СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейный час на тему: «Поговорим об ответственности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семейный час

Тема: «Поговорим об ответственности».

Цель и задачи: Обсудить с воспитанниками проблему преступности среди            несовершеннолетних.

Объяснить воспитанникам особенности уголовно ответственности  несовершеннолетних.

Подготовительный этап: необходимо подготовить раздаточный материал с юридической ииформацией для воспитанников, листы бумаги, фломастеры (по количеству микрогрупп).

Ход семейного часа

         Вступительное слово воспитателя.

         Уголовное законодательство несовершеннолетними признаёт лиц, которым ко времени совершения  преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (Ст. 78 УК РК). Причём считается, что лицо достигло определённого возраста не в день рождения, а со следующих суток.

Основание привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности такое же, как и  основание привлечения взрослого человека, -  совершённое преступление.

         Преступлением признаётся совершённое виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещённое настоящим Кодексом под угрозой наказания (Ст. 9 УК РК). Представляющее опасность для личности, общества или государства, совершённое лицом, достигшим определённого возраста, вина которого доказана судом.

Преступления бывают умышленными или совершёнными по неосторожности.

Прежде чем признать человека виновным в совершении преступления, необходимо выяснить, имел он или нет, умысел его совершить. Умышленные действия отличаются от неосторожных тем, что в первом случае виновный осознаёт общественную опасность совершаемых им действий или бездействий, предвидит возможность их общественно опасные последствия и желает или сознательно допускает их наступление  (Ст. 20 УК РК). В случае совершения  преступления по неосторожности виновное лицо либо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит такой возможности, хотя должно было и могло бы их предвидеть, если бы проявило необходимую внимательность и предусмотрительность (Ст. 21 УК РК).

Закон поощряет добровольный отказ от совершения преступления (Ст. 26 УК РК), но ужесточает наказание за повторное совершение преступлений, за преступное посягательство на детей, других беззащитных или беспомощных людей, за особо  жестокие, садисткие   преступления, соучастие. Более суровая ответственность наступает также за групповые  преступления. Соучастием в преступлении признаётся умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления являются: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник. Ответственность соучастников в  преступлении определяется характером, степенью их участия в преступлении (Ст. 27 УК РК).

Групповыми признаются преступления, совместно совершённые двумя или более исполнителями, объединившимися либо в группу без предварительного или с  предварительным сговором, либо в организованную группу или в преступное сообщество (Ст. 31 УК РК).

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст, ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления  (Ст. 78 УК РК).

Однако уголовная ответственность несовершеннолетних характеризуется некоторыми особенностями, заключающимися в следующем:

  • несовершеннолетнему могут быть назначены не все виды наказания, предусмотренные уголовным законодательством;
  • несовершеннолетний может быть освобождён от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного характера;
  • несовершеннолетний может быть освобождён от наказания и помещён в специальное воспитательное или лечебно- воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

           По действующему законодательству к несовершеннолетнему лицу, совершившему преступление, могут быть применены не все, а только следующие виды наказания:

  • штраф;
  • лишение права заниматься определённой деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • арест (т.е. краткосрочное (от одного до четырёх месяцев) лишения свободы в условиях строгой изоляции и обязательных работ);
  • лишение свободы на срок не выше 10 лет.

Дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за совершение убийства (Ст.

96 УК РК), кражу (Ст. 175 УК РК), умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью  (Ст. 103; 104 УК РК), похищение человека (Ст. 125 УК РК), изнасилование (Ст. 120 УК РК), разбой (Ст. 120 УК РК), грабёж  (Ст. 178 УК РК), вымогательство ( Ст. 181 УК РК),

угон автомобиля  (Ст.185 УК РК), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (Ст.275 УК РК), умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, повлёкшее тяжкие последствия или совершённое опасным способом  (Ст.187 УК РК), хищение огнестрельного оружия и взрывных устройств, взрывчатых наркотических веществ (Ст.255 УК РК), терроризм (Ст.233 УК РК), захват заложников  (Ст. 234 УК РК),  заведомо ложное сообщение об акте терроризма ( Ст. 242 УК РК), вандализма ( Ст. 258 УК РК), а также за приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения ( Ст. 299 УК РК), надругательство над телами умерших и местами их захоронения при отягчающих обстоятельствах ( Ст. 275 УК РК), насильственные действия сексуального характера ( Ст. 121 УК РК), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ ( Ст. 260 УК РК). В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет ( Ст. 15 УК РК).

