СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья. Семейные отношения

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока и презентация по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Карта учебного занятия»

Технологическая карта учебного занятия
  • Тема учебного занятия: Семья и семейные отношения
  • Класс: 5
  • Тип учебного занятия: открытие новых знаний
  • Вид учебного занятия: групповая, индивидуальная, дискуссионная, творческая
  • Цель учебного занятия: сформировать у учащихся представление о семье как ячейке общества, особой малой группе, в которой рождаются, растут и развиваются будущие граждане страны
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные Мета предметные УУД Личностные УУД
Научатся: Определять функции семьи, характеризовать семейно-правовые отношения Получат возможность научиться: Формулировать определения, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать свое мнение Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: участвуют в коллективом обсуждении проблем; обмениваются мнениями Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий, оценивают свою деятельность Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают свою учебную деятельность
Используемая технология: обучение в сотрудничестве, игровая, ИКТ Используемые информационно-технологические ресурсы:
  1. Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2015

  2. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

  3. Программа по курсу «Обществознание» для 5 – 9 классов под редакцией Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2012.










Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Мотивация к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу


Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организация фронтальной работы с классом. - ответ на ребусы- СЕМЬЯ

любая дорога начинается с первых шагов, здание с фундамента, а человек становится человеком только в семье» - народная мудрость

Рассматривают картинки.

Готовят ответы на вопросы.

Личностные: формируется понимание необходимости создания семьи

Коммуникативные: развитие устной речи; применяют правила делового сотрудничества

II.Актуализация знания;

Актуализация опорных знаний и способов действий

Организует беседу по обсуждению решения ребуса и народной мудрости

-О чем сегодня будем говорить?


Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

III.Изучение нового материала.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока







Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:

Подводит детей к выводу, предлагает назвать варианты темы и цели урока, организует обсуждение.




- Как вы думаете на какие вопросы мы должны ответить в течении урока?


- Давайте попробуем ответить на вопрос – Что такое семья?

- У вас есть на столах текст, составьте из слов определение.

(Семья, на, группа, кровном, это,

малая, основанная, родстве,

или, браке, взаимной, которой,

помощью, и, члены, ответственностью,

быта, связаны, общностью.)

«Семья – это малая группа основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью».


-На основании определения выделите характерные признаки семьи.


- Зачем люди создают семьи?

Самостоятельно расставьте этапы становления семьи ( задание на слайде)

- Вам поможет учебник с.26 второй абзац.

- Что такое брак?

Брак (брачный союз) — постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода».


- Как называют людей вступивших в брак?

Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина - муж или супруг, женщина - жена или супруга.


Организует парную работу «На каких чувствах, отношениях должна строиться семья?

Организует устную проверку.


- Как вы думаете государство заботится о семьях?

Организует работу с учебником, с. 28 (самостоятельно прочитать, парами ответить на вопросы:

- Назовите источники семейного права. (конституция, семейный кодекс)






- Все мы знаем о том, что семьи бывают разные.

- Давайте приведем примеры.





- А теперь приведем все сказанное вами в систему. У вас на столах есть тексты, опираясь на них, заполните пропуски в кластере «Типы семей»

Предлагают свои варианты темы и цели урока. Записывают тему урока: «Семья и семейные отношения». Ответы уч-ся 1.Что такое семья? 2. Зачем люди создают семьи? 3. Какую роль выполняют семьи? 3. Какие бывают семей. 4. Как государство заботится о семье?




Отвечают на поставленные вопросы, формулируют определение.

Работают в маршрутном листе



Признаки: Малая группа

  1. Кровное родство

  2. Брак

  3. Совместное хозяйство

  4. Взаимная ответственность.









Анализируют схему, высказывают свое мнение, приводят примеры.

(воспроизводят таблицу в правильной форме)

Делают запись в маршрутный лист

Проводят самопроверку Парами отвечают на поставленные вопросы Дети приводят примеры: (много детей, один ребенок, с мамой проживают, с бабушками и дедушками и т.д.) Работа в группах. Проверка совместно с учителем.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цель урока после предварительного обсуждения Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

Познавательные: проявляют умение работать с информацией



















Познавательные: проявляют умение работать с информацией

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

IV. Первичное осмысление и закрепление

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся



Подведем итоги:

  • Какая малая группа называется семьей?

