связь этих понятий.
Учащиеся работали в парах, рассматривали репродукции картин, ознакомились со своими правами, узнали о том, какие бывают семьи. Дети проявляли активность, видна была их заинтересованность в изучении новой темы. Дисциплина не нарушалась. Цели урока были полностью реализованы.
К сожалению, из-за недостатка времени, не удалось выполнить часть запланированных заданий, в частности обсудить такие вопросы как: какие фильмы о семье смотрели дети, какие книги читали, какие пословицы о семье они могут назвать.
Но в целом, урок прошел успешно.