Расследование и рассмотрения в суде дел несовершеннолетних в судах также имеют особенности. Они предусмотрены в Уголовно- процессуальном кодексе РК.

К особенностям расследования и рассмотрения в суде дел о преступлениях, совершённых несовершеннолетними, относятся, в частности:

- обязательное участие защитника (адвоката);

- участие родителей или лиц, их заменяющих в  расследовании и     рассмотрении уголовных дел несовершеннолетних;

-  возможность участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16 лет, педагога, который должен помочь следователю правильно, понятно сформулировать вопрос, установить с несовершеннолетним психологический контакт.

Далее предлагаю воспитанникам обсудить ситуацию: 14 – летние подростки Канат и Сергей были задержаны работниками полиции при попытке продажи магнитолы из автомобиля. В ходе следствия подростки сознались, что «давно приметили автомобиль жителя соседнего дома. Он подолгу стоял недалеко от дома. Выждав время, подростки с помощью заранее припасённых инструментов вскрыли автомобиль и похитили из него магнитолу». На вопрос работника полиции, почему они совершили это преступление, подростки сказали, что деньги им были нужны на развлечения.  

Обсуждение ситуации:

  1. Знали ли подростки, что совершают противоправное действие?
  2. Что, на ваш взгляд, является особенно опасным в действиях подростков (для них, для общества?)
  3. можно ли назвать деяния подростков преступлением?
  1. Почему подростки совершили  преступление?

 Обсуждая ситуацию, далее предлагаю воспитанникам обсудить в

микрогруппах причины преступности среди несовершеннолетних. Каждая группа оформляет свой ответ на отдельном листе. Затем воспитанники выступают по проблеме. После выступления воспитанников я обобщаю их ответы и предлагаю им сделать свои выводы по обсуждаемой теме.

Просмотр содержимого документа
«Семейный час на тему: «Поговорим об ответственности».»

Воспитатель: Гульванский С.В.

Семейный час


Тема: «Поговорим об ответственности».

Цель и задачи: Обсудить с воспитанниками проблему преступности среди несовершеннолетних.

Объяснить воспитанникам особенности уголовно ответственности несовершеннолетних.

Подготовительный этап: необходимо подготовить раздаточный материал с юридической ииформацией для воспитанников, листы бумаги, фломастеры (по количеству микрогрупп).


Ход воспитательного часа


Вступительное слово воспитателя.

Уголовное законодательство несовершеннолетними признаёт лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (Ст. 78 УК РК). Причём считается, что лицо достигло определённого возраста не в день рождения, а со следующих суток.

Основание привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека, - совершённое преступление.

Преступлением признаётся совершённое виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещённое настоящим Кодексом под угрозой наказания (Ст. 9 УК РК). Представляющее опасность для личности, общества или государства, совершённое лицом, достигшим определённого возраста, вина которого доказана судом.

Преступления бывают умышленными или совершёнными по неосторожности.

Прежде чем признать человека виновным в совершении преступления, необходимо выяснить, имел он или нет, умысел его совершить. Умышленные действия отличаются от неосторожных тем, что в первом случае виновный осознаёт общественную опасность совершаемых им действий или бездействий, предвидит возможность их общественно опасные последствия и желает или сознательно допускает их наступление (Ст. 20 УК РК). В случае совершения преступления по неосторожности виновное лицо либо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит такой возможности, хотя должно было и могло бы их предвидеть, если бы проявило необходимую внимательность и предусмотрительность (Ст. 21 УК РК).

Закон поощряет добровольный отказ от совершения преступления (Ст. 26 УК РК), но ужесточает наказание за повторное совершение преступлений, за преступное посягательство на детей, других беззащитных или беспомощных людей, за особо жестокие, садисткие преступления, соучастие. Более суровая ответственность наступает также за групповые преступления. Соучастием в преступлении признаётся умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления являются: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник. Ответственность соучастников в преступлении определяется характером, степенью их участия в преступлении (Ст. 27 УК РК).