  • Какое значение семья имеет в жизни человека?

  • Что влияет на психологический климат семьи?

  • Какие семьи бывают?

  • Почему государство заботится о семье? Приведите примеры такой заботы.


(Семья объединяет людей, которые являются друг другу кровными или близкими родственниками.

Семья образуется тогда, когда мужчина и женщина вступают в брак.

Семья –обязательная часть любого общества, любого государства. Главное ее предназначение состоит в том, чтобы не иссяк род человеческий, появлялись все новые и новые поколения, развивалось общество.

Государство заботится о благополучии семей. Чем больше в государстве благополучных семей, тем сильнее и благополучнее государство.

И в завершение урока мы с вами построим дом для семьи. Но наш дом будет необычным, т.е. строительные материалы будут необычными.



Отвечают на вопросы



Проводят взаимопроверку











Отвечают на вопросы









8 ребят выходят к доске и строят дом.

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества

Познавательные: проявляют умение работать с информацией

Регулятивные: проводят взаимопроверку

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Организует рефлексию

  • было трудно…

  • я научилась (научился)…

  • меня удивило …

  • мне захотелось …

  • мне понравилось (не понравилось)

  • мне было интересно…


Ставит отметки

Организует обсуждение

Проводят рефлексию- выявляют, что получилось, что- нет.

Ставят себе отметки по шаблону.

Регулятивные: оценивание своей работы

Коммуникативные: высказывают собственное мнение

Личностные: самоопределение, корректировка личности

VI. Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает домашнее задание (исходя из того, как дети выполнили базовую часть заданий):

  1. Параграф № 3 – читать и пересказывать.

  2. Вопросы и задания на стр. 32 – устно.

  3. Сообщения о праздниках, связанных с семьей и пословицы о семье


Слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание




Просмотр содержимого документа
«Приложение1. Маршрутный лист»

Тема урока______________________________________________________


Создание семьи

Этапы становления семьи:

____________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Как образуются семьи









2. Источники семейного права

__________________________________________________________________________________________________________________________________







Предназначение семьи

Типы семей

3. Ви



Помощь государства семьям

1._________________________________

2.___________________________________

3.__________________________________

4.__________________________________

5.__________________________________







Твое настроение на уроке






Т

Просмотр содержимого презентации
«Семья. Семейные отношения»

СЕМЬЯ

СЕМЬЯ

Семья и семейные отношения Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать?

Семья

и семейные отношения

Как вы думаете,

какую тему мы сегодня

будем изучать?

«Любая дорога начинается с первых шагов, здание – с фундамента, а человек становится человеком только в семье»

«Любая дорога начинается

с первых шагов,

здание – с фундамента,

а человек становится человеком только в семье»

  • Как вы понимаете эти слова?
  • Согласны ли вы с ними?
Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

Как вы думаете,

на какие вопросы нам предстоит ответить?

План урока: Что такое семья? Зачем люди создают семью? Что семья дает человеку? Что человек дает семье? Нужна ли семья ребенку? Какие бывают семьи? Зачем нужна семья государству? Как государство поддерживает семью? Все ли семьи выполняют свои обязанности?

План урока:

  • Что такое семья?
  • Зачем люди создают семью?
  • Что семья дает человеку?
  • Что человек дает семье?
  • Нужна ли семья ребенку?
  • Какие бывают семьи?
  • Зачем нужна семья государству?
  • Как государство поддерживает семью?
  • Все ли семьи выполняют свои обязанности?

Кого объединяет СЕМЬЯ ? Попробуйте самостоятельно определить: Что такое СЕМЬЯ ?  Семья  – это группа людей, основанная на кровном или близком родстве муж и жена мать и дети

Кого объединяет СЕМЬЯ ?

Попробуйте самостоятельно определить:

Что такое СЕМЬЯ ?

Семья

– это группа людей, основанная на кровном или близком родстве

муж и жена

мать и дети

Подберите слова – ассоциации к слову СЕМЬЯ Какой вывод вы можете сделать?

Подберите слова – ассоциации

к слову СЕМЬЯ

Какой вывод вы можете сделать?

