- Цель анкетирования - выяснить, какие ценности и традиции присущи в настоящее время семьям нашей школы, каково отношение к семье, семейным традициям и ценностям у учащихся и родителей.
В анкетировании принимали участие учащиеся и родители 2, 5 и 9 классов.
Всего было опрошено:
- 143 учащихся,
- 97 родителей.
– ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета.
(Энциклопедический словарь)
Семья – это… (ответы родителей)
- уютное местечко, очаг тепла и уюта, живой организм, главное путешествие нашей жизни, то, что трудно найти и страшно потерять, то, ради чего мы живем, самое главное – 75 %
- кровные, родные люди, связанные взаимопомощью и заботой, с совместными интересами, увлечениями – 87 %
- объединение близких людей, которые в ответе друг за друга, с общими взглядами, интересами, моралью, гармоничное сосуществование, желание быть вместе и заботиться друг о друге, помогать, дарить радость и счастье – 57 %
- взаимная забота и помощь, общие интересы, традиции и принципы, любовь, родители и дети – 68 %
- ячейка общества, основа государства – 84 %
Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живешь? (учащиеся)
Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты? (учащиеся)
Редко
2 класс
28
5 класс
Иногда
9 класс
37
35
Нет
26
41
Часто
58
5
66
14
10
5
7
Одинок ли ты в своей семье? (учащиеся)
- Традиция — передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. (В. Даль)
- Семейные традиции — принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции? (родители)
Как часто ваша семья собирается вместе? (учащиеся)
Ранжирование ответов
2 класс
1) ежедневно
16
5 класс
2) часто
3) как получится
9 класс
21
30
30
21
4) когда как
21
14
21
5
5) редко
41
12
6) всегда
5
12
17
21
7
11
14
Что делает ваша семья, собравшись вместе? (учащиеся)
1) каждый занимается своим делом
2 класс
5 класс
26
2) всё понемногу (всем, много чем)
9 класс
32
7
3) обсуждаем учёбу
4) занимаемся трудом и ходим летом на участок
10
5
9
5) смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы
12
26
34
7
-
7
6) занимаемся семейно – бытовым трудом
3
32
7) делимся впечатлениями
5
24
8) общаемся
11
12
9) вместе проводим досуг (свободное время)
32
17
35
14
10) читаем
47
24
48
16
9
11) шутим, смеёмся
28
-
26
12) отдыхаем.
3
47
42
34
53
34
Какие увлечения есть у членов вашей семьи? (родители)
спорт, танцы
2 класс
5 класс
53
рыбалка;
домашние животные;
9 класс
36
40
шитье;
47
55
57
24
73
37
музыка;
62
30
27
шахматы, настольные игры
45
-
20
чтение;
83
-
47
компьютерные игры;
41
36
53
рукоделие
30
58
36
коллекционирование;
другое
10
81
27
10
18
9
-
-
-
Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? (учащиеся)
Ранжирование традиций
2 класс
1) праздники
35
2) ужин в кругу семьи
5 класс
3) поездки
26
42
9 класс
45
21
32
4) всё, многое
5) совместный отдых
21
16
12
35
24
26
6) выезд на природу, просмотр ТV
24
42
14
7) не знаю
24
7
21
24
11
10
Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье? (родители)
Дни рождения
2 класс
93
5 класс
События, значимые в жизни ребенка (достижения, успехи, победы)
9 класс
67
60
События, связанные с учебой, школой
73
84
Не отмечаем
27
55
26
3
-
-
-
Какие семейные традиции вы соблюдаете? (родители)
Ранжирование традиций
2 класс
- дни рождения членов семьи;
5 класс
- коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.;
93
9 класс
- религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др.;
40
91
100
30
- государственные праздники (Новый год, 8 марта, 9 мая и др.) ;
67
-
55
90
- профессиональные праздники;
40
82
24
66
36
37
37
- воскресные семейные обеды (ужины);
36
-
22
45
53
- проведение семейных советов;
-
55
30
другое
-
18
16
26
-
-
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ (родители):
- память о предках, культура семьи, вещи, реликвии, традиции, сложившиеся в семье, чтимые и оберегаемые, передаваемые из поколения в поколение – 89 %
- взаимоотношения родных людей, взаимовыручка, уважение, взаимопомощь, любовь, дети, то, что делает из родственников семью – 74 %
- соблюдение заведенных правил, уважение друг к другу – 64 %
- философско-пропагандистский штамп с мутным смыслом – 3 %
- сама семья, «цемент» любой семьи, основы любой семьи и залог здорового общества – 28 %
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ (учащиеся):
- Игрушка, которую мне подарили;
- Рождение ребенка, бирочки из роддома, отпечаток маленькой ножки;
- Бабушкина и дедушкина фотографии; фото близких мне людей (мама, папа, братья, сестры и я);
- Прабабушкины украшения (ожерелье, кольца и т.д.), иконки;
- Кружка с фотографией и автографом Рональдо;
- События, связанные с семьей, близкими мне людьми; память о счастливых днях в моей жизни;
- Встреча каждое лето с бабушкой;
- Знать, что ты не один; знать, что близкие люди счастливы и здоровы;
- Вся наша семья, каждый ее член.
«У нас нет семейных ценностей, но они обязательно появятся, когда я вырасту…»
Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии? (родители)
Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники? (родители)
Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом? (р одители)
Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого? (родители)
Есть ли у Вас семейные реликвии. Назовите их. (родители)
Украшения фамильные
Иконы, Библия, Евангелие
10
Ордена, награды
13
24
Статуэтки, посуда, вещи
17
В чём заключается секрет «счастливой семьи»? (учащиеся)
Помочь в трудном деле.
2 класс
5 класс
51
Сказать добрые и приветливые слова.
9 класс
53
37
Защитить тех, кого обидели.
Жить по правде.
28
26
21
Хранить мир и согласие.
28
21
31
17
53
35
Проявить терпение и заботу.
34
58
Спорить и ссориться.
14
45
32
Проявлять неблагодарность.
45
Радоваться успехам своих друзей.
21
16
14
Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?