Групповыми признаются преступления, совместно совершённые двумя или более исполнителями, объединившимися либо в группу без предварительного или с предварительным сговором, либо в организованную группу или в преступное сообщество (Ст. 31 УК РК).

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст, ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления (Ст. 78 УК РК).

Однако уголовная ответственность несовершеннолетних характеризуется некоторыми особенностями, заключающимися в следующем:

  • несовершеннолетнему могут быть назначены не все виды наказания, предусмотренные уголовным законодательством;

  • несовершеннолетний может быть освобождён от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного характера;

  • несовершеннолетний может быть освобождён от наказания и помещён в специальное воспитательное или лечебно- воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

По действующему законодательству к несовершеннолетнему лицу, совершившему преступление, могут быть применены не все, а только следующие виды наказания:

  • штраф;

  • лишение права заниматься определённой деятельностью;

  • обязательные работы;

  • исправительные работы;

  • арест (т.е. краткосрочное (от одного до четырёх месяцев) лишения свободы в условиях строгой изоляции и обязательных работ);

  • лишение свободы на срок не выше 10 лет.

Дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за совершение убийства (Ст.

96 УК РК), кражу (Ст. 175 УК РК), умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью (Ст. 103; 104 УК РК), похищение человека (Ст. 125 УК РК), изнасилование (Ст. 120 УК РК), разбой (Ст. 120 УК РК), грабёж (Ст. 178 УК РК), вымогательство ( Ст. 181 УК РК),

угон автомобиля (Ст.185 УК РК), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (Ст.275 УК РК), умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, повлёкшее тяжкие последствия или совершённое опасным способом (Ст.187 УК РК), хищение огнестрельного оружия и взрывных устройств, взрывчатых наркотических веществ (Ст.255 УК РК), терроризм (Ст.233 УК РК), захват заложников (Ст. 234 УК РК), заведомо ложное сообщение об акте терроризма ( Ст. 242 УК РК), вандализма ( Ст. 258 УК РК), а также за приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения ( Ст. 299 УК РК), надругательство над телами умерших и местами их захоронения при отягчающих обстоятельствах ( Ст. 275 УК РК), насильственные действия сексуального характера ( Ст. 121 УК РК), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ ( Ст. 260 УК РК). В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет ( Ст. 15 УК РК).

Расследование и рассмотрения в суде дел несовершеннолетних в судах также имеют особенности. Они предусмотрены в Уголовно- процессуальном кодексе РК.

К особенностям расследования и рассмотрения в суде дел о преступлениях, совершённых несовершеннолетними, относятся, в частности:

- обязательное участие защитника (адвоката);

- участие родителей или лиц, их заменяющих в расследовании и рассмотрении уголовных дел несовершеннолетних;

- возможность участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16 лет, педагога, который должен помочь следователю правильно, понятно сформулировать вопрос, установить с несовершеннолетним психологический контакт.

Далее предлагаю воспитанникам обсудить ситуацию: 14 – летние подростки Канат и Сергей были задержаны работниками полиции при попытке продажи магнитолы из автомобиля. В ходе следствия подростки сознались, что «давно приметили автомобиль жителя соседнего дома. Он подолгу стоял недалеко от дома. Выждав время, подростки с помощью заранее припасённых инструментов вскрыли автомобиль и похитили из него магнитолу». На вопрос работника полиции, почему они совершили это преступление, подростки сказали, что деньги им были нужны на развлечения.

Обсуждение ситуации:

  1. Знали ли подростки, что совершают противоправное действие?

  2. Что, на ваш взгляд, является особенно опасным в действиях подростков (для них, для общества?)

  3. можно ли назвать деяния подростков преступлением?

  1. Почему подростки совершили преступление?

Обсуждая ситуацию, далее предлагаю воспитанникам обсудить в

микрогруппах причины преступности среди несовершеннолетних. Каждая группа оформляет свой ответ на отдельном листе. Затем воспитанники выступают по проблеме. После выступления воспитанников я обобщаю их ответы и предлагаю им сделать свои выводы по обсуждаемой теме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!