Происхождение термина  «Семья» Предположите – откуда происходит слово «семья»

Происхождение термина

«Семья»

Предположите – откуда происходит слово «семья»

Происхождение термина  «Семья»  Слово восходит к корню «сем» , имеющему отношение к семени и продолжению рода

Происхождение термина

«Семья»

Слово восходит к корню «сем» , имеющему отношение к семени и продолжению рода

Происхождение термина  «Семья»  Исходя из происхождения слова, определите САМУЮ ГЛАВНУЮ функцию семьи

Происхождение термина

«Семья»

Исходя из происхождения слова,

определите САМУЮ ГЛАВНУЮ функцию семьи

Главное предназначение семьи – продолжение рода, появление новых поколений, развитие общества Зачем еще люди создают семьи? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сыграть в игру «Перевоплощение». Разделитесь на три группы. Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья от имени детей, вторая группа – от имени родителей, третья группа – от имени пожилых людей (бабушки и дедушки).

Главное предназначение семьи – продолжение рода, появление новых поколений, развитие общества

Зачем еще

люди создают семьи?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сыграть в игру «Перевоплощение».

Разделитесь на три группы.

Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья от имени детей,

вторая группа – от имени родителей,

третья группа – от имени пожилых людей (бабушки и дедушки).

Игра:  Расставьте этапы рождения семьи в правильной последовательности Обязанности по отношению к детям Брак Обязанности относительно друг друга Рождение детей Воспитание внуков Встреча 6 2 1 4 3 5

Игра: Расставьте этапы рождения семьи в правильной последовательности

  • Обязанности по отношению к детям
  • Брак
  • Обязанности относительно друг друга
  • Рождение детей
  • Воспитание внуков
  • Встреча

6 2 1 4 3 5

В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСах).

В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСах).

Условия заключения брака:

Условия заключения брака:

  • достижение брачного возраста-18 лет;
  • взаимное добровольное согласие;
  • отсутствие других браков;
  • отсутствие родственных связей между лицами, вступающими в брак
Семьи образуются по-разному. Рассмотрите и «прочитайте» схему Семья Семья образуется, Объединение на родственной основе (бабушка и внуки и т. д.) когда мужчина и женщина вступают в брак Основа такой семьи: взаимное чувство любви, стремление создать уютный дом, родить и воспитать детей Основа такой семьи: желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках

Семьи образуются по-разному. Рассмотрите и «прочитайте» схему

Семья

Семья образуется,

Объединение на родственной основе (бабушка и внуки и т. д.)

когда мужчина и женщина вступают в брак

Основа такой семьи: взаимное чувство любви, стремление создать уютный дом, родить и воспитать детей

Основа такой семьи: желание помогать

друг другу,

заботиться о малых детях и стариках

На каких чувствах, отношениях должна строиться семья?

На каких чувствах, отношениях должна строиться семья?

  • Любовь
  • Уважение
  • Взаимопонимание;
  • Взаимопомощь;
  • Терпение;
  • Умение прощать
  • … и многое другое…
Должно ли государство заботиться о благополучии семей?

Должно ли государство заботиться о благополучии семей?

Семья и государство Статья 38 Конституции РФ  Семья находится под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – право и обязанность родителей.  Дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Семья и государство

  • Статья 38 Конституции РФ

Семья находится под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – право и обязанность родителей.

Дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Какие бывают семьи? Заполните таблицу, делая выводы из рассказа учителя и изображений на слайдах: По числу детей По родственной структуре По количеству родителей - -

Какие бывают семьи?

Заполните таблицу, делая выводы

из рассказа учителя и изображений на слайдах:

По числу детей

По родственной структуре

По количеству родителей

-

-

1. По числу детей 3 1 2

1. По числу детей

3

1

2

2. По количеству поколений в семье 2 1 3

2. По количеству поколений в семье

2

1

3

3. По количеству родителей 2 1

3. По количеству родителей

2

1

Виды семьи Сравните результаты своей работы с таблицей. Что не получилось? Почему? По числу детей По количеству поколений Многодетные По количеству родителей Однопоколенные Малодетные  Двухпоколенные Полные Бездетные Неполные Многопоколенные

Виды семьи

Сравните результаты своей работы с таблицей.

Что не получилось? Почему?

По числу детей

По количеству поколений

Многодетные

По количеству родителей

Однопоколенные

Малодетные

Двухпоколенные

Полные

Бездетные

Неполные

Многопоколенные

Предположите, какое главное предназначение имеет семья, с точки зрения государства.

Предположите, какое главное предназначение имеет семья,

с точки зрения государства.

Семья является обязательной частью любого общества, любого государства. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек – семей

Семья является обязательной частью любого общества, любого государства.

Представьте себе соты пчелиного улья.

Так и государство состоит

из множества ячеек – семей

Все ли семьи выполняют свои обязанности?

Все ли семьи выполняют свои обязанности?

Родители (или один из них), ненадлежаще выполняющие свои обязанности, могут быть лишены родительских прав , если они уклоняются от выполнения родительских обязанностей или злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, оказывают на них вредное влияние своим аморальным, антиобщественным поведением, являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию детей. Восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей.

Родители (или один из них), ненадлежаще выполняющие свои обязанности, могут быть лишены родительских прав , если они уклоняются от выполнения родительских обязанностей или злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, оказывают на них вредное влияние своим аморальным, антиобщественным поведением, являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию детей. Восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей.

День матери ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ задания: Рассказать о праздниках (2 минуты - когда празднуется в России, празднуется ли в других странах, какие обычаи есть в этот день и т.д.) День матери – Лиза О. День отца – Вася День семьи, любви и верности – Катя День отца

День матери

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ задания:

  • Рассказать о праздниках

(2 минуты - когда празднуется в России, празднуется ли в других странах, какие обычаи есть в этот день и т.д.)

  • День матери – Лиза О.
  • День отца – Вася
  • День семьи, любви и верности – Катя

День отца

Картинная галерея

Картинная галерея

  • Знакома ли вам такая семейная сцена?
  • Какие чувства испытывает мать рядом со своими детьми?
  • Какие чувства испытывает мать рядом со своими детьми?
  • Какие чувства испытывают дети к своей матери?
Давайте повторим главное Заполните пропуски в тексте: Семья объединяет людей, которые являются кровными _______________ ( например ________________) или близкими людьми ( например ____________ ). Члены семьи живут в ___________, ведут общее ___________, имеют общее ____________. Они вместе воспитывают ______ и проводят свободное время. родственниками родители и дети муж и жена одном доме хозяйство имущество детей

Давайте повторим главное

Заполните пропуски в тексте:

Семья объединяет людей, которые являются кровными _______________ ( например ________________) или близкими людьми ( например ____________ ). Члены семьи живут в ___________, ведут общее ___________, имеют общее ____________. Они вместе воспитывают ______ и проводят свободное время.

родственниками

родители и дети

муж и жена

одном доме

хозяйство

имущество

детей

Давайте повторим главное Заполните пропуски в тексте: Двухпоколенная семья состоит из _________________. Трёхпоколенная семья состоит из ___________________________________ _________________. Семья, в которой по какой-либо причине нет одного из родителей называется __________. родителей и детей родителей, детей, родителей родителей (бабушек-дедушек) неполной

Давайте повторим главное

Заполните пропуски в тексте:

Двухпоколенная семья состоит из _________________.

Трёхпоколенная семья состоит из

___________________________________

_________________.

Семья, в которой по какой-либо причине нет одного из родителей называется __________.

родителей и детей

родителей, детей, родителей родителей (бабушек-дедушек)

неполной

Оцени свою работу на уроке: я активно участвовал в работе на всех этапах урока, думал и размышлял, высказывал своё мнение, справлялся со всеми заданиями. 8 7 6 5 4 я не участвовал в работе почти во время всего урока, не старался, не размышлял, не пытался формулировать и высказывать своё мнение, с заданиями не справлялся. 3 2

Оцени свою работу на уроке:

я активно участвовал в работе на всех этапах урока, думал и размышлял, высказывал своё мнение, справлялся со всеми заданиями.

8

7

6

5

4

я не участвовал в работе

почти во время всего урока,

не старался, не размышлял,

не пытался формулировать и высказывать своё мнение, с заданиями не справлялся.

3

2

Сегодня на уроке… Чуть не уснул, потому что…. Чувствовал себя замечательно, потому что… Узнал много нового,  потому что… Чувствовал себя неуютно, потому что…

Сегодня на уроке…

Чуть не уснул,

потому что….

Чувствовал себя замечательно, потому что…

Узнал много нового,

потому что…

Чувствовал себя неуютно,

потому что…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: УСТНО: §3 – читать, запоминать информацию, выполнять задания в тексте, учить термины 2. ПИСЬМЕННО (на выбор) задания на стр.32      ИНДИВИДУАЛЬНО –  Найти пословицы о семье   Рассказать о праздниках, посвященных семье (до 2 минут - когда празднуется в России, празднуется ли в других странах, какие обычаи есть в этот день и т.д.) Помните, что пара слайдов презентации не только сделает ваше выступление интереснее, но и добавит балл к отметке))) День матери – День отца – День семьи, любви и верности –

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • УСТНО: §3 – читать, запоминать информацию, выполнять задания в тексте, учить термины

2. ПИСЬМЕННО (на выбор) задания на стр.32

  • ИНДИВИДУАЛЬНО –
  • Найти пословицы о семье
  • Рассказать о праздниках, посвященных семье

(до 2 минут - когда празднуется в России, празднуется ли в других странах, какие обычаи есть в этот день и т.д.) Помните, что пара слайдов презентации не только сделает ваше выступление интереснее, но и добавит балл к отметке)))

  • День матери –
  • День отца –
  • День семьи, любви и верности –

Список использованных источников:

1.Учебник для общеобразовательных организаций 5 класс( Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой) «Просвещение», 2013

2. Изображения:

http://sadikshkola.ru/d/321750/d/1.gif

http://new.stihi.ru/pics/2015/09/08/1794.jpg

www.homes4saleasheville.com/wp-content/uploads/2013/07/canstockphoto5711928.jpg

https://wiki.mininuniver.ru/images/thumb/a/ac/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE.jpg/800px-%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE.jpg

http://www.easybranches.com/wp-content/uploads/2013/10/a52e9__Family-Easy-Branches.png

http://ruinformer.com/uploads/_pages/10288/semja.jpg

http://internetivi.ru/uploads/posts/2014-01/1388822347_1356538028_fotolia_8648041_subscription_l_0.jpg

http://wikna.org/wp-content/uploads/2013/10/parent-to-newborn.jpg

http://mostcenter.ru/wp-content/uploads/2016/02/kak-vyrastit-iz-rebenka-schastlivogo-cheloveka.jpg

https://cdn5.imgbb.ru/community/180/1800477/201604/265fa49876b27d839c0181f359c241de.jpg

http://mobis-game.ru/prefix/39a590eae60319c0a38fa6ab330d3345.jpg

http://media-cache-ec0.pinimg.com/1200x/bc/16/dd/bc16dd9f25d3c622bd551dad797da578.jpg

http://www.ng.ru/upload/resize_cache/iblock/4b1/130_83_1/13-13-1.jpg

http://occultizm.net/uploads/posts/2014-06/1401595917_jazycheskie-prazdniki-v-iyune.jpg

https://klimbim2014.files.wordpress.com/2015/05/1914-family-nicholas-ii-of-russia.jpg

http://ibabulya.ru/wp-content/uploads/2016/04/54348-transportnoy-nakladnoy-pri-eksporte-v-kazahstan-avtomobilnym-transportom-pokupatelem.jpg

http://medi-sos.ru/prostatit/wp-content/uploads/2016/04/35670090-medovyy-massazh-pri-prostatite.jpg

http://3.404content.com/resize/730x-/1/F1/FE/905565078606578886/fullsize.jpg

http://i.voffka.com/pic/08img_set/100ru5_003.jpg

https://birthnavigators.files.wordpress.com/2011/06/neanderthal_family.jpg

http://gs.delfi.lt/images/pix/file45550871_7e3c9a03.jpg

http://cdnblog.inetproduce.ru/2013/01/semya.jpg

http://sageinhome.com/wp-content/uploads/2013/10/iStock_000012918581Small.jpg

http://yuzha.ru/userfiles/news/images/2/12(1).jpg

http://www.dmsh20kurort.ru/public/users/43/271.jpg

http://cs636628.vk.me/v636628801/6eb2/Q-nDnTpmrBs.jpg

http://alfa-nik.org/wp-content/uploads/2012/08/1-46-300x198.jpg

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!